Рабочая программа по физике 10-11 классы (2часа)
календарно-тематическое планирование по физике (10, 11 класс)

Габриелян Мариетта Мартиросовна

Программы разработаны на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, авторской программы Г.Я. Мякишева / Сборник программ для общеобразовательных учреждений: Физика. 10 – 11 кл. Н.Н. Тулькибаева, А.Э. Пушкарев. – М.: Просвещение.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК):

  • Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б.,Сотский Н.Н./Под ред. Парфентьевой Н.А. Физика (базовый уровень). 10 класс. М.: Просвещение
  • Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б.,Сотский Н.Н./Под ред. Парфентьевой Н.А. Физика (базовый уровень). 11 класс. М.: Просвещение

УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов):

 

  • 10 класс – 2 часа в неделю, 68 часов в год
  • 11 класс – 3 часа в неделю, 102 часа в год 

​           СОДЕРЖАНИЕ

  • Научный метод познания природы – 1 ч
  • Кинематика – 8 ч
  • Динамика – 10 ч
  • Законы сохранения – 7 ч
  • Элементы статики – 1 ч
  • Основы молекулярно-кинетической теории – 3 ч
  • Температура. Энергия теплового движения молекул – 1 ч
  • Газовые законы – 2 ч
  • Взаимные превращения жидкостей и газов. Твердые тела – 3 ч
  • Основы термодинамики – 6 ч
  • Электростатика – 8 ч
  • Законы постоянного тока – 9 ч
  • Электрический ток в различных средах – 6 ч
  • Повторение – 3 ч
  • Магнитное поле  — 8 ч
  • Электромагнитная индукция – 9 ч
  • Механические колебания – 7 ч
  • Электромагнитные колебания – 7 ч
  • Производство, передача и использование электрической энергии – 4 ч
  • Механические волны – 3 ч
  • Электромагнитные волны – 4 ч
  • Световые волны – 16 ч
  • Элементы теории относительности – 4 ч
  • Излучение и спектры – 6 ч
  • Световые кванты – 5 ч
  • Атомная физика – 4 ч
  • Физика атомного ядра – 12 ч
  • Элементарные частицы – 2 ч
  • Значение физики для объяснения мира и развития производительных сил общества – 2 ч
  • Строение и эволюция Вселенной – 8 ч
  • Повторение – 1 ч

​Календарно-тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10-11_2chasa.docx88.8 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                           

«Рассмотрено»  

на заседании МО

 протокол №__

от_  «    »08.2018г. Руководитель

МО_____АнищенкоН.М._  

Согласовано:

зам.  директора по УВР

______________Кержей О.В.

«   »_08_2018г

«Утверждено»:

 Директор школы

 ______________АгееваГ.Г.

«___»___08_2018 г

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

По   предмету Физика

        

Ступень обучения (класс)  _10 «А » класс  основное общее образование

        

Количество часов __70___ часов

Уровень ___базовый________

Сроки реализации программы_______1год___________

Программу разработала_Габриелян  Мариетта Мартиросовна,

учитель физики высшей категории

 

на основе  программы  для  общеобразовательных учреждений «Физика 7-11» МО РФ: Дрофа,2005г., авторской программы Г.Я.Мякишева, Б.Б.Буховцева, Н.Н.Сотского в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта  общего образования,  учебным планом школы на 2018-2019уч

                                        1. Планируемые результаты    

 знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
  • смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
  • смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
  • отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
  • приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций; квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио и телекоммуникационной связи; оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды.

2.   Содержание рабочей программы

Физика и методы научного познания (4 ч)

Физика — наука о природе. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира.

Механика (32 ч)

Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Всемирное тяготение. Законы сохранения в механике. Предсказательная сила законов классической механики. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Границы применимости классической механики.

  Демонстрации

     Зависимость траектории от выбора системы отсчета. Падение тел в воздухе и в вакууме. Явление инерции.

Сравнение масс взаимодействующих тел. Второй закон Ньютона. Измерение сил. Сложение сил.

Зависимость силы упругости от деформации. Силы трения. Условия равновесия тел. Реактивное движение.

Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.

