Применение технологии "ЗХУ" на уроках физики в ИК
методическая разработка по физике (11 класс) по теме

Добровольский Анатолий Андреевич

Применение технологии "ЗХУ" во время проведения открытого урока по теме: «Изобретение радио А.С. Поповым. Принцип радиосвязи.» в условиях исправительного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_zhu_fizika.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

КГКОУ «Вечерняя школа №1»

Применение технологии «ЗХУ» на уроках физики в условиях ИК.

 

Изучил, адаптировал и внедрил:

 Добровольский А.А. учитель физики

Рубцовск

2018г.

  Введение. 

   В каком-то смысле понятие «критическое мышление» синонимично понятию «установка на исследование». Основными характеристиками исследовательской образовательной среды являются:

  • вариативность способов и путей изучения темы занятия, а также – источников информации;
  • проектный характер работы ученика: сам ставит цель работы, которая может выйти за рамки учебного класса (публикация в стенгазете и т.д.);
  • сотрудничество как с учителем, так и с одноклассниками;
  • предоставление школьнику времени для осмысления результатов работы;
  • создание условий для развития рефлексивности (размышления о методах познания, используемых учащимся).

Учебная стратегия, которая предлагаются ниже, как раз и направлена на развитие у учащихся исследовательских умений:

  • умение определять цель исследования;
  • формулировать исследовательскую проблематику;
  • целенаправленно и осмысленно фиксировать информацию;
  • использовать научный терминологический аппарат.

Эта стратегия, направленна на развитие рефлексивности, то есть умения размышлять над своими мыслями – стратегия Донны Огл «Знаю – хочу узнать – узнал» (ЗХУ).

Учебная стратегия ЗХУ

   Стратегия ЗХУ была разработана профессором из Чикаго Донной Огл в 1986 году. Она используется как в работе с печатным текстом, так и для лекционного материала. Ее графическая форма отображает те три фазы, по которым строится образовательный процесс в технологии развития критического мышления: вызов, осмысление и рефлексия.

.


Назначение стратегии ЗХУ.

  Стратегию ЗХУ наиболее уместно использовать на занятии, которое предваряет исследовательскую работу учащихся. Работа с этой таблицей выполняет своеобразную установочную функцию – предполагает дальнейшую самостоятельную деятельность. Данную технологию я применил для проведения  урока открытия новых знаний  на тему: «Изобретение радио А.С. Поповым. Принцип радиосвязи.»

Ход работы.

  В подготовительной части занятия я, путем постановки проблемы, ввел учащихся в курс изучаемой темы.

1. После того, как учащиеся определили  название темы, я попросил их в течение нескольких минут индивидуально подумать и озвучить (ключевыми словами, фразами) всё, что они уже знают по этой теме.

2. После того, как ученики озвучили свои представления о теме, я предложил им в заранее подготовленную и розданную каждому таблицу ЗХУ,

ЗНАЮ

ХОЧУ УЗНАТЬ

УЗНАЛ

1.

2.

 1.

 2.

 1.

 2.

 в графу «З» (знаю)  занести все, что класс смог воссоздать на предыдущем этапе работы. При этом, мною, были заданы ряд уточняющих вопросов, чтобы учащиеся сгруппировали пункты списка.

3. В ходе обсуждения записей в графе «З», класс осознал как мало они знают об истории открытия радио и принципах радиосвязи, и переход к графе «Х» (хочу узнать) был уже фактически сделан. Теперь моей задачей было помочь правильно сформулировать учащимся свои мысли и впоследствии, уже в более четком виде, занести их в графу «Х».

Когда первичное заполнение графы «Х» (сразу всем классом) завершено, я попросил детей поработать индивидуально и дополнить свои записи фразами, отражающими их индивидуальные интересы. Ведь кто-то мог не успеть их выразить на весь класс – из-за стеснительности, например. Кроме этого, по результатам заполнения графы «Х» учащиеся смогли самостоятельно сформулировать цель занятия, и эта графа была использована как план  проведения урока.

4.  Наступило время для удовлетворения познавательных запросов учащихся. Класс был поделен на группы и каждой группе было дано задания. Группа «Передающего устройства» должна была после самостоятельного изучения материала рассказать устройство и принцип действия модулятора, ну и соответственно группа «Принимающего устройства» - устройство и принцип действия детектора. Изложение нового материала было представлено школьникам в виде, фрагмента видеоурока.

Теперь самое главное. Ребята должны четко уяснить, что в фрагменте видеоурока многое может быть интересным, привлекательным. Тем не менее, им нужно сосредоточиться на том, что они сформулировали в графе «Х».

