Технологическая карта. Звуковые волны. 9 класс.
план-конспект урока по физике (9 класс)

Юрина Наталья Васильевна

В процессе перехода  обучения на ФГОСы, начинаем писать технологические карты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvukovye_volny.tehnologicheskaya_karta.docx32.32 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта.

Тема урока: «Звуковые волны». 9 кл.

Педагогическая цель

Создать условия для формирования у учащихся представления о звуковых волнах и особенностях их образования, о механизме протекающих при этом процессов

Тип урока

Изучение нового материала

Планируемые результаты

Предметные: научатся определять особенности образования звуковых волн и механизме протекающих при этом процессов

Метапредметные:

Познавательные: развитие мышления учащихся (анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия), работа с информацией в разных видах-текст, таблица, презентация

Регулятивные: умения планировать и проводить эксперимент, выдвигать гипотезу, проверять её, оценивать работу группы, проводить контроль и коррекцию своей работы.

Коммуникативные: умения представлять  работу группы, выдвигать и обосновывать гипотезы, вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения.

Личностные: показ и оценивание роли физического и мысленного эксперимента и методов научного познания в изучении физических явлений

Организация урока

Орг.момент - 2 минуты,

Мотивация-2 минуты.

Актуализация знаний-6 минуты

Изучение нового материала-30минут

Первичное закрепление знаний-3 мин

Поведение итогов, домашнее задание-2 мин

Оборудование

1. Компьютер,  проектор, интерактивная доска.

2. аудиозаписи

ХОД УРОКА.

учебная ситуация №1

Действия учителя

Действия учащийся.

Формируемые УУД

Здравствуйте! Вокруг нас, да и в нас самих происходит много колебательных процессов, излучается много волн. Мы начали и продолжаем изучать тему "Механические колебания и волны". Вспомним основные изученные нами понятия, физические величины и их единицы, ответим на вопросы.

Отвечают на вопросы

Познавательные: знаково-символьные переходы.  Регулятивные: определение учащимися порядка ответа на вопросы.

Коммуникативные: отвечающий  может аргументировать свой ответ, остальные учащиеся проверяют правильность ответов у доски, при необходимости поправляют ответ.

учебная ситуация №2

Действия учителя

Действия учащийся.

Формируемые УУД

Наш мир полон колебаний и излучений. Мы живем по большей части не чувствуя окружающих нас волн. А те, которые ощущаются человеком, очень важны для него, так как являются источником информации о внешнем мире. Проведем небольшой эксперимент. Закроем доску ширмой и перекроем поток визуального восприятия. На экране  фотографии,  которые вы не видите, давайте попробуем определить,  что же там изображено по звуку (далее следует аудиодорожка с определенным звуком,  по которому необходимо угадать картинку).

- Откроем ширму, проверим свои предположения. Что нам помогло угадать содержание фотографий? О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

 Угадывают картинку по звуку, выдвигают предположения о теме урока, обсуждают и формулируют тему. На доске записывают вариант темы урока, который выбран при обсуждении

Познавательные: логическое соотнесение звук-картинка, выводы о теме занятия  Регулятивные: самостоятельное определение темы урока на основе созданной учебной ситуации Коммуникативные: выдвижение предположений об изображениях, анализ правильности выдвинутых предположений.

учебная ситуация №3

Действия учителя

Действия учащийся.

Формируемые УУД

А сейчас мы проделаем небольшой эксперимент! Вставьте камертон в резонатор. Извлеките звук. Исследуйте камертон.  Сделайте вывод.

Проведение опыта: ударить молоточком по камертону, прикоснутся к нему пальцем, поднести к нему бусинку на нити.  Рассказать о результатах опыта: что ощущают, видят, слышат. Анализируя проделанные эксперименты, выстроить логическую цепочку: звук-колебания-распространение колебаний - волна.

Познавательные:  составление логической цепочки на основе имеющихся знаний и проведенного эксперимента. Регулятивные: самостоятельное проведение  эксперимента и анализа ощущений.

 Коммуникативные: возможно сотрудничество в парах при проведении эксперимента, речевые высказывания о результатах опытов и теме урока.

Звуковая волна - механическая волна. А можно ли наблюдать распространение звуковых волн? Ударьте по камертону  молотком, опустите его в кювету с водой. Мы видим поверхностную волну вокруг каждой ножки камертона, а в пространстве между ножками видим почти неподвижные волны. Это результат наложения от двух ножек камертона. Такое явление называется интерференцией. Что бы понять механизм образования  звуковой волны, проделаем еще один  фронтальный опыт. Возьмите металлическую пластину с пластмассовым краем. Прижмите ее к столу резонатором. Извлеките звук. Выберите из 2 утверждений на доске верное: *Всякое  колеблющееся тело звучит. *Всякое звучащее тело колеблется. Не все колебания мы воспринимаем как звук, только колебания с частотой от 16 до 20000ГЦ.

Проводят эксперимент: ударяют молоточком по камертону, опускают его в воду. Берут металлическую пластину с пластмассовым краем. Прижимают  ее к столу резонатором. Извлекают звук. Выбирают правильное утверждение на доске (Всякое звучащее тело колеблется). Записывают ключевое словосочетание: от 16 до 20000ГЦ.

Познавательные: анализ верного утверждения, проверка гипотезы на опыте. Регулятивные: самостоятельный подбор оборудования для проверки правильности  высказывания, определения порядка действий, вывод.

Коммуникативные:  сотрудничество в парах при проведении эксперимента, дискуссия  о правильности утверждения на основе проведенных экспериментов.

