Конспект урока
план-конспект урока по физике (7, 8, 9 класс)

Гредяева Ольга Александровна

Конспекты уроков по физике

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по физике в 7 классе

Тема: Сила трения

Цели: 1.  Обеспечить усвоение следующих научных знаний:

  • Особенности силы трения
  • Виды трения
  • Причины трения
  • Измерение силы трения
  1. Формировать умение проводить эксперимент и делать вывод
  2. Развивать самостоятельность, уверенность в своих силах

4.   Воспитывать

  • Умение работать в группе
  • Аккуратность при работе с оборудованием

Тип: урок усвоения новых знаний

 

Структура урока

Этап урока

Содержание этапа

Организационный

Приветствие, фиксация отсутствующих, проверка готовности класса к уроку, организация внимания

Повторение опорных знаний

1. Что является причиной изменения скорости тела?

2. Какие силы вы уже знаете?

3. Какая сила увеличивает скорость санок, съезжающих

   с горы?

4. Какая сила уменьшает скорость санок при их движении  по горизонтали? катящегося по полю мяча?

Сообщение темы и целей урока

Это «проделки» силы трения, с которой вам предстоит сегодня познакомиться. Вы узнаете: виды, причины, особенности силы трения, способы ее измерения

Изучение нового материала

(групповая работа)

В ходе беседы составляется краткий конспект

(доска и тетради учащихся), проводится эксперимент (инструктивная карта), каждая группа представляет свои выводы или ответы на поставленные вопросы; они сообща анализируются  

                                  Виды трения:

   трение                     трение                         трение

  качения        ˂     скольжения       ˂             покоя

(мяч, колесо)           (полозья)                (снег на крыше)

                                              (Опыты 1 и 2)

(Опыты 3 и 4)

                               Причины трения:

    шероховатость                            притяжение                        

      поверхности                                 молекул

                          соприкасающихся тел

(Опыт 5)

                       Особенности силы трения:

  • Возникает при соприкосновении тел
  • Направлена против скорости или возможной скорости
  • Растет с ростом силы, прижимающей тело к поверхности

Упражнения на понимание

(индивидуальная работа)

1.  Почему транспорт в основном передвигается с

     помощью колес?

2.  Что легче: сдвинуть тяжелый шкаф с места или, уже

     сдвинув, тащить его по полу?

3.  Определите вид трения и направление силы трения

     (рисунок на доске)

4.  Можно ли на Земле избавиться от силы трения?

     А нужно ли это делать?

Домашнее задание

Прочитать § 31, 32

Ответить на вопрос: полезна или вредна сила трения?

Итог урока

Что нового узнали на уроке?

Благодарю за работу на уроке хорошими отметками …

Таблица для фиксации результатов работы

(заполняется учителем)

Групповая работа

Группа  1

Группа  2

Группа  3

Группа  4

Группа  5

Опыт  1

Опыт  2

Опыт  3

Опыт  4

Опыт  5

Индивидуальная работа

Кто из ребят ответил верно

Вопрос  1

Вопрос  2

Вопрос  3

Вопрос  4

7 к л а с с  Тема: Сила трения

Инструктивная карта по проведению экспериментов

№ опыта

Что сделать?

Оборудование

Как делать?

1

Сравнить

силу трения качения и

силу трения скольжения

тела по поверхности

Динамометр;

деревянный цилиндр,

способный катиться;

кусочек бумаги, с помощью которого цилиндр фиксируется и может скользить

Прикрепи к крючку динамометра цилиндр и тяни за динамометр  

При равномерном качении цилиндра по столу ты измеряешь

силу трения качения.

При равномерном скольжении цилиндра по столу ты измеряешь силу трения скольжения.

Внимание! Во всех опытах динамометр и ваши пальцы не должны касаться стола

Проделай опыт еще раз и сделай вывод

2

Сравнить

силу трения покоя и силу трения скольжения

Динамометр;

брусок с грузом (m= 100г)

Прикрепи к крючку динамометра брусок с грузом и тяни за динамометр.

В тот момент, когда брусок начинает двигаться (выходит из состояния покоя), динамометр показывает силу трения покоя.  

Измерь силу трения скольжения бруска с грузом (смотри опыт 1)

Проделай опыт еще раз и сделай вывод

3

Сравнить

силу трения скольжения по разным поверхностям

Динамометр;

брусок;

листы бумаги (№ 1 и № 2)

Измерь силу трения скольжения бруска по листу № 1.

Измерь силу трения скольжения бруска по листу № 2.

Сравни между собой лист бумаги № 1 и лист бумаги № 2.

Проделай опыт еще раз и сделай вывод

4

Возникает ли

сила трения, если поверхности отполированы?

