Технологическая карта урока
план-конспект урока по физике (7 класс)

Любовь Гармаевна Дондокова

Технологическая карта урока "Свободное падение тел". раздел "Механика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon технологическая карта урока55 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Предмет: Физика.  

Тема урока. Свободное падение тел. Движение тела брошенного вертикально вверх.

Место и роль урока в изучаемой теме: по разделу «Механика»

Цель урока: выявить и доказать от чего зависит свободное падение тел и движение тела, брошенного вертикально вверх, используя закон Галилея.

Задачи: формировать умения и навыки наблюдать, сравнивать и анализировать полученные данные, высказывать на заданную тему, формировать коммуникативные навыки и умения работать в группе.

Планируемые результаты:

личностные

метапредметные

общепредметные

Мотивация образовательной деятельности, творческое отношение к учебе, расширение границы мировоззрения учащихся, раскрытие связи теории и опыта.

Овладение навыками самостоятельной работы, развитие монологической речи, развитие логического мышления, умение  анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений.

Понимание физического явления, овладение навыками решения задач, умение применять теорию при решении задач

Тип урока: урок изучения нового материала.


Организационная структура урока.

Этапы урока

Задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы и методы

Средства

Универсальные учебные действия

Виды контроля

Организационный момент

Эмоциональная подготовка обучающихся

Приветствие преподавателя. Включение в деловой ритм.

Отвечают на приветствие. Подготовка  к уроку.

фронтальная

Регулятивные: умение организоваться

наблюдение

Актуализация знаний

Видов движений под силы тяжестей может быть несколько: движение тел брошенных вертикально вверх, вертикально вниз, брошенных горизонтально. Значение этих законов трудно недооценить.

Формирует задания, обеспечивает мотивацию выполнения. Выявляет уровень знаний. Показывает на слайдах движение парашютистов, снарядов, спортсменов на трамплинах.

Слушают учителя, смотрят слайды. Строят понятные для собеседника высказывания

фронтальная

Мультимедийный проектор

Регулятивные: действуют с учетом выделенных преподавателем ориентиров.

наблюдение

Мотивация

Проблемный вопрос. Как вы думаете, каким законам описываются эти движения? Как ведут себя падающие тела в реальных условиях?

Организует погружение в проблему, создает  ситуацию разрыва Проводит опыты:

1.Падение бумаги и книги (каждый предмет отдельно, а потом лист лежит на книге). Обоснуйте это явление

2. Падение двух бумаг, один из которых смят в комок. Объясните эти действия.

3. Падение гирек 50 г и 150 г. Почему гирьки упали одновременно

Отвечают на вопросы, слушают ответы, фиксируют проблему, делают выводы.

1.Если легкое тело падает медленнее, чем тяжелое, то оно должно «притормаживать» падение тяжелого тела и связка двух тел должно падать медленнее, чем одно тяжелое тело.

2.Время падения не зависит от массы тела, так как масса одинаковая, а форма разная.

3. Мы еще раз убедились, что время падения не зависит от массы тела.

Фронтальная,индивидуальная.

Листок бумаги,книга, алюминиевый и стальной цилиндры.

Познатательные: выдвигают гипотезы и обосновывают

Наблюдение, устный опрос.

Сообщения нового материала

2.Теперь мы с вами попытаемся выяснить, как падают тела, от чего зависит время падения, что будет, если не учитывать сопротивление воздуха.

3.Какое отношение имеет увиденное к теме нашего урока.

Определите характер движения тела, если за первую секунду оно прошло 3 см, за вторую -5 см, за третью – 7 см.

Какое движение называется свободным падением? Как доказать, что свободное падение является равноускоренным движением?

Каково отношение между скоростью и высотой при свободном падении тела?

Как на опыте можно определить ускорение свободного падения?

С крыши здания высотой 15 м вертикально вниз сбросили камень со скоростью 2 м/с. С каким ускорением он будет двигаться?

