Урок по теме "Плавание тел"
план-конспект урока по физике (7 класс)

Выяснить экспериментальным путем условия, при которых тело в жидкости плавает, всплывает и тонет; сформулировать вывод в том, что поведение тел в жидкости зависит от соотношения выталкивающей силы Архимеда и силы тяжести, плотностей жидкости и тела, погруженного в жидкость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_plavanie_tel.odt34.06 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по физике в 7 классе

Тема урока: Плавание тел.

Цель урока: Выяснить экспериментальным путем условия, при которых тело в жидкости плавает, всплывает и  тонет; сформулировать вывод  в том, что поведение тел в жидкости зависит от соотношения выталкивающей силы Архимеда и силы тяжести, плотностей жидкости и тела, погруженного в жидкость.

Задачи:

Образовательные: Систематизировать  знания учащихся о действии жидкостей и газов на погруженные в них тела; выяснить и сформулировать условия плавания тел; формировать  умения объяснять поведение тел в жидкости.

 

Развивающие:  Формирование навыков организации самостоятельной деятельности учащихся при выполнении экспериментальных заданий;  овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, делать выводы, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умений предвидеть возможные результаты своих действий; сформировать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности учащихся;  

                                   

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, потребность в познании нового, внимание, самостоятельность, коммуникативные качества,  , аккуратность.

Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные)

Предметные: называть условия плавания тел, экспериментально выявлять условия плавания тел, объяснять поведение тел в жидкости и делать вывод при каких условиях тело плавает, тонет, всплывает.

Метапредметные: овладеть умениями вести наблюдения; прогнозировать ситуацию; навыками самостоятельной постановки цели, планирования хода эксперимента и оценки результатов измерений;  обобщать полученную информацию и делать выводы; самоконтроля научиться работать в группе. 

Личностные: сформировать познавательный интерес, развивать творческие способности и практические умения, самостоятельность в приобретении знаний обосновывать и оценивать результаты своих действий, развивать творческую инициативу.

Оборудование:   компьютер, экран, проектор.   Оборудование для проведения опытов.                                              

Ход урока

  1. Оргмомент.

  Приветствие. Ребята сегодня нам предстоит большая и серьезная работа. Поэтому  давайте взбодримся и разомнемся.

   Разминка: (слайд3-4)

Вашему вниманию тест  «Я утверждаю…», а вы, как всегда, соглашаетесь со мной или нет.  И так, ВНИМАНИЕ!  

  1. Я утверждаю что, давление, производимое на жидкость, передается по всем направлениям без изменения.   ( Да)
  2. Я утверждаю что, давление жидкости, на которую действует сила тяжести, зависит от высоты столба жидкости и ее плотности. (Да)
  3. Я утверждаю что, уровень в чайнике ниже уровня воды в его носике. (Нет)
  4. Я утверждаю что, на тело, погруженное в жидкость, действует только одна сила, это сила тяжести. (Нет)
  5. Я утверждаю что, силу, выталкивающую погруженное в жидкость тело, называют архимедовой силой. (Да)

Молодцы!

Беседа о временах года, о лете, о купании в водоёмах,  плавании человека.

Мы на предыдущем говорили о том, кто умеет нырять? А плавать вы умеете?

  1.  Актуализация знаний. Целеполагание. Мотивация.

Ребята, вы можете привести примеры тел, которые плавают на поверхности воды?

А какие тела тонут в воде?

А как ещё тело может вести себя в воде? Какие это тела?

Попробуйте угадать, о каком плавающем теле пойдёт сейчас речь.

Сегодня над морем
Большая жара;
А в море плывёт 
Ледяная гора.
Плывёт и, наверно,
Считает:
Она и в жару не растает.

Дети отвечают: Айсберг. (Учитель показывает слайд 5 и обращает внимание на подводную часть айсберга).

Постановка проблемы: (слайд6)

А изменилось бы что-нибудь, если бы воду в океане мы мгновенно поменяли бы на керосин?

(Учащиеся путаются в ответах.)

Вы не можете точно ответить на этот вопрос. Но у  вас уже появляются идеи, гипотезы.

И вы хотите знать, что же произойдет с айсбергом: будет плавать или тонуть?