5. Школьники, просмотрев видеоурок, делятся результатами своей работы в группах и, после этого, от каждой группы на добровольной основе выходит один ученик и отвечает на   ранее поставленные вопросы.  Затем, опять же с использованием уточняющих вопросов, я обобщил данные в графу «У» в таблице перед классом. Желательно записывать их напротив запросов из графы «Х», чтобы сразу было видно, что нам удалось узнать, а что – еще осталось выяснить. Например, напротив записи в графе «Х» - (устройство и принцип действия передающего устройства) в графе «У» необходимо записать определение «Модуляции» и блочное устройство  передатчика.

6. То, что осталось выяснить, записываем в нижней части правой верхней графы. Если места нет, то можно записать рядом с таблицей. Не всегда есть необходимость обсуждать блок «Осталось узнать» сначала в парах-группах – иногда можно сделать это сразу и всем вместе на общей таблице. Все определяется целью и задачами занятия, а также – временными рамками. Разумеется, если приобретений достаточно много, то имеет смысл сначала обсудить их в парах-группах, а затем уже обобщать на весь класс.

7. Источники информации. Эту графу мы заполняем для того, чтобы дети учились определять круг возможных способов получения необходимой информации. Если педагог планирует, что учащиеся прямо в классе смогут заняться поисковой деятельностью, то он должен организовать образовательное пространство кабинета таким образом, чтобы в него были включены справочники и словари, периодика и видеоматериалы. Это определяется материально-техническими возможностями образовательного учреждения.

Если же подразумевается, что ученики сами должны искать нужную информацию, тогда (после заполнения этой графы) у них необходимо уточнить, как именно они планируют использовать источники информации. Это могут быть не только печатные издания и интернет-ресурсы, но и консультации со специалистами, изучение общественного мнения, беседы с родственниками. В общем, все, что может являться источниками информации.

8. К следующему занятию педагог может попросить школьников провести индивидуальное исследование по одному, выбранному ими, аспекту, который остался неизученным. Если же в процессе работы у учащихся возникли вопросы, которые являются столь объемными, что их сложно рассмотреть в обозримом будущем, учитель может использовать прием, предложенный канадскими педагогами – «Автобусная остановка». В классе, в качестве постоянной наглядности размещен лист бумаги, который условно называется автобусной остановкой, потому что на этой самой остановке ждут своей очереди идеи, проблемы, мысли учащихся, на которые по разным причинам в данный момент не представляется возможным ответить. Важно, чтобы дети знали, что их идеи не «уйдут в песок», а будут актуальны до определенного времени.

Реализация трехфазовой модели в стратегии ЗХУ

Каждое проведенное занятие подразумевает последующий анализ. Его схема должна быть адекватной той методике, которую использует педагог.  Для этой цели и определена схема анализа. Она представлена в упрощенном виде, но, тем не менее, может быть использована для самоанализа и для анализа открытого занятия.

I. Фаза вызова

1. Самостоятельная актуализация знаний. Заполняя графу «З», учащиеся, сначала индивидуально, а затем – в парах, составляли список фактов, явлений, связанных с темой. Они их обсудили и обобщили. В процессе обсуждения они аргументировали свою точку зрения. Педагог уточнял и обобщал их высказывания.

2. Пробуждение познавательного интереса. Во-первых, при введении в тему, учитель использует проблемную ситуацию или эмоционально-насыщенный текст для пробуждения познавательного интереса; во-вторых, заполняя графу «Хотим узнать», учащиеся формулируют свои познавательные запросы, которые соответственно дают мотивацию к их удовлетворению. В-третьих, обсуждение результатов своей работы с одноклассниками делает её лично значимой для учащегося. Групповая работа сама по себе повышает активность человека.

3. Определение направления в изучении темы. Ученики самостоятельно определяют основные понятия и направления изучения темы, наполняя содержанием графы «Х» и «Категории». Очень важно, что они учатся формулировать исследовательские задачи и обосновывать их.

II. Фаза осмысления

1. Активное восприятие информации. Слушая лекцию, просматривая фрагмент видеофильма или читая текст, учащиеся отбирают ту информацию, которая им необходима для удовлетворения своих познавательных запросов. Это обуславливает активность при восприятии материала.

2. Сопоставление нового и старого знания. Работая с материалом, школьники имеют возможность корректировать некоторые сведения, находящиеся в графе «З» и дополнять понятия в графу «Используемые понятия». Этот процесс может осуществляться не только во время лекции, но и в процессе последующего обсуждения.
В графу «У» («Узнали») они записывали новую информацию, что способствует осознанию приобретенного знания.

III. Фаза рефлексии (размышления)

1. Самостоятельное обобщение и систематизация материала. Самостоятельное написание выводов по занятию является обобщением работы. Заполнение таблицы ЗХУ помогает в систематизации полученных знаний.

2. Определение направлений для дальнейшего изучения темы. Заполняя нижнюю часть правой верхней графы таблицы «Что осталось узнать», школьники формулируют направления для дальнейшего самостоятельного исследования, и в этом им помогут источники информации, список которых они составили в нижней правой графе «Источники информации».

