Сценарий программы " Природа не терпит пустоты"
материал по физике (7 класс)

Патрина Елена Геннадьевна

  Один выдающийся русский физик говорил : « Природа боится пустоты» , мы решили перефразировать его слова следующим образом « природа не боится пустоты»

В переводе с греческого  физика- природа, значит мы не боимся физики. А поскольку физика наука экспериментальная, то нам под силу любой эксперимент.

Но с чего началась наука физика,  и какие люди  в истории можно сказать первыми двигали науку в жизнь. Нас этот вопрос заинтересовал и мы решили изобрести машину времени и отправить в путешествие во времени.И нашей первой остановкой станет эпоха Возрождения -1600 год

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий программы « Природа не терпит пустоты»

Колготин Максим- Галлилей , Синицын  Андрей -Торричелли , Лысых Игорь- Блез Паскаль, Джордано Бруно-Гапонов Г.   Авторы- Родионова С. И Стукалова А.

Авторы:

Случились вместе два Астронома в пиру

И спорили весьма между собой в жару.

Один твердил: земля, вертясь, круг Солнца ходит;

Другой, что Солнце все с собой планеты водит:

Один Коперник был, другой  слыл  Птолемей.

Тут повар спор решил усмешкою своей.

Хозяин спрашивал: "Ты звезд теченье знаешь?

Скажи, как ты о сем сомненье рассуждаешь?"

Он дал такой ответ: "Что в том Коперник прав,

Я правду докажу, на Солнце не бывав.

Кто видел простака из поваров такова,

Который бы вертел очаг кругом жаркова?"

Вопрос: С кем же спорил Коперник?

А чтоб в научном деле повара нам советов не давали, мы  обратимся к первоисточнику науки.

Галилео  Галилей:   стал первым  последователем  новых взглядов на систему мира , он оставил   систему устройства мира, с неподвижной Землей и движущимися вокруг светилами,  решительно встал на сторону Коперника, сделавшись первым бойцом и первым же мучеником нового учения.

Звучит музыка               Выходит Галилео Галилей ( опыты и рассуждения)

Одновременно ли упадут на землю перышко, монета и лист бумаги?

Как вы думаете?

Нет. Проверим.

Действительно нет. Первой упала монета, перышко и лист бумаги.

А теперь скомкаем лист бумаги и проедем тот же эксперимент?

Лист бумаги по - другому себя ведет? Почему? В

Видимо сопротивление воздуха стало меньше.

А можно ли на мгновение убрать воздух из комнаты

И что? Все предметы упадут одновременно.

Автор:     Галилео первым сделал вывод о том, что  все тела независимо  от их массы и веса падают с одним и теме ускорением

(сформулировал закон постоянного ускорения для движения падающих тел – движения, совершенно независящего от веса или состава данных тел.)

Но Гений его на этом не остановился.   Он решил поспорить с самим Аристотелем –величайшем философом своего времени.

В чем заключался их спор.     Аристотель утверждал , что движение возможно только при воздействии на него тела, а ели нет  воздействия –нет и движения.

 А если при воздействии тело сохраняет свое состояние покоя?

Проверим

Галилео: ( опыты и рассуждения)

Опыт монета, стакан и карта. Выбьем карту, что произойдет с монетой? Как вы думаете?

Монета осталась на месте, что свидетельствует ее  попадание на дно стакана.

 Стало быть при  Аристотель не прав.

Его легко можно проверить

Опыт : стол, скатерть, и стаканы. Выдернем резко скатерть.

Или лист бумаги и стопка книг .Вы убедились?

Автор:  Итак , Галилео сформулировал свой еще один закон- закон Инерции

Музыка средневековья и фото

Автор:

Да, но в своем  учении Галилео был не одинок. Величайшим гением этого периода был Джордано Бруно (1548—1600) 

Звучит музыка       Выходит  Джордано Бруно с теллурием ( модель системы мира)

Джордано Бруно: И все- таки я убежден, что центром вселенной является не неподвижная Земля, а Солнце. Земля вращается вокруг своей оси, чем объясняется смена дня и ночи. Вселенная неизмерима и безгранична, подобие бесконечности. Я допускаю , что  мир, в котором живет человек, является всего лишь одним из возможных миров, пусть даже и самый лучший. И никто меня в этом не переубедит.  Земля во вселенной исчезающе мала. И границы у Вселенной нет. А что нам известно, так очень мало.