Две стеклянные пластинки

Соедини друг с другом две стеклянные пластинки.

Двигая одну пластинку по поверхности другой, постарайся ответить на поставленный вопрос

5

Зависит ли

сила трения от силы, прижимающей тело к поверхности?

Динамометр;

брусок;

три груза (m=100г)

Измерь силу трения скольжения бруска с одним грузом.

Измерь силу трения скольжения бруска с двумя грузами.

Измерь силу трения скольжения бруска с тремя грузами.

Нагружая брусок, как меняется сила, прижимающая его к столу?

Меняется ли при этом сила трения?

Постарайся ответить на поставленный вопрос



Предварительный просмотр:

Конспект урока по физике в 8 классе

Тема:   Постоянные магниты. Магнитное поле Земли

Цели:  1.  Обеспечить закрепление основных знаний темы

             2.  Проверить уровень усвоения знаний и умений

  1. Формировать умение проводить эксперимент и делать вывод
  2. Развивать логическое мышление, самостоятельность и настойчивость в преодолении трудностей
  3. Воспитывать умение работать в группе;  аккуратность при

     работе с оборудованием и ведении записей

Тип: урок закрепления и контроля знаний и умений

 

Структура урока

Этап урока

Содержание этапа

Организационный

Приветствие, фиксация отсутствующих, проверка готовности класса к уроку, организация внимания

Сообщение темы и целей урока

Сегодня на уроке дружно и сообща повторим и закрепим темы «Постоянные магниты. Магнитное поле Земли», а проверка полученных знаний будет индивидуальной

Групповая работа

Группе выдается необходимое оборудование и задания на карточке  (В ней же, для экономии времени, можно оформить ответы)

А. Выполнение экспериментов

Б.  Решение качественных задач

В.  Взаимопроверка

Индивидуальная работа

Физический диктант с выбором ответа

проверяется учителем

Домашняя работа

Вопросы к § 59, 60;         Выучить новые термины

Задание 10 (1) – по желанию    

Таблица для фиксации результатов работы

(заполняется учителем)

Группа  1

Группа  2

Группа  3

Группа  4

Задание  1

Задание  2

Задание  3

Задача 1

Задача 2

Задача 3

Отметка

Групповая работа: Постоянные магниты. Магнитное поле Земли

А – практическая часть – 3 задания

1 задание:

а) Насыпьте на лист картона металлические опилки

б) Пластмассовой ручкой или карандашом разровняйте их

в) Поместите лист картона с опилками на магнит

г) Придерживая лист рукой, аккуратно и несильно постукивайте по нему острием ручки или карандашом

Зарисуйте картины магнитных полей, которые вам «нарисовали» опилки:

           А) полосового магнита

           Б) двух магнитов, обращенных друг к другу одинаковыми полюсами

           В) двух магнитов, обращенных друг к другу разными полюсами

2 задание:

Как определить полюсы немаркированного магнита? Предложите свой способ и непосредственно определите их

3 задание:

а) Подвесьте свободно катушку-виток через лапку штатива

б) Соедините виток, источник тока, ключ последовательно

в) К центру витка поднесите на ладони компас

г) Замкните цепь и наблюдайте за стрелкой компаса

д) Измените направление тока в катушке

е) Что изменилось в поведении стрелки?

Что произойдет с магнитной стрелкой, если поменять направление тока в катушке? Почему?

Б – решение качественных задач – 3 задачи

1.  Магнит разрезали пополам по линии, разделяющей его полюсы. Будут ли образовавшиеся половинки обладать магнитными свойствами? Если – да, укажите полюсы половинок. Ответ лучше представить на рисунке: магнит до разрезания и две его половинки после разрезания.

2.  Два гвоздя, притянувшись остриями к магниту, разошлись шляпками. Намагнитились ли гвозди? Если – да, укажите их полюсы. Ответ лучше представить на рисунке

3. Ученые-палеонтологи доказали, что магнитные полюсы нашей планеты время от времени меняются местами – происходит инверсия магнитного поля. Процесс этот занимает десятки тысяч лет. Как установится магнитная стрелка компаса после очередной инверсии?

Физический диктант

(с выбором ответа для индивидуальной работы)

1.  По прямому проводу течет постоянный ток. Вблизи провода наблюдается:

            П – только магнитное поле

            Р – только электрическое поле

            С – поочередно, то электрическое поле, то магнитное поле

            Т – одновременно и электрическое поле, и магнитное поле

2.  Можно ли получить магнит с одним полюсом?

             З – да, можно

             И – нет, нельзя

3.  Можно ли намагнитить стальной стержень так, чтобы оба его конца имели одинаковые полюсы?

