Открытый урок в 7 классе по теме "Сила трения"
план-конспект урока по физике (7 класс)

Дзреян Татьяна Хугасовна

Открытый урок в 7 классе по теме "Сила трения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока Сила трения204.47 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЧАЛТЫРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2

   

Открытый урок  

в 7  классе

по теме:

 «Сила трения»

 

Урок разработала:

                                                               Дзреян Татьяна Хугасовна,

учитель  физики и информатики

МБОУ СОШ №2,

в рамках проведения

районного  этапа конкурса

 «Учитель года — 2020».

с. Чалтырь

2019г.

Дата проведения: 11.12. 2019года

Учебный предмет: физика

Класс:   7

УМК:  Перышкин А.В., Гутник Е.М, Физика, 7 класс

Тема урока:  «Сила трения».

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Содержательная цель:  знакомство  учащихся с новым понятием, умением проводить эксперимент, применять полученные знания на практике.

Деятельностная  цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Задачи:

Образовательные:

Формирование научного мировоззрения учащихся.

Формирование умения объяснять на основе имеющихся знаний причины возникновения силы трения, ее направления.

Организация контроля и самоконтроля знаний и умений учащихся по данной теме. 

Изучение  явления трения (его причины, закономерности);

Создание условия для формирования у учащихся практических навыков и  для систематизации учебной информации.

Развивающие: 

Формирование познавательного интереса;

Развитие мыслительных операций;

Воспитательные:

Воспитание интереса к физике;

Формирование умения работать в паре. группе;

Планируемые  метапредметные  результаты:

Познавательные УУД:  поиск и выделение необходимой информации, умение определять понятия, устанавливать аналогии, строить логические  рассуждения и делать выводы , содействие  развитию мыслительных операций:  сравнения, анализа, синтеза, обобщения. помощь в развитии  познавательной активности, интеллектуальных способностей.

Личностные УУД: самоопределение,  способность к самооценке своих действий, определение значимости информации для себя лично, принятие социальной  роли  обучающегося.

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.

Регулятивные УУД:  определение учебных задач и способов их достижения,  планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового, фиксировать результаты наблюдения и делать выводы, умение планировать и регулировать свою деятельность, умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил  речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Тип урока: урок открытия нового знания

Методы обучения:  проблемный, эвристический.

Формы организации познавательной деятельности  обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая, в парах.

Педагогическая технология: 

технология  проблемного обучения с элементами критического мышления, здоровьесберегающие,  информационно-коммуникативные  технологии

Оборудование:   мультимедийный проектор и экран,  лабораторное оборудование на каждый стол: динамометр, брусок деревянный, набор грузов с двумя крючками, лист бумаги, наждачной бумага, опорный конспект “Сила трения”,  презентация.

Технологическая карта урока: 

Деятельность учителя

Формы УП

Планируемый результат (Формируемые УУД)

I.Мотивация к учебной деятельности

1. Нестандартное начало

Цель  этапа: проверить готовность к уроку, создать положительный эмоциональный настрой обучающихся.

- Здравствуйте, ребята.

Учитель. Сегодня мы с вами отправимся в физическую мастерскую, где будем изучать новую физическую величину и исследовать от чего она зависит. Я буду вашим мастером, а вы моими подмастерьями.  Если вам, что – то будет непонятно вы всегда сможете обратиться ко мне за помощью. А чтобы ваши знания надолго остались с вами вам понадобиться маршрутный лист, который лежит у вас на столе.

А    начнем мы наш урок с загадки:

Против лома нет приёма,

Если только другой лом.

Мерой действия приёма

Мы её всегда зовём.

В ньютонах выражается,

А как же называется?

Обучающиеся: Это – сила!

Сегодня на уроке мы продолжим изучать силы, изучим еще одну силу.

.

Проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на урок.  Слушают, пожимают друг другу руки и улыбаются

Включение учащихся в деловой ритм работы

Коммуникативные УУД:

умение слушать;

выражать свои мысли.

Личностные УУД:

ценностно- нравственная ориентация (настройка на работу, установление доброжелательных отношений в  коллективе, контакта с классом).

