Технологическая карта урока физики в 7 классе "Плотность вещества"
учебно-методический материал по физике (7 класс)

Открытый урок физики начинается с постановки проблемы, в стихотворной форме ребятам поступает просьба определить из чистого ли золота сделана корона царя Гиерона, друга Архимеда. 

В течение урока ученики выступают и в роли исследователей, и разгадывают кроссворд, и измеряют плотность жидкости с помощью ареометра. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока физики 7  класс по ФГОС

ФИО (полностью)

Васильева Татьяна Петровна

Место работы

МБОУ СОШ №42 имени Х. Мамсурова

Должность

Учитель физики

Предмет

физика

Класс

7

Тема урока

Плотность вещества.

УМК

А.В. Пёрышкин  Физика 7 класс, учебник. Дрофа. Москва 2013г. А. Е. Марон, Е.А. Марон  Дидактические материалы Физика 7. Дрофа 2013г.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом

Цели урока: выяснить от чего зависит плотность вещества и ее физический смысл; охарактеризовать плотность вещества как физическую величину; определить различия плотности вещества, находящегося в разных агрегатных состояниях.

Планируемые результаты:

Личностные:  осознавать личностное значение изучения темы;

Метапредметные:

- познавательные УУД: находить информацию из разных источников; умение экспериментировать, наблюдать,  анализировать, выдвигать гипотезы, сравнивать, делать выводы;

- регулятивные УУД: определять и формулировать цель  урока;  соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его; умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль;

- коммуникативные УУД: организовать учебное взаимодействие в группе; умение грамотно выражать речью свои мысли. 

Предметные: понятие «Плотность вещества», формула определения плотности вещества, единицы измерения плотности вещества, буквенное обозначение плотности вещества.

Оборудование: доска, мел, учебник, ареометр, измерительный цилиндр, вода.

Материальное обеспечение урока: компьютер, интерактивная доска, презентация, цифровые образовательные ресурсы.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.

Мотивационный

Сегодня вам представится возможность вместе со мной исследовать новую физическую величину, а какую  вы поможете мне определить чуть позже. В своей жизни вы будете обращаться к ней постоянно. А начать урок хочу с легенды об Архимеде:

Жил в Сиракузах мудрец Архимед.
Был другом царя Гиерона.
Какой для царя самый важный предмет?
Вы все догадались – корона!
Захотелось Гиерону
Сделать новую корону.
Золота отмерил строго.
Взял не мало и не много –
Сколько нужно – в самый раз.
Ювелиру дал заказ.
Через месяц Гиерону
Ювелир принес корону.
Взял корону Гиерон,
Оглядел со всех сторон:
Чистым золотом сверкает…
Но ведь всякое бывает,
И добавить серебро
Можно к золоту хитро,
А того и хуже – медь
(Если совесть не иметь)…

И царю узнать охота:
Честно ль сделана работа?
Не желал терпеть урон
Сиракузец Гиерон.
И позвал он Архимеда…
Началась у них беседа.
Гиерон:
Вот корона, Архимед.
Золотая или нет?
Архимед:
Чистым золотом сверкает.
Гиерон:
Но ты знаешь, все бывает!
И добавить серебро
Можно к золоту хитро.
А того и хуже – медь,
Если совесть не иметь.
Сомневаться стал я что–то:
Честно ль сделана работа?
Можно ль это, ты скажи, определить?
Но корону не царапать, не пилить…

Ответьте на вопрос: Каким способом можно определить,  из чего сделана корона?

Я выслушала все ваши доводы, гипотезы, но правильный ответ я не услышала. Хватает вам знания для ответа на вопрос?  Давайте я вам помогу, но сначала вспомним, что мы уже знаем.

Дискутируют, выдвигают гипотезы

ЛУУД: осознавать личностное значение изучения темы

ПУУД: умения выдвигать гипотезы

КУУД: умения грамотно выражать речью свои мысли

Актуализация знаний

Ответьте на такие вопросы:

1. Из чего состоят все вещества?

2. В каких агрегатных состояниях может находиться вещество?
3.Чем отличаются агрегатные состояния друг от друга?
4. Как определить объем тела правильной формы; неправильной формы?
5.Какими способами можно определить массу тела?
6. Что тяжелее атом или молекула?

Ученики отвечают на вопросы, контролируя друг друга

РУУД: соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его

КУУД: умения грамотно выражать речью свои мысли

РУУД: умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль

Изучение нового материала

Посмотрите на доску и сделайте сравнительную характеристику тел, изображенных на рисунке.

Какой вывод можно сделать?

Теперь посмотрите на следующий рисунок и сделайте сравнительный анализ

.

Чтобы выяснить причину такого различия, давайте «заглянем» во внутреннее строение тела. Рассмотрите следующий рисунок на доске и сделайте вывод.

А если размеры молекул отличаются, то чем они еще отличаются?

Одинаковое ли число молекул помещается в данном объеме?

