Открытый урок по теме "Взаимодействие тел. Масса тела"
план-конспект урока по физике (7 класс)

Габидуллина Эльвира Равилевна

Данный конспект подойдёт для желающих провести открытый урок физики в 7 классе по теме "Взаимодействие тел. Масса тела"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_tel._massa_tela.docx36.73 КБ
Office presentation icon vzaimodeystvie_tel._massa_tela.ppt2.4 МБ

Предварительный просмотр:

Габидуллина Эльвира Равилевна

учитель физики и математики,

I квалификационной категории

МБОУ «СОШ № 10 г.Лениногорска»

МО «ЛМР» РТ

Тема: Взаимодействие тел. Масса тела. (7 класс)

Тип урока: Объяснение нового материала.

Цель урока: создать условия для формирования ключевых компетенций по теме «Взаимодействие тел. Масса тела»

Задачи:

- обучающие:

  • выявить условия взаимодействие тел;
  • ввести понятие инертности тел;
  • вести новую физическую величину – масса тела и охарактеризовать её;
  • формирование опыта практической деятельности

- развивающие:

  • способствовать развитию умения анализировать, предполагать, выдвигать гипотезы, наблюдать;
  • способствовать развитию умения грамотно выражать речью свои мысли

- воспитательные

  • Развитие сотрудничества, коммуникативности, критического мышления и креативности.
  • Содействовать профилактике утомляемости использованием специальных приемов для поддержания работоспособности.

Формы работы учащихся:  беседа, обмен мнениями, игровая, фронтальная, индивидуальная, работа в крупах (самоконтроль).

Методы:

- словесные (рассказ дискуссия),

- наглядные (наблюдение, демонстрация презентации),

- стимулирования и мотивации (создание проблемной ситуации, создание ситуации успеха),

- контроль (фронтальный опрос)

Необходимое техническое оборудование: тест, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, собственная презентация, ЦК ЭОР.

ПЛАН УРОКА

Этап

Содержание

Время (мин)

1

Организационный момент.

Цель: Создать условия для рабочей атмосферы на уроке.

1

2

Мотивационный этап.

Цель: Создать условия для решения проблемной ситуации, и как следствие этого, побудить интерес обучающихся.

4

3

Постановка цели    урока.

Цель: Создать условия для формирования обучающимися целей урока и принятие их.

2

4

Работа над изучаемым материалом

Цель: Сформировать представления о необходимости введения новой физической величины

20

5

Физкультминутка.

1

6

Предварительное подведение итогов

Цель: Создать условия для проверки сформированности учебных компетенций

5

7

Закрепление пройденного материала.

Цель: Создать условия для закрепления полученных знаний.

9

8

Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Цель: Создать условий для индивидуального выбора задания.

3

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Цель: Создать условия для рабочей атмосферы на уроке.

Учитель: 

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок

Скрестите шпаги ваших мнений

Мы вместе сочиним урок!

Учитель: Здравствуйте, ребята. Прежде чем мы приступим к уроку, я хотела бы, чтобы каждый из вас настроился на рабочий лад. Просто расслабьтесь и скажите себе: «Я нахожусь сейчас на уроке физики. А обо всём остальном я не буду думать сейчас, я подумаю об этом потом». Настроились? Прекрасно! А теперь давайте приступим к работе.

Учитель: Ребята, я думаю, вы согласитесь с высказыванием английского ученого Эдварда Роджерса «Физика – это наука понимать природу». Все происходящее вокруг подчиняется определенным законам. И мы сегодня на уроке продолжим знакомство с физическими законами, а значит, продолжим разгадывать тайны природы.

II. Мотивационный этап.

Цель: Создать условия для решения проблемной ситуации, и как следствие этого, побудить интерес обучающихся.

Учитель: Ребята, внимательно посмотрите слайд-шоу (слайд 3) и сделайте выводы.

/http://school-collection.edu.ru/catalog/res/8c8485ec-336b-4341-b7a2-febb9b347b27/view/ - слайд-шоу: иллюстрации к опыту, демонстрирующему понятие массы как меры инертности (на примере взаимодействующих тележек)/.

/Ученики смотрят, обсуждают в своих группах. Высказывают свои мнения./

III. Постановка цели урока.

Цель: Создать условия для формирования обучающимися целей урока и принятие их.

Учитель: Ребята, подведем итог. Во взаимодействии участвуют, как минимум, два тела. В результате взаимодействия тела изменяют свою скорость. Так, что мы сегодня должны узнать на уроке…

Предполагаемый ответ детей: Как меняется скорость при взаимодействии тел.

Учитель: Таким образом, ребята, мы с вами подошли к теме нашего урока. Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число, классная работа и тему сегодняшнего урока «Взаимодействие тел. Масса тела».

IV. Работа над изучаемым материалом

Цель: Сформировать представления о необходимости введения новой физической величины.

Учитель: Ребята, а как вы думаете, почему тела по-разному меняют свою скорость? Почему нельзя переходить дорогу перед близко идущим транспортом?