II. Актуализация и пробное учебное действие. Выявления места и причины затруднения.

Этап определения темы урока и  целеполагание

 Выход на тему и целеполагание

Цель: создав проблемную ситуацию , выйти на тему урока и по ключевым словам определить цели урока

А чтобы узнать о какой силе мы будем говорить предлагаю решить вам кроссворд.

                                         1.Единица измерения силы…

2.Она меняется под действием силы.                                          

3.Сила, с которой тело вследствие притяжения

 к Земле действует на опору или подвес.

4..Прибор для измерения силы…

5.Причина изменения скорости…                      

6. Мельчайшая частица вещества

Записываем тему урока: Сила трения. 

Какие цели поставим перед собой на уроке?

Поставим цели по ключевым словам:

Дать….(определение)

Выяснить….(причины трения)

Узнать…..(виды трения)

Провести…..(эксперимент)

Сделать……(выводы)

Фронтально.

анализируют и делают выводы;

определяют тему  урока и ставят цели

Регулятивные УУД.

 Постановка учебной задачи и прогнозирование деятельности на уроке.

Построение проекта выхода из затруднения.

Организация проблемной ситуации для определения проблем с целью их разрешения

Прием «Яркое пятно»

Цель : используя видео о трении,   создать  проблемную ситуацию

Ребята, а как вы считаете сила трения приносит пользу или вред?

Просмотр видаофрагмента мультфильма Фиксики

Высказывают свои предположения

4.Изучение нового материала

 Так какое же оно, трение?

Вездесущее, необходимое или мешающее? От чего оно зависит?

Я предлагаю вам обратиться к материалу, который лежит у вас на парте.

Возьмите наждачную бумагу и проведите одной по поверхности другой. Что вы наблюдали? (Бумаги трутся друг о друга, но очень плохо).

Трение -это взаимодействие поверхностей соприкасающихся тел, препятствующих их относительному движению.

Сила трения — сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого, приложенная к движущемуся телу и направленная против движения. И обозначается  F тр.

Теперь возьмите бумагу обратной стороной  и повторите действия.

Что вы наблюдали теперь?  (Трутся легче) Почему?

Какова же причина возникновения трения?(шероховатость поверхностей).

Задаю вопрос: «Что вы предлагаете для уменьшения трения?» Ответ учащихся: «Хорошо обработать поверхности тел, сделать их гладкими».

Теперь возьмем стекло  и проведем по поверхности другого стекла.

Что вы наблюдали теперь? (Трутся очень плохо)

Капнем несколько капель воды на стекло и повторим действия.(Трутся еще хуже.) Почему?(Между молекулами соприкасающихся тел возникают силы взаимного притяжения)

Давайте обобщим, каковы причины возникновения силы трения? (Шероховатость поверхностей взаимодействующих тел и взаимное притяжение молекул)

(Слайд 8)

Узнаем, какие виды трения существуют.

Различают три вида трения: трение покоя, трение скольжения и трение качения (Физика 7 — 9)

В парах

Читают текст, помечают, размышляют,

отвечают на вопросы, делают выводы.

Познавательные УУД:

поиск информации

структурирование знаний;

умение  осознанно  строить высказывание

 анализ объектов с целью выделения признаков, формирование мыслительных операций

Личностные УУД: определение значимости темы для себя.

записавают в опорный конспект.

Здоровьесберегающая пауза

6.Прием «Покажи явление»

Цель: снять напряжение с глаз, дать возможность расслабиться

Давайте немного отдохнём. Предлагаю смоделировать и показать силу трения -  скольжения: руками, теперь- ногами. А теперь силу трения качения.

Молодцы,  продолжим!

Фронтально

Выполняют задания учителя.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Ориентация в трудностях решения проблемы: выделение частных проблем и установление очередности их решения.

7.Прием «Примени правило на практике»

Цель; научить правильно  измерять силу трения динамометром и измерять ее.

А сейчас я вам предлагаю побывать в роли  исследователей,

Поделитесь на группы, у нас получилось 6 групп.

