Статья «Современные технологии обучения: проблемы, подходы, решения».
статья по физике

В данной статье рассмотрена технология " Педагогическая мастерская". Рассмотрены ее этапы и применение на уроке

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Восточный имени

И.Ф. Панченко» Октябрьского района Амурской области

Статья «Современные технологии обучения: проблемы, подходы, решения». 

 Подготовила: учитель физики

Безверхая Ирина Геннадьевна

п. Восточный, 2023г

Каждый человек живущий в нашем мире видит прекрасное. Кто – то, в силу своих способностей, может нарисовать картину, как это делают великие художники, кто то делает эскиз. А большинство людей рисуют на основе ассоциаций картинки в своем мозгу. И у каждого будет свой рисунок, ведь все мы такие разные. Если вспомнить великих, даже Пушкин А.С. рисовал на полях своих стихотворений и вспоминал те чувства и эмоции которые он переживал, увидев людей или пейзажи. Может быть поэтому так были искренни и правдивы его стихи, описывающие всю прелесть нашей жизни. Очень часто проверяя различные работы учеников, в частности их черновики, я обратила внимание, что несмотря на предмет, сдающий учениками, они часто делают рисунки или наброски. А может быть стоит это применить в своей деятельности...  «Все дети любят рисовать. И каждый смело нарисует всё, что его интересует». Эти строки взяты из стихотворения Валентина Берестова.

Недаром в методике обучения физики Шаталова В. Ф. был взять рисунок как основа запоминания опорных знаний предмета.  И я решила взять строки как руководство к действию.   Ведь используя рисунок, мотивацию и личный опыт ученика можно добиться хороших результатов обучения. Рисунок дает возможность не только активизировать мыслительный процесс, но и его совместное обсуждение дают возможность узнать что- то новое, показать свои знания команде. На этой основе идет активное изучение нового материала урока. Такими функциями обладает методика под названием

«Педагогическая мастерская». Данная методика может использоваться не только на уроках физики, но и по другим предметам. Возрастных ограничений нет. Она интересна как старшеклассникам, так и ребятам младших классов. Одним из плюсов данной методики еще является то, что сам процесс выполнения   играет большую роль, чем даже результат полученный в ней.

   С чего же начинается работа в    этой технологии? В начале ученики должны нарисовать рисунок физического явления, процесса который изучается в данной теме. После этого учитель предлагает нарисовать слово, обозначающее этот познавательный объект. Это вызывает удивление учеников. А где начинается удивление, начинается процесс познание. Рисунки лучше всего делать на отдельных листах, чтобы можно их было продемонстрировать всему классу. По практике применения данной методики могу сказать, что рисунков одинаковых не будет никогда. У каждого человека свои мысли и они имеют разное содержание и исполнение.

    Вовремя выполнения рисунка у учеников возникают ассоциации, они их записывают рядом с рисунком. Выполнение этого задания завершает первый этап технологии, который называется «Индукция». По времени он должен проходит в пределах 5 минут. Главная цель этого этапа - создать положительный настрой на деятельность, включить личное отношение к предмету обсуждения.

     Второй этап получил название « Самоконструкция». На этом этапе ученики записывают все то, что они знают по данному вопросу на сегодняшний день. Кроме этого они фиксируют вопросы которые у них возникли на первом этапе рисования. Бывают такие ситуации, что ученики ничего не знают о изучаемом объекте и на основе этого у них нет ассоциаций по данному объекту. Учитель не должен теряться в данной ситуации. Ведь как показывает практика, во время обсуждения вопроса, ученик вспомнит что - то из своего жизненного опыта и после этого уже сможет нарисовать картинку. Время отводимое на данный этап от 3 до 5 минут.

   Следующие этапы данной технологии «Педагогических Мастерских» носят названия- ««Социоконструкция» и «Социализация». Здесь главными формами работы является работа в группах и парах постоянного состава. После выполнения рисунка, ученики показывают свои рисунки и записи своему соседу по парте , а затем объединяются в группы. Чаще всего, рекомендую ребятам обратить внимание на тех, кто сидит рядом либо на соседних партах. Время, выделяемое на данные этапы, от 7 до 10 минут. В это время ученики обсуждают свои рисунки, вопросы и готовят одного выступающего от группы. Выступающий кратно и доходчиво должен передать информацию, которую он получил в результате обсуждения. Конечно в что время в классе будет стоять шум. Но это «рабочий» шум, который показывает, что идет работа в группах.

    Вовремя этих этапов учитель, выступающий в роле «Мастера», не торопиться помочь и ответить на вопросы учеников. Он слушает, наблюдает и фиксирует для себя то, что происходит в группах. Как проявляет себя каждый из учеников. Иногда, все-таки возникают ситуации, когда «Мастер» может включиться в работу группы. Но на правах равного со всеми участниками.

  Конечно, в начале применения этой технологии, некоторые ученики могут чувствовать скованность и стеснение. Поэтому, чтобы работа в группах шла успешнее предлагается свод правил, которые могут изменяться, дополняться, но обязательное их выполнение не обсуждается. Предлагаю некоторые правила, которые вы можете предложить своим ученикам.

