«Физические и химические явления. Химические реакции, их признаки».
план-конспект урока по физике (7 класс) по теме

Интегрированный урок физика химия соответствует требованиям ФГОС. Цель урока: изучение и первичное осознание химических реакций; выяснение признаков и условий протекания химических реакций. Уметь отличать физические признаки от химических процессов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnolog_karta_yavleniya_i_priznaki_reaktsiy.docx39.67 КБ

Предварительный просмотр:

Название методической разработки: «Физические и химические явления. Химические реакции, их признаки».

 

Автор разработки: Емельянова Г.В., Кириллова О.В.

Общая часть

Предмет

Класс

Тема урока

Химия, физика

7 Б

«Физические и химические явления. Химические реакции, их признаки».

Используемый учебник

Название

Класс

Авторы

Введение в химию

7

Габриелян О.С., Остроумов И.Г.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

  1. Выявлять признаки,  называть признаки химических реакций, свидетельствующие о протекании химической реакции при выполнении химического опыта.
  2. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с текстом – анализ схем и иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).
  1. Развивать умение ставить проблемы и решать их, устанавливать межпредметные связи
  2. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
  3. Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. 
  1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.
  2. Проявлять  познавательный интерес и готовность к сотрудничеству, формировать экологическую культуру.

ТСО (оборудование)

Средства ИКТ (ЭФУ, программы, приложения, ресурсы сети Интернет)

ПК, медиапроектор, наборы для лабораторной работы, листы контроля, задания для самостоятельной работы.

мультимедийная презентация, представление мини проектов.

Организационная структура урока

Этап урока

Образовательные задачи (планируемые результаты)

Используемые ресурсы, в т.ч. ЭФУ (для ЭФУ укажите названия конкретных объектов и страницу)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

длит. этапа (мин)

Организационный момент.

Цель: создание положительного эмоционального настроя на усвоение учебного материала, формулирование целей и задач урока, ожидаемых результатов.

Презентация слайд 2

Здравствуйте, ребята. Наш урок необычен. Вместе с Незнайкой  мы будем путешествовать в мире физических и химических явлений.

Перед вами стоят сразу два учителя: учитель физики и учитель химии. Это не случайно, ведь обе науки описывают процессы, происходящие в окружающем нас мире, с двух сторон. И сегодня на знакомые вам процессы мы предлагаем посмотреть глазами двух тесно связанных наук: физики и химии. Я надеюсь, что наше путешествие будет интересным и полезным для вас.

1 мин

Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации

Цель: активизация личного опыта каждого ученика и использование его в обучении, подготовка к восприятию нового материала, оценка учителем уровня подготовленности учащихся.

Презентация слайд 3

Презентация слайд 4

Презентация слайд 5

Презентация слайд 6

Презентация слайд 7

Учитель физики 

  1. предлагает продолжить стихотворение

В природе с момента ее зарожденья: (слайд 3)
Все время с телами идут превращенья.
Про эти природные измененья 
Мы с вами сказали бы: ………..
Явленья бывают различными,
Рассмотрим химические и физические.

Должны научиться мы их наблюдать, 

А главное самое уметь различать.

Проверим себя. Завершите предложение  (слайд  4)

2. Химия  и физика–науки, помогающие познать тайны природы. Но этому надо учиться. Сегодня к нам пришел Незнайка у него проблема в школе он не знает, как оформить и защитить  проект. Ребята покажем  Незнайки, как подготовить проект к защите.

Вы распределились на четыре группы.

В течение урока каждой группе  предстоит составить мини проект и защитить его в конце. Урок состоит из пяти этапов, на столах лежат папки в которых находятся рабочие листы, которые вы должны заполнять в течение урока, текст с описанием одного дня из жизни Незнайки.

Достаньте из папки лист заданий прочитайте задание №1, прочитайте текст  «Один день из жизни Незнайки» 

Ваша задача  -  определить,  какие  явления физические или химические описаны в тексте. Выберите картинки и приклейте их на картинку Незнайка.

