Конспект урока "Измерение времени"
план-конспект урока по физике (6 класс) по теме

Шляханова Светлана Дмитриевна

Цель:         дать представление о способах измерения времени

Задачи:

образовательная – учащиеся должны научиться измерять промежутки времени, учиться выдвигать гипотезы, знать способы измерения времени, уметь находить и измерять пульс;

развивающая - формирование экспериментальных навыков, расширение знаний об окружающем мире, повышение интереса к изучению физики;

воспитательная - формировать умение работать в паре, воспитывать бережное отношение к здоровью, воспитывать культуру речи и письма.

Оборудование:  модели часов

Тип урока:         комбинированный урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_6._izmerenie_vremeni.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Измерение времени.

Цель:        дать представление о способах измерения времени

Задачи:

образовательная – учащиеся должны научиться измерять промежутки времени, учиться выдвигать гипотезы, знать способы измерения времени, уметь находить и измерять пульс;

развивающая - формирование экспериментальных навыков, расширение знаний об окружающем мире, повышение интереса к изучению физики;

воспитательная - формировать умение работать в паре, воспитывать бережное отношение к здоровью, воспитывать культуру речи и письма.

Оборудование:        модели часов

Тип урока:        комбинированный урок

Ход урока:

І. Организационный момент

ІІ. Проверка домашнего задания

ІІІ. Активизация мыслительной деятельности

  • Отгадайте загадку: «Вчера было, сегодня есть, завтра будет» (время)
  • Итак, как вы думаете, какая тема урока? (Измерение времени)

Запись в тетрадь даты и темы урока

Слово учителя.        С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно глядя на часы. Заглянем вглубь истории. Всегда ли так назывались привычные нам единицы времени и по каким часам можно определять время.

ІV. Изучение нового материала

  • Какие вам известны единицы времени? (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год)

Из того ряда, что вы составили, поговорим лишь о некоторых из них.

Неделя - промежуточная единица измерения времени между сутками и месяцем.

  • Назовите дни недели по порядку.

Месяц – это промежуток времени между двумя одинаковыми фазами Луны, от новолуния до новолуния.

  • Назовите по порядку 12 месяцев.

Поговорим о единице измерения времени – час. А точнее о приборах, которые измеряют эту единицу времени.

  • Как называются эти приборы? (Секундомер, часы, метроном)

Демонстрация.        Метроном – прибор, отмечающий короткие промежутки времени равномерными ударами.

У каждого человека есть свой «метроном» - пульс.

 Выполнение экспериментального задания

Экспериментальное задание        (по плану, оформление отчёта)

  1. Измерить пульс в состоянии покоя.
  2. Выполнить упражнение «приседания» 30 секунд в среднем ритме. Сразу по окончанию выполнения упражнения, быстро сесть на стул и подсчитать число пульсовых ударов:
  • сразу после нагрузки;
  • спустя 180 секунд.

Пульс в состоянии покоя

Пульс сразу после нагрузки

Через 180 секунд

К концу урока

        К концу урока проверим свой пульс ещё раз и внесём показания в таблицу. А сейчас сделаем запись.

Запись в тетрадь:        Часы – прибор для измерения времени.

  • Перечислите часы с различными механизмами.

Виды часов:

  1. Солнечные часы
  2. Часы – петух
  3. Песочные часы
  4. Водяные часы
  5. Огненные часы
  6. Цветочные часы
  7. Механические часы
  8. Электрические часы
  9. Электронные часы
  • Я вам расскажу о цветочных часах.

Часы – цветы

Давным-давно люди заметили, что одни цветки раскрываются утром, а днем закрываются, другие раскрываются под вечер, третьи – только ночью, а днем они всегда закрыты. Открываются не когда им вздумается, а в «свое собственное» время. Так появились цветочные часы. Но ходят они только в солнечную погоду. В пасмурную погоду цветочные часы «не работают» совсем. Цветки у них остаются закрытыми. Поэтому люди их используют только для украшения клумб.