  1. В группе все равны.
  2. Работая в группе знай, что от каждого из вас зависит результат.
  3. Не перебивай своего товарища, выслушай и попробуй понять, что предлагает твой одногруппник.
  4. Если что- то не понятно, попроси повторить.
  5. Говори четко, кратко.
  6. Не критикуй других. Не высмеивай идеи других, ведь может случится так, что в идеях учеников есть рациональное зерно.
  7. Не бойся ошибиться. В этой жизни все имеют право на ошибку.
  8. Мы не спорим, а ведем диалог друг с другом.

Затем, выступающие от каждой группы представляют свои рисунки и демонстрируют результаты своей работы. Это происходит на этапе, который называется «Афиширование». Рисунки вывешиваются на магнитную доску.

 Во время выступления, если выступающий растерялся или не может до конца верно высказать свои идеи, участники группы могут ему помочь. Главным условием является то, что повтора быть не должно. На доске фиксируются словосочетания или ключевые слова, объясняющие суть. Учитель не знает заранее, что нарисуют ученики, что за вопросы они могут задать ему. Поэтому компетенции « Мастера»  должны быть не только по данному предмету , но и быть мастером в вопросах коммуникации и общения. Он должен уметь направить диалог в нужное русло, но при этом, не обидев учеников и не ограничив свободу высказывания детей.

   На следующем этапе, который называется «Разрыв», ученики понимают, что у них недостаточно знаний, чтобы решить все противоречия. Вовремя этого этапа используется работа с различными источниками информации, используется фронтальный или демонстрационный эксперимент. Конечно выбор этих источников зависит от материального обеспечения лаборатории, подготовке учеников.

    Когда все противоречия разрешены переходим к закреплению материала, подводим итоги работы. Проводим рефлексию. После интенсивной работы желательно стадию закрепления провести в игровой форме. Например:

 « Верю - не верю». Или составление синквейна.

 Подведем небольшой итог. Технология» Педагогическая мастерская» содержит следующие этапы:

1.        Индукция;

2.        Самоконструкция;

3.        Социоконструкция;

4.        Социолизация;

5.        Афиширование;

6.        Разрыв;

7.        Рефлексия.

     Во время работы учеников учитель никак их не оценивает, дает возможность высказываться и это создает благоприятный микроклимат по ходу урока. Со временем дети становятся более раскованными и  менее  стеснительными, а это очень важно для коммуникации  и социализации детей.

 Выделю некоторые положительные и отрицательные стороны данной технологии. Их представлю в виде таблицы.

   

Таблица №1

Отрицательные

Положительные

1.  Чтобы провести урок по данной технологии необходимо большое количество времени и серьезная подготовка учителя к уроку.

1.В результате деятельности, развивается   самооценка школьника. Правильные ответы и действия повышают самоуважение

2.  Применение данной технологии невозможно при проведении лабораторных, контрольных и обобщающих уроков темы.

2.Развитие коммуникативной культуры школьников.

3. Если уровень развития обще интеллектуальных умений недостаточен у детей этого возраста, создаются трудности.

3.  Развитие и применение различных способов общеинтеллектуальной деятельности учеников.

4.  Частое использование групповой работы.

4. Технология применима к любой возрастной группе учащихся.

5.  Неожиданность вопросов и рисунков учеников создают трудности для учителя.

5.  Условия для работы, при применении технологии комфортные и благоприятные.

6.  Необходимо четко контролировать время. Иначе можно не пройти все этапы технологии.

6. Создаются условия для появления чувства свободы, то есть каждый ученик может выбрать свой путь к   самостоятельности.

    В данной статье,  я познакомила вас только с одной из технологий, которую применяю в своей деятельности  Данная   технология  позволяет  организовать урок не скучно и с максимальной пользой.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2020/01/19/tehnologiya-pedagogicheskaya
  2. https://ychitelfiziki.ucoz.ru/publ/tekhnologija_pedagogicheskikh_masterskikh/1-1-0-14
  3. https://multiurok.ru/files/sbornik-piedaghoghichieskiie-mastierskiie-kak-inno.html
  4. https://goaravetisyan.ru/tema-tvorcheskoi-masterskoi-dlya-uchitelei-tehnologii-tehnologiya/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современные образовательные технологии и компетентностный подход. Решение уравнений с модулем».

laquo;Современные образовательные технологии и компетентностный подход. Решение уравнений с модулем»....

Статья по теме:"Современный урок:проблемы,подходы,решения"

Данная статья содержит рекомендации по проведению уроков в соответствии с новыми образовательными стандартами....

Современный урок - проблемы, подходы, решения

Современный урок - проблемы, подходы, решения...

Особенности построения современного урока: проблемы, подходы, решения. Педагогические чтения «Современный урок глазами молодого педагога»

Какие бы не происходили реформы, урок остается главной формой обучения. Каким же он должен быть, урок? И как должен выглядеть, чтобы соответствовать современным требованиям времени?...

Статья (2017г.) - ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ОБУЧЕНИИ – ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Ребенок, переходя от ступени к ступени в обучении сталкивается с новыми задачами качественно нового уровня. Вопросы адаптации к новой ступени образования на каждом этапе имеют важное значение. Роль ос...

Статья "Современный урок химии: проблемы, поиски, решения".

Современный мир нуждается в человеке, способном самостоятельно мыслить, быть готовым к индивидуальному и коллективному труду.Актуальность умения учиться для современного человека подчеркивается ...