От чего зависят различия веществ?

Как вы думаете, какую физическую величину нужно ввести для учета выше изложенных выводов.

Запишем тему урока: Плотность вещества. Сегодня на уроке мы с вами будем изучать плотность вещества.

Какие цели вы поставите перед собой? Какие задачи нам предстоит осуществить? Представьте их в виде плана изучения плотности вещества.

Постараемся выполнить его.

От чего зависит плотность вещества?

Давайте запишем физический смысл плотности вещества:

Плотность показывает, какая масса  вещества приходится на единицу объёма тела.

Теперь вы поработаете в парах по изучению плотности вещества по плану, используя текстовую информацию в учебнике стр. 60 – 62

Открывает ресурс №1 (Слайд №5)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b2b5d-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_9.swf

Если я возьму одно и то же вещество массой 100 г и массой 50 кг, будет ли отличаться его плотность?

Будет меняться плотность вещества, из которого состоит тело, если тело я буду перемещать то влево, то вверх или вниз?

Следовательно, что специфично для плотности вещества?

- Давайте посмотрим. Чему равна масса различных веществ одинакового объёма.

(слайд №6)

 -- А если взять тело объемом 2 м3 , чему тогда будет равна масса 1 м3 ?

Какие действия  вы провели, чтобы определить массу 1 м3 для льда?

То есть мы с вами нашли массу  приходящуюся на единицу обёма – плотность.
Как же рассчитать плотность?

Давайте по формуле определим единицы измерения плотности. В каких единицах в системе «СИ» измеряется масса? , а объём?

                                                                                                                     

Теперь,  выясним,  каким способом можно определить плотность вещества. Существует прибор, с помощью которого можно измерять плотность жидкости. Этот прибор лежит на парте. Достаньте из чехла и рассмотрите его. Этот прибор называется ареометр.  Давайте измерим плотность жидкости, а именно, воды. Перед вами стоят различные емкости, какие, на ваш взгляд, подойдут для опыта? Измерьте плотность воды и сравните ее с табличными данными и сделайте вывод.

- Эти тела объединяют такие свойства как одинаковые размеры, одинаковые агрегатные состояния, но отличают их

 масса и цвет.

- Тела, имеющие одинаковые объемы, имеют разные массы

- У тел одинаковая масса, агрегатное состояние. Различие состоит в размере тел и их цвете.

Вывод можно сделать такой: тела, имеющие одинаковую массу, имеют разный объем.

- Размеры одинаковые, отличаются размерами молекул и промежутками между ними.

Выдвигают гипотезы и дают правильный ответ –  массой.

- Разное. Если сравнивать первые два тела, то в первом теле молекулы расположены более плотно.

- От массы молекул, следовательно, от массы вещества и как плотно расположены между собой молекулы.

Дискутируют, выдвигают гипотезы и с помощью учителя называют ее – плотность вещества.

1. Определение

2. Обозначение

3. Формула

4.Единицы измерения

5.Способы измерения

6.Типичный признак

 1.От массы молекул;

 2.Как плотно расположены молекулы между собой.

Ученики выполняют задание письменно в тетради, сравнивают проделанную работу в парах. Задают вопрос, а каким еще способом можно определить плотность вещества? Что за типичный признак плотности?

- Плотность будет одинаковая.

- Не будет, плотность не зависит от того куда движется тело.

Записывают в тетрадь определение плотности

Рассматривают слайд и определяют массу различных веществ.

Рассчитывают  массу льда для 1 м3  на доске и в тетради.

Разделили массу льда на его объём.

Дети отвечают и записывают формулу для расчёта плотности в тетрадь.

Дети отвечают и записывают в тетрадь

- Плотность постоянна для одного и того же вещества, является скалярной величиной, т.к. не зависит от направления движения. Делают записи в тетради.

Берут измерительный цилиндр, наливают воду и измеряют плотность воды и сравнивают с табличными данными. Делают вывод.

ПУУД: умения сравнивать

КУУД: умения грамотно выражать речью свои мысли

ПУУД: умения делать выводы

ПУУД: умения сравнивать

КУУД: умения грамотно выражать речью свои мысли

ПУУД: умения делать выводы

ПУУД: умения сравнивать

КУУД: умения грамотно выражать речью свои мысли

ПУУД: умения выдвигать гипотезы

ПУУД: умения сравнивать

КУУД: умения грамотно выражать речью свои мысли

ПУУД: умения делать выводы

ПУУД: умения выдвигать гипотезы

КУУД: умения грамотно выражать речью свои мысли

РУУД: определять и формулировать цель  урока

ПУУД: умения анализировать

ПУУД: находить информацию из разных источников

КУУД: организовать учебное взаимодействие в группе

РУУД: умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль

ПУУД: умения сравнивать, анализировать

КУУД: умения грамотно выражать речью свои мысли

ПУУД: умения делать выводы

ПУУД: умения экспериментировать, наблюдать

ПУУД: умения сравнивать

ПУУД: умения делать выводы

Первичное закрепление знаний

Вернемся к легенде о Архимеде. Каким способом можно определить,  из чего сделана корона?

