Применение технологии «Фишбоун» в условиях исправительной колонии
методическая разработка по физике (11 класс) на тему

Добровольский Анатолий Андреевич

Применение технологии "Фишбоун" во время проведения внеклассного мероприятия "Интелектуальное казино по физике" в 11 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_fishboun_fizika.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

КГКОУ «Вечерняя школа №1»

Применение технологии «Фишбоун» в условиях ИК.

 

Изучил и адаптировал : Шипунов Д.А.

Внедрил: Добровольский А.А.

Рубцовск  

2018г.

Технология «Фишбоун»

    Технология "Фишбоун" (Рыбий скелет): что это такое, формы работы на уроке и примеры

Одним из методических приемов, который можно использовать в группах, является прием «Фишбоун». Дословно он переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы» и направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме. Суть данного методического приема — установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы. Что такое фишбоун?

Схемы Фишбоун дают возможность:

•        организовать работу участников в парах или группах;

•        развивать критическое мышление;

•        визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями;

•        ранжировать факторы по степени их значимости.

С помощью схемы можно найти решение из любой рассматриваемой сложной ситуации, при этом возникают каждый раз новые идеи. Эффективным будет ее применение во время Мозгового штурма.

Составление схемы Фишбоун

Схема Фишбоун может быть составлена заранее. С применением технических средств ее можно сделать в цвете. При их отсутствии используется обычный ватман либо ежедневный инструмент учителя — цветной мел.

В зависимости от возрастной категории учащихся, желания и фантазии учителя схема может иметь горизонтальный или вертикальный вид. Суть приема Фишбоун форма схемы не меняет, поэтому особо не имеет значения. Для младшего школьного возраста подойдет более естественная форма рыбы — горизонтальная. По завершению ее заполнения вместе с учащимися можно изобразить фигуру вдоль скелета и загадать желание, чтобы золотая рыбка и в дальнейшем помогала решить любую жизненную проблему.

Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.

•        Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.

•        Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) — на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.

•        Нижние косточки (изображаются напротив) — факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.

•        Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.

Прием Фишбоун предполагает ранжирование понятий, поэтому наиболее важные из них для решения основной проблемы располагают ближе к голове. Все записи должны быть краткими, точными, лаконичными и отображать лишь суть понятий.

Применение метода Фишбоун на уроке

Схема Фишбоун может быть использована в качестве отдельно применяемого методического приема для анализа какой-либо ситуации, либо выступать стратегией целого урока. Эффективнее всего ее применять во время урока обобщения и систематизации знаний, когда материал по теме уже пройден и необходимо привести все изученные понятия в стройную систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами.

Так, учащимся предлагается информация (текст, видеофильм,презентация) проблемного содержания и схема Фишбоун для систематизации этого материала. Работу по заполнению схемы можно проводить в индивидуальной или групповой форме. Важным этапом применения технологии Фишбоун является презентация полученных результатов заполнения. Она должна подтвердить комплексный характер проблемы во взаимосвязи всех ее причин и следствий. Иногда при заполнении схемы учащиеся сталкиваются с тем, что причин обсуждаемой проблемы больше, чем аргументов, подтверждающих ее наличие. Это возникает вследствие того, что предположений и в жизни всегда больше, чем подтверждающих фактов. А потому некоторые нижние косточки могут так и остаться незаполненными. Далее в ходе урока учитель самостоятельно определяет действия — предлагает либо и далее исследовать проблему, либо попытаться определить ее решение.

Овладев технологией Фишбоун, учитель может с успехом ее применять на любом уроке. Наиболее популярной она является среди учителей-филологов либо историков. Этап урока с применением метода Фишбоун приобретает исследовательский характер.

Формы работы на уроке

•        Индивидуальная работа. Всем учащимся раздается для анализа одинаковый текст и перед каждым ставится цель — заполнить схему «Рыбий скелет» на протяжении 10 минут. Затем проходит обсуждение результатов, обмен мнениями и заполнение общей схемы на доске.

•        Работа в группах. Каждая из групп получает свой текст. Чтение текста происходит индивидуально, а его обсуждение – в группах. Общая схема Фишбоун заполняется на основе мнений групп.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ «СКЕЛЕТ РЫБЫ»

     Целью применения данной технологии на уроке является качественное усвоение материала, формирование способности учащихся к логическому анализу информации, развитию критического мышления, визуализации взаимосвязи между причинами и следствиями.

К основным задачам относятся:

  1. Повышение личной познавательной активности;
  2. Максимальное использование возрастных особенностей мышления, их способности эмоционально-образному  восприятию материала;
  3. Комплексное развитие познавательных способностей (навыков поиска, обработки и изложения учебной информации. (Навыков работы, характерных для возраста 18-30 лет);
  4. Развитие критического мышления;
  5. Визуализация взаимосвязи между причинами и следствиями;
  6. Ранжировка факторов по степени их значимости.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

     Технология  позволяет не только достичь практической успеваемости, но и радикально повысить качество усвоения материала, а так же направлена на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме.