Давайте сегодня на уроке вместе решим эту проблему.

Ребята, а вы знаете, какой учёный изучал плавание тел? Дети отвечают: Архимед. (Показать слайд 7  с фотографией  скульптуры учёного).

- А какая сила называется архимедовой сила?

- А от чего зависит архимедова сила? Не зависит?

- Какова формула для расчета силы Архимеда?

Итак, мы знаем, что на  всякое тело,  погруженное в жидкость  или газ, действует Архимедова сила. Но одни тела плавают в жидкости, другие тонут, а третьи всплывают на поверхность.

Как вы думаете, какова цель нашего урока? (слайд 8)

Выяснить: Каковы условия плавания тел в жидкости.

А как нам сформулировать тему урока?

 «Условия плавания тел».

Как вы думаете,  на какие вопросы мы должны сегодня ответить?

Ответы:- При  каких условиях тело тонет в жидкости?

- При каких условиях всплывает?

- При каких условиях тело плавает в жидкости?

III. Изучение нового материала  и способов деятельности

  • Демонстрационный эксперимент:

1. Опускаем в воду стальной и пластмассовый шарик? Что вы наблюдаете?

Вопрос: А какие силы действуют на шарики,  в жидкости?

- Куда направлена сила тяжести?

- Куда направлена архимедова сила?

Как вы думаете почему стальной шарик тонет, а пластмассовый всплывает?

 (ответы учащихся)

Какие выводы:  (слайд 9)

 1. Если Fтяж. > FA, то тела тонут.

2. Если Fтяж. < FA, то тела всплывают.

А что вы можете сказать, о  силах  действующих на плавающий  шарик на поверхности воды?

3. Если Fтяж. = FA, то тела плавают.

Значит,  условием плавания тел является,  равенство силы Архимеда и силы тяжести. (слайд 10)

Изобразить эти ситуации. (слайд 11)

2. А может одно и то же тело в одной жидкости тонуть, а в другой нет?

  • Демонстрационный эксперимент: Яйцо в пресной воде, соленой воде и в очень соленой воде?

Кто может ответить:  Почему так происходит?

Дети делают выводы? Что поведение тела зависит от соотношения плотностей тела и жидкости?(слайд 12)

А можно, ваши предположения считать истиной? …. Для того, чтобы выдвинутые вами гипотезы стали знаниями,   их нужно проверить на опыте?

  • Выполнение экспериментальных заданий по группам.

Перед вами  лежат  карточки с практическими заданиями и  необходимое оборудование для их выполнения.  Сейчас каждая из групп выполнит предложенную работу и сделает свои выводы по эксперименту.

1 группа: Используя, оборудование (мензурка с водой, динамометр, набор тел (пробирок) равного объема) находящееся у вас на партах сравнить архимедову силу, действующую на каждую из пробирок, с силой тяжести каждой пробирки; сделать вывод, результаты занесите в таблицу.

№ опыта

FА, Н

Fтяж.,  Н

Поведение тела

1

2

2

Вывод:

Итого, набранных баллов за задание № 2

Верно: 2 балла

неточности: 1 балл

2 группа : Пронаблюдайте, какие из предложенных тел, тонут и какие, плавают в воде найдите в таблице учебника (стр 63) плотности соответствующих веществ и сравните  с плотностью воды, результаты занесите в таблицу, сделайте вывод.

Оборудование для выполнения этого задания: сосуд с водой и набор тел ( стальной брусок, алюминиевый брусок, оргстекло, деревянный брусок, кусок парафина, пробка)

№ опыта

Вещество

Плотность жидкости

Плотность вещества

Тонет или нет

1

Сталь

2

Алюминий

3

Оргстекло

4

Парафин

5

Пропка

6

Дерево (сосна)

Вывод:

Итого, набранных баллов за задание № 2

Верно: 2 балла

неточности: 1 балл

3. группа.

Задание №2. Сравнить глубину погружения в воду деревянного катка и куска парафина, выяснить, отличается ли глубина погружения кубиков разной плотности в жидкости. Результат опыта представить в виде рисунка. Сделать выводы.