Лабораторные работы

Изучение движения тела по окружности под действием силы тяжести и упругости.

Изучение сохранение механической энергии.

Молекулярная физика (27 ч)

Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Строение и свойства жидкостей и твердых тел.

Законы термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.

Демонстрации

Механическая модель броуновского движения.

Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме.

Изменение объема газа с изменением температуры при постоянном давлении.

Изменение объема газа с изменением давления при постоянной температуре.

Кипение воды при пониженном давлении.

Устройство психрометра и гигрометра.

Явление поверхностного натяжения жидкости.

Кристаллические и аморфные тела.

Объемные модели строения кристаллов.

Модели тепловых двигателей.

            Лабораторные работы

Опытная проверка закона Гей – Люссака.

                         Электродинамика (35 ч)

Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электрический ток. Закон Ома для полной цепи. Магнитное поле тока. Плазма.

Демонстрации

Электрометр. Проводники в электрическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Энергия заряженного конденсатора. Электроизмерительные приборы

 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

10 КЛАСС (2 ч)

Тема урока

Кол -во часов

Дата проведения

План

Факт

1

Что изучает классическая механика Ньютона.

1

2

Механическое движение, виды движений, его характеристики.

 Перемещение.

1

3

Равномерное движение тел. Скорость. Уравнение равномерного движения

1

4

Графики равномерного прямолинейного движения

1

5

Скорость при неравномерном  движении. Сложение скоростей.

1

6

Входная контрольная работа.

1

7

Прямолинейное равнопеременное движение

1

8

Движение тел по окружности. Материальная точка

1

9

Лабораторная работа №1

«Изучение движения тел по окружности   под  действием силы ».

1

10

Контрольная работа №1 по теме «Кинематика»

1

11

Взаимодействие тел в природе. Явление инерции. 1-й закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета

1

12

Понятие силы как меры взаимодействия тел .Второй закон Ньютона

1

13

Третий закон Ньютона

1

14

Принцип относительности Галилея

1

15

Явление тяготения. Гравитационная сила.

1

16

Закон всемирного тяготения.  Первая космическая  скорость. Вес тела. Невесомость и перегрузки

1

17

Закон Гука. Сила трения.

1

18

Импульс. Импульс силы. Закон сохранения импульса

1

19

Реактивное движение

1

20

Работа силы. Механическая энергия тела: потенциальная и кинетическая

1

21

Закон сохранения и превращения энергии в механике

1

22

Лабораторная работа №2

«Изучение закона сохранения механической энергии»

1

23

Решение задач по теме « Силы в природе. Законы сохран. в механике»

1

24

Контрольная работа №2

« Силы в природе. Законы сохранения в механике»

1

25

Строение вещества. Молекула. Основные положения молекулярно-кинетической теории строения вещества

1

26

Броуновское движение

Силы взаимодействия молекул.

1

27

Масса молекул, количество вещества

1

28

Строение газообразных, жидких и твердых тел

1

29

Идеальный газ в молекулярно-кинетической теории

1

30

Идеальный газ в молекулярно-кинетической теории

1

31

Решение задач «Основы молекулярно-кинетической теории»

1

32

Температура и тепловое равновесие

1

33

Абсолютная температура. Температура -мера средней кинетической энергии

1

34

Строение газообразных, жидких и твердых тел

1

35

Основные макропараметры газа. Уравнение состояния идеального газа

1

36

Газовые законы

1

37

Зависимость давления насыщенного пара от температуры. Кипение

1

38

Лабораторная работа № 3

«Опыт. проверка закона Гей – Люссака»

1

39

Контрольная работа № 3 «Свойства твердых тел, жидкостей и газов».