Предполагаемый ответ детей: Так как одно тело легче, другого. Транспорт не сможет сразу затормозить.

Учитель: Правильно одно тело легче, другое тяжелее. Введем новое свойство этого наблюдения – инертность.  Инертность – это свойство тел по-разному изменять свою скорость при взаимодействии. Следовательно, чем меньше меняется скорость тела при взаимодействии, тем ….

Ответ детей: более инертно тело.

Учитель: Чем больше меняется скорость тела при взаимодействии, тем….

Ответ детей: менее инертно тело.

Учитель: Как вы думаете, чтобы учесть данное свойство тел, что надо ввести? /Выдвигают гипотезы. Отвечают/

Учитель: Правильно, масса тела. Откройте учебник на стр.45. Работаем по учебнику. Вам  предстоит самостоятельно сделать записи согласно плану (слайд 4).

  • Определение
  • Обозначение
  • Единицы измерения
  • Классифицирующий признак
  • Способы определения

/Работают с учебником. Делают записи согласно плану/

Учитель:  Ребята, проверяем. Внимание на слайды (слайд 5-10).

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/32435cb3-9de0-42b2-8c82-88bf9450a9df/view/ - Слайд-шоу: иллюстрация понятия массы (слайд 11).

/Ученики проверяют, исправляют записи, воспринимают новую информацию и записывают/

Учитель:  Ребята, а можно ли взвесить на весах Луну? Прежде чем ответить на мой вопрос, посмотрите следующий слайд (слайд 12).

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/64676a68-a1ff-4ec8-8e11-62ca241c2bae/view/ - Слайд-шоу: иллюстрированные сведения о массе различных тел в окружающем мире.

/Ученики выдвигают гипотезы. Отвечают. Делают выводы./

V. Физкультминутка (слайд 13).

Учитель: Ребята, давайте сделаем разминку. Для этого проделаем следующее упражнение, которое называется МИКС-ФРИЗ-ГРУП (Участники смешиваются под музыку, замирают, когда музыка прекращается, и объединяются в группы, количество участников в которых зависит от ответа на какой-либо вопрос).

1. 4000 кг = (4) тонны

2. Сколько минимум тел участвуют при взаимодействии? (2)

3.  5000 г = (5)  кг

4.  Сколько гирек по 500 мг надо взять, чтобы получилось 2 кг? (4)

Молодцы! Спасибо, ребята, садитесь.

VI. Предварительное подведение итогов

Цель: Создать условия для проверки сформированности учебных компетенций

Выполнение теста с последующей самопроверкой.

Вопрос 1. Какое свойство тела называют инертностью? 

  1. Изменение его скорости при взаимодействии с другими телами.
  2. Неодинаковость изменения скорости тела при его взаимодействии с разными телами.
  3. Сохранение скорости, если нет взаимодействия с другими телами.
  4. Среди ответов нет верного.

Вопрос 2. Какая физическая величина введена для характеристики инертности тела? 

  1. время движения
  2. скорость движения
  3. масса
  4. пройденный после взаимодействия путь

Вопрос 3. Основная единица массы в СИ - это... 

1) ... миллиграмм (мг)

2) ... грамм (г)

3) ... килограмм (кг)

4) ... тонна (т)

Вопрос 4. Масса коробки конфет равна 600 г. Какова ее масса в килограммах? 

  1. 6 кг
  2. 0,6 кг
  3. 0,06 кг
  4. 60 кг

Вопрос 5. Каким прибором измеряют массу тела? 

  1. Мензуркой
  2. Рулеткой
  3. Весами
  4. секундомером

VII. Закрепление пройденного материала.

Цель: Создать условия для закрепления полученных знаний.

Учитель: Ребята, для закрепления нашей темы, предлагаю выполнить лабораторную работу «Определение массы с помощью рычажных весов» /http://school-collection.edu.ru/catalog/res/ab83dfe5-0bce-422a-bc8c-c6a9b6677dc9/view/ - Измерение массы различных тел на рычажных весах (виртуальный эксперимент). (Слайд 14)

/Выполняют практическую работу/.

VIII. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Цель: Создать условий для индивидуального выбора задания.

Учитель: Для подведения итога урока, выполним следующее задание, которое называется ИНСАЙД-АУТСАЙД СЁКЛ (внешний и внутренний круг). Внутренний круг образуют партнёры 1 и 3, внешний круг - партнёры 2 и 4. Повернитесь лицом друг к другу. (Слайд 15).

/Ученики делятся своими мнениями с разными партнерами/

1) Что нового вы узнали сегодня на уроке? 

 2) С каким новым понятием вы познакомились на сегодняшнем уроке?

 3) Чему научились?

Учитель: Записываем домашнее задание. § 18-20; вопросы к параграфу;

Общеобразовательный уровень: Упр.6 (1) стр.46;

Повышенный уровень:   Определить практическим путем массы различных тел с помощью весов, находящихся дома и определить ошибку измерения (Слайд 16).

