Разработка урока по физике "Дисперсия света"
методическая разработка по физике (11 класс)

Козина Татьяна Ивановна

Урок по физике в 11 классе по учебнику Мякишева.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mbou1.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

                                       Мбоу «Полх-Майданская СОШ»

Разработка урока по физике в 11 классе по теме:

           Выполнила учитель физики и  математики:Козина Т.И.

2017 год.

Урок по физике в 11-м классе по теме    "Дисперсия  света"

Цели урока:

дать понятие о дисперсии света и объяснить ее с точки зрения электромагнитной теории,объяснить происхождение цветов окружающих нас тел .

Место урока в процессе преподавания: Урок носит характер изучения новой темы, где  раскрывается новое явление с опорой на знания учащихся по теме «Явление преломления света. Законы преломления». Учащиеся должны научиться доказывать, что произошло явление дисперсии, указывать причины появления явления дисперсии, применять теоретические знания при объяснении явления радуги.

Оборудование:для каждого ученика на парту – экран со щелью, призма; экран, светофильтры;компьютер, мультимедийный проектор , презентация по теме: “Дисперсия света”.

                                                             Ход урока

Презентация 1

(Слайд 1) Сегодня мы продолжим разговор о световых явлениях и законах распространения света. Но сначала вспомним, что же мы уже изучили о световых явлениях.

1.Повторение пройденного материала:

  1. Как свет распространяется в однородной прозрачной среде?
  2. Всегда ли свет распространяется прямолинейно? В каких случаях нет?
  3. Закон преломления света.
  4. Нарисовать ход лучей в призме.
  5. Оптически плотная среда – что это за среда?
  6. Показатель преломления среды.
  7. Связь частоты света со скоростью его распространения.
  8. Связь показателя преломления среды со скоростью света.

Свет имеет еще много тайн. Одна из них – явление дисперсии.

2.Объяснение нового материала.

Тема нашего урока “Дисперсия”. (Слайд 2)

 (Слайд 3) Слово “дисперсия” происходит от латинского слова dispersio, что в буквальном переводе означает “рассеяние”.

Дисперсия света – это зависимость показателя преломления света от частоты колебаний (или длины волны).

 (Слайд 4) В 1666 году англ. физик Исаак Ньютон обратил внимание на радужную окраску изображений звезд в телескопе. Он заинтересовался этим явлением и поставил опыт. (Слайд 5) Ньютон направил световой пучок малого поперечного сечения на призму. Пучок солнечного света проходил в затемненную комнату через маленькое отверстие в ставне. Падая на стеклянную призму, он преломлялся и давал на противоположной стене удлиненное изображение с радужным чередованием цветов. Эту радужную полоску Ньютон назвал спектром (от лат. слова spectrum - “вuдение”). Замечательно, что этот опыт пережил столетия, и его методика без существенных изменений используется до сих пор.(видеоролик)

Мы воспроизведем опыт Ньютона, но с другим оборудованием.

Фронтальный эксперимент: учащиеся проводят эксперимент на местах по следующему плану: взять в одну руку экран со щелью и расположить его на расстояние вытянутой руки на фоне лампы дневного света, между щелью и глазом поместить призму или плоскопараллельную пластину и посмотреть через косые грани пластины на освещенную щель экрана; если спектр не виден, то надо повернуть голову вместе с пластиной в сторону преломляющего угла.

Проделав опыт, Ньютон сделал вывод, что белый свет состоит из семи цветов. Их совместное действие дает нам ощущение белого света, а после прохождения через призму эти цвета разделяются. Ньютон доказал это, направив эту радужную полосу на вторую призму и получив опять белый свет(Слайд 7)

Раскладывать свет на цвета люди научились давно, они использовали для этого стеклянные призмы. Аристотель объяснял появление цветов тем, что, проходя через призму, свет смешивается с тьмой и окрашивается в разные цвета. Немного темноты, добавленной к свету, дает красный свет. Большое ее количество - фиолетовый. Эта теория господствовала в науке долгое время. Но, продолжая проводить свои опыты, Исаак Ньютон изумительно просто опроверг теорию Аристотеля. Он направил на призму красный свет и тот, пройдя через призму, не изменяет окраску, и новых цветов не появилось.

(Демонстрация: направляем на призму свет, пропущенный через красный светофильтр и синий светофильтр).

Значит, призма не раскрашивает белый свет, а разделяет его на содержащиеся в нем простые составные цветовые части.

Разложение белого света есть следствие дисперсии.

(Слайд 8) В газете “Нью-Йорк Таймс” была опубликована статья сотрудника философского факультета университета Нью-Йорка Роберта Криза и историка Брукхевенской Национальной Лаборатории Стони Брук, которые провели опрос среди американских физиков, чтобы определить 10 красивейших экспериментов за всю историю этой науки. И данный опыт Исаака Ньютона вошел в эту десятку красивейших опытов.

