Методическая разработка урока физики в 8 классе по теме "Испарение и конденсация"
методическая разработка по физике (8 класс)

Маленкова Лариса Олеговна

В методической разработке представлен практический опыт реализации технологии проблемного обучения, учебно-исследовательской технологии с элементами технологии развития критического мышления при освоении школьниками нового материала по теме "Испарение и конденсация" в 8 классе на уроках физики. Урок выстроен в логике ФГОС ООО, основными организационными формами деятельности учащихся выбраны технология групповой работы и индивидуализированное обучение. Использование данных форм способствует развитию навыков коммуникативной культуры, работы в команде и воспитания чувства ответственности за свою работу и работу группы в целом. Исследования, проводимые учащимися в ходе проверки выдвинутых гипотез по решению проблемных вопросов, не требуют специальной подготовки и сложного лабораторного оборудования, могут быть проведены в образовательном учреждении с любой технической оснащенностью. Организация обучения школьников через их личное участие в проведении микроисследований способствует развитию мотивации к изучению физики, более осознанному усвоению учебного материала, развитию практических умений работы при выполнении опытов. Проверка видвинутых гипотез посредством проведения исследований отражает экспериментальный характер науки физики. Использование элементов технологии развития критического мышления способствет развитию логического, критического мышления, формированию умений аргументировать свою точку зрения и обосновывать полученные результаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_isparenie_8_kass.docx24.29 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока физики

Учитель : Маленкова Лариса Олеговна

Класс

8 класс

Тема урока

Испарение и конденсация

Цель освоения темы

Овладение основами современных научных знаний о тепловых явлениях и умениями практического использования знаний при выполнении экспериментальных заданий, расширение понятийного аппарата темы, развитие логического мышления, формирование естественнонаучной картины мира.  

Задачи урока

Создание условий для:

Образовательная

Овладения основами научных знаний о явлениях испарения и конденсации жидкости, умениями проводить микро-исследования, выдвигать гипотезы, проверять их опытным путем, умениями применять знания для решения практических проблем и жизненных ситуаций, умения работы с информацией, представленной в разных формах.

Развивающая

Развития логического и критического мышления, умений устанавливать причинно-следственные связи, проводить эксперимент, анализировать его результаты, использовать имеющийся и обогащать собственный опыт для решения жизненных практических задач и проблем, развития умений работы с разными источниками информации, опыта коллективной и самостоятельной работы, развитие коммуникативной культуры

Воспитательная

Воспитания толерантности при работе в группе, уважительного отношения к товарищам по совместной работе.

Ожидаемые результаты

Учащиеся:

овладели основами научных знаний об испарении и конденсации жидкости;

приобрели умения проводить микро-исследования, выдвигать гипотезы, проверять их опытным путем, умения применять знания для решения практических проблем и жизненных ситуаций, умения работы с информацией, представленной в разных формах.

Получили возможность развития логического и критического мышления, умений устанавливать причинно-следственные связи, проводить эксперимент, анализировать его результаты, использовать имеющийся и обогащать собственный опыт для решения жизненных практических задач и проблем, развития умений работы с разными источниками информации, опыта коллективной и самостоятельной работы, развитие коммуникативной культуры;

Развивали духовную сферу личности посредством формирования толерантности при работе в группе, уважительного отношения к товарищам по совместной работе.

Используемые технологии

Элементы технологии проблемного обучения,

приемы ТРКМ,

Элементы учебно-исследовательской технологии

Рефлексивная технология

Технология организации самостоятельной работы

Организационные формы деятельности учащихся

Групповая (парная) форма

Индивидуализированная форма

Техническое обеспечение урока и необходимые материалы

Лабораторное оборудование для проведения исследовательских заданий: кисточка, пипетки лабораторные с водой, маслом, жидкостью для снятия лака или спиртом, фен, плавающая свеча, термометр, ватные диски, промокательная бумага, держатели для пробирок, пробирки лабораторные,предметные стекла.

Карточки-подсказки для проведения микро - исследований и работы с информацией в группах.

Технические средства для демонстрации электронной презентации

Тип урока

Освоение новых знаний

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. ВЫЗОВ.