Каждой группе дано свое исследование: от чего зависит сила трения. Ваша цель: провести эксперимент и заполнить таблицу.

Группа № 1

Сравните  силы: трения покоя, скольжения, качения.

Порядок выполнения работы.

Вычислите цену деления шкалы динамометра.

Ц.д. = ___________  = ___________

Измерьте максимальную силу трения покоя бруска по деревянной доске.

 Для этого положите брусок на коврик, а на брусок - два груза;

 к бруску прицепите динамометр и приведите брусок с грузами в движение.

Запишите показание динамометра, соответствующее началу движения бруска.

Измерьте силу трения скольжения бруска с грузами по деревянной доске..

 Для этого перемещайте брусок с грузами равномерно при помощи динамометра

Результат измерения силы запишите в таблицу.

Измерьте силу трения качения бруска.

Для этого положите брусок с двумя грузами на два круглых карандаша

 и перемещайте равномерно брусок по коврику при помощи динамометра

. Результат измерения силы запишите в таблицу.

Сделайте вывод: какая сила больше:

а) максимальная сила трения покоя или сила трения скольжения?

б) сила трения скольжения или сила трения качения?

Группа № 2

Изучите  зависимость силы трения скольжения от рода трущихся поверхностей.

Порядок выполнения работы:

Вычислите цену деления шкалы динамометра.

Ц .д. = _________________________________ =

Измерьте силу трения скольжения бруска с двумя грузами:

а) по деревянной поверхности

б) по гладкой бумаге

в) по шероховатой поверхности

Результаты измерений запишите в таблицу.

Сделайте вывод:

1) зависит ли сила трения скольжения:

а) от рода  трущихся поверхностей?

2.Двигаясь по  разным поверхностям  сила трения  (разная или одинаковая?)

б) от  шерохов атости  трущихся поверхностей?

Чем шершавее поверхность ,тем сила трения (больше или меньше

Группа № 3

Изучите  зависимость  силы трения скольжения от силы давления

и независимости от площади трущихся поверхностей.

Порядок выполнения р боты:

Вычислите цену деления шкалы динамометра.

Ц .д. = ____________  =

1.Положите брусок большой гранью, а на него один груз и измерьте силу трения

скольжения бруска по линейке. Результаты запишите в таблицу.

2.А теперь положите на брусок 2 груза и снова измерьте силу трения.Результаты запишите в таблицу.

2.Положите на линейку брусок меньшей гранью, поставьте на него опять два груза и снова измерьте силу трения скольжения. Результаты запишите в таблицу.

Сделайте вывод: зависит ли сила трения скольжения:

а) от массы груза? Чем больше масса груза, тем сила трения (больше или меньше?)

б) зависит ли сила трения от площади поверхности бруска при одинаковой массе?

В группе

 С помощью карточки  информатора, параграфа учебника, заполняют таблицу, представленную на карточке.

Каждая группа получает задания для исследования, которое помогает выработать  способы применения их  на практике.

Регулятивные УУД:

Планируют эксперимент  по  заданию,

Познавательные УУД:

Проговаривание правила в группе и оформление его в виде таблицы.

Коммуникативные УУД:

умение слушать и вступать в диалог;

умение полно и точно выражать свои мысли;

умение аргументировать свое мнение, приводить доказательства.

Объединение результатов, полученных при решении частных проблем и решение главной проблемы.

 Этап реализации построенного проекта

8.Прием

«Афиширование»

Цель: проверить степень усвоения правила и умения применять его на практике

А сейчас каждая группа презентует свои результаты .

Зачитайте ответы на поставленные вопросы в эксперименте. Дорогие ребята, вы по ходу выступления можете сделать замечание, похвалить, оценить деятельность  группы.

 Запишем выводы в маршрутный лист.

Сила трения :

зависит от

не зависит от

рода трущихся поверхностей;
2) силы, прижимающей тело к поверхности

3)От вида трения

1) площади соприкосновения тела с поверхностью

В группе

Презентуют  свою  таблицу, прикрепляют  на доске, объясняют  записанное в таблицу.

Регулятивные УУД:

-дают оценку работе группы.