(Слайд 9) Открытие Ньютоном и изучение явления дисперсии света считается одним из важнейших его открытий. На надгробном памятнике, поставленном в 1731 году, изображены фигуры юношей, держащих в руках эмблемы самых важных открытий Ньютона. В руках одного из юношей - призма, а в надписи на памятнике есть такие слова: “Здесь покоится сэр Исаак Ньютон, дворянин, который почти божественным разумом первый доказал с факелом математики движение планет, пути комет и приливы океанов. Он исследовал различие световых лучей и проявляющиеся при этом различные свойства цветов, чего ранее никто не подозревал ... Пусть смертные радуются, что существует такое украшение рода человеческого”.

(Слайд 10) Теорию света Ньютона подверг резкой критике выдающийся немецкий поэт И. В. Гете. Может быть, не все знают, что Гете был и видным естествоиспытателем. Он писал: “Утверждение Ньютона – чудовищное предположение. Не может быть, что самый прозрачный, самый чистый цвет – белый – оказался смесью цветных лучей”.

Гете считал, что исследованный Ньютоном свет – это уже не тот свет, с каким мы встречаемся в естественной обстановке, а свет, “замученный всякого рода орудиями пытки – щелями, призмами, линзами”. Гете призывал:

Друзья, избегайте темной комнаты,
Где вам искажают свет
И самым жалким образом
Склоняются перед искаженными образами.

(Слайд 11) А что вам напоминает эта радужная полоска – спектр?

Правильно, радугу.

А сколько цветов вы видите? Каких?

То, что в радуге семь цветов – это всеобщее заблуждение, всеми повторяемое и обычно не проверяемое. Посмотрите внимательнее на радугу и рассмотрите ее не предвзято. Сколько вы видите цветов? (Слайд 12) (5: красный, желтый, зеленый, голубой и фиолетовый)

Они не имеют резких границ, а переходят один в другой постепенно, так что, кроме пе-речисленных основных цветов, различаются промежуточные оттенки: красно – желтый (оран-жевый), желто-зеленый, зелено-голубой, фиолетово-голубой (синий). Значит, в солнечном спектре либо 5 цветов, либо 9 (если считать промежуточные). Откуда же взялось число 7?

(Гипотезы учеников)

Ньютон первоначально тоже различал только пять цветов. Стремясь создать соответствие между числом цветов спектра и числом основных тонов музыкальной гаммы, Ньютон добавил к 5 перечисленным цветам спектра еще два. (7 чудес света, 7 дней недели, на 7 небе)

(Слайд 13) Что же касается радуги, то здесь не удается заметить даже и 5 оттенков. Обычно мы видим 3 цвета (красный, зеленый, фиолетовый), иногда различается желтый.

Но так как Исаак Ньютон решил, что в спектре 7 цветов, то мы вынуждены тоже так считать.

Последовательность цветов в спектре легко запоминается (Слайд14):

Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан;

Как Однажды Жак - Звонарь Городской Сломал Фонарь.

Каждый цвет спектра является монохроматическим. Монохроматический свет – одноцветный свет.

Вопрос: Что такое свет с точки зрения физики? (Ответ: это электромагнитная волна)

Чем отличаются волны друг от друга? (Ответ: длиной и частотой)

Свет разных цветов – это электромагнитные волны различной длины и частоты.

Монохроматический свет – одноцветный свет, каждой цветности соответствует своя длина и частота волны (в вакууме). (Слайд 15)

Красный

Оранжевый

Желтый

Зеленый

Голубой

Синий

Фиолетовый

760 – 620 нм

620 – 590 нм

590 – 560 нм

560 – 500 нм

500 – 480 нм

480 – 450 нм

450 – 380 нм

Вернемся к опытам Исаака Ньютона. Почему в призме волны делятся? Какое явление наблюдается при прохождении света через призму? (Ответ: преломление света) (Слайд 16)

Какой цвет в проводимых опытах испытывал наибольшее преломление? (Ответ: фиолетовый) Наименьшее преломление? (Ответ: красный). (Слайд 17)

Очевидно, nф > nк. Абсолютный показатель преломления связан со скоростью распростра-нения света в этой среде формулой n=. Следовательно, nф =, nк =.

Отсюда, . Для одной и той же среды: 

Значит, в одном и том же веществе скорости света для разных частот (или длин волн) различны. Различны будут и показатели преломления. Следовательно, показатель преломления света в среде зависит от его частоты.

При переходе из одной среды в другую изменяются скорость света и длина волны, частота же, определяющая цвет, остается постоянной. Границы диапазонов белого света и составляющих его цветов принято характеризовать их длинами волн в вакууме. Т. о.,белый свет – это совокупность волн длинами от 380 до 760 нм.

(Слайд 18) Дисперсией называют зависимость показателя преломления света от частоты колебаний (или дины волны).

Вам теперь понятно, что означает это определение?