     Так называемая экспериментальная база апробирована на внеклассном мероприятии («Интеллектуальное казино» по физике, 11 класс). Экспериментальное применение технологии в целом дало положительный результат. Вряд ли при использовании традиционного метода удалось так привлечь учащихся, увлечь предметами (физика, история, литература), освоить столько навыков самостоятельной работы, развивать критическое мышление, и так продвинуться в своем развитии.

     Конечно, на учителя при такой форме работы ложится большая нагрузка и ответственность. Нельзя разочаровывать учащихся, не выполнить чего – либо из обещанного. Явно снижается психологическая нагрузка (в условиях ИК это важно) – учащиеся сами проявляют энтузиазм и работоспособность. Важно, в самом начале, правильно оформить кабинет. Когда «машина» запущена, нужно быть готовым следить за строгим выполнением всех процедур.

      Перед началом учебного года возникает вопрос о целесообразности применения в учебном процессе данной технологии.  И если ее применять то все элементы оставить, или внести что – то новое. Будет ли интересен материал  при использовании данной технологии? Решение пришло само – использовать технологию, немного ее скорректировав.

     Но вот процесс пошел и после завершения внеклассного мероприятия стала видна заинтересованность учащихся схемой. Технология оказалась достаточно проста, чтобы ее использовать в условиях исправительного учреждения.

СТРУКТУРА

     В основе применения технологии используется структурирование материала, включающих набор методов, зависящий от возрастной специфики  в выборе общих принципов построения учебного процесса. Для успешного усвоения материала возможно использование как внутренних, так и внешних психологических мотивов.

     Внутренние мотивы – интерес к предмету

    Внешние мотивы – дополнительные стимулы (негативные - боязнь наказания, осуждения), (позитивные – стремление к высокой оценке со стороны и самооценке).

   

    Для максимальной эффективности учебного процесса необходимо:

  • органическое соединение внутренних и внешних мотивов, адекватным конкретным возрастным особенностям учеников, при безусловном доминировании именно позитивного настроя;
  • пробуждение и постоянное поддержание интереса к материалу;
  • формирование у всех учащихся веры в собственные силы и высокой самооценки.

    Эффективность технологии зависит от системного включения всех перечисленных мотивов и снижается при исключении хотя бы одного.

    Фантазия учителя позволит использовать ключевые идеи и преимущества технологии.

     Комплексность технологии позволяет варьировать использование отдельных элементов в разных возрастных группах при сохранении содержания и общего набора структурных элементов.

     Эффективнее всего ее применять во время урока обобщения и систематизации знаний, когда материал по теме уже пройден и необходимо привести все изученные понятия в стройную систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами.

ОГРАНИЧЕНИЯ,СВЯЗАННЫЕ С НАПОЛНЯЕМОСТЬЮ КЛАССА.

    Использование этой технологии возможно при любом количестве учеников в классе. Однако, чем меньше учеников, тем эффективнее «работает» технология. Оптимальное число 5 – 10 человек. В случае когда учащихся больше, необходимо делить на группы. Эффективным будет ее применение во время Мозгового штурма. Освоение технологии можно начинать с любого класса.

Пример:

  Фишбоун  на внеклассном мероприятии («Интеллектуальное казино» по физике, 11 класс).

•        Голова (проблема) — трудные вопросы.

•        Нижние косточки (факты) — перечисление вопросов на которые учащиеся не смогли  

            ответить.

  • Верхние косточки (причины) —  выявления причин затруднений при ответах на

            вопросы указанных на нижних косточках.        

•        Хвост (вывод) — вывод учащихся по устранению выявленных причин.

  Использование технологии Фишбоун развивает умения учащихся работать в группах, анализировать текст, выделять основные события и искать их причины, обобщать и делать выводы. Основная цель — стимулировать творческое и развивать критическое мышление , что отвечает главной задаче сегодняшней школы.

    Картинка (скелет рыбы) была нарисована на доске и развернута на 90 градусов головой вверх.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Особенности преподавания истории и обществознания в вечерней школе в условиях исправительной колонии".

Общеобразовательные школы при тюрьмах, исправительных колониях всегда являлись особенным  звеном системы вечернего образования.В вечернюю школу  при исправительной колонии поступают ученики ...

Презентация к педсовету "Особенности преподавания истории и обществознания в вечерней школе в условиях исправительной колонии".

Общеобразовательные школы при тюрьмах, исправительных колониях всегда являлись особенным  звеном системы вечернего образования. Контингент обучающихся  существенно отличается от обучающихся ...

Особенности преподавания истории в Исправительной колонии строгого режима№1 г.Якутска

Как бы работа не велась в УКП, но  педагогическая работа с осужденными вызывает много трудностей для учителей.         К числу таких трудностей относится о...

Контрольно-оценочная деятельность педагога – условие успешной итоговой аттестации учащихся вечерней школы при исправительной колонии.

         Педагогикой и психологией установлено, что по своим природным способностям, уровню восприятия, темпу работы, а главное, по специфике мыслительной деятельности ...

Выступление на МО "Применение технологии сотрудничества в условиях надомного обучения"

Создание условий для активной совместной учебной деятельности учащихся и учителя...