Система работы со слабоуспевающими учащимися по физике.
статья по физике (10 класс)

Главный смысл учителя физики состоит в том, чтобы  создать каждому ученику ситуацию успеха. Даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка. Успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость успеха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.02 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы со слабоуспевающими учащимися по физике

Ещё древние мудрецы говорили: «Увидеть и понять проблему – наполовину решить её, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом». Моя главная задача как учителя – «не потерять», «не упустить» учащихся с низкими учебными возможностями.

Главная цель для учителя физики– обеспечение формирования у слабоуспевающих школьников общеучебных навыков и усвоение ими  минимума опорных знаний

          Главный смысл учителя физики состоит в том, чтобы  создать каждому ученику ситуацию успеха. Даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка. Успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость успеха.

Ученик может отставать в обучении по разным зависящим и независящим от него  причинам:

υ  пропуски занятий по болезни;

υ  слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;

υ  задержка психического развития. Часто  дети  с диагнозом обучаются в общеобразовательных классах в связи с отсутствием  классов коррекционных или нежеланием родителей перевести ребенка в специализированный класс или школу;

υ  педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных общеучебных  умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др.;

υ  неблагополучная семья;

υ  проблема «улицы»;

υ  прогулы;.

При работе с слабоуспевающими школьниками необходимо искать виды заданий, максимально возбуждающие активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности. В работе с ними важно найти такие пути, которые отвечали бы особенностям их развития и были бы для них доступны, а самое главное интересны.

Практика работы показывает, что особенностью познавательной деятельности слабоуспевающих учащихся является несформированность общих умственных действий анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения. Это выражается в неумении выделять основное в учебном материале, устанавливать существенные связи между понятиями и их свойствами, а также в медленном темпе продвижения, в быстром распаде усвоенных знаний, в трудности усвоения новых знаний и видов деятельности, что влечет за собой умственную пассивность, неверие в свои силы, потребность в посторонней опеке.

Педагогическая поддержка – это такая организация воспитания, которая основывается на обращении к внутренним силам и способностям ребенка и его самопроцессом, проявляемым в деятельности.

Современная дидактика в качестве основных путей преодоления неуспеваемости предлагает следующие:

1. Педагогическая профилактика - поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, информатизация педагогической деятельности.

2. Педагогическая диагностика - систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого применяются беседы учителя с учениками, наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок

3. Педагогическая терапия - меры по устранению отставаний в учебе. В

отечественной школе это дополнительные занятия, группы выравнивания.

Обращено внимание и на особые условия опроса для слабоуспевающих учеников. Рекомендуется давать им больше времени для обдумывания ответа у доски, помогать излагать содержание урока, используя план, схемы, плакаты. Опрос слабоуспевающих учеников рекомендуется сочетать с самостоятельной работой других учащихся с тем, чтобы с отвечающим учеником можно было провести индивидуальную беседу, выяснить его затруднения, помочь наводящими вопросами. Отмечается, что в ходе самостоятельной работы на уроке задания для слабоуспевающих учеников полезно разбивать на этапы, дозы, более подробно, чем других учеников, инструктировать их.

Основные компоненты

Подбор специальных заданий, которые позволяют детям проявлять инициативу и творческий подход.

Занимательность создает заинтересованность, а от степени заинтересованности часто зависит и характер внимания ученика на уроке, его активность.

Разработка системы творческих классных и домашних заданий, рассчитанных на кратковременное или долговременное выполнение.

Использовать на уроке своего практического опыта, приводить примеры из жизни.

Использовать наглядный материал.

Виды дифференцированной помощи, оказываемой детям, испытывающим затруднения в обучении

1. Указание типа задачи, правила на которое опирается данное упражнение.

2. Дополнение к заданию в виде чертежа, схемы.

3. Указание алгоритма выполнения.

4. Приведение аналогичной задачи.

5. Называние ответа или результата задачи.

6. Постановка наводящих вопросов.

7. Указание теорем, правил, формул, на основании которых выполняется задание.

8. Предупреждение о наиболее типичных ошибках.

9. Запись условия, кроме словесного, в виде таблицы, матрицы, значков.

Виды работ со слабоуспевающими учениками

Карточки для индивидуальной работы.

Задания с выбором ответа.

Дифференцированные задания.

Карточки - тренажеры.

Творческие задания.

“карточки-с образцами решения”,

“карточки-конспекты”.

"разрезная азбука

Подведем итоги

Основные задачи:

1. Создание положительного эмоционального опыта занятий – самая важная задача.

2. Выработка привычки регулярно заниматься (сначала в облегченных условиях).

3. Запоминание элементарных положений, словарных слов, постепенный переход к повторению все более сложных правил. 

4. Подготовка ребенка к более длительным занятиям (урок, курсы), т.е. научить детей учиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы со слабоуспевающими учащимися

Не бывает "трудных" учеников, бывают "запущенные". Так как же им помочь преодолеть трудности обучения?Данная работа  предназначена в первую очередь для классного руководителя, который должен помо...

Система работы со слабоуспевающими учащимися

Надеюсь, что практические выводы, сделанные на основе наблюдений на своих уроках и отраженные в данной статье смогут помочь учителям предметникам работать со сложной категорией учащихся в школе ...

Система работы со слабоуспевающими учащимися.

Контроль знаний, умений и навыков учащихся в 9 классе является важной составной частью процесса обучения. Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагно...

Система работы со слабоуспевающими учащимися

Работа со слабоуспевающими учащимися....

статья "Система работы со слабоуспевающими учащимися на уроках математики"

Краткая статья о том, как помочь слабоуспевающему ребенку...

Выступление на районном методическом объединении по физике "Работа со слабоуспевающими учащимися на уроках физики"

Статья представляет собой замечания из опыта работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроках физики....

Методическая система работы со слабоуспевающими учащимися

Работа со слабоуспеващими должна быть системной. Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Это может быть низкое качество мыслительной деятельности обуча...