6.Убедимся, что закон свободного падения не противоречат законам природы, давайте представим движение тела массой m по горизонтальной поверхности под действием силы F. Тогда при увеличении масс два раза, приложенная сила тоже увеличится два раза, при условии сохранения характера движения. А теперь мысленно повернем картинку на 90°

7. Проанализируйте аналогию, между равноускоренным движением и движением тела вверх/вниз.

Активизирует знания обучающихся, создает проблемные ситуации. Организовывает устный, коллективный анализ учебной задачи.

Введение в тему.

1.Обоснуйте позицию Аристотеля по вопросу свободного падения тел.

Обоснуйте позицию ученого.

2.Да, действительно тела падают с одинаковым ускорением в безвоздушном пространстве, а где же эти законы находят применение в реальной жизни.

3.Показывает видеоролик, показывающий падение тел разной массы в трубке Ньютона.

4.Открываем тетради записываем определение «Свободное падение…»

5.При свободном падении все тела вблизи поверхности Земли независимо от массы имеют одинаковое ускорение. Запишем в тетради значение этой величины.

6. Правильно, падение тела вертикально вниз, под действием силы тяжести. Попробуем вывести формулы для движения тела вниз, брошенного вертикально вверх. Сначала разберемся, как пройденный путь зависит от времени движения.

7. У вас на столах карточки возьмите их. На них проводится аналогия, между равноускоренным движением и движением тела вверх/вниз.

 

Ставят цели , формируют (уточняют) цели Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения. Осознанно строят речевые высказывания.

1.Впервые теорию свободного падения выдвинул великий мыслитель древности Аристотель

(информация студента)

Дискуссия обучающихся, приводит к выводу, что мнение Аристотеля ошибочное

2.Выступление обучающего сопровождаемое презентацией из жизни ученого-физика Галилео Галилей. Обучающиеся приходят к выводу, что ученый прав.

3.Ответ обучающихся: мы наблюдаем свободное падение.

4.обучающиеся записывают в тетради.

g=9,8 м/с².

5. Пройденный путь прямо пропорционален квадрату времени, следовательно, свободное падение – равноускоренное движение.

Запишем эти формулы:

v=gt (скорость тела при свободном падении)

s=gt²\2

 (перемещение при свободном падении, высота)

Фронтальная,индивидуальная.

Мультиметийный проектор

Познавательные: работа с информацией, текстом, использование знако-символических средств.

Личностные: владение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

Коммуникация : использование речевых средств, умение слушать собеседника.

ИКТ для обучения : использование различных способов поиска информации

Устный опрос

Закрепление изученного материала

Решаем задачи, которые встречаются в ЕГЭ.

Диагностическая работа, оценивает выполнение каждой операции. Организует коррекционную работу.

Решают задачи по карточкам. Самостоятельная работа, осуществляют самопроверку. Учатся формировать собственное  мнение и позицию.

индивидуальная

карточки

Познавательные: решение задач.

Личностные:

личностный смысл учения.

Самостоятельная работа

Рефлексия

1.С какими историческими фактами вы познакомились?

2.Какие знания получили?

3.Чему научились?

4.Какую формулу сегодня на уроке вывели?

5.Какие затруднения возникли при решении задач?

Контроль на этапе окончания учебной темы. Контрольно-оценочная деятельность.

Контролируют, анализируют, оценивают свои результаты.

Фронтальная индивидуальная.

Познава тельные: выдвигают ответы и обосновывают.

Устный опрос

Домашнее задание

§15,16.

Комментирует домашнее задание.

Спасибо за урок, до свидания!

Записывают домашнее задание.

фронтальная

Регулятивные: действуют по ориентиру учителя

Литература, источники информации:

  1. Будавева Э.А. «Оценка качества образования»;
  2. Ваганова В.И. «Методика построения урока физики на деятельностной основе»;
  3. Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский «Физика - 10»
  4. Интернет – ресурс  «Конструирование технологической карты».

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.

Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...