Общее время 5 минут

Организационная часть урока:

распределение учащихся по группам;

выдача технологических карт урока и карточек-подсказок.

Проведение опыта «охлаждение кожи при испарении с неё жидкости»

-какие ощущения возникли?

-почему?

Наводка на тему урока

(слайд №1)

Постановка проблемных вопросов

(слайд №2)

Формируют группы,

Знакомятся с пакетами заданий

Распределяют роли в группах

Один ученик из класса, с которым проводится опыт, отвечает на вопросы учителя.

Формулируют сами (или вместе с учителем) тему урока

II ОСМЫСЛЕНИЕ

Общее время

30 минут

Разбор понятия «гипотеза»

Сообщение задания №1. Формулирование гипотез.

Управляет ответами спикеров групп на задание 1.

Выполняют задание 1 в соответствии с указаниями в технологической карте.

Спикеры групп озвучивают свои гипотезы.

Проведение экспериментов

Постановка задания 2  всем группам

Задание 2-экспериментальное;

Выводит слайд №3

Управляет ответами  групп

(слайд 4) после ответов гр. 1-4

(слайд 5)после ответа гр5

(слайд 6)после ответа гр 6

(слайд 7) после ответа гр 7

Проверка первоначально выдвинутых гипотез (Слайд 8)

Постановка задания 3  Вернуться к таблице со сформулированными в начале урока гипотезами. Обсудить еще раз и внести коррективы при необходимости. Заполнить левый столбик таблицы.

ДЕЛАЕТ ОБЩИЙ ВЫВОД.

СООБЩЕНИЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ (Слайд 9) комментарии

Выполняют задание 2;

Озвучивают результаты выполнения задания 2

Все записывают в таблицу  выводы 1,2,3,4 групп по ходу озвучивания результатов

Обсуждение и внесение корректив в сформулированные гипотезы, заполнение таблицы 1, подготовка ответа от группы.

Спикеры групп отвечают от группы на аудиторию.

Записывают домашнее задание

III РЕФЛЕКСИЯ

7-10 минут

Слайд 10. Диагностика «Дерево»

Слайд 11 Диагностика «знания-комфорт»

Организует взаимооценку работы на уроке участников групп

Принимает карточки с оценками.

Участвуют в диагностиках, заполняя карточку с деревом и координатную систему «знания-комфорт» одну на группу, отметив Инициалами место каждого участника группы.

Коллективное групповое взаимооценивание результатов работы на уроке

Оценки участников сдаются учителю на карточках группы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Масса тела"

Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Масса тела"урок дополняет качественно выполненная презентация. Кого заинтересует данный материал - пишите....

Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Плотность вещества"

Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Плотность вещества"Данную разработку рекомендую использовать с презентацией по этой же теме. Презентацию Вы можете найти в моих материалах....

Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Плотность вещества"

Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Плотность вещества"Данную разработку рекомендую использовать с презентацией по этой же теме. Презентацию Вы можете найти в моих материалах....

Методическая разработка урока физики 8 класс. Лабораторная работа № 10.«Сборка электромагнита и испытание его действия»

Методическая разработка содержит : презентацию к уроку Лабораторная работа № 10 «Сборка электромагнита и испытание его действия» и бланк выполнения и отчета лабораторной работы  ....

Методическая разработка урока физики 8 класс. Лабораторная работа № 11 «Изучение электрического двигателя постоянного тока» (к учебнику А.В.Перышкина)

Методическая разработка содержит : презентацию к уроку Лабораторная работа № 11 «Изучение электрического двигателя постоянного тока» и бланк выполнения и отчета лабораторной работы ...

Методическая разработка урока физики 8 класс. Лабораторная работа № 12 «Исследование зависимости угла отражения от угла падения света».

Методическая разработка содержит презентацию к уроку Лабораторная работа № 12 «Исследование зависимости угла отражения от угла падения света» и бланк выполнения и отчета лабораторной работы....

Методическая разработка урока физики 8 класс. Лабораторная работа № 13 «Исследование зависимости угла преломления от угла падения света».

Методическая разработка содержит: презентацию к уроку Лабораторная работа № 13 «Исследование зависимости угла преломления от угла падения света» и бланк выполнения и отчета лабораторной работы....