1

40

Внутренняя энергия и работа в термодинамике

1

41

Количество теплоты, удельная теплоемкость

1

42

Решение задач по теме «Количество теплоты»

1

43

Первый закон термодинамики. Необратимость процессов в природе

1

44

Принцип действия теплового двигателя. Двигатель внутреннего сгорания.  КПД тепловых двигателей

1

45

Контрольная работа №4 «Основы термодинамики»

1

46

Что такое электродинамика. Строение атома. Электрон

1

47

Электризация тел. Два рода зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Объяснение процесса электризации тел

1

48

Закон Кулона

1

49

Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей

1

50

Силовые линии электрического поля

1

51

Основы электродинамики

1

52

Потенциал электростатического поля и разность потенциалов

1

53

Конденсаторы. Назначение, устройство и виды

1

54

Основы электростатики

1

55

Электрический ток. Сила тока

1

56

Условия, необходимые для существования электрического тока

1

57

Закон Ома для участка цепи

1

58

Лабораторная работа №4

« Последовательное и параллельное соединение проводников»

1

59

Работа и мощность электрического тока

1

60

Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи

1

61

Лабораторная работа №5

«Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока».

1

62

Контрольная работа №5 «Законы постоянного тока»

1

63

Электрическая проводимость различных веществ.  Сверхпроводимость

1

64

Электрический ток в полупроводниках. Применение полупровод. приборов

1

65

Электрический ток в вакууме. Электроннолучевая трубка

1

66

Электрический ток в вакууме. Электроннолучевая трубка

1

67

Электрический ток в газах. Несамостоятельный и самостоятельный разряды

1

68

Контрольная работа №6 «Электрический ток в различных средах»

1

69

Решение задач «Электрический ток в различных средах»

1

70

Итоговый урок.

1

«Рассмотрено»  

на заседании МО

 протокол №__

от_  «    »08.2018г. Руководитель

МО_____АнищенкоН.М._  

Согласовано:

зам.  директора по УВР

______________Кержей О.В.

«   »_08_2018г

«Утверждено»:

 Директор школы

 ______________АгееваГ.Г.

«___»___08_2018г

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

По   предмету Физика

        

Ступень обучения (класс)  _11 «А » класс  основное общее образование

        

Количество часов __68___ часов

Уровень ___базовый________

Сроки реализации программы_______1год___________

Программу разработала_Габриелян  Мариетта Мартиросовна,

учитель физики высшей категории

 на основе  программы  для  общеобразовательных учреждений «Физика 7-11» МО РФ: Дрофа,2005г., авторской программы Г.Я.Мякишева, Б.Б.Буховцева, Н.Н.Сотского в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта  общего образования,  учебным планом школы на 2018-2019уч

                                                           1.   Планируемые результаты

           знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
  • смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, кинетическая энергия частиц вещества, элементарный электрический заряд;
  • смысл физических законов  сохранения энергии, импульса и электрического заряда, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

          уметь

  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел:  электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
  • отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
  • приводить примеры практического использования физических знаний:  электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;

       использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи.;
  • оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
  • рационального природопользования и защиты окружающей среды.

Учащиеся должны знать:

Электродинамика.

Понятия: электромагнитная индукция, самоиндукция, индуктивность, свободные и вынужденные колебания, колебательный контур, переменный ток, резонанс, электромагнитная волна, интерференция, дифракция и дисперсия света.

Законы и принципы: закон электромагнитной индукции, правило Ленца, законы отражения и преломления света, связь массы и энергии.

Практическое применение: генератор, схема радиотелефонной связи, полное отражение.

Учащиеся должны уметь:

-         Измерять силу тока и напряжение в цепях переменного тока.

-         Использовать трансформатор.

-         Измерять длину световой волны.

               Квантовая физика.Понятия: фотон, фотоэффект, корпускулярно – волновой дуализм, ядерная модель атома, ядерная реакция, энергия связи, радиоактивный распад, цепная реакция, термоядерная реакция, элементарные частицы.

Законы и принципы: законы фотоэффекта, постулаты Бора, закон радиоактивного распада.

Практическое применение: устройство и принцип действия фотоэлемента, принцип спектрального анализа, принцип работы ядерного реактора.

Учащиеся должны уметь: решать задачи на применение формул, связывающих энергию и импульс фотона с частотой световой волны, вычислять красную границу фотоэффекта, определять продукты ядерной реакции.

Основное содержание

Основы электродинамики  (13 часов)

Магнитное поле тока. Плазма. Действие магнитного поля на движущиеся заряженные частицы. Явление электромагнитной индукции. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Свободные электромагнитные колебания. Электромагнитное поле.

