Первый урок по физике в 7 классе
методическая разработка по физике (7 класс)

Коржова Карина Андреевна

Первый урок по физике в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon 1.vvodnyy_urok_7.ppt2.43 МБ
Файл 1.vvodnyy_urok_7.docx42.2 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ФИЗИКА наука о природе

Слайд 2

Аристотель. В сочинениях древнегреческого ученого Аристотеля впервые появилось слово физика («фюзис» - природа). Аристотель (лат. Aristotle) - (384 до н. э., Стагира, полуостров Халкидика, Северная Греция — 322 до н. э., Халкис, остров Эвбея, Средняя Греция), древнегреческий ученый, философ, основатель Ликея, учитель Александра Македонского

Слайд 3

первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики. В русский язык слово «физика» ввел в 18 веке М. В. Ломоносов, когда в переводе с немецкого он издал первый учебник физики. По инициативе Ломоносова основан Московский университет (1755). Ломоносов Михаил Васильевич (1711-1765)

Слайд 4

География Биология Астрономия физика объясняет причину возникновения именно таких климатических условий, зарождение циклонов и т.д. объясняет, например, как вода из почвы поступает к веткам; почему окунь и камбала имеют разное строение скелета изучает климат изучает растения и животный мир изучает звезды, планеты объясняет, почему планеты движутся вокруг Солнца, а не улетают от него и т.д.

Слайд 5

Явления – изменения, происходящие в окружающем нас мире

Слайд 6

Физические явления Механические Движение самолетов и автомобилей Обращение Земли вокруг Солнца и спутников вокруг Земли Качание маятника

Слайд 7

Физические явления Электрические Электрические Электрический ток Притяжение и отталкивание наэлектризованных тел

Слайд 8

Физические явления Магнитные Действие магнитов на железо Влияние Земли на стрелку компаса Магнитное взаимодействие токов

Слайд 9

Физические явления Тепловые Таяние льда Кипение воды Образование снега Действие электронагревательных приборов

Слайд 10

Физические явления Звуковые Звучание камертона, музыкального инструмента (гитары), голоса

Слайд 11

Физические явления Световые Распространение света в различных средах Отражение света от зеркал Свечение различных источников

Слайд 12

Главная задача физики Открыть законы, которые связывают между собой различные физические явления, происходящие в природе, найти связь и причины явлений

Слайд 13

Физическое тело – предметы, которые нас окружают

Слайд 14

Как ученые изучают физические явления? Наблюдения Опыты

Слайд 15

НАБЛЮДЕНИЯ Аристотель Архимед Герон Птолемей

Слайд 16

ОПЫТЫ Рене Декарт Блез Паскаль Эванджелиста Торричелли Галилео Галилей

Слайд 17

Что изучает наука физика? Физика Наука о природе Изучает явления Использует понятия Использует методы Механические Электрические Магнитные Тепловые Звуковые Световые Тело Вещество Материя Наблюдение. Опыты. Математический расчет и вывод.

Слайд 18

ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА

Слайд 19

Что из перечисленного является физическим телом ? Тетрадь Воздух Бумага Вода

Слайд 20

Какое из слов обозначает вещество? Капля воды Земля Железо Айсберг

Слайд 21

Разделите на три группы понятий следующие слова: стул, древесина, дождь, железо, звезда, воздух, кислород, ветер, молния, землетрясение, масло, компас. Физические тела Вещества Явления

Слайд 22

Вы случайно спрятали в карман шоколадку, и она там растаяла. Можно ли случившееся назвать явлением?

Слайд 23

Вам во сне явился добрый волшебник, подарил много мороженого, и Вы угостили им всех своих друзей. Жаль только, что это был сон. Можно ли считать появление доброго волшебника физическим явлением?

Слайд 24

Домашнее задание. § 1 – 3, ответить на вопросы в конце параграфов



Предварительный просмотр:

УРОК ФИЗИКИ ПО ТЕМЕ:

«Что изучает физика.

Наблюдения и опыты»

7 класс


Цели урока:

Образовательные: 

  1. Познакомить учащихся с новым предметом школьного курса. Определить место физики, как науки.
  2. Научить различать физические явления и тела.
  3. Познакомить с методами изучения физики.

Воспитательные: 

  1. Показать значение познания мира через мышление.
  2. Формировать моральные, волевые и эстетические качества личности.

Развивающие: 

  1. Развивать внимание и любознательность.
  2. Развивать представление о применении человеком физических знаний в быту и технике.