Оборудование для выполнения этого задания: Сосуд с водой, кусок парафина, Деревянный каток

№ опыта

Тело

Плотность жидкости

Плотность вещества

Как глубоко погрузилось (рис)

1

Парафин

2

Дерево.

Вывод

Итого, набранных баллов за задание № 2

Верно: 2 балла

неточности: 1 балл

Проверка результатов экспериментов. Формулировка и запись выводов.

  1. (Слайды 14-15)

Условия плавания тел в жидкости

1. Если ρв>ρж, то тела тонут.

2. Если ρв<ρж, то тела всплывают.

3. Если ρв= ρж, то тела плавают внутри жидкости.

1. Если Fтяж. > FA, то тела тонут.

2. Если Fтяж. < FA, то тела всплывают.

3. Если Fтяж. = FA, то тела плавают внутри жидкости (на поверхности).

2.Чем меньше плотность тела по сравнению  с плотностью жидкости, тем меньшая её часть погружается в жидкость. (Слайд 16)

4. Проблема. А может ли одна жидкость плавать на поверхности другой? (ответы детей, гипотезы)

Давайте проверим

Опыт 3. У вас на столе 2 маленьких стакана: в одном масло в другом вода. Налейте немного масла в стакан с водой. Объясним, почему на воде образуется масляная плёнка?

Снова вернёмся к таблице плотности веществ.

4. Значит, несмешивающиеся жидкости, как и твёрдые тела,  подчиняются условиям плавания тел. (Слайд 16)

 

Вопрос. Почему нельзя тушить горящий керосин, заливая его водой?

А какими способами можно потушить горящий бензин

Дети: Песком; при помощи огнетушителя.

5. Демонстрационный эксперимент (рис 153). Рассмотрим случай, когда тело плавает в жидкости подробно.  (отливной сосуд, мензурка, деревянный каток)

Вывод: Если тело плавает в жидкости, то вес вытесненной им жидкости равен весу этого тела = силе Архимеда. (Слайд 16-17)

IV. Закрепление пройденного материала  (слайд18)

Выполнение задания №3: Р.Т. Стр.70. №52.1. Проверка задания. Правильно -4 балла.

С ошибками – 2 балла.

V.  Применение изученного материала.

Решение качественных задач по группам. Выберите по своему усмотрению вопрос 1или 2.

1 группа: (воспользуйтесь таблицей стр.63) (слайды19-21)

Вопрос

ответ

Стоимость

Самооценка

1. Какие вещества будут всплывать в керосине?

(пробка, сосна, дуб)

1 балл

2*. Будет ли плавать в воде стеклянная бутылка заполненная водой?

Почему?

Нет. Так как средняя плотность бутылки с водой больше плотности воды.

2 балла

3. Как рыбы могут менять глубину погружения? § 52. Стр. 154

(кратко)

Рыбы за счет изменения объема плавательного пузыря, значит за счет силы Архимеда.

1  балл

Итого, набранных баллов за задание № 4

2 группа (воспользуйтесь таблицей стр.63)  (слайды22-24)

Вопрос

ответ

Стоимость

Самооценка

1. Какие металлы тонут в ртути?

осмий, иридий, платина, золото

1 балл

2*. Будет ли плавать в ртути стеклянная бутылка заполненная ртутью?

Да.  Так как средняя плотность бутылки с ртутью  меньше  плотности ртути.

2 балла

 3. Почему водные животные не нуждаются в прочных скелетах? § 52. Стр. 154

 (кратко)

Средняя плотность водных животных мало отличается от плотности воды. Поэтому их вес почти полностью уравновешивается архимедовой силой

1  балл

Итого, набранных баллов за задание № 4

3 группа (воспользуйтесь таблицей стр.63) (слайды25-26)

Вопрос

ответ

Стоимость

Самооценка

1. Яйцо тонет в пресной воде, но плавает в солёной. Почему?

1 балл

2.  Один неглубокий сосуд пригласил в гости сразу три несмешивающиеся жидкости разной плотности и предложил им располагаться со всеми удобствами. Как расположились жидкости в гостеприимном сосуде, если это были: масло подсолнечное, вода и  нефть. Укажите порядок расположения жидкостей. § 52. Стр. 154

Нефть

Масло

Вода

2 балла

3. Как киты могут менять глубину погружения? § 52. Стр. 154

Киты за счет изменения объема легких, значит за счет силы Архимеда.