Колебания и волны Свободные и вынужденные колебания. Математический маятник. Гармонические колебания . Амплитуда, частота, период и фаза колебаний. Превращение энергии при гармонических колебаниях. Вынужденные колебания. Резонанс. Электромагнитные колебания. Колебательный контур.Период свободных электрических колебаний. Переменный электрический ток. Активное сопротивление. Действующие значения силы тока и напряжения. Конденсатор и катушка индуктивности в цепи переменного тока. Резонанс. Автоколебания. Генерирование электрической энергии. Трансформатор. Производство, использование и передача электроэнергии.

Поперечные и продольные волны. Длина волны. Скорость волны. Излучение электромагнитных волн.Плотность потока электромагнитного излучения. Принципы радиосвязи. Свойства электромагнитных волн. Радиоволны. Радиолокация. Телевидение.

Оптика(Световое излучение. Скорость света. Принцип Гюйгенса. Закон отражения света.Закон преломления света. Полное отражение. Линза. Построение изображения в линзе. Формула тонкой линзы.Дисперсия света. Интерференция механических волн. Интерференция света. Дифракция механических волн. Дифракция света. Дифракционная решетка. Поперечность световых волн. Поляризация света. Лабораторные работы

Элементы теории относительности Постулаты теории относительности. Зависимость энергии тела от скорости его движения. Связь между массой и энергией. Релятивистская динамика.

.Квантовая физика

    Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-    волновой дуализм Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Лазеры.Строение атомного ядра. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи ядра. Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей   радиации на живые организмы. Доза излучения. Закон радиоактивного распада.

 Лабораторные работы

   Элементы астрофизики

  Солнечная система. Звезды и источники их энергии. ГалактикаПространственные масштабы   наблюдаемой Вселенной. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Строение и эволюция Вселенной.

    Повторение (4 часа)

                                             КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ       ПЛАНИРОВАНИЕ

                                                                                       11 КЛАСС (2 ч)

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

План

Факт

1

 Магнитное поле, его свойства.

1

2

  Вектор магнитной индукции. Линии магнитного поля

1

3

 Действие магнитного поля на проводник с током. Решение задач.

1

4

Лабораторная работа № 1 «Наблюдение действия магнитного поля на ток»

1

5

 Входная контрольная работа.  Действие магнитного поля на движущийся электрический заряд

1

6

 Магнитный поток.  Явление электромагнитной индукции

1

7

Лабораторная работа № 2 «Изучение явления электромагнитной индукции»

1

8

Самоиндукция. Индуктивность

1

9

Энергия магнитного поля тока. Электромагнитное поле

1

10

Контрольная работа№1

1

11

Свободные и вынужденные мех.колебания.  Лаб.раб№3  

I

12

Колебательный  контур. Превращение энергии при электромагнитных колебаниях

1

13

Решение задач.

1

14

 Сопротивление в цепи переменного тока

1

15

Переменный ток.

1

16

 Генерирование электрической энергии. Трансформаторы.

1

17

Решение задач.

1

18

 Производство и использование электрической энергии

1

19

Контрольная работа № 1 по теме «Электромагнитные колебания»

1

20

 Электромагнитная волна. Свойства электромагнитных волн.

1

21

 Принцип радиотелефонной связи. Простейший радиоприемник.

1

22

 Свойства электромагнитных волн

1

23

 Радиолокация. Понятие о телевидении. Развитие средств связи

1

24

Решение задач

1

25

 Контрольная работа№2 «Электромагнитные волны»

1

26

 Скорость света.

1

27

Закон отражения света. Решение задач

1

28

 Закон преломления света

1

29

 Решение задач

1

30

 Полное отражение 

1

31

 Решение задач 

1

32

Линзы.

1

33

Дисперсия света. Решение задач

1

34

 Лабораторная работа «Измерение показателя преломления стекла

1

35

Интерференция света.

1

36

 Дифракция света.

 

1

37

Поляризация света.

1

38

 Решение задач

1

39

 Контрольная работа №3 по теме: «Световые явления»

1

40

 Постулаты теории относительности

1

41

 Релятивистская динамика. Принцип соответствия.

