Технологическая карта урока в 7 классе по теме "Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге."
план-конспект урока по физике (7 класс)

Технологическая карта урока физики в 7 классе по теме "Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге."

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учебный предмет: физика

Класс: 7

УМК: Пёрышкин А. В.

Тема урока: Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге.

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Цель урока: организовать деятельность учащихся по получению, осмыслению и первичному закреплению блока новой учебной информации (определение и примеры простых механизмов, рычаг, равновесие сил на рычаге)

Задачи урока:

а) формирование представлений о простых механизмах, организация усвоения основных понятий по данной теме, формирование научного мировоззрения учащихся, (предметный результат).

б) развивать умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, использовать различные источники для получения информации, выявлять причинно-следственные связи, искать аналогии и работать в команде, формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, обобщать и делать выводы (метапредметный результат).

в) формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физике при анализе физических явлений, формирование мотивации раскрытием связи теории и опыта, развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления (личностный результат).

Методы обучения: поисковый, проблемный, эвристический.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.

Средства обучения: учебник, словарь Ожегова, Интернет; компьютер, проектор, презентация к уроку, рабочие карты для учащихся, цветные самоклеящиеся карточки для рефлексии.

Оборудование: на группу - рычаг, грузы (4 шт.), штатив; на демонстрационном столе – 2 штатива с рычагами, по 1 грузу, по 1 динамометру.

Технологическая карта урока

Ход урока

Формируемые УУД

Позновательные

Коммуникативные

Регулятивные

1. Мотивация к деятельности

Здравствуйте! Садитесь. Я рада вас всех видеть.  Меня зовут Марина Анатольевна. И этот урок физики мы проведем вместе.

Посмотрите на экран. Семиклассники Волоконовской средней школы №1, где я работаю, передают вам привет.  Все они гордятся тем, что могут поднять одним пальцем 10-тикилограммовую гирю. Более того, они уверены, что по окончании сегодняшнего урока, вы все тоже сможете это сделать.  Ребята желают вам успеха и верят, что у вас все получится. Чтобы  работать было легче и плодотворнее, вы объединились в группы. Выберите капитана, который будет координировать работу в группе.

Ребята, у вас на столах у каждого есть рабочая карта, подпишите ее.  В течение урока  вы будете в ней фиксировать информацию.    

Выделение существенной информации из слов учителя.

Слушание учителя

Умение настраиваться на занятие

2. Актуализация знаний уч-ся

Итак, начинаем урок!

Сейчас вам надо вспомнить материал, который вам понадобится на сегодняшнем уроке для открытия вами новых знаний. (Задание «Лови ошибку»)

Вариант 1.

1. Вес тела обозначают латинской буквой Р.

2. Единицей измерения силы  в международной системе (СИ) является Джоуль.

3. Сила - векторная величина.

4. Силу измеряют динамометром.

5. На рисунке модуль силы F1 меньше модуля силы F2.

Вариант 2.

1. Силу обозначают латинской буквой S.

2. Единицей измерения силы  в международной системе (СИ) является Ньютон.

3. На чертеже силу обозначают в виде отрезка со стрелкой.

4. Прибор для измерения силы - весы.

5. На рисунке модуль силы F1 меньше модуля силы F2.

Взаимопроверка. Отдайте свою карту соседу по левую руку.

Проверим задание. Отдайте лист хозяину, т.е. соседу по правую руку. Полученные вами оценки поставьте в оценочную таблицу: по 1 баллу за каждое совпадение.

Устное исправление неправильных ответов.

Молодцы!

Умение сопоставлять и анализировать.

Компетенция обучающихся в области физики.

Умение  строить речевое высказывание

Осуществление актуализации личного жизненного опыта.

Умение  вступать в диалог.

Коррекция.

Оценка.

Саморегуляция.

3. Этап целеполагания

Проблемный вопрос:

Ребята, представьте такую ситуацию: нам необходимо погрузить тяжелые бочки в кузов грузового автомобиля. Чтобы просто поднять их, надо приложить очень большую силу, равную весу бочки. Такую силу мы приложить не можем.

  Что необходимо сделать, чтобы разрешить проблему?

- Использовать наклонную плоскость.

- А почему?

- Так легче.

- Правильно.

