урок по физике в 7 классе по теме "Плотность вещества"
план-конспект урока по физике (7 класс)

Прусакова Людмила Алексеевна

Данный урок помогает ученикам лучше разобраться в теме!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_teme_plotnost.docx170.42 КБ

Предварительный просмотр:

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Актуализация ранее усвоенных знаний

Здравствуйте, дети! Здравствуйте,гости! Сегодня мы начинаем наш урок немножко в необычной праздничной обстановке, но говорить будем о серьезных вещах.

На дом у вас было домашнее задание:

по рисунку определить во сколько раз отличаются массы воды в банках?

А на сколько изменилась бы плотность воды, если литровую банку заполнить керосином?

Молодцы! Далее вы должны были дома рассчитать плотность мыла прямоугольной формы, как вы это сделали?

Я вижу с дом. заданием вы справились.

Как вы думаете чем мы будем заниматься сегодня?

Сегодня мы продолжим рассматривать тему «Определение плотности вещества» и готовимся к контрольной работе.

Открыли тетради: записали тему урока.

Масса воды во 2 банке больше, так как больше ее объем в 3 раза, а плотность одна и та же.

На 0,2 кг, так как уменьшилась плотность на 200 единиц

Измерили длину, ширину и высоту, узнали объем, посмотрели на куске мыла его массу и разделили массу на объем.

Мотивация учебной работы

Итак,  еще раз напомните мне: что нужно знать для нахождения плотности вещества?
как найти массу вещества, зная плотность и объем?

Как найти объем, зная массу и плотность?

Как найти плотность, зная массу и объем?

Ребята, а что показывает плотность вещества?

В каких единицах измеряется плотность вещества?

А как связаны эти единицы между собой?

А сейчас я  вам расскажу один случай из жизни:

 Однажды в ночь перед рождеством, когда в мире происходят различные чудеса к мальчику прилетел волшебник и сказал, что хочет мальчику сделать подарок. Он поставил перед мальчиком три одинаковых сундучка и сказал, что в одном сундучке монеты из железа, в другом из свинца, а в третьем из золота. Мальчик должен выбрать один из сундучков (Как вы думаете какой?), но открывать их нельзя, можно только подержать в руках, чтобы сравнить их массы. (Учитель выводит на экран 3 сундучка и обозначает номерами  1, 2 и 3). Мальчик подержал сундучки в руках и определил, что самый легкий 1, а самый тяжелый 3. (Учитель обозначает массы сундучков и знаками  указывает какая масса больше). Мальчик немного подумал и выбрал второй сундучок. Учитель обращается к классу с вопросом: «А какой бы сундучок выбрали вы?».

Заслушать от каждой группы ответ

Какой вывод можно сделать из сказанного?

У вас на столах стоят коробочки для тел одинакового объема, откройте  их и посмотрите, что действительно это так и есть. Тела одинакового  объема имеют разные массы, так как сделаны из разных веществ.

Но может ли быть так, что тела разного объема имеют одну и ту же массу?(вывод слайда на экран)

Откройте и посмотрите коробочки тел с равной массой, но плотность и объем у них разные.

А сейчас я попрошу групп заняться практической частью.

У вас на столах лежат листочки с заданием:

Каждой группе надо определить либо массу молока в баночке, либо плотность сахара, либо плотность губки или объем шампуня во флаконе. Помогите мне все это быстро рассчитать. Можно использовать все приборы, стоящие у вас на столе.

              Через пять минут дать слово            выступающему от группы.

Молодцы!

 А как вы разрешите следующую ситуацию:

Я  решила построить печку в бане из огнеупорного кирпича, для этого мне понадобится 500кирпичей. Какую машину мне надо заказать для из перевозки? Что для этого надо знать?

А как узнать массу одного кирпича?  

Произведите данный расчет. Попросим кого-нибудь снять размеры кирпича.

А если я зная массу кирпича и его объем рассчитала плотность, а она у меня не сошлась с табличной? Что это значит?  

Часто по физике в сборник включают такие задачи, где спрашивается: полый шар или сплошной? Значит надо найти его плотность, сравнить с табличной и ответить на вопрос: Если плотность меньше табличной, то шар полый, а если такая же, то шар сплошной.

А как вы считаете, в каком доме лучше жить, сделанного  из сплошного или полого кирпича?

