Конспект учебного занятия по физике для 8 класса. Конкурс - игра «Умники и умницы» Тема: «Изменение агрегатного состояния вещества»
план-конспект урока по физике (8 класс)

Конспект учебного занятия по физике для 8 класса.

Конкурс - игра «Умники и умницы»

Тема: «Изменение агрегатного состояния вещества»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект учебного занятия по физике для 8 класса.

Конкурс - игра «Умники и умницы»

Тема: «Изменение агрегатного состояния вещества»

Цели: обобщение, повторение материала по теме «Изменение агрегатного состояния вещества»; развитие устной речи учащихся, коммуникативных способностей.

Ход урока

1.Вступительное слово учителя

2. Правила игры

        Организаторы (2-3 ученика во главе с учителем) готовят:

         - Ордена «умников» по числу вопросов;

         - Дорожки трёх цветов (с клетками – квадратами);

         - Вопросы и задания.

          Красная дорожка состоит из двух квадратов, жёлтая – из трёх, зелёная – из четырёх.

          Выявляем троих «умников». Учащиеся отвечают на «отборочные» вопросы. За полный и правильный ответ ученик получает орден «умника». Три владельца наибольшего числа орденов разыгрывают дорожки. Особенности дорожек:

  • на красной дорожке – игрок не должен ошибаться, ему задают всего один вопрос;
  • на жёлтой дорожке – должен, верно, ответь на один из двух предложенных вопросов, он имеет право на одну ошибку;
  • на зелёной дорожке игрок должен ответить правильно хотя бы  на один из трёх вопросов.

        Игрок первым прошедшим свою дорожку становится «умником» и садится на «трон». Остаревшие  два игрока  присоединяются  к «теоретикам». Далее игра идёт между умниками.

Участники игры получают оценки в журнал.

Отборочные вопросы

1.Каково назначение пробкового слоя  на стволах многолетних деревьев?  (Пробковый слой  защищает такое растение от интенсивного испарения и  резкого колебания температуры.)

2.Что приносит вред растениям, особенно злаковым: обильный снег или бесснежная зима? (В бесснежную зиму растения могут вымерзнуть. Снежный покров плохо проводит тепло и поэтому способствует поддержанию более высокой температуры в почве).

3.Почему иногда в снежные зимы озимые посевы выпревают? (Для благоприятной перезимовки озимых посевов достаточен слой рыхлого снежного покрова высотой 30-40 см. Слой толще 50 см может оказаться в некоторых случаях вредно для растения. Это бывает тогда, когда рано выпадает снег и почва остаётся слабо промерзшей. Мощный же снеговой покров плохо передаёт тепло. В результате создаётся высокая температура, которая может быть гибельной для растений.)

4. Почему на морозе вспотевшую от работы лошадь покрывают одеялом или шубой? (Вспотевшая лошадь теряет много тепла на испарение и, это может привести к простудным заболеваниям).

5. Листья большинства растений пустыни покрыты густыми серебристыми волосками (полынь, песчаная  акция и др.) Как это влияет на скорость испарения воды растениями? (Волоски на растениях препятствуют движению воздуха вблизи поверхности листьев. Этим они удерживают образовавшиеся пары и способствуют замедлению испарения влаги с поверхности листьев).

 6. В качестве одного из средств борьбы с заболачиваемостью в субтропической зоне применяют посадку эвкалиптов. Объясните почему. (Эвкалипты, обладая мелковолокнистой древесиной, поднимают по своим капиллярам воду на большую высоту, где она под действием солнечного излучения легко испаряется.)

7. Отчего даже в пасмурные, но не дождливые дни трава, скошенная на лугу, высыхает быстрее, чем трава, скошенная в лесу? (В лесу ветер разбивается деревьями на отдельные потоки и в значительной мере теряет свою силу. Поэтому даже в пасмурный день испарение влаги там происходит менее интенсивно, чем на лугу, и трава в лесу сохнет медленнее.)