              Н – нет

              О – да

4.  Магнитное поле можно обнаружить по действию на:

               Г – магнитную стрелку и проводник с током

               Д – магнитную стрелку

               Е – мелкие кусочки бумаги

               Ж – подвешенный на нити легкий заряженный шарик

5.  Вокруг проводника с током возникло магнитное поле. Оно обнаруживается по повороту магнитной стрелки. В каком случае поле исчезнет?

                А – если выключить ток в проводе

                Б – если убрать магнитную стрелку

                В – однажды созданное магнитное поле никогда не исчезнет

6.  Катушка с током и постоянный магнит притягиваются. Что нужно сделать, чтобы вместо притяжения наблюдалось отталкивание?

                 К – повернуть магнит на 1800 

                 Л – поменять направление тока в катушке

                 М – оба ответа К и Л верны    

Проверка:

«5»  –  ТИНГАМ   (справа налево – МАГНИТ)

«4»  –  с одной ошибкой

«3»  –  с двумя, тремя ошибками



Предварительный просмотр:

Конспект урока физики в 7 классе: Плотность вещества

Актуализация: Тело → вещество → молекулы → атомы → …                     Любое тело имеет массу и объём. Из выполненных вами лабораторных работ:  

1 тело

15,45 г

13 см3

1,19 г/см3

2 тело

21,35 г

18 см3

1,19 г/см3

Найдите отношение массы к объёму (калькулятор) и округлите его до сотых                                    Зависит ли это отношение от масс тел? От их объёмов? Нет. Эти тела – два черных пластиковых цилиндра: малый и большой, изготовленные из одного и того же вещества. Значит, это отношение характеризует вещество, из которого изготовлены цилиндры. Назвали эту характеристику вещества плотностью.                  

Тема: Плотность вещества                                           

Цели урока:

1. Добиться усвоения новой физической величины (буква, формула, единицы измерения, физический смысл) большинством учащихся класса            

2. Развивать мышление через комплекс предложенных упражнений

3. Воспитывать культуру поведения и общения, аккуратность письма

Краткий конспект: а) словесная и буквенная формула плотности                                 б) единицы измерения (основная и неосновная)                                                   в) переведем 1г/см3 = 1000 кг/м3 (1 г = 0,001 кг; 1 см3 = 0,000001 м3 , деление) Как это понимать? 1см3 вещества имеет массу 1 г, а 1м3 – 1000 кг = 1т         Что это за вещество?                                                                                                    Работа с таблицами плотности № 3,4,5 стр 63-64                                             Это вещество – вода. Обратите внимание, что плотность вещества в различных агрегатных состояниях различна

 Краткий конспект: г) Плотность – физическая величина, которая показывает массу 1м3 или 1см3 данного вещества

Задание 1: Из двух цилиндров одинакового объёма найти стальной и алюминиевый, используя «свои рычажные весы» (руки) и таблицу № 3

Краткий конспект: д) При равных объёмах тел чем больше плотность вещества, тем больше масса тела и наоборот.

Как можно объяснить большую разницу в массах этих цилиндров? Нет! Молекулы металлов по массе примерно одинаковы. Существенная разница в упаковке молекул! Чем ближе молекулы друг к другу, т.е. плотнее, тем их в данном объёме больше, и масса больше.

Задание 2: Два пакета (1-гантель 1 кг и 2-пуховик 1 кг), безмен для определения массы. Сравните пакеты. Что у них общего и чем отличаются друг от друга?

Краткий конспект: е) При равных массах тел чем больше плотность вещества, тем меньше объём тела и наоборот.

Домашнее задание: § 22, упр 7(1,2,3)

Закрепление: Вопросы по картинкам

  • Сравните массу ящиков с мелкой и крупной дробью
  • Определите, какой брусок медный, какой цинковый
  • Сено спрессовали в тюк. Как при этом изменились V, ρ, m?
  • Пружина под действием груза растянулась. Изменились V, ρ, m?
  • Сжатие воздуха поршнем. Как при этом изменились V, ρ, m?

Рефлексия: Я говорю утверждение, а вы загибаете палец, если оно верное, и не загибаете, если оно ложное. Начинаем с мизинца правой руки, рука под партой.

1) Чтобы найти плотность вещества, надо массу тела разделить на его объём 2) Основная единица измерения плотности кг на кубический метр                  3) Чем ближе друг к другу молекулы вещества, тем больше его плотность     4) Из двух тел равного объёма масса меньше у того, у которого ρ меньше       5) Из двух тел равной массы объём меньше у того, у которого ρ меньше

Как вы сегодня поработали? Покажите свою правую руку. Молодцы! (Оценить работу детей на уроке)   Урок окончен


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...