1

42

 Связь между массой и энергией.

1

43

Виды излучений. Шкала электромагнитных излучений.

1

44

 Спектры и спектральные аппараты

1

45

  Спектральный анализ

1

46

 Инфракрасное и ультрафиолетовое излучение

1

47

Рентгеновские лучи.

1

48

  Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна

1

49

 Фотоны.

1

50

  Применение фотоэффекта

1

51

 Решение задач

1

52

Контрольная работа№4

1

53

 Строение атома. Опыт Резерфорда.

1

54

Постулаты Бора.

1

55

Лазеры.

1

56

 Открытие радиоактивности

1

57

Строение атомного ядра. Ядерные силы

1

58

 Энергия связи атомных ядер.

1

59

Закон радиоактивного распада.

1

60

 Ядерные реакции. Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции. Ядерный реактор

1

61

Решение задач

1

62

 Контрольная работа №5  

1

63

Движение небесных тел. Законы движения планет

1

64

Солнце и звезды

1

65

Строение Вселенной

1

66

Повторение тем

1

67

 Итоговая контрольная работа

1

68

Итоговый урок

1

«Рассмотрено»  

на заседании МО

 протокол №__

от_  «    »08.2018г. Руководитель

МО_____АнищенкоН.М._  

Согласовано:

зам.  директора по УВР

______________Кержей О.В.

«   »_08_2018г

«Утверждено»:

 Директор школы

 ______________АгееваГ.Г.

«___»___08_2018г

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

По   предмету Астрономия

        

Ступень обучения (класс)  _10 «А » класс  основное общее образование

        

Количество часов __35___ часов

Уровень ___базовый________

Сроки реализации программы_______1год___________

Программу разработала_Габриелян  Мариетта Мартиросовна, учитель физики высшей категории

Планирование составлено на основе  программы : Примерная программа учебного предмета АСТРОНОМИЯ 11 кл. (авторы программы Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут, М.: Дрофа, 2013г.), рекомендованная письмом департамента государственной политики в образовании МО и НРФ от 07.07.2005г. №03-1263; в соответствифедеральным компонентом государственного стандарта общего образования 2004г, учебным планом школы на 2018-2019уч.год.

                           

Планируемые результаты освоения учебного предмета

        

Учащиеся должны:

1. Знать, понимать

                

- смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;

- смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;

- смысл физического закона Хаббла;

- основные этапы освоения космического пространства;

- гипотезы происхождения Солнечной системы;

- основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;

- размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;

  1. Уметь

- приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;

- описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы "цвет-светимость", физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;

- характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;

- находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;

- использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

Основное содержание

(35часов в год, 1 час в неделю)

ПРЕДМЕТ АСТРОНОМИИ

Роль астрономии в развитии цивилизации. Эволюция взглядов человека на Вселенную. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы. Особенности методов познания в астрономии. Практическое применение астрономических исследований. История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю.А. Гагарина. Достижения современной космонавтики.

ОСНОВЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ АСТРОНОМИИ

Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездная карта, созвездия, использование компьютерных приложений для отображения звездного неба. Видимая звездная величина. Суточное движение светил. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя.  Движение Земли вокруг Солнца. Видимое движение и фазы Луны. Солнечные и лунные затмения. Время и календарь.

ЗАКОНЫ ДВИЖЕНИЯ НЕБЕСНЫХ ТЕЛ

Структура и масштабы Солнечной системы. Конфигурация и условия видимости планет. Методы определения расстояний до тел Солнечной системы и их размеров. Небесная механика. Законы Кеплера. Определение масс небесных тел. Движение искусственных небесных тел.

СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА

Происхождение Солнечной системы. Система Земля - Луна. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Спутники и кольца планет. Малые тела Солнечной системы. Астероидная опасность.

МЕТОДЫ АСТРОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Электромагнитное излучение, космические лучи и Гравитационные волны как источник информации о природе и свойствах небесных тел. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Космические аппараты. Спектральный анализ. Эффект Доплера. Закон смещения Вина. Закон Стефана-Больцмана.