Структура урока: 

  1. Организационный этап (4 мин).
  2. Мотивационный этап (8 мин).
  3. Изучение нового материала (25 мин).
  4. Закрепление изученного материала (10 мин).
  5. Домашнее задание (1 мин).

Ход урока:

  1. Организационный этап

Прежде, чем отправиться в путешествие в мир физики, давайте определимся с тетрадями и правилами, соблюдаемыми на уроке физики:

1. Тетради: 1) рабочая тетрадь по физике;

                     2) 2 тонкие тетради: для лабораторных работ по физике;

                                                         для контрольных работ по физике.

  1. Правила

1. Не отвлекайся!

На уроке надо вести себя тихо и спокойно: не разговаривать и не отвлекаться на посторонние вещи. Желая ответить, обязательно поднимайте руку.  Если вам что-то не понятно или просто не расслышали, подняв руку, обратитесь к учителю.

2. Уважайте учителя и других учеников!

Обращаясь к кому-то, используйте вежливые слова. Не перебивайте отвечающего и не выкрикивайте.

3. Не опаздывайте!

Опоздание на урок, даже по уважительной причине, отвлечет и учителя и учащихся. Но если так все-таки произошло: постучите, извинитесь и как можно быстрее и тише сядьте на своё место.

4. а) Туалет

    б) Телефон

    в) Техника безопасности

      5. Калькулятор

      6. Рука при ответе

Ход урока

2. Изучение нового теоретического материала. (Мотивационный этап)

. (Слайд 3)

Итак, начнём наше путешествие в мир физики с вопроса «Что изучает физика?»        

Пишем сегодняшнее число и тему урока.

Что изучает физика? – спросите вы.  Я отвечу: «Физика – это всё, что нас окружает!!!...»

Обернитесь вокруг: вы видите парты, столы, стулья, шкафы, окна, за окном синее небо, летают птицы, дует ветер… Это всё физика.

В течение всей  своей жизни, начиная с самого начала, мы с вами постоянно познаём окружающий нас мир начиная с младенческого возраста, мы усваиваем огромное количество информации об окружающем мире, на что редко обращаем внимание. С детства мы с вами знаем что такое «горячо», что такое «холодно», что такое «мягкое» или «твердое». Мы с Вами знаем, что чистое небо – синее, трава – зелёная, клубника – красная и т. д. иными словами мы знаем много характеристик окружающего нас пространства, или окружающей нас природы. Ведь земля, вода, воздух, растения, животные, люди, и все предметы вокруг нас – это всё природа. И именно природу, её законы и изучает физика

    (Слайд 4) Так эту науку назвал еще в 4 в. до н.э. древнегреческий учёный Аристотель. Представляете, какая это древняя наука. Слово «физика» в переводе с греческого означает «природа».

      (Слайд 5)В русский язык слово «физика» ввёл в 18 веке наш учёный М.В.Ломоносов.

     Но не только физика является наукой, изучающей природу. География, биология, астрономия, химия и другие науки тоже изучают природу.

     Науки о природе зародились очень давно. Первые познания люди получали благодаря своим наблюдениям: ежедневный рассвет и закат, течение рек, дождь, ветер, звездное небо. В Древней Греции людей, занимающихся наукой, называли философами. Затем постепенно произошло разделение наук.

(Слайд 6): Примеры

География изучает климат, а физика объясняет причину возникновения именно таких климатических условий, зарождение циклонов и т.д.

Биология изучает растения и животный мир, физика объясняет, к примеру, как вода из почвы поступает к веткам, листьям деревьев (капилляры), и почему окунь и камбала имеют разное строение скелета.

Астрономия изучает звезды, Солнце, планеты, а физика объясняет, почему планеты движутся вокруг Солнца, а не улетают от него и т. д.

     (Слайд 7) На нашей планете часто случаются природные катастрофы, которые называют катаклизмами. Они приносят разрушения и человеческие жертвы, влияют на формирование рельефа планеты. Раньше эти явления вызывали у людей суеверный страх. Сейчас во многих случаях научились предсказывать грозные явления природы, этим занимаются геодезия, метеорология, сейсмология. Но лишь физика может описать и объяснить причину их возникновения.

     Физика является одной из древнейших наук, которая позволяет познать силы природы и поставить их на службу человеку, дает возможность понять современную технику и развивать её дальше. Физика - это наука о природе и тех изменениях, которые в ней происходят.

     Изменения, которые происходят в природе, называют физическими явлениями.