Ограничения использования стратегии ЗХУ .

· Необходимо помнить, что стратегия ЗХУ наиболее эффективна, когда она предполагает дальнейшую исследовательскую деятельность. Разумеется, ее можно организовать и на уроке (для младших школьников, например). Но когда для разработки вопроса, который осталось изучить, потребуется исследовать несколько источников, необходимо больше времени, чем это позволяет учебный блок. Здесь предполагается определенное исследовательское домашнее задание. ЗХУ, разумеется, можно использовать и в других случаях, но тогда она не реализует весь свой потенциал.

· Стратегию ЗХУ можно использовать и для сюжетных текстов, но лучше – для работы с информационно насыщенным материалом.

Достоинства использования стратегии ЗХУ.

· Эта стратегия помогает ученикам систематизировать материал.

· Саму таблицу можно использовать для дальнейшего общения между учеником и педагогом.

· Стратегия ЗХУ помогает школьникам планировать свою исследовательскую деятельность.

· Работа над левой нижней частью таблицы развивает умение определять понятийный аппарат, связанный с темой, еще до исследования.

· Эта стратегия наглядно отражает процесс работы с информацией и является хорошей обратной связью для педагога.

Рекомендации педагогу, использующему стратегию ЗХУ.

· Для работы с графой «З» вопрос желательно сформулировать таким образом, чтобы ответов на него было не слишком много (6–7), и учащимся пришлось прилагать некоторые усилия для припоминания фактов и событий. Разумеется, самих фактов может быть больше.

· Часто случается, что размер таблицы оказывается недостаточным. Его можно увеличить или оставить саму идею ЗХУ, а форму таблицы не использовать: школьники будут просто заполнять соответствующие пункты в конспектах.

· Если учащиеся на начальном этапе записали какие-то неверные сведения, то ведущий может предложить занести спорный момент в графу «Х» или взять этот факт себе на заметку и подождать – лучше, чтобы ученик сам осознал ошибку.

· Нужно продумать инструкцию к написанию выводов так, чтобы для выполнения работы нужны были бы все накопленные в течение занятия материалы.

Некоторые коллеги делают ошибку, когда, начиная занятие, сразу просят заполнить графу «З». Эта инструкция воспринимается учащимися как что-то искусственное, насильственное. Важно понимать, что первична здесь деятельность, побуждающая к информационному поиску. То есть, после того, как проблема обозначена,
и школьники вместе с педагогом начинают исследование (неважно, как внешне организована работа: в форме лекции, работы с текстом или семинара), возникает пауза, требующая работы с информацией. Именно тогда нам и может пригодиться стратегия ЗХУ. Не обязательно она должна выглядеть в форме таблицы. Это могут быть листы бумаги, электронные файлы и др.

Могут быть и модификации данной стратегии. Например, при чтении текста можно дать ученикам инструкцию заполнить таблицу «Уже знал (или догадывался) – узнал – осталось непонятным». Основным смыслом этой стратегии является развитие умения самостоятельно определять направления в работе с информацией.


Используемая литература:  
Игорь Загашев     «Новые педагогические технологии
в школьной библиотеке: образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по математике и физике «Применение производной в физике и технике»

В статье предложен конспект интегрированного урока по теме «Применение  производной  в  физике и технике», направленного на достижение целей:Обучающих:Повторение, обобщение и систематиз...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК по теме: «Производная и её применение на уроках физики».

Учащимся была показана целостность знаний, получаемых на уроках математики и физики, их прикладном характере и эффективности использования при решении физических задач....

мастер-класс применения ИКТ на уроках физики "Урок по физике 7 класс Тема урока: «Исследование силы Архимеда».

Цели урока:Образовательные:повторить  и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила.  Плавание тел»;продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщат...

Методическая разработка по физике: «Применение сказок на уроках физики» (для 7-8 классов)

Пояснительная записка Сказки помогают принести в уроки физики элемент занимательности. Они делают материал для учеников ближе и понятнее: ведь в детстве каждый из них не ра...

Интегрированный урок (физика + математика).Применение производной в задачах физики. 10 класс.

В настоящее время взаимосвязь физики и математики в школьном курсе проявляется всё сильнее. В заданиях ЕГЭ по математике включаются задачи физического содержания, а многие задачи по физике решаются пр...

Интегрированный урок (физика-математика) по теме: "Применение производной в физике".

Интегрированный урок проводится в конце изучения темы "Производная" с целью показать роль математики в описании физических процессов и возможности физики для наглядного представления математ...

Презентация к интегрированному уроку физика-математика "Применение производной в физике и технике"

Презентация к уроку  "Применение производной в физике и технике" дает наглядную возможность  отследить алгоритм р...