ЗВЕЗДЫ

Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимная связь. Разнообразие звездных характеристик и их закономерности. Определение расстояния до звезд, параллакс. Двойные и кратные звезды. Внесолнечные планеты. Проблема существования жизни во Вселенной. Внутреннее строение и источники энергии звезд. Происхождение химических элементов. Переменные и вспыхивающие звезды. Коричневые карлики. Эволюция звезд, ее этапы и конечные стадии. Строение Солнца, солнечной атмосферы. Проявления солнечной активности: пятна, вспышки, протуберанцы. Периодичность солнечной активности. Роль магнитных полей на Солнце.  Солнечно-земные связи.

НАША ГАЛАКТИКА – МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ

Состав и структура Галактики. Звездные скопления. Межзвездный газ и пыль. Вращение Галактики. Темная материя.

        

ГАЛАКТИКИ. СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ

Открытие других галактик. Многообразие галактик и их основные характеристики. Сверхмассивные черные дыры и активность галактик. Представление о космологии. Красное смещение. Закон Хаббла. Эволюция Вселенной. Большой Взрыв. Реликтовое излучение. Темная энергия.

        

Календарно-тематическое планирование  (10 класс)

№ п/п

                                      Тема

            Дата

план

Факт

АСТРОНОМИЯ, ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ И СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ – 2ч

Что изучает астрономия.

Наблюдения – основа астрономии

ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АСТРОНОМИИ-5ч.

Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты

Видимое движение звезд на различных географических широтах

Годичное движение Солнца. Эклиптика

Движение и фазы Луны.

Затмения Солнца и Луны. Время и календарь

СТРОЕНИЕ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ-7ч.

Развитие представлений о строении мира

Конфигурации планет.

Синодический период

Законы движения планет Солнечной системы

Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе

Открытие и применение закона всемирного тяготения.

Движение искусственных спутников и космических аппаратов (КА) в Солнечной системе

ПРИРОДА ТЕЛ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ-8ч.

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение

Земля и Луна -  двойная планета

Две группы планет

Природа планет земной группы

Урок-дискуссия «Парниковый эффект -  польза или вред?»

Планеты-гиганты, их спутники и кольца

Малые тела Солнечной системы (астероиды, карликовые планеты и кометы).

Метеоры, болиды, метеориты

СОЛНЦЕ И ЗВЕЗДЫ-5 ч

Солнце, состав и внутреннее строение

Солнечная активность и ее влияние на Землю

Физическая природа звезд

Переменные и нестационарные звезды.

Эволюция звезд

СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ-4ч.

Наша Галактика

Другие звездные системы — галактики

Космология начала ХХ в.

Основы современной космологии

ЖИЗНЬ И РАЗУМ ВО ВСЕЛЕННОЙ-1ч.

Урок - конференция «Одиноки ли мы во Вселенной?»

ПОВТОРЕНИЕ(Резерв)- 2 ч.

Решение задач

Контрольная работа№2

     35

Итоговый урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Рабочая программа по физике ФГОС 7 класс + внеурочная деятельность "Творческая мастерская по физике"

Рабочая  программа реализуется в учебнике А.В.Пёрышкина «Физика» для  7 класса  системы «Вертикаль» (М.:Дрофа, 2013) и ориентирована на учащихся 7 кл....

Рабочая программа по физике ФГОС 8 класс + внеурочная деятельность "Знатоки физики"

Рабочая  программа реализуется в учебнике А.В.Пёрышкина «Физика» для  8 классов  системы «Вертикаль» (М.:Дрофа, 2014) и ориентирована на учащихся 8 классов....

Рабочая программа по физике для 10 класса по учебнику Г.Я.Мякишев ,Б.Б.Буховцев Физика 10

Рабочая программа по физике  для 10 класса по учебнику Г.Я.Мякишев,Б.Б.Буховцев 10 класс...

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...

Рабочая программа по физике для 7 класса (ФГОС), составлена на основе авторской программы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин. Физика. 7-9 классы

Рабочая программа по физике для 7 класса (ФГОС),  составлена на основе авторской программы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин. Физика. 7-9 классы + КТП...