Конспекты уроков
план-конспект урока по физике (8 класс)

 

 
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_7-8_kl.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ФИЗИКИ в 7-8 классах малокомплектной школы,  проведенный 

учителем «Золотухинская ООШ» филиал МКОУ «Самарская СОШ» Герцовской Л.А.

Май 2019 г

ЦЕЛИ УРОКА:

- Познакомить учащихся с деятельностью ученых, их мировоззрением;

- Показать в работе использование технологии взаимооценивания «Саммари в одном предложении»;

- Сформировать умение осуществлять самооценку с использованием техники «Билет на выход».

ТЕМА УРОКА: «СЕРДЦЕ ОТДАННОЕ НАУКЕ».

 Предполагаемые результаты

Предметные

- работают с предложенными статьями об ученых: Г.Галилей, Архимед, И.Ньютон, Блез Паскаль.

- выделяют главный смысл заложенный в тексте;

- осмысленно читают текст, ориентируясь на учебную задачу (написать саммари);

- оценивают саммари по критериям.

Личностные- Рассказывают о своем восприятии, отношении к прочитанному тексту;

- выражают желание помочь учителю заинтересовать других учащихся деятельностью и мировоззрением данных ученых.

ЦЕЛЬ: развивать навык работы с текстом (смыслового чтения) с использованием технологии «Саммари в одном предложении», осуществляя оценку деятельности учащихся; использовать  технику «Билет на выход» для выполнения самооценки.

Учебные материалы: тексты об ученых, распечатанные на листах для каждого учащегося; портреты ученых, выставка книг; оценочная таблица; магниты зеленого и синего цветов (зеленый магнит крепится учащимися после знакомства с саммари и его соответствия критериям, синий – если данному критерию не соответствует).

Образец оценочной таблицы.

Критерии

1 учащийся

2 учащийся

3 учащийся

1 саммари

2 саммари

1 саммари

2 саммари

1 саммари

2 саммари

Краткость

Главная цель

Отношение

ХОД УРОКА

Этапы урока

Используемые методы, приемы, техники

Методические рекомендации

Формирование потребности

Ситуативный разговор: обращение с просьбой к учащимся

Ситуативный разговор о проблеме работы с текстом учебника, чтению вообще. Проблема: компьютеризация, отсутствие интереса к чтению, затруднения в формулировке своих идей, чувств в нескольких словах. Просьба: изложить кратко содержание текста так, чтобы заинтересовать други ребят.

Образ желаемого результата

Знакомство с технологией «Саммари в одном предложении». Обсуждение критериев оценки написанного саммари»

Фиксация критериев саммари в оценочной таблице.

1. Краткость.

2. Главная идея.

3. Отношение

Мотивация

Ситуативный разговор о значимости данного продукта для каждого обучающегося

Обращение внимания на портреты, выставленные книги, выслушивание предложений детей о содержании текста по названию и иллюстрации.

Целеполагание

Обсуждение и выбор вида саммари.

Ученики выбирают из трех видов один наиболее подходящий по цели урока.

Виды:

-информативное,

- административное,

- оценочное.

Планирование

Составление плана работы по написанию саммари. Совместное обсуждение плана. Фиксация плана.

Учащиеся записывают на доске план составления саммари.

1.Беглое чтение текста с попутным выделением наиболее употребляемых слов, касающихся предмету рассуждения.

2.Нахождение одного предложения в тексте, которое в большей степени отражает суть.

3.Составление плана текста и его фиксация.

4. Написание самого саммари, с попыткой сублимации вышеизложенного.

Выполнение действий

Работа по плану. Написание саммари. Создание ситуации успеха при выполнении задания. Оказание помощи по запросу.

Приблизительный план записывается на доске:

  1. Чтение текстов (тексты у детей и у учителя).
  2. Параллельно с чтением осуществляется анализ с выделением ключевых фраз, слов.
  3. Анализ высказанных автором мнений и выражение своего отношения к данной точке зрения. Подчеркивание ключевых слов, фраз.
  4. Выбор формы составления продукта.
  5. Индивидуальная работа. (Объединение идей в ключевой фразе, свое отношение к тексту.)