Автор :Он, отбросив все церковные догмы, развил гелиоцентрические идеи Коперника и выдвинул идею множественности миров и бесконечности вселенной

За утверждение гелиоцентрической системы  мирозданияон был осужден церковью и сожжен на костре инквизиции  

(  инквицизия его забирает)      10 класс Николаенко, Ефремов  музыка  

Вот так , друзья!  Это были настоящие борцы за науку того времени

________________________________________________________

 Музыка  Шопен

Автор     Но вот однажды  при сооружении фонтанов во Флоренции обнаружилось, что засасываемая насосами вода не желает подниматься выше 34 футов

 Недоумевающие строители обратились за помощью к престарелому Галилею, который сострил, что, вероятно, природа перестает бояться пустоты на высоте более 34 футов, но все же предложил разобраться в этом своему  ученику –  Эванджелиста  Торричелли

Да, но опять возвращаясь к Аристотелю    До середины XVII века считалось непререкаемым утверждение древнегреческого ученого Аристотеля (384–322 до н.э.) о том, что вода поднимается за поршнем насоса потому, что "природа не терпит пустоты".

Звучит музыка     Выходит Торричели. ( опыт и рассуждения)

 Посмотрим опыт

 Перелейте сок из коробки в стакан? Хорошо, а на луне получится? Нет? Почему? Нет атмосферы.

Когда мы пьем воду мы выполняем роль стакана

Попробуйте достать монету сухой из стакана.

 Тарелка, монета, вода, чайник или свеч

Как  яйцо вареное протолкнуть в бутылку?

Колба, яйцо, горячая вода или свечи из под торта.

Автор     Решая эту проблему  В 1641 Торричелли сформулировал закон вытекания жидкости из отверстий в стенке открытого сосуда и вывел формулу для определения скорости вытекания (формула Торричелли).

Но самым главным открытием  послужило именно то , что Торричели одним из первых догадался о причине движения жидкости

Так о чем догадался Торричелли?

Автор    Друзья, Чему мы, люди нового  времени,  в эпоху нанотехнологий можем научиться у человека XVII столетия?

Тем более что и среди своих современников  Он выглядел «отсталым»?

Он ведь осудил, отрекся от двух вроде бы блистательных веков человеческого существования, известных как Возрождение

Разгадку всех «темных» мест у этого ученого  следует искать в чуть ли не единственном   источнике познания  для него? Что явилось для него эти источником( священное писание)

Но что он делает?

Звучит музыка      Выходит человек ( Блез) и рисует мелом на доске различные фигуры

Автор: Этот человек,  не зная геометрических терминов,  называл линию «палочкой», а окружность «колечком».

Когда отец случайно застал его за одним из таких самостоятельных уроков, он был потрясён: мальчик, не знавший даже названий фигур, самостоятельно доказал теорему Евклида о сумме углов треугольника.

Да, это Блез. Паскаль

Интересный факт из его биографии

В 1634 году, Блезу было 11 лет, кто-то за обеденным столом зацепил ножом фаянсовое блюдо. Оно зазвучало. Он обратил внимание, что стоило прикоснуться к блюду пальцем, как звук исчез. Чтобы найти этому объяснение, Паскаль провёл серию опытов, результаты которых позднее изложил в «Трактате о звуках».

 И вот однажды он обратился с проблемой уже к Торричелли.

Диалог

Блез Паскаль( опыт и рассуждения) Опыт с воздушным шариком

.Блез: Для этого необходимо взять плотный резиновый шарик и наполнить его водой, а потом завязать или закупорить как-то иначе.

