Статья (2017г.) - ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ОБУЧЕНИИ – ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
статья по музыке (5 класс) на тему

Ермолова Маргарита Анатольевна

Ребенок, переходя от ступени к ступени в обучении сталкивается с новыми задачами качественно нового уровня. Вопросы адаптации к новой ступени образования на каждом этапе имеют важное значение. Роль основной школы в преемственности, процесс формирования УУД. Соответствие учителя новым вызовам времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preemstvennost_v_obuchenii_-_problemy_i_resheniya.docx20.09 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ОБУЧЕНИИ – ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

М.А.Ермолова,

учитель музыки высшей квалификационной категории

МОУ «Дубовская средняя общеобразовательная школа

с углублённым изучением отдельных предметов

Белгородского района Белгородской области»

 (п. Дубовое)

Когда пятиклассники раскрывают дери в среднюю школу, учителя испытывают разные эмоции. Одни видят у детей результаты хорошей работы учителей начальной школы, другие – ругают за недостаточную подготовку школьников, ну а третьи вместе с учениками видят реальные трудности, которые подстерегают их в среднем и старшем звене. Всех этих вопросов можно избежать, если последовательно и непрерывно держать связь между ступенями развития личности школьника, опираться на его опыт и знания, умения и навыки, расширяя и углубляя их в будущем.

        Преемственность в обучении – установление необходимой связи и правильного соотношения между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения. Преемственность свойственна учебным планам отечественной общеобразовательной школы, что обеспечивает одинаковый объём знаний в соответствующих классах и равные возможности для продолжения образования[1].

Следуя принципам преемственности в обучении между начальной школой и средним звеном, мы получаем в результате систему непрерывного образования, сохраняя при этом самоценности каждого возрастного периода, а также формируем умение учиться, сохраняя здоровье и эмоциональное благополучие и индивидуальность ребенка.

Переход в пятый класс на самом деле это трудный период для ребенка. И ошибается тот учитель, который думает, что преемственность касается лишь содержания обучения. Поэтому преемственность необходимо выстраивать на дидактическом, методическом и психологическом уровнях.

Следует обратить внимание на выполнение учебной работы каждого ребенка:

  • индивидуально-типологические особенности ребенка,
  • работоспособность,
  • специфика познавательного развития,
  • преобладающий тип восприятия информации и ее переработки,
  • неодинаковый  интерес к учебным предметам и т.д.

Создание единой образовательной среды является главным условием для обеспечения преемственности.

Но почему же зачастую отличники начальной школы становятся троечниками?

Переходя в пятый класс, ребенок попадает в новый мир, в котором все по-другому. Здесь классный руководитель и учителя-предметники, новый образ жизни, новые условия деятельности, новое положение в обществе и новые взаимоотношение со взрослыми, со сверстниками и конечно же с учителями. Эта новая жизнь должна быть ориентирована на осуществление плавного перехода на новую ступень через проявление подросткового кризиса.

Чтобы избежать проблем преемственности, необходимо как можно раньше планирование работы по следующим направлениям:

  • в среднем звене осуществляется совместная методическая работа учителей-предметников и учителей начальной школы,
  • работа с родителями,
  • работа с учениками.

        Чтобы избежать конфликтных ситуаций в адаптационном периоде, учителям начальной школы и учителя-предметники необходимо соблюдать следующие рекомендации:

  • посещать уроки в начальной школе,
  • изучать методики преподавания учителей, от которых приходят дети,
  • изучать требования начальной школы для выстраивания программы «на опережение»,
  • обмениваться программами,
  • написать характеристику на каждого учащегося 4 класса,
  • выдвигать единые требования (особенно при выставлении оценок),
  • контакт с прежними классными руководителями, проведение мини-консилиумов в начале 5 класса, с целью решения вопросов по дезодоптации,
  • присутствие учителей-предметников и будущего классного руководителя на итоговом родительском собрании, дальнейшее взаимодействие с родителями.

Соблюдение модели-взаимодействия начальной школы и среднего звена способствует стабильным качественным показателям и росту уровня удовлетворенности школьной жизнью и конечно же успешной адаптации школьников.

        Еще одна проблема заключается в том, учащиеся начальной школы, участвующие в проектной деятельности зачастую не имеют сформированных умений - они еще не готовы к самостоятельному проектированию. Поэтому одной из главных задач начальной школы является создание условий для формирования готовности учеников к самостоятельной проектной деятельности.

        Следует постепенно (сначала с помощью учителя) учить детей формулировать проблему, цель, а также планировать свою деятельность и ее результат. При групповом проекте следует научить детей взаимодействовать и распределять работу. Лишь имея сформированные проектные умения минимального уровня, дети могут самостоятельно участвовать в защите проекта.

        Необходимо также создать условия, где проектные умения развивались бы от одного выполненного проекта к другому. Темы проектов и их результаты должны быть частью Портфеля достижения ученика.

        Если смотреть в корень вопроса проектных умений, то основным составляющим элементом является пропедевтика в дошкольном учреждении. Поэтому преемственность остается актуальной в современном образовании.

Таким образом, ребенок, переходя от ступени к ступени в обучении, может столкнуться с новыми задачами качественно нового уровня. Адаптация к новой ступени образования на каждом этапе влияет на всю дальнейшую школьную жизнь и здоровье. Лишь системная работа поможет решить эти задачи. Преемственность должна осуществляться как двухсторонний процесс, где начальная школа формирует УУД, необходимые в осуществлении проектной деятельности, а основная школа – развивает полученный потенциал в начальной школе.

Каждый учащийся должен иметь возможность приобрести опыт проектной деятельности, а нам – учителям нужно стремиться соответствовать новым вызовам времени.

Список используемой литературы

  1. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь - М., 2002. С. 213.
  2. Зверев, И. Д., Максимова В. Н. Межпредметные связи в современной школе / И.Д. Зверев, В.Н. Максимова. – М.: Педагогика, 1999.
  3. Котова, С.А. Педагогика начального образования. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения.
  4. Подласый, И.П. Педагогика : учебник / И. П. Подласый. – 2-е изд., доп. –. М.: Издательство Юрайт ; ИД Юрайт. 2011.
  5. Светловская, Н.Н. Об интеграции как методическом явлении и ее возможностях в начальном обучении / Н. Н. Светловская // Начальная школа. - 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья в сборнике "Инклюзивное образование : проблемы, поиски , решения.

" Интеграция детей с особыми образовательными потребностями в системе дополнительного образования "....

Проблемы преемственности в обучении русскому языку между начальной и основной школой в свете введения ФГОС

9 октября 2014 года в Московской области проводился диагностический срез достижений обучающихся 5 класса по русскому языку в рамках входного контроля....

Проблемы преемственности в обучении русскому языку между начальной и основной школой в свете введения ФГОС

В статье рассматриваются вопросы преемственности обучения русскому языку между начальной и основной школой в рамках опережающего введения ФГОС ООО....

Статья по теме:"Современный урок:проблемы,подходы,решения"

Данная статья содержит рекомендации по проведению уроков в соответствии с новыми образовательными стандартами....

«ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ОБУЧЕНИИ НА ПЕРЕХОДНОМ ЭТАПЕ ОТ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО»

Чрезвычайно сложным является период перехода школьников десяти-одиннадцатилетнего возраста в основную школу. Предметное обучение, усложнение учебного материала, меняется учительский состав, выдвигаютс...

Статья «Современные технологии обучения: проблемы, подходы, решения».

В данной статье рассмотрена технология " Педагогическая мастерская". Рассмотрены ее этапы и применение на уроке...