8. Почему в бане нам кажется жарче, чем в комнате, где воздух нагрет до такой же температуры? (В бане влажность воздуха значительно больше, чем в комнате, поэтому интенсивность испарения пота уменьшается, и человек сильнее ощущает повышенную температуру).

9. Для чего разрезают на части картофель, яблоки и другие овощи и фрукты, предназначенные для сушки? (Площадь испарения увеличивается, и сушка идёт быстрее).

10. Как известно после дождя цветы начинают пахнуть сильнее. Чем это объясняется? (Запах цветов зависит от испарения пахучих эфирных масел, образующиъ в нектарнике цветов. Во время дождя капельки воды попадают в чашечки цветов, а оттуда скатываются в нектарник. После дождя, особенно когда выглянет солнце, смесь эта начинает испарятся особенно интенсивно, чем испарялись бы безводные эфирные масла, и в воздухе появляется больше пахучих паров – запах цветов усиливается).

11.Почему свежесрубленное дерево меньше трещин в огне, чем сухое? (Потому что его поры наполнены соком и содержат много воздуха.)

12.Почему еловое дерево трещит в огне сильнее других древесных пород? (Потому что поры ели сравнительно велики и содержат много воздуха.)

13. В прорезиненной одежде жара переносится труднее. Почему? (Прорезиненная одежда препятствует испарению с поверхности тела, вследствие этого организм перегревается и жара переносится значительно труднее.)

14. Если каштаны положить на горячие угли, то они раскалываются с сильным треском. Объясните почему. (Воздух, находящийся под оболочкой каштана, от нагревания расширяется и с треском разрывает её).

15. Почему удар молнии часто расщепляет дерево? (При ударе молнии влага, находящаяся в клетках дерева, мгновенно закипает и пар разрывает ствол дерева).

16. Почему в сильные морозы деревья трещат? (Соки, содержащиеся в дереве, при замерзании увеличиваются в объёме и с треском разрывают волокна растения).

17. Весной некоторые растения могут погибнуть даже от сравнительно небольших заморозков, а между тем эти же растения зимой переносят сильные морозы. Почему? (К зиме растения удаляют лишнюю влагу из ветвей и ствола, концентрация их соков увеличивается. Это и предохраняет растения от замерзания. Весной влага, жадно впитывая растениями из земли разжижает соки настолько, что даже от небольшого мороза растения могут погибнуть.)

18. Почему у человека волосы, ресницы, в морозный день покрываются инеем? (Выдыхаемые пары, соприкасаясь с холодными предметами, конденсируются на них.)

19. Правильно ли утверждение, что после бани ноги у человека значительно увеличиваются в объёме, а поэтому на них трудно надеть ботинки? (Нет, неправильно. Во-первых, коэффициент расширения тела не превосходит одной десятитысячной. Поэтому изменением объёма ног при изменении их температуры на один-два градуса можно пренебречь. Ботинки трудно надеть после бани вследствие прилива крови к ногам, влажной поверхности кожи и других явлений, не имеющих ничего общего с тепловым расширением).

Вопросы для определения дорожки

1.Почему огурец всегда на 1-2 °C холоднее окружающей среды? (Огурец на 98 % состоит из воды. Непрерывно испаряющаяся вода охлаждает огурец.)

2.Почему яблоко при запекании часто лопается? (Яблоко лопается главным образом потому, что выделяющийся из него сок превращается в пар, который разрывает кожуру.)

Вопросы для состязания умников

Для игрока на красной дорожке:

1.На дачном участке летом стояла палатка. Когда начались морозы, палатку сняли, а участок решили перекопать. Оказалось, что сухая земля непосредственно под палаткой успела промёрзнуть сильнее, чем окружающая влажная земля. Как это объяснить? (Почва на участке была влажная, а на том месте, где стояла палатка, сухая. При замерзании воды в почве выделилось тепло, которое обогрело влажный участок и замедлило их промерзание . А сухой участок под палаткой промёрз сильнее.)