 Аккуратно, чтобы не порвать, проделываем иголкой несколько дырок в разных местах наполненного водой шарика.

Сквозь дырки начинает сочиться вода.

А теперь, если мы сожмем шар в руках, мы увидим, что вода начинает выливаться гораздо активнее абсолютно через все отверстия.

Почему так происходит?

 То есть, увеличив давление в местах сжатия, мы видим, что давление увеличилось также одинаково во всех направлениях, на все стенки сосуда, то есть, в данном случае, шарика.

Мы видим , что все открытия сделанные людьми в эпоху Возрождения  стало отправной точкой для развития науки в целом, а люди того времени стали первооткрывателями науки

Автор : И что хочется сказать в заключении

Огромное значение для развития философии ( а в дальнейшем и физики) эпохи Возрождения имели труды Галилео Галилея.

 Его открытия в астрономии переросли в жестокую полемику с церковью, которая отстаивала аристотелевско-птолемеевскую картину мира. Неоспоримой казалось бы в то время.

Галилей призывал изучать природу только опытным путем на основе математики и механики.

 Он считал, что к истине могут вести только научные методы, включающие в себя эксперимент.

Наш проект  « Природа не  терпит  пустоты» часть 1- Эпоха Возрождения подошел к концу.

 В течение  длительного путешествия мы вам задавали вопросы. Вспомним их

1.        С кем же спорил Коперник?   ( Птолемей)

2.        Что явилось источником познания для Блез Паскаля   ( священное писание)

3.        В чем заключалась догадка Торричелли?( жидкость переход из области высокого давления в область низкого) и ряд других вопросов, которые нас интересовали .

Вы их запомнили.  

А сейчас Вы  каждый  получаете карточку  с  одним вопросом.

Ваша задача : Найти разгадку

Ученые эпохи Возрождения оставили вам подсказки

У вас ровно 3 минуты , пока идут песочные часы, чтобы побывать  в этом  удивительном времени  и найти их.

через 3 минуты   всем необходимо вернуться в класс .,

Отправляйтесь в эпоху Возрождения.

На счет три. 3,2,1 старт ( в коридор на поиски подсказок они приклеены к   стене )

Разные факты об ученых и их идеи)

Время пошло. Музыка.

Встречаемся . Посмотрим , что у Вас получилось.

Читайте по желанию свои вопросы и отвечайте.

Мы слушаем ваши ответы.   Мы вас поздравляем-! На сегодня мы вручаем вашему классу  

медаль- умники эпохи Возрождения! Поздравляем! Успехов Вам в учебе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа "Природа глазами души"

Программа по нравственному воспитанию учащихся 5-7 классов с ограниченными возможностями здоровья с элементами экологической грамотности...

конкурсно-игровая программа "Природа Подмосковья"

сценарий занятия-игры (занятие можно провести внутри учебной группы или применить для разработки массового мероприятия)...

Дополнительная образовательная программа "Природа и творчество".

Дополнительная образовательная программа "Природа и творчество" расчитана на три года, возраст детей 10-15 лет, составлена на основе Авторской образовательной программы дополнительного образования "Пр...

Программа "Природа и фантазия"

Характеристика программы По характеру деятельности: образовательная.По педагогическим целям:  практико-ориентированная, развивающая художественно-творческие способности, познавательная...

презентации к циклу уроков по природоведению в 5 классе "Кто чем питается" по программе "Природа.Введение в биологию и экологию" Т.С. Сухова, В.И. Строганов

презентации к урокам природоведения в 5 классе "Кто чем питается" по программе "Природа. Введение в биологию и экологию" автор Т.С. Сухова, В.И. Строганов...

Сценарий мероприятия "Природа - это мы"

Экология. Это слово стало актуально в наше время. Все мы обязаны жизнью нашей планете – прекрасной Земле, стонущей от боли, молящей о помощи и, увы, беззащитной перед нами. Все мы пассажиры одного кор...

Сценарий радиопередачи "Природа России"

Сценарий  на экологическую тему «Природа России»...