Сценарий интегрированного урока математики, физики, музыки "Зажигательные мелодии формул".
план-конспект урока по физике (11 класс)

Поречный Игорь Васильевич

Интегрированный урок предметов математика, физика и музыка, представленный учителем физики Поречным И.В. направлен на то, чтобы показать, что все школьные предметы  не обособлены, а их изучение носит комплексный характер. Разделы и темы, изучаемые на одном предмете, широко используются  при изучении других. Также знания и умения, полученные обучающимися на разных предметах, позволяют им более полно и широко воспринимать различного рода информацию, которая упоминается при изучении предметов и применять полученные знания в повседневной жизни.  Данный урок и является примером того как математика, физика и музыка очень тесно связаны между собой. Взаимосвязь предметов отражается и в названии темы урока «Зажигательные мелодии формул».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_uroka.docx27.01 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

 «Суджанская средняя общеобразовательная школа № 2»

 Суджанского района Курской области

Сценарий интегрированного урока

математики, физики и музыки.

Тема:

«Зажигательные мелодии формул»

Учитель физики

Поречный Игорь Васильевич.

Тема: Зажигательные мелодии формул

(интегрированный  урок  математики, физики и музыки в 10  классе)

Тип урока: интегрированный.

Цель: показать взаимосвязь математики, физики и музыки в едином образовательном пространстве школьных предметов, формирование функциональной грамотности.

Образовательная: преобразования графиков  функций y=sin x  и y=cos x, использование их в физике и описание с их помощью характеристик звуковых волн.

Развивающая: развитие навыков работы с графиками тригонометрических  функций; актуальность использования их в физике и музыке; развитие  представлений о единстве предметов; внимания.

Воспитательная: воспитание общекультурных представлений о науке и искусстве,  познавательного интереса к изучаемым предметам; воспитание у учащихся моральных ценностей.

Планируемые результаты:

предметные: умение преобразовывать графики тригонометрических функций, определять с помощью графиков и уравнений параметры колебательных и волновых процессов, интерпретировать их применительно к музыке.

личностные: осознание значимости изучаемого материала, умение  соотносить полученный результат с поставленной целью, умение воспринимать информацию и использовать её.

метапредметные: формирование коммуникативных компетенций, владение приемами и методами решения, умение вычленять главное в изучаемом материале.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: интерактивная панель, медиапрезентация, музыкальные инструменты.

План урока.

1.Организационная часть урока. Мотивация.

2.Сообщение темы урока. Постановка целей урока.

          3.Актуализация знаний по математике и физике.

4.Показ связи математики с физикой и музыкой. Демонстрация характеристик звуковых волн с помощью       музыкальных инструментов

5.Физкультминутка «Угадай мелодию»

6. Рефлексия.

7. Подведение итогов урока.

Ход урока:

1.Организационная часть урока. Мотивация.

Учитель. Здравствуйте ребята!

Сегодня у нас необычный урок. Он связывает воедино три предмета школьной программы: математику, физику и музыку. В чем же их взаимосвязь и единство? Это мы сегодня и выясним.

2.Сообщение темы урока. Постановка целей урока.

Учитель. Тема урока тоже необычна «Зажигательные мелодии формул». (Слайд 1). И начать я его хочу тоже необычно. Звучит фрагмент вальса «Дунайские волны»

Может ли музыкальный фрагмент быть связан с математикой и физикой? (Выдвигают версии и гипотезы).

Учитель. Примером связи математики, физики и музыки является нам известная функция y=sin x.

3.Актуализация знаний .

Учитель. Обратите внимание, то график функции y=sin x по своему виду напоминает волну. (Слайд 2). Он может видоизменяться, или «волноваться».

А чтобы он начал «волноваться»,  его нужно преобразовать. Мы можем его растягивать или сжимать как вдоль оси OX, так и вдоль оси OY. То же и с графиком y=cos x. (Слайды 3 и 4).

Показываются примеры преобразования графиков.

4. Связь математики с физикой и музыкой.

Учитель. Как же преобразования графиков применяются в физике? Они используются для описания колебательных и волновых явлений. (Слайд 5).