Вы едите по лесной дороге и видите впереди упавшее дерево. Что делать подъехавшим на автомобиле людям?

- Взять прочную палку и отодвинуть дерево.

Наклонная плоскость, лом. Что объединяет эти приспособления?

-Дают выигрыш в силе. Как называются такие приспособления?

-Простые механизмы.

Какова будет тема сегодняшнего урока? Попробуйте сформулировать.

В рабочую карту впишите тему урока «Простые механизмы. Рычаг.»

Ребята, а сейчас каждый из вас поставит себе цель сегодняшнего урока. Вам в помощь – рабочая карта (поставьте галочки).

1. Узнать что-то новое (допишите, что)___________________________________.

2. Получить хорошую оценку.

3. Научиться высказывать предположения и отстаивать свое мнение.

4. Участвовать в проведении опытов.

5. Научиться делать выводы.

6. Что-то другое, допиши.__________________________________________________

Несколько человек комментируют свой выбор.

  - Давайте двигаться в достижении этих целей.

Выделение существенной информации из слов учителя.

Выделение проблемы и путей ее решения.

Слушание учителя и товарищей, построение понятных для собеседника высказываний.

Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся

4. Этап открытия новых знаний

Что же называют механизмами?

Учащиеся формулируют определение:

Механизмы – приспособления, служащие для преобразования силы.

Виды простых механизмов вы знаете, так как вы их предложили использовать для решения обозначенных ранее проблем: рычаг и наклонная плоскость.

Есть еще их разновидности. Кто знает,  как называется этот простой механизм?

 (демонстрируется ворот, клин) У вас недостаточно еще знаний, для их получения поработаем в группах. Правила работы вы видите на экране.

Вам предстоит получить информацию из доступных источников о разновидностях простых механизмов, найти определения, записать на плакате и подкрепить картинками. (Выполнение проекта по теме «Виды простых механизмов»)

Продукт вашей совместной работы представите классу. На выполнение задания – 7 минут. Что вам надо сделать, чтобы успеть выполнить задание за отведенное время? (Распределить обязанности) Понятно задание? Тогда приступаем.

Для проверки выполнения каждая группа задает вопрос другой группе.

Плакат показывается всему классу и прикрепляется магнитами к доске.

Оценивание: Ребята, вы прекрасно справились с заданием. Капитаны оцените вклад каждого ученика в работу группы по 5-тибальной системе, выставите оценки в таблицу.

Сегодня мы подробнее других механизмов изучим рычаг.

Во время предыдущей работы кто нашел информацию, что такое рычаг?

Это твердое тело, которое может вращаться вокруг неподвижной опоры.

На демонстрационном столе учителя расположены 2 рычага. Приглашаются 2 человека-помощника.

Покажите точку опоры каждый на своем рычаге. Подвесьте по 1 грузу на левую часть рычага в любом месте. Рычаг вышел из положения равновесия. Как вернуть рычаг в исходное положение? 1 уч.: уравновесьте рычаг с помощью динамометра, приложив силу к другой части рычага. 2 уч.: уравновесьте рычаг с помощью динамометра, приложив силу к той же части рычага, где и подвешен груз.  (Демонстрация эксперимента)

В 1-м случае – рычаг первого рода, во 2-м – рычаг второго рода.

Кратчайшее расстояние от точки опоры до прямой, вдоль которой действует на рычаг сила, называется плечом силы. (Кратчайшее расстояние – это перпендикуляр.)

l1 – плечо силы F1.
l2 – плечо силы F2. (
Рисунок на слайде)

Спасибо помощникам, присаживайтесь на места. Поставьте по 1 дополнительному баллу в оценочную таблицу.

Ребята, когда мои помощники уравновешивали рычаг, то прилагали силу.  От чего зависит величина уравновешивающей силы? (От плеча силы) Давайте проверим эту гипотезу, проведя исследования. И сформулируем условие равновесия рычага.

Соблюдайте правила ТБ.

Проделайте опыты.  Сделайте вывод и запишите его.

Считать, что каждый груз весит 1 Н.