Анализ полученного результата

Представление и оценивание продукта деятельности (саммари). Апробация продукта (саммари) для решения учебной задачи.

Представление. Совместное оценивание       по выработанным критериям с заполнением оценочной таблицы. Предложения о предоставлении продукта ребятам так, чтобы вызвать читательский интерес. (-выступление с саммари перед учащимися в классе, подготовить каждому учащемуся и раздать, оформить плакат с саммари, записать на доске.)

Самоанализ

Отвечают на 3 вопроса:

1.Что я понял?

2. Что осталось непонятным?

3. Какой бы вопрос я задал, если бы был учителем?

(Фиксируют ответы на спец. листах.)

Фиксируют ответы на 3 вопроса. Вопросы могут быть и другими.

  1. Что во мне изменилось?
  2. 2. Что мне не удалось изменить?
  3. Что бы я сделал, если бы был учителем?

Заключение

Выходя из класса, ученики прикрепляют «билеты» в условленном месте.

Прикрепляют «билеты» на доске.

На следующем уроке учитель ворачивается к ответам детей для формирования потребности и совместного планирования предстоящей учебной деятельности.

                                                                                                                                                                                         ПРИЛОЖЕНИЯ

Галилео Галилей

Итальянский физик, механик, астроном Галилео Галилей родился в 1564 году в Пизе.

Галилей является одним из основоположников опытного естествознания. Именно он сформулировал требования к научному эксперименту, состоящие в устранении побочных обстоятельств. Путем эксперимента Галилей опроверг учение Аристотеля о пропорциональности

скорости падения массе тела. Галилей брал два тела, одинаковых по форме и размерам, например чугунный и деревянный шары, чтобы не учитывать сопротивления воздуха. Находя соотношения между пройденным путем и временем падения, он доказал, что тела падают с одинаковым ускорением. В настоящее время мы пользуемся формулой силы тяжести Fтяж = m • g, где

Fтяж - сила тяжести, m- масса тела, g – ускорение свободного падения.

Галилей занимался вопросами механики (падение тел, движение их по наклонной плоскости и под углом к горизонту), гидростатикой, теорией простейших машин и сопротивлением материалов. Он был первым, кто направил зрительную трубу на небо в научных целях. Галилей обнаружил горы на Луне, четыре спутника у Юпитера, фазы Венеры. Млечный Путь оказался состоящим из множества звезд, число которых росло с ростом увеличения трубы. Галилей верил в силу человеческого разума, в бесконечность познания: «Кто возьмет на себя смелость, поставить предел человеческому духу? Кто решится утверждать, что мы знаем все, что может быть познано?».

В 1642 году Галилей умер на руках своих учеников.

Архимед

Архимед появился на свет в 287 до н. э. в Сиракузах. Отец Архимеда был астрономом и математиком и привил ребенку любовь к наукам. Родным Сиракузам Архимед сделал немало очень ценных подарков. Развив идеи использования рычага, ученый создал в порту Сиракуз целый

комплекс блочно-рычажных механизмов, которые облегчили и ускорили процесс транспортировки тяжелых грузов. Шнек (винт Архимеда) дал возможность сравнительно просто получать

большие количества воды из низколежащих водоемов. Оросительные каналы получили бесперебойную подачу влаги, и сиракузцы могли быть спокойными за свои урожаи. Архимед пользовался формулой для нахождения плотности  ρ = m/V ,

где m – масса вещества, ρ - плотность вещества, V - его объём.

Но главную услугу родному городу Архимед оказал во время второй пунической войны. 75-летний ученый принимал активное участие в обороне, применяя на практике свои изобретения. Им были созданы мощные метательные машины, которые могли запускать камни до 250 кг. На то время –

уникальная боевая машина. Краны Архимеда просто переворачивали римские корабли.

В результате римлянам пришлось перейти на длительную осаду, поскольку они поняли бесполезность штурма города, охраняемого ученым. Римский полководец, командующий осадой, сказал: «Придется нам прекратить войну против геометра, побеждающего силой разума».