1  балл

Итого, набранных баллов за задание № 4

Дополнительный материал:

1.     Средняя плотность тела человека около 1 г/см3, т.е. как у воды. Следовательно, люди должны в воде плавать. Почему же некоторые люди тонут  в воде?

(Чтобы не утонуть, человек должен погрузиться в воду почти целиком. Для людей, не умеющих плавать, наиболее правильной будет вертикальная позиция идущего человека, причем голову следует откинуть и погрузить в воду так, чтобы над ней оставались только рот и нос. Но такое равновесие очень хрупкое и достаточно вскинуть руку или поднять голову, чтобы оно нарушилось. Тогда рот и ноздри окажутся под водой, которая при попытке вздохнуть проникает в легкие и желудок. Тело становится тяжелее, и человек идет ко дну.)

  2. А кто из вас купался в соленом озере?    (слады 27-28)

Посмотрите, как человек плавает в Мёртвом море, плотность солёной воды которого значительно больше плотности пресной

(слайд 29) На   Земле   есть   и   такое   море,   в   котором   вообще   невозможно    утонуть.    Это    соленое    озеро,    называемое    Мертвым морем.   Оно   настолько   соленое,   что   в   нем   отсутствует   всякая жизнь  (за исключением некоторых видов бактерий).  Если вода большинства морей и океанов содержит 2—3% соли, то в Мертвом море ее содержится более 27%! Из-за большого содержания соли плотность воды здесь оказывается больше плотности человеческого тела, и потому человек в Мертвом  море может спокойно лежать на его поверхности и читать книгу. Если же в эту воду войдет лошадь, то, как пишет Марк Твен, она оказывается в столь неустойчивом состоянии, что «не может ни плавать, ни стоять в Мертвом  море,— она тотчас же ложится на бок».    

Помимо Мертвого моря, огромной соленостью обладают также воды залива Кара-Богаз-Гол и озера Эльтон в Волгоградской области.

Вернемся к нашей проблеме поставленной в начале урока?

Что же произойдет с айсбергом, если бы воду в океане мы мгновенно поменяли бы на керосин?  (Айсберг бы утонул)

Учитель: Итак, ребята, давайте подведём итог урока. Как вы считаете, добились ли мы с вами цели урока. Узнали ли вы,  при каких условиях тела плавают и тонут? Попробуйте ещё раз их сформулировать.

VI . Контроль и самоконтроль (ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ)  (слайд 30)

Мне очень понравилось с вами работать. А теперь давайте оценим свою работу на сегодняшнем уроке. Для этого воспользуйтесь оценочными бланками.

Оцените успешность своей деятельности на уроке, используя маршрутный лист и  следующую шкалу:

Баллы

Оценка

11 - 10

Отлично! Вы усвоили материал.

9 - 8

Хорошо! Но есть над чем поработать.

7 - 6

Удовлетворительно! Вам необходимо еще поработать над данной темой.

VII . Домашнее задание (слайд31)

1. Вам известно, что шарик из пластилина тонет. Как  добиться, чтобы кусок пластилина плавал в воде. Пояснить результаты опыта. На этот вопрос мы ответим на следующем уроке . Оборудование: сосуд с водой и кусок пластилина.

Д/з. . § 52.Упр 27(2); Р.Т.51.6. 52.2.

VIII. Рефлексия. (слайд32)

  (По очереди)

1.На уроке я работал                                                         активно / пассивно
2.Своей работой на уроке я                                            доволен / не доволен
3.Урок для меня показался                                             коротким / длинным
4.За урок я                                                                            не устал / устал
5.Мое настроение                                                              стало лучше / стало хуже
6.Материал урока мне был                                              понятен / не понятен
7.Домашнее задание мне кажется                                легким / трудным

А сейчас мне бы хотелось, чтобы уходя с урока, каждый бы прикрепил кружок, на ту глубину, которая соответствовала бы глубине вашего погружения в сегодняшний урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...