  1. Уравновесьте на рычаге силу в 2Н силой в 1Н. Определите плечи этих сил. Запишите данные в таблицу.
  2. Вычислите отношение сил: F1 / F2 и отношение плеч  l2 / l1, сравните их.
  3. Уравновесьте  силу в 2Н силой в 1Н другим способом. Определите плечи этих сил. Запишите данные в таблицу.
  4. Вычислите отношение сил: F1 / F2 и отношение плеч  l2 / l1 для данного опыта, сравните их.
  5. Уравновесьте силу в 3Н силой в 1Н. Определите плечи этих сил. Запишите данные в таблицу.
  6. Вычислите отношение сил: F1 / F2 и отношение плеч  l2 / l1 для данного опыта, сравните их.
  7. Заполните таблицу.

п/п

Сила F1 на левой части рычага, Н

Плечо L1, кол-во отрезков

Сила F2 на правой части рычага, Н

Плечо  L2, кол-во отрезков

Отношение сил и плеч

1

2

3

Сделайте вывод о том, при каком условии рычаг находится в равновесии.

Зачитаем вывод. Записать формулу на доске.

 Ребята, я восхищаюсь вами: вам удалось установить правило равновесия рычага  Это правило было известно еще в 3-м веке до н.э., его открыл великий Архимед (Слайд) , но не расстраивайтесь, потому что навык исследования вам пригодится в жизни.

Оценивание: оцените работу на данном этапе каждого участника группы, поставьте оценки в оценочную таблицу.

Рычаг – это простой механизм, но он может входить в состав более сложного механизма. Приведите примеры, где вы можете встретить рычаг? Как вы думаете, есть ли у человека части тела, являющиеся рычагом? (Да, их более 20-ти, посмотрите на экран)  

(Рисунок на слайде)

5. Физкультминутка.  Встаньте поудобней.  Физкультминутка для костных рычагов.

С нами делала упражнения елочка, как она связана с темой урока?

Дерево – это рычаг.

Получают информацию из дополнительных источников информации.

Делают вывод.

Чтение текста, выделение существенной информации.  

Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в письменной и устной форме.

Выполняют эксперимент. Поиск ответа на проблемный вопрос.

Наблюдение, анализ, выводы.

Объясняют наблюдаемые явления во фронтальной беседе, делают выводы.

Выполняют исследование.

Наблюдение, анализ, выводы.

Согласования усилий по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать мнения других.

Поиск в  традиционных источниках.

Умение слушать и вступать в диалог.

Умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

Умение слушать в соответствие с целевой установкой.

Планировать свои действия.

Корректировать свои действия

Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.

Принятие и сохранение учебной цели и задачи.

Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.

Умение слушать в соответствие с целевой установкой.

Осуществление самоконтроля

6. Этап первичного закрепления изученного

Ребята, вспомните, в начале урока я вам говорила, чем гордятся 7-миклассники моей школы.  Они были уверены, что к концу урока вы все это сможите сделать. Как?

Использовать рычаг. Подумайте в группах и продемонстрируйте через 10 секунд.

Ну вот, у вас все получилось. Вот вам и практическое применение правила рычага.

Давайте рассчитаем силу, которую необходимо приложить, чтобы поднять 10-тикилограммовую гирю.

Решение задачи. 1 человек у доски.

Выигрыш в силе. 

Анализ, сравнение,  

Коллективное решение задачи .

Умение использовать речь для регулирования своего действия

Контроль и оценка процесса и рез-тов действия.

7. Самостоятельная работа

Выполните самостоятельно тестовые задания.

  1. Простые механизмы применяют для того, чтобы:

А) проводить измерения физических величин

Б) увеличить силу, действующую на тело

В) проводить опыты

2) Какой простой механизм лежит в основе действия шлагбаума?

А) наклонная плоскость

Б) клин

В) рычаг

3) Какой простой механизм представляет топор

А) рычаг

Б) винт

В)  клин

4) К правому концу  рычага приложена сила F2=5 Н. Какая   сила должна быть приложена к левому концу этого рычага, чтобы рычаг находился в равновесии?

                         

А) 2,5 Н;                 Б) 10 Н;                  В) 5 Н

5) Плечо силы F, приложенной к стержню, - это длина отрезка:

А) ОА                         Б) ОВ                      В) ОС.

                             

ОТВЕТЫ

1) Б                 2) В                3) В                  4) А              5) В

Самостоятельное решение задач.