Несмотря на все усилия Архимеда, Сиракузы в результате предательства все же были захвачены. Во время штурма города Архимед был убит.

Исаак Ньютон

Исаак Ньютон, сын зажиточного фермера, родился болезненным, но прожил 84 года. В детстве Исаак был замкнут, любил читать и мастерить технические игрушки: бумажных змеев, ветряную мельницу, водяные часы, педальную повозку. По окончании школы Ньютон поступает в колледж

Кембриджского университета. Уже тогда сложился его могучий характер —научная дотошность, стремление дойти до сути, нетерпимость к обману, равнодушие к публичной славе.

Значительную часть своих открытий Ньютон сделал ещё студентом, в «чумные годы» (1664—66гг): открыл закон всемирного тяготения, доказал, что белый цвет есть смесь цветов, вывел формулу для произвольного рационального показателя и др.

Все эти эпохальные открытия были опубликованы много позже, чем были сделаны. Ньютон не гнался за славой, идущей далеко впереди ученого. Стремление открыть истину было у него главной целью. «Я только потому стою высоко, — говорил Ньютон, — что встал на плечи гигантов». Руки Ньютона работали не хуже, чем голова. Для проверки своих теорий наблюдениями он изобрел первый зеркальный телескоп и сам построил его. Необходимость физических усилий при открывании калитки в сад Ньютон объяснял так: «Каждый входящий пополняет мою бочку галлоном воды». В 1705 году королева возводит Ньютона в рыцарское достоинство. Впервые в истории звание рыцаря присвоено за научные заслуги. Надпись на его могиле гласит: «Здесь покоится сэр Исаак Ньютон,  который почти божественным разумом доказал движение планет, пути комет и приливы океанов. Пусть смертные радуются, что существовало такое украшение рода человеческого».

В честь Ньютона названы: кратеры на Луне и на Марсе; единица силы в системе СИ. Второй закон Ньютона можно записать в виде формулы: a =F/m ,

где F – сила, действующая на тело, m – его масса, а – ускорение.

На статуе Ньютону высечены стихи: Qui genus humanum ingenio superavit (Разумом он превосходил род человеческий).

Блез Паскаль

Блез Паскаль — физик, математик, философ, писатель. Человек поразительных интеллектуальных способностей, проявившихся уже в раннем детстве. Его открытия в математике и физике заложили основы современной гидравлики и вычислительной техники. Паскаль открыл закон о давлении

воздуха, который можно записать формулой P = M × g , где Р – давление воздуха на земную поверхность, М – масса воздуха, g – ускорение свободного падения.

Блез Паскаль отличался настолько слабым здоровьем, что не раз бывал, близок к смерти. Отец даже запрещал ему занятия геометрией, опасаясь, что чрезмерное напряжение сведет мальчика в могилу. Но Блезу было достаточно узнать, что в геометрии есть окружности и прямые.

Жажда знаний была так сильна, что, оставшись без учебников, он самостоятельно доказал первые теоремы Евклида. Когда отец обнаружил, что мальчик доказал 32-ю теорему (сумма углов треугольника всегда равна 180 градусам), то сдался и разрешил сыну читать книги по математике.

Когда Блезу было 18 лет, его отец по долгу службы подсчитывал налоги, собранные с целой области Нормандия. Днями и ночами Паскаль - старший считал в столбик. Эта была прескучнейшая работа. Чтобы помочь отцу, Блез два года работал над машиной, которая могла бы облегчить его

работу. В 1642 получилось устройство, которое стало первым на свете серийным калькулятором – паскалина. Складывать на такой машине было просто. Намного труднее было вычитать — из-за того, что колеса в обратную сторону не вращались. Умножать и делить паскалина не умела. Но даже в таком виде она приводила старшего Паскаля в восторг. Машина считала быстрее человека и главное, не ошибалась. В XVIII веке арифмометры совершенствовались и продавались морякам, артиллеристам и ученым, которым приходилось много считать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...