Рабочая программа по физике 10 - 11 класс. Базовый уровень
рабочая программа по физике (10, 11 класс)

Жирова Ирина Сергеевна

Рабочая программа разработана к учебнику для общеобразовательных учреждений Г.Я.Мякишева и Б.Б.Буховцева. Рассчитана  на базовый уровень обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     

Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа №2

Карасукского района Новосибирской области

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по ФИЗИКЕ

для общеобразовательных учреждений

среднее общее образование

10-11 классы

Базовый уровень

        

Составила: учитель физики

Жирова И.С.

Рассмотрена. Рекомендовать к применению________________

                 (роспись руководителя МО)

Руководитель МО (Ф.И.О.)

(дата)

Рекомендовать к утверждению________________

                                 (роспись  председателя МС)

Председатель МС Ткач Е.Н.

(дата)

УТВЕРЖДАЮ:

директор школы Загарюк П.В.

__________________

                 (роспись)

                (дата)

2018 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по физике для 10-11 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования по физике 2004 г.,  «Примерной программы среднего (полного) общего образования по физике 10-11 классы.»,  авторской программы «Физика 10-11 классы» под редакцией Г.Я.Мякишева.

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Особенностью предмета физики в учебном плане школы является тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.

Изучение физики в средней школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

     освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

     овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;

     развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

     воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

     использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе среднего общего образования являются:

Познавательная деятельность:

     использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

     формирование умен

ий различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

     овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

     приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

    владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и  признавать право на иное мнение;

     использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

     овладение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

       организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

 Место предмета в учебном плане

    Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит в 2018-2020 учебных годах 140 часов для обязательного изучения физики на базовом уровне ступени среднего (полного) общего образования. В том числе в X и XI классах по 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. Согласно учебному плану школы на изучение физики в 10 классе в объеме обязательного минимума содержания образовательных программ отводится 2 ч в неделю (72 часа за год) в профильном классе.   В общеобразовательном классе из школьного компонента добавлено 0,5ч.  в неделю, что составляет 88 часов в год, и  соответствует базовому уровню. В  11 профильном классе -  68 часов в год. В 11 базовом классе из школьного компонента добавлено 0,5 час (2 п/г), что составляет

86 часов в год.          

     При реализации рабочей программы используется УМК Мякишева Г. Я., Буховцева Б. Б.,  входящий в Федеральный перечень учебников, утвержденный Министерством образования и науки РФ.

Учебники

Задачник, дидактический

материал

Методические пособия для

учителя

1. «Физика»: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Сотский.  М.: Просвещение, 2013г.

2. «Физика»: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, В.М.Чаругин.  М.: Просвещение, 2013г.

Рымкевич А.П. Сборник задач

по физике, 10-11 кл, М, Дрофа,

2010 - 2013.

Сборник задач по физике. 10-

11 кл. (сост. Степанова Г.Н.) М.:

Просвещение, 1999-2001

 Сауров Ю.А. Физика в 10

классе: модели уроков. М.:

Просвещение, 2008.

 Сауров Ю.А. Физика в 11

классе: модели уроков. М.: Просвещение, 2008

    Требования к уровню подготовки выпускников

                   в результате изучения физики на базовом уровне,  обучающийся должен

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
  • смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
  • смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших значительное влияние на развитие физики;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитная индукция, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
  • отличать гипотезы от научных теорий; 
  • делать выводы на основе экспериментальных данных; 
  • приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперименты являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
  • приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций; квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;

   использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
  • оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
  • рационального природопользования и защиты окружающей среды.

            Содержание программы учебного предмета 10 -11 классов.

Тема раздела

Основные элементы знаний

Демонстрации

10 х\б 72ч.

10 унив. 88ч  

11 унив. 86ч.

11  х/б 68ч.

Физика и методы научного познания

   Физика как наука и основа естествознания.    Экспериментальный характер физики. Физические величины и их измерение. Связи между физическими величинами. Научные методы познания окружающего мира и их отличие от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира.

1

1

1

1

Механика

  Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Всемирное тяготение.      Законы сохранения в механике. Предсказательная сила законов механики. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел  для развития космических исследований. Границы применимости классической механики.

Зависимость траектории от выбора системы отсчета. Падение тел  в вакууме и в воздухе. Явление инерции. Сравнение масс взаимодействующих тел. Измерение сил. Зависимость силы упругости от деформации. Сила трения. Реактивное движение. Переход кинетической энергии в потенциальную.

30

38

Молекулярная физика и термодинамика

   Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Строение и свойства жидкости, твердого тела.

    Законы термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.

   Модель строения жидкостей. Испарение и кипение. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кристаллические и аморфные тела. Уравнение теплового баланса.

Механическая модель броуновского движения. Изменение объема газа с изменением давления при постоянной температуре. Устройство психрометра и гигрометра. Явление поверхностного натяжения жидкости. Кристаллические и аморфные тела. Объемные модели строения кристаллов. Модели тепловых двигателей.

20

24

 Электродинамика

  Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электрический ток.  Закон Кулона. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики. Поляризация диэлектриков. Потенциальность электростатического поля. Потенциал и разность потенциалов.       Электроемкость. Конденсаторы.

Закон Ома для полной цепи. Сопротивление. Электрические цепи. Соединения проводников. Работа и мощность тока. Электродвижущая сила.

   Электрический ток в различных средах. Плазма.

  Электрометр. Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Энергия заряженного конденсатора. Электроизмерительные приборы. Магнитное взаимодействие токов.