Какие же выводы можно сделать из сегодняшнего урока?

(Слайд 19) Выводы:

  • Дисперсия – явление разложения белого света в спектр.
  • Белый свет – сложный, состоит из монохроматических цветов.
  • Показатель преломления среды зависит от цвета света (фиолетовый, красный)
  • Показатель преломления света в среде зависит от его частоты.

(Слайд 20) В 1807 году Томас Юнг сделал столь же важное открытие, что белый свет можно получить сложением красного, зеленого, голубого. Рассмотрите данную модель; действительно, сложение красного, зеленого и голубого дает белый цвет. (Слайд21) В детстве на уроках рисования вы часто пользовались тем, что при наложении двух цветов получается третий цвет (Слайд 22).

Явление дисперсии света наблюдается не только при прохождении света через призму, но и во многих других случаях преломления.(Слайд 23)

Вернемся к вопросу о радуге. Радуга является одним из самых красивых явлений. Радуга поэтизировалась многими народами.

3.Доклад,подготовленный учеником «Радуга»(презентация 2)

 Зная, что белый свет имеет сложную структуру, можно объяснить удивительное многообразие красок в природе.

Давайте вспомним из 8 класса, почему мы видим окружающие тела? (О: Свет, падая на предметы, отражается и попадает в глаз человека). Откуда берется цвет непрозрачных предметов?

Трава и листья деревьев кажутся нам зелеными потому, что из всех падающих на них солнечных лучей они отражают лишь зеленые, поглощая остальные. Красный томат отражает только красные цвета, остальные же им поглощаются. (Слайд 24)

Цвета непрозрачных тел определяется цветом тех лучей, которые они отражают. Кстати, человеческий глаз способен различить 250 цветов, которые образуются при смешивании основных цветов.

Лист белой бумаги отражает все падающие на него лучи различных цветов. Лист черной бумаги поглощает все падающие на него лучи различных цветов.

Вне нас нет никаких красок, есть лишь волны разных длин.

4.Контроль усвоения знаний (выполнить тест).

  1. Какой из следующих рисунков правильно отражает разложение света в призме?

          1                    2                       3                        4

  1. Расположите цвета в том порядке, в каком они следуют в спектре в порядке уменьшения показателя преломления.

Красный, синий, жёлтый, оранжевый, фиолетовый, зелёный.

  1. Когда белый свет раскладывается на составляющие, луч какого цвета сильнее всего отклоняется от первоначального направления?
    1. Красный.
    2. Жёлтый.
    3. Фиолетовый.
    4. Зелёный.
  2. Лучи какого цвета имеют наибольший показатель преломления в призме?
    1. Оранжевый.
    2. Фиолетовый.
    3. Красный.
    4. Синий.
  3. Непрерывный спектр белого света является результатом …

1. Рассеяния белого света.
2. Разложения белого света.
3. Отражения белого света от стенок призмы.
4. Смешивания различных цветов.

  1. Чтобы разложить белый свет в спектр, нужно использовать …
    1. Плоское зеркало.
    2. Призму.
    3. Вогнутое зеркало.
    4. Стеклянный полукруг.
  2. Увидеть радугу во время дождя можно, когда …
    1. Сверкает молния.
    2. Дует сильный ветер.
    3. Солнце стоит высоко над горизонтом.
    4. Солнце стоит невысоко над горизонтом.

5.Домашнее задание(слайд№25 )

§66учебника “Физика” Мякишева Г.Я., Буховцева Б


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока английского языка для 5 класса по теме «Вокруг света»

Вашему вниманию предлагается методическая разработка урока английского языка по теме «Вокруг света», который является одним из завершающих учебную тему «Страны и континенты».  ...

Разработка урока литературы в 8 классе на тему "Свет родных берёз в лирике поэтов 19 века"

Изучение лирики русских поэтов 19 века позволяет формировать гражданские и нравственные позиции учащихся, воспитывает положительные нравственные качества. Избегая длительных нравоучений, ненавязчиво, ...

Разработка урока английского языка в 11 классе. Тема урока: «Семь чудес света средних веков»

Автор: Кабанова Ольга Ивановна, учитель английского языка  МБОУ «Школа № 91 с углублённым изучением отдельных предметов», город Нижний НовгородОписание материала: Вашему вниманию предлагаетс...

Разработка урока физики по теме "Источник света. Распространение света" 8 класс

Разработка урока физики по теме "Источник света. Распространение света" 8 класс...

Методическая разработка урока по физике.11 класс. Тема урока: "Волновые свойства света"

О природе света люди задумывались давно. И только в 17 веке практически одновременно возникли две противоположных теории объясняющих природу световых явлений: корпускулярная и волновая. Основоположник...

Методическая разработка урока физики «Источники света. Распространение света» в 8 классе

Методическая разработка урока физики «Источники света. Распространение света» в 8 классе...