Решение задач как один из важнейших элементов обучения физике
статья по физике на тему

Баранова Екатерина Петровна

В статье освещается вопрос о важности и необходимости обучения решению физических задач. Практика решения задач, по нашему мнению, способствует формированию УУД, таким образом, приближая учащихся к стандартам, заданным ФГОС второго поколения. Теоретические знания трансформируются в практические навыки и прикладные умения. Учащиеся овладевают принципами компетентносно-деятельного подхода, что способствует их дальнейшему развитию и самореализации, как личностей успешных во всех аспектах их жизни.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon reshenie_zadach_kak_odin_iz.1.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Решение задач как один из важнейших элементов обучения физике

«Я слышу и забываю,

Я вижу и запоминаю,

Я делаю и постигаю»

 Китайская мудрость

Физика – это один из тех предметов, в процессе обучения которому учащиеся не только получают теоретические знания, но и применяют их в жизни. Существует два вида практических занятий: выполнение лабораторных работ и решение задач. При выборе задач для закрепления материала учитель должен руководствоваться целями, которых он хочет достичь. Согласно Федеральным государственным стандартам второго поколения учащийся должен в процессе обучения развить:

  1. регулятивные универсальные учебные действия;
  2. коммуникативные универсальные учебные действия;
  3. познавательные универсальные учебные действия;
  4. личностные универсальные учебные действия (далее УУД).

В процессе решения задач, у учащихся происходит формирование следующих УУД. Во-первых, они учатся преобразовывать практическую задачу в познавательную. В ходе решения задачи учащийся может не только применить уже полученные знания, но и  развить интерес к дальнейшему познанию. Данный вид деятельности учит планированию путей достижения целей, умению самостоятельно контролировать своё время и управлять им, основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса, то есть регулятивным учебным действиям.

Во-вторых, решение задач позволяет сформулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её, координировать с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание. Учащийся должен уметь приводить аргументы в пользу своего рассуждения и доказывать правильность выдвинутых им гипотез.

В-третьих, когда ученик решает задачи, он открывает для себя то, что раньше ему было неведомо – попадает в новую ситуацию, а затем, используя навыки и знания, полученные им на предыдущих уроках, находит способ решения. Иначе говоря, решение физических задач учит человека мыслить, познавать новое, создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач, осуществлять выбор наиболее эффективных способов в зависимости от конкретно заданных условий и устанавливать причинно-следственные связи.

В-четвёртых, физические задачи настраивают учащихся на прикладное  использование имеющихся у них знаний.  Школьник приучается к тому, что в дальнейшей своей жизни он может ещё не раз воспользоваться приобретёнными навыками, такими как   структурирование материала, развитие логической памяти, сравнение данных между собой, и применять на деле то, что раньше казалось ему формальной и отвлечённой теорией. Кроме того, если учащийся успешно справляется с несколькими примерами и задачами, количество постепенно переходит в качество, и накопленный опыт позволяет ему  успешно подготовиться и пройти государственную итоговую аттестацию в формате ОГЭ в 9-ом классе и ЕГЭ в 11-ом классе.

Всё выше сказанное приводит к выводу о том, что школьники, решающие задачи по разным разделам физики приобретают не только умения, но и навыки:

  • осознания своих мотивов и потребностей;
  • постановки целей;
  • отбора соответствующих средств;
  • достижения запланированного результата;
  • коррекции полученного результата;
  • постановке новых целей.

Тем самым они расширяют свои знания и кругозор гораздо быстрее, чем те, кто лишь слушает и записывает слова преподавателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Одномерные массивы: решение задач на добавление и удаление элемента»

Конспект урока разработан для учащихся 10 классов изучающих язык программирования Pascal. В конспекте подробно на примерах объясняется, как можно добавить и удалить элементы в одномерном ма...

Программа элективного курса по физике . «Решение задач повышенной сложности (части «2») ЕГЭ по физике» (11 класс).

Программа элективного курса " Рещение задач повышенной слохности части"2" )ЕГЭ по физике"   предназначена для учащихся11  класса. . Способствует эффективной подготов...

План-конспект урока:"Выдающийся физик и организатор»(жизнь и деятельность И.В. Курчатова),Решение задач по теме«Радиоактивные превращения», 11 класс Физика

План-конспект урока"Выдающийся физик и организатор»(жизнь и деятельность И.В. Курчатова),Решение задач по теме«Радиоактивные превращения», 11 класс...

Координация рук - один из важнейших элементов повышения уровня обучаемости при работе с детьми, имеющими проблемы в усвоении программного материала

В современном мире нарушения письма и чтения у школьников занимают одно из основных мест в детской патологии и превратились в главную проблему наших детей. Данная работа направлена на выявление э...

Дистанционное обучение – один из важных этапов обучения в современной школе.

Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расс...

Практико-ориентированные задачи как один из важнейших элементов формирования математической грамотности учащихся.

Одним из важнейших элементов развития математической грамотности являются практико-ориентированные задачи. Решая такие задания, ребята учатся применять полученные знания в повседневной жизни.https://d...

Формирование мотивов обучения как предпосылка решения задачи развития мышления обучающихся в процессе преподавания физики в системе СПО

Формирование мотивов обучения как предпосылка решения задачи развития   мышления  обучающихся в процессе преподавания физики в системе СПО...