Ну а сейчас вашему вниманию предлагается следующая работа: Учитель предлагает учащимся измерить размеры и определить объем коробочек, которые лежат у них на столах и определить какую бы они имели массу, если бы были изготовлены из 1) серебра (вещество выбирается на усмотрение учителя).2) из золота, 3) из железа ;4) из гранита  ( для каждого ряда свое задание)

Почему у всех разные получились значения?

Массу, объем.

Массовую долю в единице объема.

Кг/м3, г/см3

1г/см3=1000кг/м3

Ребята начинают гадать и предлагать различные варианты. Учитель записывает под сундучками имена ребят, которые их выбрали. После этого учитель предлагает ученикам обосновать свой выбор. (Как правило класс делится на три группы, но большинство выбирает второй сундучок, считая, что свинец более тяжелый).

Самый  тяжелый будет 3 так, как плотность золота самая большая. (19300 кг/м3)

различные вещества одинакового объема имеют разную массу.

Да, только объем разный и плотности разные, где больше объем, там меньше плотность и наоборот.

Масса и объем изменились, а плотность нет

Рассказывают, что нужно сделать для определения данной величины.

Надо знать массу одного кирпича и умножить 500 на эту массу. Мы получим массу всего груза, тогда будем знать какую машину какой грузоподъемности нам надо заказать.

Надо объем кирпича умножить на плотность (в таблице)

Значит кирпич с дырками, т.е. он полый.

С дырками, так как в них полость, там воздух, а он хорошо задерживает тепло.

Дополнительные вопросы:

1. Как вы думаете, если от куска арбуза откусить кусочек, изменится ли плотность оставшегося арбуза?

2. Изменится ли плотность пластилина, если кусочек пластилина скатать в шарик?

3. Металлическую деталь нагревают на плите. Как при этом изменяются масса и плотность детали?

.

нет не изменится, уменьшится объем, а значит и масса вещества, на плотность это не повлияет.

Объем изменится, а плотность нет.

Увеличивается объем, а плотность уменьшается, масса не меняется

на понимание материала) (

C:\Users\Sun\Documents\Документы сканера\к физике 6 кл1.jpg с обратной стороны, пока остальные доделывают.

Масса увеличилась на 412 г

Упражнения:

на применение знаний)        

Д.З.

Учить записи в тетради и решить задачу. Определите из какого металла были монеты сундучке, если его размеры были 20 х 15 х 10 см, а масса сундучка равнялась 33,9 кг.

        

вопросы учителя к учащимся: 1) Что вы узнали нового на уроке? 2) Что вы поняли? 3) Чему вы научились? 4) Что особенно запомнилось на уроке? Почему? 5) С какими трудностями вы столкнулись на уроке? Почему?

картонные коробочки из -под чая). У учителя на столе: молоко в баночке,  кусочки сахара, мензурка, весы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Плотность вещества (урок по физики 7 класс)

- ввести новую характеристику тела (вещества)- плотность;                 - выяснить физический смысл плотности...

Интегрированный урок по химии и физике 8 класс Вода – удивительное вещество

Данный урок был проведен с целью интегрировать знания о свойствах и значении воды в природе, полученных на уроках химии, физики, биологии;  систематизировать и дополнить знания о физических свойс...

Урок по физике 8 класс. Обобщение материала по теме: "Изменения агрегатных состояний вещества"

Тип урока - комбинированный ( урок закрепления умений и навыков и одновременно урок овладения умениями и навыками, требующими длительной подготовки с элементами урокаобобщения и систематизации знаний)...

Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Плотность вещества"

Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Плотность вещества"Данную разработку рекомендую использовать с презентацией по этой же теме. Презентацию Вы можете найти в моих материалах....

Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Плотность вещества"

Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Плотность вещества"Данную разработку рекомендую использовать с презентацией по этой же теме. Презентацию Вы можете найти в моих материалах....

Разработка урока по физике .7 класс "Плотность вещества"

Урок разработан для учащихся 7 класса. Урок комбиноированный....

Обобщающий урок по физике 8 класс "Тепловые явления.Агрегатные состояния вещества"

Урок систематизации знаний по теме "Тепловые явления.Агрегатные состояния вещества" включает повторение материала по теме(фронтальная работа с классом),виртуальную лабораторию(учащиеся проводят виртуа...