 1,2 группа на листе где нарисован Незнайка  приклейте картинки -физических явлений;

3,4 группа приклейте картинки - химических явлений.

Учитель химии.

  — Скажите, теперь вы сможете отличить физическое явление от химической реакции?

- Достаточно ли ваших знаний для этого?

- Какой главный отличительный признак химической реакции? (образование новых веществ)

- Ежеминутно в мире протекает миллионы химических реакций – в нашем желудке, когда мы едим, в выпекающемся пироге или в двигателе автомобиля. Но как определить происходит химическая реакция или нет?

    При химических процессах происходит превращение одних  веществ, в другие, которые обладают новыми свойствами, которыми не обладали исходные вещества. Эти превращения сопровождаются яркими и наглядными изменениями. Как называются эти наглядные изменения признаки.  (слайд)

  • изменение цвета;
  • выделение газа;
  • появление запаха;
  • образование осадка;
  • выделение тепла и света

запишите перечисленные признаки себе на лист ватмана (цветными фломастерами)

- Какой главный признак химической реакции?

Главный признак химической реакции – это образование новых веществ с новыми свойствами. Вы знаете много веществ, но ваши знания будут неполными, если мы не изучим явления происходящие с ними. Вот по этому, сегодня на уроке вы должны

Учащиеся - “Это явленья!”

Дают определения физическим, химическим явлениям

Читают текст (приложение №1)

Приклеивают картинки

- Да/нет.

- Да/нет

- образование новых веществ

- Должно быть что-то очень заметное

-

- Признаки химических реакций перечислить

2 мин

5 мин

 

3мин

Реализация деятельностного  метода путем  создания проблемной ситуация

  • Цель: формирование новых знаний о химических реакциях, признаках, условиях протекания, а так же  умение ставить проблемы и решать их, устанавливать межпредметные связи; 

Презентация слайды 8-11

Практическая работа

Для того, чтобы понять отличия между явлениями проведем опыты

- В ходе исследования вы будете  выступать в роли юных химиков - экспериментаторов. Вам предстоит работать с реактивами, в том числе с кислотами и щелочами. Вспомните правила ТБ, которые необходимо знать при работе с этими веществами.

- Проводя практическое исследование, не забывайте записывать свои наблюдения на листе и делать выводы. Пользоваться можно глазами, руками, памятью, эрудицией, правилами техники безопасности и реактивами, интернет ресурсами .

- Какие опыты вы проводили и какие признаки наблюдали?

- Как вы думаете, какие условия необходимо выполнить, чтобы произошла химическая реакция?

Работают учащиеся в группах, но  одни  - с веществами доказывающими физические явления (плавление парафина, растворение сахара, соли, изменение формы); другие – с  химическими реактивами (сода, мел, лимонная, уксусная  кислоты, йод, картофель, молоко).  После проведения опытов записывают в лист контроля полученные результаты.

(ребята перечисляют правила ТБ)

(от каждой группы по 1 выступающему)

Условия протекания химических реакций:

10 мин

Презентация слайд 12

Презентация слайд 13

Презентация слайд 14

Учитель физики.

Незнайке дали для оформления проекта картинки и стихи  с физическими, химическими явлениями,  но пока он шел, растерял все листочки по дороге. Помогите Незнайке собрать листы в соответствии с заданием 4. Прочитайте в листе заданий.

По два представителя от группы соберите рисунки и стихи соответствующие:

1группа физические явления  в картинках,

2 группа физические явления в стихах

 3 группа химические  явления  в картинках.

4 группа химические явления в стихах. 

- Молодцы, ребята! Вы помогли Незнайке собрать картинки, но у него возник вопрос, а зачем  нужно знать явления физические и химические?

 А, как вы думаете?