Установление причинно-следственных связей.

Применение изученных знаний.

Понимание вопросов, умение использовать внутреннюю речь для выбора ответа

Управление процессом деятельности

8. Самопроверка по эталону

Самопроверка. Выставите в оценочную таблицу баллы по количеству правильных ответов.

Контроль и оценка процесса и результатов действия.

Понимание затруднений

Умение слушать. Осуществление самоконтроля и взаимоконтроля.

Коррекция.

9. Подведение итогов

Давайте подведем итоги, что же мы узнали на сегодняшнем уроке. Ответьте на вопросы:

  • Что нового вы «открыли» для себя на уроке?

Подсчитайте баллы в оценочном листе в соответствии с критериями выставите оценку за работу на уроке. Критерии оценивания:

19 баллов и более  – оценка «5»

15- 18 баллов – оценка «4»

10-14 баллов – оценка «3»

Менее 10 баллов – оценка «2»

Встаньте, пожалуйста,  у кого «5», «4».  Кто сегодня не дотянул до хорошей оценки, не расстраивайтесь.

Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме.

Понимание на слух ответов обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию.

Умение слушать в соответствие с целевой установкой.

10. Информация о д.з.

§57,58,

Задания разного уровня, выберите себе по силам и интересу к физике:

  1. Посмотрите внимательно вокруг, и вы обнаружите простые механизмы во многих знакомых вещах и  живых организмах, заполните таблицу в рабочей карте.

Простой механизм в быту, в организме человека и животного

Вид простого механизма

Дверная ручка

рычаг

Нож

клин

Мясорубка

Винт, ворот

  1. Решить задачу №749 из сборника задач
  2. Архимед, открыв правило равновесия рычага, воскликнул: «Дайте мне точку опоры, и я подниму Землю».  Скажите, возможно такое? Подтвердите свои слова вычислениями.

Свое решение вы можете сверить с расчетами, помещенными на сайте http://www.nsportal.ru/vartanyan-marina-anatolevna в разделе Материалы для учащихся.

Выделение существенной информации из слов учителя.

Слушание учителя

Регуляция учебной деятельности.

Выбор задания.

11. Рефлексия.

- Вспомните цель урока. Прокомментируйте поставленную вами цель и ваше мнение об уровне ее достижения. (Выслушиваются некоторые ученики)

-Вы сами сегодня добывали знания. Вы довольны качеством своей работы?

Выберите соответствующее высказывание:

  • Я доволен полученными знаниями
  • Я не совсем доволен полученными знаниями

Листик соответствующего цвета положите на чашу весов, в устройстве которых используется …..(рычаг).

Молодцы, СПАСИБО за урок.

Умение делать выводы.

Рефлексия способов и условий действий.

Умение формулировать собственное мнение.

Саморегуляция.

Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...

Технологическая карта урока 5 класс ФГОС. Урок по теме" Прибор - открывающий невидимое"

Технологическая  карта -это трудность для начинающих  учителей  ,работающих во ФГОС ООО...

Методическая разработка. Технологическая карта урока, 8 класс. Тема урока "Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы".

Проект урока Предмет : биология;Класс : 8;Тема: Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы....

Технологическая карта урока. 1 класс .Тема урока: Метание малого мяча в вертикальную цель и на дальность.

Технологическая карта урока физической культуры,  1 класс,  Тема урока: "Метание малого мяча в вертикальную цель и на дальность".  Данный материал будет интересен учителям физической ку...

Технологическая карта урока 7 класс. География. Тема урока «Географическое положение и история исследования Антарктиды».

технологическая карта урока по истории исследования и особенностям географического положения Антарктиды. Урок предусматривает различные виды работы, использование презентации, видеофрагментов в ходе у...

Конспект урока по ФГОС второго поколения. Технология. Технологическая карта урока 5 класс. Приготовление блюд из варёных овощей. Тепловая обработка овощей..

Ознакомление учащихся с видами тепловой обработки овощей; формирование важных правил тепловой обработки; требования к качеству и оформлению готовых блюд....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА 4 класс Тема урока: «There is no better place than home»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА №6Предмет: английский языкБазовый УМК: “Enjoy English”  М.З. Биболетовой. 4 классТема урока: «There is no better place than home»  (Нет лу...