На листе записан текст о часах, за 5 минут подготовьте сообщение на заданную тему.

Солнечные часы

Две  тысячи  лет  спустя,  египтяне  разработали  первые  солнечные  часы,  "циферблат" которых был разделен на 10 частей. Солнечные часы работали, отслеживая движение солнца.

Когда часы показывали полдень, необходимо было передвинуть стрелку часов на 180 градусов для того, чтобы измерить послеобеденное время. Конечно, древние солнечные часы не могли определить точное время в пасмурный день или в ночной период времени. Кроме того, время, показываемое солнечными часами, было неточным, поскольку в разные времена года часы были короче или длиннее в зависимости от сезона. Тем не менее, солнечные часы были лучше, чем ничего, а к 30 году до н.э. более 30 различных видов часов использовались в Греции, Италии и Малой Азии.

Песочные часы.

Происхождение  песочных  часов  уходит  далеко  вглубь  веков.  Они  состоят  из  двух стеклянных  колб,  одна  поверх  другой  с  узким  отверстием между  ними.  Песок  постепенно попадает из верхней части в нижнюю при переворачивании часов. Когда весь песок из верхней части перешел в нижнюю, то это означает, что время вышло, однако, это не всегда означает, что прошел час.

Песочные часы могут быть сделаны таким образом, чтобы измерить практически любой короткий  промежуток  времени,  для  этого  нужно  всего  лишь  регулировать  количество содержащегося песка в нем, или же отверстие между колбами.

Ими можно было пользоваться в любое время суток и независимо от состояния погоды.

Песочные часы широко использовались на кораблях — так называемые «корабельные склянки», которые служили морякам для установления времени смены вахт и отдыха. В XIII в. сыпучую массу для песочных часов приготовляли из смеси песка и мраморной пыли, прокипяченной с вином и лимонным соком, повторяя эту операцию до десяти раз и снимая при этом появляющуюся накипь. Такая смесь сыпучего материала позволяла несколько увеличить точность определения времени. Теперь песочные часы широко используются преимущественно в медицинской практике.

Водяные часы

Водяные часы, известные как "клепсидра", были одним из первых устройств, которое для измерения времени не использовало солнце или звезды, то есть ими можно было пользоваться в любое время суток.

Водяные часы работают путем измерения количества воды, которое капает из одного контейнера в другой. Они были изобретены в Египте, но распространились по всему древнему миру, а в некоторых странах люди даже в 20 веке пользовались водяными часами.

Древние греки и римляне строили большие водяные часы в виде башен, а в Китае такие часы назывались "Лу" и зачастую были сделаны из бронзы. Однако, несмотря на то, что водяные часы были очень распространены, они были не совсем точны.

Огненные часы

Более удобными и не требующими постоянного надзора были огненные часы, имевшие широкое распространение.

Одни из огненных часов, которыми пользовались рудокопы древнего мира, представляли собой глиняный сосуд с таким количеством масла, которого хватало па 10 часов горения светильника. С выгоранием масла в сосуде рудокоп заканчивал свою работу в шахте.

В Китае для огненных часов из специальных сортов дерева, растертого в порошок, вместе с благовониями приготовляли тесто, из которого делали палочки разной формы или чаще длинные, в несколько метров спирали Такие палочки (спирали) могли гореть месяцами, не требуя обслуживающего персонала.

Известны огненные часы, представляющие одновременно и будильник Для таких часов, а они впервые появились в Китае, к спирали или палочкам в определенных местах подвешивались металлические шарики, которые при сгорании спирали (палочки) падали в фарфоровую вазу, производя громкий звон.

Европейский вариант огненных часов, которыми особенно часто пользовались в монастырях, представлял собой свечи, на которых наносились метки. Сгорание отрезка свечи между метками соответствовало определенному промежутку времени.

Однако точность огненных часов, независимо от их конструкции, была весьма низка и во многом зависела от состояния окружающей среды — доступа свежего воздуха, ветра и других факторов.