- Совершенно верно! Мы ничего не сказали о том, где человек в своей повседневной жизни может встретиться с химическими и физическими явлениями и наблюдать их в природе, быту, технике. Для этого приступаем к выполнению 5 задания.  

Прочитайте задание №5. Стрелками соотнесите применение явлений в быту, технике, природе.

Вы очень хорошо потрудились и помогли Незнайке.   

А сейчас вы должны оценить работу каждого участника вашей группы.

Пользуясь рекомендациями в виде листа - шаблона   Представителям от каждой группы приготовится к защите проектов.

Представители от команд находят в кабинете листы с картинками и стихами явлений.

Приклеивают  их к ватману.

Заполняют лист заданий.

Выставляют оценки товарищам по группе.

Готовятся к защите проектов.

5 мин

12 мин

.

Рефлексия

Презентация слайд 15

- В ходе урока вы попытались овладеть самым главным в процессе познания – умением находить истину с помощью доказательств, то есть проводить исследования. Многие учёные прошлых веков опирались в своих изысканиях лишь на интуицию и в результате нередко ошибались. Вы же с помощью опытов нашли свою истину.

Без химических реакций невозможна жизнь и все многообразие веществ. И задача человека, изучив этот мир, постараться использовать полученные знания во благо.

Продолжите предложение:

1. Теперь я знаю, что  …

2. Теперь я знаю, как  …

3. Теперь я умею…

4. Меня удивило…

-  Что ещё вы хотели бы знать о химических реакциях?

- В заключение я хочу сказать, что химия – это удивительная наука, вы ее только начинаете познавать. Спасибо за сотрудничество.

1). Теперь я знаю, что признаками химических реакций являются выпадение осадка, растворение осадка, изменение цвета, выделение газа, выделение или поглощение энергии.

2). Теперь я знаю, как  отличить физические явления от химических явлений. При химических явлениях образуются новые вещества.

3). Теперь я умею проводить исследовательский эксперимент для изучения признаков химических реакций

2 мин

Дифференцированное домашние задание  

(слайд 16)

Домашние задание:   (слайд 16) Незнайке понравилось работать с проектом, и он решил продолжить. Но  для работы еще нужна информация.

Соберите в конверт не достающую информацию

Учащиеся выбирают домашнее задание по желанию:

1.Примеры химических явлений, которые встречаются в трудовой деятельности ваших родителей.

2.Нарисуйте или подберите рисунки из книг журналов, которые бы иллюстрировали химические реакции в окружающем мире.

 3.Составить свой тест по изученной теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока химии по теме "Физические и химические явления. Химические реакции" в свете требований ФГОС

Предлагаемая технологическая карта урока химии по теме "Физические и химические явления. Химические реакции" может быть использована учителем , в связи с новыми требованиями и введением ФГОС .Новые тр...

технологическая карта урока химии в 8 классе по теме:«Физические и химические явления. Химические реакции»

Изучение нового материалаУчебник: Г.Е.Рудзитисцель: Изучить физические и химические явления, химические реакции, признаки химических реакций, условия образования и протекания химических реакций....

Тема: «Физические и химические явления. Химические реакции». 8 класс

Тема:  «Физические и химические явления. Химические реакции». Цель урока: сформировать представления о физических и химических явлениях, признаках и условиях протекани...

урок химии в 8 классе по программе О.С. Габриеляна с использованием ЭОР по теме "Физические и химические явления. Химические реакции"

конспект урока  по теме "Физические и химические явления. Химические реакции" разработан с использованием ЭОР, в структуре урока полностью описаны деятельность учителя и ученика. Исполь...

Презентация к уроку химии в 8 классе "Физические и химические Явления. Химические реакции"

Презентация к уроку химии в 8 классе "Физические и химические Явления. Химические реакции"...

Технологическая карта по химии к уроку "Физические и химические явления. Химические реакции" 8 класс

Технологическая карта по химии к уроку  "Физические и химические явления. Химические реакции" 8 класс Рудзитис, Фельдман...