учебная ситуация №4

Действия учителя

Действия учащийся.

Формируемые УУД

Что происходит при колебании линейки? Когда линейка колеблется, она сжимает прилегающий к одной стороне слой воздуха и одновременно создает разрежение с другой стороны. Области сжатия и разрежения чередуются и распространяются в виде упругой продольной волны. Аналогично создается волна в закрытом с одной стороны поршневом сосуде при колебании поршня, закрывающего сосуд с другой стороны. Если представить что рука может совершать колебания со звуковой частотой, то можно будет считать это моделью образования звуковой волны в газе. Покажите на картинке направление колебаний давления одним цветом, а направление распространения  волны - другим. Как мы определили, что звук - продольная волна? Покажите области разрежения и области сжигания.

Записывает ключевое словосочетание: Продольная волна, выполняет предложенное задание, отмечает цветом необходимые параметры, отвечает на вопросы.

Познавательные: моделирование для понимания процессов, происходящих в звуковой волне, соотнесение слова и рисунка, направления колебаний и направления распространения волны.  Регулятивные: выявление понимания и непонимания при работе с моделью. Коммуникативные:   озвучивание результатов наблюдения за процессами, показанными на картинке, проверка правильности выполнения на доске.

учебная ситуация №5

Действия учителя

Действия учащийся.

Формируемые УУД

Выясним роль упругой среды. Попробуйте представить, что будет происходить, если ударить молоточком по камертону в безвоздушной среде. Действительно, при отсутствии упругой среды, звук распространяться не может, скорость звука зависит от упругих свойств  среды. А как вы думаете,  в какой среде скорость звука будет максимальна? а минимальна?

Отвечают на вопросы. Находят  в учебнике, что при 0 С в воздухе скорость звука равна 330 м/с, в воде-1500 м/с, а в стали - около 5000 м/с.

Познавательные УУД: работа с тексом, таблицами. Коммуникативные:   обсуждение выполнения задания, вывод о максимальной и минимальной скорости звука

Сделаем вывод: что же такое звук? Ключевые словосочетания есть на доске.

Отвечают на вопрос. Например – звук - это продольная волна с частотой от 16 до 20000 Гц.

Познавательные УУД: обобщение, вывод на основе экспериментов, текста и опорного конспекта. Коммуникативные:    обсуждение вариантов вывода, запись на доске и в тетради.

А можем ли мы слышать звуки, если колебания происходят за пределами этого диапазона? Колебания с частотой ниже 16 Гц называются инфразвуком, с частотой более 20000 ГЦ  -ультразвуком. Мы их не воспринимаем, а некоторые животные могут их слышать. Собаки могут слышать звуки  частотой до 60000 Гц, летучие мыши-до 150000 Гц, дельфины-200000 Гц. Некоторые насекомые чувствительны к инфразвуку: кузнечики воспринимают частоты от 10 ГЦ, а сверчки от 2 Гц.

Записывают основные определения.

Познавательные: перевод информации из одного вида в другой - построение схемы. Коммуникативные:   проверка и  обсуждение  правильности построения схемы.

учебная ситуация №6

Действия учителя

Действия учащийся.

Формируемые УУД

Как часто бывает на уроках физики, сегодня мы говорили об очень важном для человека явлении – звуковых волнах. Акустика – раздел физики, изучающий звуки, важна и для медицины, и для экологии, и для музыки, и даже для мореплавания.

Задание на дом:  По группам подготовить дополнительный материал: «биологи» - о слышимости звуков, «экологи» - о примерной громкости разных звуков, «музыканты» - о форме музыкальных инструментов, «врачи» - о методах клинического обследования – аускультации и перкуссии, «мореплаватели» - об эхолокации.

Регулятивные:   возможность выбора домашнего задания.

Личностные: возможность выбрать домашнее задание  в соответствии с интересами учащегося, выполнить мини - проект по интересующей теме.

учебная ситуация №7(Рефлексия)

Действия учителя

Действия учащийся.

Формируемые УУД

А теперь вы выберите из предложенных цитат ту, которая вам наиболее близка (Приложение 1). Желающие выскажут свое мнение о том, как то или иное высказывание может отнесено к нашей сегодняшней работе на уроке.

- Спасибо, у нас прекрасно получилось! Мы очень хорошо поработали!

Учащиеся выбирают понравившуюся цитату.

(проводится рефлексия, соотнесение: мысль – работа на уроке).

Личностные: выбор учащимися цитаты, соответствующей целевым спектрам и жизненным установкам учащегося.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологические карты для 8 класса (технология Монахова)

Технлогическая карта даёт ученику представление о порядке изучения данной темы, о задачах стоящих перед ним. В первой строке карты дана структура изучения темы:количество уроков по данной теме,  ...

Технологические карты кулинария 7 класс

Технологическая карта к уроку "Кисломолочные продукты и блюда из них"...

технологическая карта урока.9 класс.

Реализация системно-деятельностного подхода на уроке русского языка в процессе изучения темы " Бессоюзное сложное предложение"...

Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...

Проектирование технологической карты уроках начальных классах.

Технологическая карта урока- это современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.В данном материале указаны способы графического проектиования урока, таблица, позво...

Технологическая карта к уроку Класс насекомые. Биология 7 класс.

Технологическая карта к уроку Класс насекомые. Биология 7 класс по ФГОС второго поколения....

Технологическая карта урока "Признаки класса однодольные и двудольные растения" 6 класс

Разработка урока в 6 классе по теме:  Деление  цветковых  растений  на  однодольные (например, пшеница)  и  двудольные (например, горох). Характерные различия (строе...