Более наглядно это проявляется при описании звуковых волн. Растяжение или сжатие вдоль оси Y - это изменение амплитуды колебаний в звуковой волне, изменение громкости звука. Растяжение или сжатие вдоль оси X - это изменение частоты колебаний в звуковой волне, изменение высоты тона звука.  (Слайд 6). С помощью баяна и аккордеона ученики демонстрируют разницу в громкости звучания одного и того же звука, и  разницу высоты тона разных звуков. (Слайды 7,8,9). Закрепление сведений о характеристиках звука.

Учитель. Ребята, а люди какой профессии каждый день смотрят на пять параллельных прямых? (Музыканты). Актуализация понятий «гамма» и «октава». (Слайды 10 и 11).

А, если мы посмотрим на уравнения функции y=n sin mx и x=A sin wt, то, что можно общего в них увидеть? Параметр n аналогичен амплитуде колебаний А, а параметр m аналогичен частоте колебаний w. Зависимости одинаковы, значит математика связана с физикой и связана с музыкой.

Учитель. А если, например, на инструменте воспроизвести сразу несколько звуков одновременно, что получится? (Аккорд). Каждому отдельному звуку соответствует колебание, которое входит в состав сложного колебания. Это -  гармоника. (Слайды 12,13,14). Демонстрация учителем аккордов на баяне, аккордеоне и гитаре.

5. Физкультминутка «Угадай мелодию».

Поочередно воспроизводятся аудиозаписи мелодий трех композиций и ученики угадывают их. Затем учитель аккомпанирует на гитаре. А ученики вместе с учителем поют по одному куплету этих песен.

6. Рефлексия.

Учитель. В ходе урока мы рассмотрели взаимосвязь математики, физики и музыки. Давайте ответим на вопросы и еще раз вспомним то, о чем мы говорили сегодня. (Слайд 15). (Выясняется, какие объекты изображены на слайде, и к какому учебному предмету они относятся).

Вопросы:

1.Что может происходить с функциями синус и косинус?

(Растягиваются или сжимаются)

2.Какая величина определяет высоту тона звука?

(Частота)

3.Какая величина определяет громкость звука?

(Амплитуда)

4.Как называют составляющие сложного звука?

(Гармоники)

5.Что такое аккорд?

(несколько звуков, звучащих одновременно)

6.Сколько нот включает в себя гамма?

(Семь)

7.Что такое октава?

(Семь нот идущих подряд  плюс первая повторяющаяся)

7.Подведение итогов урока.

Учитель. Посмотрите на слайд (Слайд 16)и подумайте, чтобы вы могли сказать, глядя на него?

И закончим мы сегодняшнюю работу вновь, вальсом «Дунайские волны» и танцем. (Двое учеников танцуют вальс).

Спасибо. Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (математика=физика) "Физический смысл производной на уроках математики"

На данном уроке показано применение производной при решении различных физических задач, при этом  используется таблица,  показывающая связь между формулами производных и соответствую...

Интегрированный урок математика-физика «Арифметическая и геометрическая прогрессия в окружающем нас мире». (9 класс)

Интегрированный урок математика-физика «Арифметическая и геометрическая прогрессия в окружающем нас мире».(9класс)Подготовлен и проведен 05.04. 2012г. учителями высшей категории МБОУ лицей №1 г.В...

СЦЕНАРИЙ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА «МАТЕМАТИКА - История» Тема урока «Деление натуральных чисел – Путешествие в Древний Египет»

В ходе совершенствования навыков выполнения действия деления натуральных чисел, и навыков решения текстовых задач, привести учащихся к пониманию роли и значения математических знаний в становлен...

Конспект интегрированного урока математика+физика в 7 классе на тему: «Прямая пропорциональность в математике, физике и жизни.»

В окружающем нас мире происходят различные явления и процессы: физические, химические, экономические. Мы являемся свидетелями того, как одни переменные величины определяют значение других...

Интегрированный урок (математика-физика) по теме "Решение практико-ориентированных задач"

Интегрированный урок по математике и физике используется для подготовки учащихся 11 класса к ЕГЭ по математике при решении задач В 12. Целью данного урока является формирование умения строить математи...

Презентация к интегрированному уроку математики, физики, музыки "Зажигательные мелодии формул".

Презентация к уроку позволяет наглядно увидеть свойства и характеристики параметров, используемых для изучения материала....