18

22

    Магнитное поле тока. Действие магнитного поля на движущиеся заряженные частицы. Явление электромагнитной индукции. Взаимосвязь электрического и магнитного полей.

   Магнитное взаимодействие токов.

Отклонение электронного пучка магнитным полем.

Зависимость ЭДС индукции от скорости изменения магнитного потока.

16

15

Колебания и волны

   Свободные электромагнитные колебания. Электромагнитное поле.

Электромагнитные волны. Волновые свойства света. Различные виды электромагнитных излучений и их практические применения.

   Свободные электромагнитные колебания.

Осциллограмма переменного тока.

Генератор переменного тока.

Излучение и прием электромагнитных волн.

Отражение и преломление электромагнитных волн.

24

15

Оптика

     Законы распространения света. Оптические приборы.

  Интерференция света.

Дифракция света.

Получение спектра с помощью призмы.

Получение спектра с помощью дифракционной решетки.

Поляризация света.

Отражение и преломление света.

Оптические приборы

19

16

Основы СТО

4

3

Квантовая физика

  Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм.

   Планетарная модель атома.  Квантовые постулаты Бора. Лазеры.

Строение атомного ядра. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи ядра. Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза излучения. Закон радиоактивного распада.    Элементарные частицы.  Фундаментальные взаимодействия.

  Фотоэффект.

Линейчатые спектры излучения.

Лазер.

  Счетчик ионизирующих частиц

19

15

Итоговое повторение(включая промежуточную аттестацию)

3

3

3

3

Общее количество часов

72

88

86

68

Формы и средства контроля.

Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела), школьного курса.   

Перечень учебно-методических средств обучения.

Основная и дополнительная литература:

Государственный образовательный стандарт общего образования. // Официальные документы в образовании. – 2004. № 24-25.

Закон Российской Федерации «Об образовании» // Образование в документах и комментариях. – М.: АСТ «Астрель» Профиздат. -2005

Методическое обеспечение:

Каменецкий С.Е., Орехов В.П.. Методика решения задач по физике в средней школе. – М.: Просвещение, 1987.

Кирик Л.А., Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика 10 класс. Методические материалы для учителя. Под редакцией В.А. Орлова. М.: Илекса, 2005

Коровин В.А., Степанова Г.Н. Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников средней (полной) школы по физике. – Дрофа, 2001-2002

Маркина В. Г.. Физика 11 класс: поурочные планы по учебнику Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева. – Волгоград: Учитель, 2006

Сауров Ю.А. Физика в 11 классе: Модели уроков: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 2005

Шаталов В.Ф., Шейман В.М., Хайт А.М.. Опорные конспекты по кинематике и динамике. – М.: Просвещение, 1989.

        Дидактические материалы :

     Годова И.В. Физика. 11кл.  Контрольные работы в новом формате.- М.: Интеллект-Центр, 2011

     Годова И.В. Физика. 10кл.  Контрольные работы в новом формате.- М.: Интеллект-Центр, 2011

Зорин Н.И.  Тесты по физике. 11 класс. - М.: ВАКО, 2010

Кабардин О.Ф., Орлов В.А.. Физика. Тесты. 10-11 классы. – М.: Дрофа, 2000.

Кирик Л.А., Дик Ю.И.. Физика. 10,11 классы. Сборник  заданий и самостоятельных работ.– М: Илекса, 2004.

Кирик Л. А.: Физика. Самостоятельные и контрольные работы. Механика. Молекулярная физика. Электричество и магнетизм. Москва-Харьков, Илекса, 1999г.

Контрольные работы по физике в 7-11 классах средней школы: Дидактический материал. Под ред. Э.Е. Эвенчик, С.Я. Шамаша. – М.: Просвещение, 1991.

Марон А.Е., Марон Е.А.. Физика10 ,11 классы. Дидактические материалы.- М.: Дрофа, 2004

Дополнительная литература:

Бобошина С.Б. ЕГЭ: Физика. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. М.: Экзамен, 2010

Касаткина И.Л. Физика для старшеклассников и абитуриентов: интенсивный курс подготовки к ЕГЭ.-М.: Омега-Л, 2012

И.И. Нурминский. ЕГЭ: физика: контрольно-измерительные материалы: 2005-2006. – М.: Просвещение, 2006

В.А. Коровин В.А., Демидова М.Ю. Методический справочник учителя физики. – Мнемозина, 2000-2003

 Орлов, Н.К. Ханнанов, Г.Г. Никифоров. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ. Физика. – М.: Интеллект-Центр, 2005;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа, 10-11 классы (базовый уровень), к учебнику Spotlight

Рабочая программа по английскому языку для 10 – 11 классов МБОУ СОШ № 8 создана на основе Примерной программы по иностранным языкам с учетом требований Федерального компонента государственного стандар...

Рабочая программа 5-9 класс (базовый уровень)

Рабочая программа 5-9 классы с ктп...

Рабочая программа 5-11 класс (базовый уровень)

Рабочая программа 5-11 класса с ктп (базовый уровень)...

рабочая программа история 10 класс базовый уровень

рабочая программа история 10 класс базовый уровень...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Биология» 5 класс (базовый уровень) В.В. Пасечник 34 часа

Пояснительная запискаРабочая  программа по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образовании – ООО МБОУ школы №3 ООП ООО ФГОС, Федеральны...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Биология» 7 класс (базовый уровень) В.В. Пасечник 34 часа

Пояснительная запискаРабочая  программа по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образовании – ООО МБОУ школы №3 ООП ООО ФГОС, Федеральны...