Для игрока на жёлтой дорожке:

1.Чем объяснить, что при наступлении засух листья у многих растений скручиваются? (У листьев имеется много устьиц с нижней стороны. Чтобы уменьшить испарение влаги, лист скручивается. Нижняя сторона его слабее нагревается солнцем, а, следовательно, и менее испаряет влагу.)

2.Вода замерзает в стакане при температуре 0°С. Если ту же воду расщепить на маленькие капельки, то она может быть переохлаждена до минус 40°С. Например, капельки воды, из которых состоит облако, начинают замерзать при температуре минус 17°С. (Замерзание воды при 0°С происходит при наличии центров кристаллизации. Ими могут служить любые не растворившиеся частицы.  Когда вода велика, то в ней всегда найдётся хотя бы один центр кристаллизации, а этого достаточно, чтобы замёрзла вся вода. Если же масса воды разбита на мельчайшие капельки, то лишь небольшое их количество будет иметь центры кристаллизации, и замёрзнут только эти капли.)

Для игрока на зелёной дорожке

1.Поздней осенью можно наблюдать такое явление. Выпал снег. Прошёл день, другой – наступило потепление, снег растаял, но несмотря на то, что был мороз в 1-2 °С, многие растения остались зелёными. Как им удалось устоять? Ведь они на 80% состоят из воды. (Соки растений представляют собой водные растворы различных солей, которые заерзают при температурах более низких, чем 0 °С.)

2.Вам много раз приходилось доливать воду в горячий чайник. Почему из него идёт обжигающая струя пара, если вы доливаете воду из-под крана? (Если лить воду из кружки, то выделяется небольшой объём пара, равный объёму добавленной воды. Когда воду добавляют из-под крана, сильная струя воды увлекает за собой наружный воздух. Он омывает горячие стенки чайника и выходит нагретым, увлекая за собой большое количество водяных паров.)

3.Может ли вам казаться, что в сырую погоду теплее, чем в сухую (при той же температуре воздуха)? (Испарение воды в сырой пасмурный день уменьшается, так как во влажном воздухе уже есть много воды. В то время как одни молекулы вылетают из жидкости, другие возвращаются в неё из воздуха. Возврат молекул, естественно, уменьшает суммарную скорость испарения. В результате в пасмурный день охлаждающий эффект от испарения пота не такой сильный. Телу становится теплее, потому что оно теряет меньше тепла за счёт испарения.)

3.Подведение итогов. Награждение победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по физике по теме «Изменение агрегатных состояний вещества». 8 класс

Контрольная работа по физике по теме «Изменение агрегатных состояний вещества». 8 класс (задания разноуровневые , на оценку 3,4,5)...

Контрольная работа по физике в формате ЕГЭ по теме "Изменение агрегатных состояний вещества"

Контрольная работа по физике по теме "Изменение агрегатных состояний вещества" в формате ЕГЭ....

Урок по физике 8 класс. Обобщение материала по теме: "Изменения агрегатных состояний вещества"

Тип урока - комбинированный ( урок закрепления умений и навыков и одновременно урок овладения умениями и навыками, требующими длительной подготовки с элементами урокаобобщения и систематизации знаний)...

Рейтинговая контрольная работа по физике для 8 класса по теме "Изменение агрегатных состояний вещества"

Рейтинговая контрольная работа по физике для 8 класса по теме "Изменение агрегатных состояний вещества". Количество выбранных учеником заданий - произвольно. В контрольную работу входят задания разног...

Конструирование измерительных материалов для диагностики учебных достижений по физике в 8 классе по теме «Изменение агрегатных состояний вещества»

Контрольная работа по физике в новой форме для 8 класса по теме: «Изменение агрегатных состояний вещества»...

Конспект урока решения задач по теме изменение агрегатных состояний вещества, 8 класс

В данном конспекте рассмотрены задачи, связанные с нагреванием и охлаждением тел, а так же с изменением агрегатного состояния вещества (переход от твердого состояния в жидкое и наоборот)....