 

Индивидуально

Коллективное, групповое, индивидуальное решение проблем, проверка результатов работы и исправление ошибок.

9. Прием «Проверь себя!»

Цель: проверить степень усвоения правила в нестандартной ситуации

 

 «Решим проблему»

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомились ещё с одной силой, которая называется силой трения. Эта сила очень важна для нас. Благодаря силе трения мы можем ходить, лежать, стоять, принимать пищу, держать предметы в руках, т.е. жить той жизнью, к которой мы привыкли. Сила трения возникает при соприкосновении одного тела с другим и препятствует его движению. Молодцы ребята, очень хорошо потрудились, хорошо решали задачи, внимательно слушали и принимали активное участие в работе. Я предлагаю вам проверить , насколько вы усвоили материал и выполнить задание на карточке:

ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

      Сила, возникающая при взаимодействии ______ одного  тела  по  ________

другого тела, когда тела неподвижны, либо перемещаются относительно

друг друга, называется силой __________

      Существует две причины возникновения трения:

___________поверхности и  взаимное ___________молекул

соприкасающихся тел.

      Сила трения всегда направлена в сторону, ______движению тела.

      Существует несколько видов трения – трение______, трение______,

 трение ___________.

      Сила трения зависит от силы, ________тело к поверхности, от  рода ___

____________поверхностей и от вида трения.

Проверим результаты на слайде презентации.

Индивидуально

Вставляют в текст  пропущенные слова.

Взаимопроверка: обмениваются карточками и проверят результат по  шаблону.

Познавательные УУД:

 поиск информации;

 формирование мыслительных операций;

 умение выбрать главное,

 определить существенные и несущественные признаки

Личностные УУД:

 формирование  Я - концепции;

Коммуникативные УУД:

 взаимопроверка;

взаимообучение;

умение работать в паре,

10.Домашнее задание

 § 30,31 +вопросы после текста параграфов.

 Коммуникативные  УУД:

 с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами; слушать окружающих.

Регулятивные УУД:

планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Прием  «Синквейн»

А сейчас, В качестве подведения итогов нашего урока предлагаю вам составить синквейн.

Позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление.

Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:

• 1 строка – тема или предмет (одно существительное);

 • 2 строка – описание предмета (два прилагательных);

• 3 строка – описание действия (три глагола);

 • 4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету;

 • 5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).

Пример синквейна к теме «Строение вещества. Молекулы»

Пример синквейна к теме «Строение вещества. Молекулы»

Молекула.
Маленькая, подвижная.

Движется, притягивается, отталкивается.
Молекула – это то, из чего состоит вещество.
Частица. 

Трение
Полезное и вредное
Удерживает, помогает, изнашивает
Без трения нет движения, благодаря нему мы ходим
Необходимо.

Познавательные УУД:

рефлексия деятельности.

контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные УУД:

 самоопределение, самооценка.

 выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Личностные УУД:

адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности .

 следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок 9 класс. Тема урока: «Уравнения, приводимые к квадратным»

Цель: 1.     Проверка знаний учащихся по теме; 2.     Умение решать квадратные уравнения с параметром; 3.     Правильная запись решений....

Разработка открытого урока по классу фортепиано «Работа над полифонией в старших классах»

Трёхголосное полифоническое произведение. И.С. Бах Фуга С-dur....

Открытый урок 8 класс. Тема урока: “Global ecological problems”

Задачей современной школы является обеспечение условий для формирования у обучаемых адекватной современному уровню знаний картины мира и интеграции личности ученика в систему мировой и националь...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Проект открытого урока 9 класса "Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы"

Проект открытого урока «Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы»...

Презентация и технологическая карта к открытому уроку(мастер классу) по английскому языку 6 класс " Британские праздники" ФГОС

Презентация, технологическая карта, карта самоанолиза деятельности учащегося на уроке к открытому уроку(мастер классу) по английскому языку 6 класс " Британские праздники" ФГОС. Урок давался в рамках ...

Открытый урок 5 класс. Тема урока :«Present Perfect Tense»

Развитие грамматических навыков употребления времени Present Perfect Tense в различных видах речевой деятельности....