Рефлексия.

Учитель:  Мне важно знать ваше мнение об уроке и полученных на нем знаниях. Выберите высказывание и поднимите соответствующего цвета кружок: (слайд 17) 

  • Урок интересный, и я все понял.
  • Урок интересный, но не все было понятно.
  • Урок неинтересный, и я мало что понял.

Учитель: Наш урок подошел к концу. Ребята, вы хорошо поработали на уроке. Молодцы! Урок закончим словами С. Маршака:

Пусть каждый день

И каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у вас

И сердце добрым будет.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель физики Габидуллина Эльвира Равилевна, I квалификационной категории МБОУ «СОШ № 10 г.Лениногорска»

Слайд 2

1. Взаимодействие тел 2. Инертность тел 3. Масса тела 4. Способы определения массы тела. 5. Закрепление. 6. Домашнее задание.

Слайд 3

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/8c8485ec-336b-4341-b7a2-febb9b347b27/view/ Примеры взаимодействия тел

Слайд 4

План изучения физической величины

Слайд 5

Масса тела – это физическая величина, которая является мерой инертности тела.

Слайд 6

m

Слайд 7

Внесистемные единицы: 1 т = 1000кг 1г = 0,001 кг 1мг= 0,000001кг 1 ц = 100 кг т- тонна г- грамм мг- миллиграмм Любое физическое тело – обладает массой! Килограмм – это масса эталона [m] = 1кг

Слайд 8

Классифицирующий признак Масса это скалярная физическая величина. Любое реально существующее тело обладает массой. Самую маленькую массу имеют элементарные частицы, которые входят в состав атомов. Масса электрона е Самую большую массу имеют звезды. Масса Солнца Масса Земли

Слайд 9

Взвешиванием Взаимодействием

Слайд 10

Учебные весы Коромысло Стрелка - указатель Чашки Разновесы Пинцет футляр

Слайд 11

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/32435cb3-9de0-42b2-8c82-88bf9450a9df/view/ Эталон массы Эталоном массы является платиново-иридиевая цилиндрическая гиря, ее масса 1 килограмм. Международный эталон массы хранится в Палате мер и весов в городе Севре (Франция).

Слайд 12

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/64676a68-a1ff-4ec8-8e11-62ca241c2bae/view/ 200 кг 3,3 кг 2 г 1,5 т

Слайд 14

Перед взвешиванием необходимо убедиться, что весы уравновешены. Взвешиваемое тело кладут на левую чашу весов, а гири – на правую. Во избежание порчи весов тело и гири опускать осторожно. Нельзя взвешивать тела более тяжелые, чем указанная на весах предельная нагрузка. 5. На чашки весов нельзя класть мокрые, грязные, горячие тела, насыпать порошки, наливать жидкости. Мелкие гири нужно брать только пинцетом. После взвешивания переносят гири с чашки весов в футляр и проверяют, все ли гири положены на место. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ab83dfe5-0bce-422a-bc8c-c6a9b6677dc9/20.swf

Слайд 15

1) Что нового вы узнали сегодня на уроке? 2) С каким новым понятием вы познакомились на сегодняшнем уроке? 3) Чему научились?

Слайд 16

Читать § 18-20, ответить на вопросы - Упр.6 (стр.46) 1 задача - Определить практическим путем массы различных тел с помощью весов, находящихся дома и определить ошибку измерения.

Слайд 17

Урок интересный, и я все понял Урок интересный, но не все было понятно Урок неинтересный, и я мало что понял


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторительно-обобщающий урок физики 7 класс "Масса тела. Плотность вещества"

Разработка урока включает в себя презентацию и конспект. На уроке запланированы такие этапы, как физический диктант по формулам, проведение мини-исследования по определению содержания крахмала в разли...

Повторительно-обобщающий урок физики 7 класс "Масса тела. Плотность вещества"

Разработка урока включает в себя презентацию и конспект. На уроке запланированы такие этапы, как физический диктант по формулам, проведение мини-исследования по определению содержания крахмала в разли...

Повторительно-обобщающий урок физики 7 класс "Масса тела. Плотность вещества"

Разработка урока включает в себя презентацию и конспект. На уроке запланированы такие этапы, как физический диктант по формулам, проведение мини-исследования по определению содержания крахмала в разли...

Урок: «Исследование зависимости между массой тела и силой, с которой это тело притягивается Землей» 7 класс

Цель урока: получение связи между силой тяжести и массой тела; решение задач по формулам FT=mg, m= FT /g; повторение и закрепление понятия о происхождении силы тяжести на Земле и других планетах; закр...

Разработка урока физики по теме "Масса тела"

Разработка урока физики по теме "Масса тела"...

Технологическая карта, план-конспект открытого урока на тему: "Метаморфозы" человеческого тела". Презентация к уроку.

Открытый урок на тему:"Метаморфозы" человеческого тела". К уроку прилагается визитная карточка, технологическая карта, план-конспект урока, дидактический материал, практические разработ...