Механические часы

В  Европе  в  1300-х  годах  изобретатели  начали  делать  механические  часы,  которые работали при помощи системы весов и пружин. У этих первых часов не было лицевой части и стрелок, а о прохождении часа свидетельствовал звонок. На самом деле, слово часы происходит от французского «колокольчик». Эти огромные первые часы, как правило, устанавливались в церквях и монастырях, для того, чтобы объявлять о времени прихода необходимости помолиться.

Вскоре появились часы с двумя стрелками, минутной и часовой. Позднее стали появляться настольные и каминные часы. Несмотря на то, что часы были усовершенствованными, они, все же, были неточными. В 1714 году британский парламент предложил хорошее вознаграждение тому, кто сможет разработать точные часы, которые помогали бы работе морской навигации. В итоге такие  часы  были  изобретены,  их  погрешность  составляла  всего  пять  секунд.  С  приходом промышленной революции,  началось  массовое  производство  часов,  благодаря  чему  это устройство попало в дом каждому человеку.

Наручные часы

Открытие  в  1400-х  годах  того,  что  спиральные  источники  могут  быть  уменьшены  в размерах, привело к тому, что были созданы наручные часы. В то время и на протяжении многих веков после этого, карманные часы были приоритетом мужчин, женщины же носили наручные часы. Все эти правила моды изменились во время Второй Мировой войны, и в итоге с тех пор, наручные часы начали носить и мужчины. Дарение часов символизировало переход к зрелости.

Однако, по мере развития 21 века, вездесущие наручные часы, могут постепенно кануть в лету,  поскольку  сейчас  мы  чаще  всего  проверяем  время, глядя  на  монитор  компьютера, мобильного телефона или дисплея МР3-плеера. Однако, все же неформальный опрос нескольких тысяч людей показал, что большинство из них не собираются отказываться от своих наручных часов.

        Закончим наш эксперимент по определению пульса. Итак, какие результаты получили?

Возраст

Среднее значение пульса(уд/мин)

Границы нормы пульса

(уд/мин)

до 1 мес

140

110-170

1-12 мес

130

102-162

1-2 года

124

94-154

2-4 года

115

90-140

4-6 лет

106

86-126

6-8 лет

98

78-118

8-10 лет

88

68-108

10-12 лет

80

60-100

12-15 лет

75

55-95

VІ. Первичная проверка знаний и умений

  • Сколько секунд в минуте? (60с)
  • Сколько минут в часе? (60с)
  • Сколько секунд в часе? (3600с)
  • Сколько секунд от звонка до звонка? (2700с)
  • Секунда – это много или мало? Сколько секунд стоим на переходе у светофора?
  • Привести примеры событий, связанных с коротким промежутком времени (Развела руками мама – убежало молоко)

VІІ. Рефлексия

VІІІ. Домашнее задание

Записать три пословицы, в которых хоть как-то указано на время. Объяснить их смысл (устно)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока математики в 2"В" - 3"В" классе-комплекте по теме" Меры времени. Год. Сутки. Час."

Урок с презентацией по закреплению вычислительных навыков и знаний о единицах измерения времени в коррекционном классе-комплекте школы VIII вида....

Конспект урока русского языка в 7 классе "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени"

Конспект урока русского языка по учебнику Русский язык: учеб. для 7 класса общеобразоват. учреждений / [ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М. Шанский ]. – 30-е и...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ДЛЯ 7 КЛАССА «Замена будущего времени на настоящее в придаточных предложениях времени и условия».

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ДЛЯ 7 КЛАССА «Замена будущего времени на настоящее в придаточных предложениях времени и условия»....

Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени"

Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени"...

Конспект урока математики в 7 классе по теме "Меры времени. Соотношения мер времени"

        Урок  математики  по  теме  «Меры времени. Соотношения мер времени»  проведен   в  7а  классе  в  ...

Конспект урока-практикума по основам безопасности жизнедеятельности на тему: «Устройство временных укрытий. Выбор места, постройка временных укрытий»

На уроке обучающиеся знакомятся с главными принципами постройки основных типов летних убежищ выбор места....