Давайте подведем итоги урока. Ответьте на вопросы:

1. Что показывает плотность вещества?

2. От чего зависит плотность вещества?

3. Какими способами можно определить плотность вещества?
4. Какие единицы плотности вы знаете? Как они соотносятся друг с другом?

- Взвесить корону, определить ее объем и найти плотность вещества, из которого сделана корона, и сравнить получившее значение с табличным данным.

РУУД: соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его

КУУД: умения грамотно выражать речью свои мысли

Закрепление

Контроль

Откройте стр. 63 – 64 учебника и обратите свое внимание на таблицы плотностей. Почему даны три таблицы, а не одна?

Что означает плотность ртути 13 600 кг/м3?

Зависит ли плотность воды от её объёма?

В учебнике на стр. 64 упр. 7 решить задачи 4, 5 на определение плотности вещества

- Таблицы составлены с учетом агрегатных состояний.

- В различных агрегатных состояниях плотности различны, т.к. агрегатные состояния отличаются расположением молекул, скоростью движения и взаимодействием.

- Это число означает, что в 1 м3 содержится 13 600 кг ртути.

- Не зависит, т.к. она зависит от массы молекул и их взаимного расположения

 Решают задачи в тетради.  Сравнивают проделанную работу в парах. Делают выводы.

Вызывается один ученик и записывает решение задачи на доске.

ПУУД: находить информацию из разных источников

ПУУД: умения анализировать

ПУУД: умения делать выводы

РУУД: соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его

РУУД: соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его

РУУД: умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль

ПУУД: умения делать выводы

Рефлексия

Рефлексия содержания учебного материала:

Вставьте пропущенные слова:

«Чтобы …(плотность) получить,

На … (объем)

Надо … (массу) разделить».

Заполните кроссворд, определите ключевое слово

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

По горизонтали:

1. « Маленькая масса»

2.Быстрота движения

3.Единица перемещения

4.Явление сохранения скорости тела или его покоя

5.Величина, которую можно измерить с помощью мензурки

6.Величина, которую измеряют в фунтах, каратах, центнерах

7.Прибор для измерения температуры

По вертикали – ключевое слово:

Величина, численно равная массе единицы объема

 Взаимопроверка:

п

м

о

л

е

к

у

л

а

с

к

о

р

о

с

т

ь

м

е

т

р

и

н

е

р

ц

и

я

о

б

ъ

ё

м

м

а

с

с

а

т

е

р

м

о

м

е

т

р

ь

Рефлексия деятельности:

Оцените свою деятельность на уроке, используя клише:

«Я…»

«Мы…»

«Дело…»

Рефлексия чувств, настроения, эмоций:

Сравните свои чувства в начале и в конце урока. Менялось ли ваше настроение, эмоции, чувства. Если менялись, то почему?

РУУД: соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его

РУУД: умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль

Домашнее задание

Домашнее задание разделено на три вида.  Выбор типа д\з остается за учеником.

§ 22, ответы на вопросы в конце параграфа. Упр.7 (1,2,3)

§ 22, ответы на вопросы в конце параграфа. Эссе на тему «Нужен ли в быту ареометр»

§ 22, ответы на вопросы в конце параграфа. Определить плотность сахара-рафинада и сахара-песка. Составить план эксперимента. Определить плотность веществ. Сделать соответствующие выводы.

ЛУУД: осознавать личностное значение изучения темы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по физике тема: Плотность вещества

В данной разработке урока предлагается изучение новой  темы, где основным направлением является самостоятельный поиск и добыча знаний непосредственно самим учеником. В процессе урока дети самосто...

презентация "физика в познании вещества, поля, пространства"

Презентация к  первому уроку физики в 10  классе по учебнику Мякишева....

Методическая разработка урока физики "Агрегатные состояния вещества"

Разработка урока физики по теме "Агрегатные состояния вещества" в 8 классе. Урок обобщения и систематизации знаний. УМК: С.В. Громов, Н.А. Родина....

окрытый урок по физике "Агрегатные сосотояния вещества"

открытый урок по теме Агригатное состояния вещества для 8 класса...

Физика в познании вещества, поля, пространства и времени.

Презентация к первому уроку в 10 классе....

Методическая разработка урока по физике "Движение частиц вещества. Броуновское движение. Диффузия. Силы взаимодействия молекул"

Методическая разработка урока по физике по теме: «Движение частиц вещества. Броуновское движение.Диффузия. Силы взаимодействия молекул».Цель урока: формирование знаний о характере движения частиц...

Технологическая картаурока в 7 классе "Природные зоны Африки»

Тип урока: изучение и первичное закреплениеФорма проведения урока: путешествиеЦель: сформировать представление о природе Африки, ознакомление с органическим миром материка.Задачи урока:раскрыть сущест...