  (Слайды 8-14)   Среди большого многообразия явлений в природе физические явления занимают особое место. К ним относятся: механические, электрические, магнитные, тепловые, звуковые, световые

   (Слайд 15)   Физика позволяет выводить общие законы на основании изучения простых явлений. Установив фундаментальные законы природы, человек использует их в процессе своей жизнедеятельности. В этом и состоит основная задача физики: открыть законы, которые связывают между собой различные физические явления, происходящие в природе, найти связь и причины явлений.

 (Слайд 16) Любая наука использует специальные слова – научные термины. И вам необходимо понять и усвоить основные физические термины. А начнем с такого термина как физическое тело.

 

 (Слайд 17) Вокруг нас находятся различные предметы: столы, стулья, книги, карандаши. В физике всякий предмет называют физическим телом. На экране вы видите примеры физических тел. То, из чего состоят физические тела, называют веществом.

Гвоздь – физическое тело, железо – вещество.

Стол – физическое тело, дерево – вещество.

Капля воды– физическое тело, вода – вещество.

     Подумайте, как можно изучать физику, откуда появляются у человека знания? 

(Слайд 20)     Ответы учеников: из наблюдений, экспериментов.

 Действительно, многие первичные знания появляются из повседневных наблюдений. С этого и начиналась физика.

(Слайд 21)Философы и ученые Древней Греции – Аристотель, Герон, Архимед, Птолемей – в основном вели наблюдения.

   (Слайд 22)  Только в средние века такие ученые как: Галилео Галилей, Рене Декарт, Эванжелиста Торричелли, Блез Паскаль и другие стали ставить опыты – специальные эксперименты, проводимые с определенной целью.

     (Слайд 23)А теперь давайте обобщим всю полученную информацию и ответим на вопрос: «Что изучает физика?» (Ученики с помощью наводящих вопросов учителя составляют схему и зарисовывают её в тетради)

         Физика изучает и объясняет все явления, происходящие в природе: грозу, ветер, замерзание и таяние рек, северное сияние, магнитные бури, солнечное и лунное затмения. Как образуются снег и лед? Почему осадки выпадают то в виде дождя, то в виде снега, то в виде града?

(Слайд 25)3. Закрепление  материала.

(Слайд 26)1. Что из перечисленного является физическим телом?

  • Тетрадь
  • Воздух
  • Бумага
  • Вода

(Слайд 27)2. Какое из слов обозначает вещество?

  • Капля воды
  • Земля
  • Железо
  • Айсберг

(Слайд 28)3. Разделите на три группы понятий следующие слова: стул, древесина, дождь, железо, звезда, воздух, кислород, ветер, молния, землетрясение, масло, компас.

Физические тела

Вещества

Явления

Ответ:

Физические тела

Вещества

Явления

Стул

Древесина

Дождь

Звезда

Железо

Ветер

Компас

Масло

Молния

Воздух

Кислород

Землетрясение

(Слайд 29) 4. Вы случайно спрятали в карман шоколадку, и она там растаяла. Можно ли случившееся назвать явлением ? (Да.)

(Слайд 30) 5. Вам во сне явился добрый волшебник, подарил много мороженого, и Вы угостили им всех своих друзей. Жаль только, что это был сон. Можно ли считать появление доброго волшебника физическим явлением? (Нет.)

(Слайд 32)4. Домашнее задание.

§ 1 – 3, ответить на вопросы в конце параграфов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс применения ИКТ на уроках физики "Урок по физике 7 класс Тема урока: «Исследование силы Архимеда».

Цели урока:Образовательные:повторить  и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила.  Плавание тел»;продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщат...

Первые уроки повторения в 7 классе . Урок № 1-2. Урок №3-входная контрольная работа.

В материале представлены конспекты первых уроков №1-2 повторение материала, изученного в 6 классе....

Первый урок по физике в 7классе

    В материале представлена технологическая карта с методической структурой урока и технологическая карта с дидактической структурой урока. Первый урок по теме Физика- наука о природ...

Диагностическая работа за первое полугодие по физике 7 класс

В соответствии с требованиями ФГОС меняется структура урока. Практически во всех разработках четко прослеживается мотивационно-целевой (смыслообразующий) этап. Оценочная и рефлексивная деятельность на...

20.12.17 Контрольная работа за первое полугодие по физике 10 класс

Два ватианта вонтрольной работы по учебнику Г.Я. Мякишева...

Урок – путешествие к острову Знаний. Первый урок алгебры в 8 классе (класс ОВЗ)

Первый урок алгебры в 8 классе ОВЗ. Первая встреча с ребятами после каникул. Вспомнить  забытый материал поможет урок- игра. Идею урока взяла в пособии Математика.5 класс. Поурочные планы (по уче...