Урок физики "Волны"
план-конспект урока по физике (9 класс)

Урок разработан в педагогической технологии СДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_fiziki_v_9_klasse.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок физики в 9 классе

по теме «Волны».

Учитель: Кильдибекова Антонина Михайловна, МБОУ «Танзыбейская СШ»

Цели урока:

  1. Образовательно-развивающая
  1. Применение опорных понятий: колебания, волны, поперечные волны, продольные волны, звуковые волны.
  2. Развитие общеучебных умений: оперировать понятиями (определять и делить понятия), формулировать вопросы – понятия, вопросы-суждения, делать умозаключения, строить отношения между понятиями.
  3. Развитие специальных умений:

 

  1. Воспитательная цель:

          Формирование у учащихся диалектико-материалистического мировоззрения на основе философских категорий: качество-количество, общее-особенное-единичное, причина – следствие, единство – многообразие.

Оборудование: 

карточка №1 (вопрос-понятие), карточка №2 (вопрос-суждение), карточка №6 (умозаключение), субтест №1, тексты из художественной литературы.

Заявка на оценку:

«5» - 22 – 26 б.

«4» -17 -21 б.

«3» -13 -16 б.

Критерии оценивания:

  • Вопрос-понятие – 1 балл;
  • Вопрос-суждение – 2 балла;
  • Ответ на вопрос-понятие – 1-2 балла;
  • Ответ ан вопрос-суждение – 1-2 балла;
  • Дополнение – 1-2 балла;
  • Выступление от групп – 1-6 баллов;
  • Активность группы -1 балл;
  • Осанка – 1 балл;
  • Скорость выполнения задания – 1 балл.

№ п/п

Деятельность учителя

Баллы, время

Деятельность ученика

1.Орг. момент

«Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, если он не объединяет разрозненные факты» - эпиграф нашего урока. Как вы его понимаете?

2 мин

1 б

Объясняют смысл эпиграфа урока.

2.Сообщение темы

Тема сегодняшнего урока «Волны».

Сформулируйте вопрос-понятие по теме урока.

Ответьте на вопрос-понятие

2 мин

1 б.

1 б.

2 б.

Что такое волна?

Волна – это колебания, которые распространяются в упругой среде.

3.

Скажите, с какими понятиями связана тема нашего урока.

2 мин

Колебания.

Свободные колебания.

Вынужденные колебания.

Поперечные волны.

Продольные волны.

Звук.

4.Разминка (работа с понятиями)

Учитель зачитывает определение понятия:

Поочередные периодические движения тела  в двух противоположных направлениях.

Возмущения, распространяющиеся в пространстве, удаляясь от места их возникновения.

Колебания, происходящие только благодаря начальному запасу энергии.

Волны, в которых колебания происходят вдоль направления распространения волны.

Колебания, совершаемые телом под действием внешней периодически изменяющейся силы.

Волны, в которых колебания происходят перпендикулярно направлению их распространения.

Механические волны с частотой от 16 до 20000 Гц.

3 мин.

1 б

1 б

1 б

1 б

1 б

1 б.

1 б.

7 б

Учащиеся каждое понятие находят и составляют ряд чисел.

  1. Продольная волна.
  2. Колебания
  3. Вынужденные колебания.
  4. Поперечная волна.
  5. Свободные колебания.
  6. Волна.
  7. Звуковые волны.

Ключ: 2651347

5. Постановка цели урока

Ребята, проанализируйте результаты проделанной работы и сформулируйте цели сегодняшнего урока.

1 мин

Повторить …

Обобщить…

Установить отношения…

6.1.Этап индиви-дуального труда

Составьте вопросы-понятия по теме «волна» используя карточку №1.

7 мин

Учащиеся составляют  вопросы- понятия.

6.2. Этап простой кооперации

В группах обсудите варианты вопросов-понятий, придите к единому мнению и предложите групповой вариант классу.

1 группа -  1,2 вопрос

2 группа – 3,4 вопрос

3 группа – 5,6 вопрос

2 мин.

6.3. Этап сложной кооперации

Защита групп.

3 мин.

7 б

Учащиеся за каждый правильный ответ зарабатывают по 1 б.

7. Этап простой кооперации.

Прочитайте внимательно текст и ответьте на поставленные вопросы.

Воины из племени Уламров, запутав свои следы, спасаются от пещерного льва.

       «Уламры бесшумно побежали. Рев следовал за ними по пятам, отрывистый, злобный, полный ярости и нетерпения. Люди поняли, что хищник запутался в их следах. Сердца их колотились с неистовой силой, кровь стучала в висках, словно клюв дятла, долбящего кору сухого дуба… Страшный рев потряс воздух.

       - Большой лев переплыл реку, - шепнул Гав.

       - Идите вперед! – повелительно ответил Нао.

       Он остановился и, опустившись на колени, припал ухом к земле. Рев повторился.

       - Большой лев все еще на том берегу, - облегченно вздохнув, сказал Нао, поднимаясь на ноги.

       Действительно, рыкание постепенно становилось тише. Хищник, видимо, отказался от преследования и удалился к северу».

  1. Найдите в тексте описания волны. Определите, о какой волне идет речь.
  2. Для чего Нао припал ухом к земле?
  3. Назовите приемники данной волны.

5 мин.

3 б

1.Звуковая волна или звук.

2. Звук быстрее распространяется в твердом теле (земле), чем в воздухе.

3. Уши человека.

8.1. Этап индиви-дуального труда.

Составьте отношения между понятиями, используя круги Эйлера.

1. А. Продольные волны.

    В. Поперечные волны.

2. А. Движение.

    В.Колебания.

    С. Волны.

3. А. Колебания.

    В. Волны.

    С. Продольные волны.

    Д. Поперечные волны.

    Е. Звук.

4. А. Движение.

    В. Колебания.

    С. Вынужденные колебания.

    Д. Свободные колебания.

    Е. Волны.

5 мин

8.2. Этап простой кооперации.

Обсудите полученные отношения.

2 мин

8.3. Этап сложной кооперации.

Выступление от групп.

3 мин.

4 б.

9. Этап индиви-дуального труда.

Субтест №1 «Осведомленность».

Продолжите предложение, выбрав правильный вариант ответа:

1. Упругими волнами являются …

А.звуковые волны

Б.электромагнитные волны

В.волны на поверхности воды.

2. Поперечные волны являются волнами…

А.сжатия и разряжения

Б.изгиба

В.сдвига

3. Продольные волны могут распространяться …

А. только в твердых телах

Б. в любой среде

В. только в газах.

4. Колебания в продольной волне совершаются …

А.во всех направлениях

Б. только по направлению распространения волны

В. по направлению распространения волны и перпендикулярно этому направлению.

5. Скорость распространения волны зависит…

А.от длины волны

Б. от частоты колебаний волны

В. от среды, в которой распространяется волна, и ее состояния.

3 мин.

5 б

1 вариант: А, В, Б, Б, В.

10. Итоги урока

Итак, наше повторение по теме урока завершено. Все ли цели  выполнили?

Давайте подведем итоги.

Подсчитайте, сколько баллов каждый из вас заработал.

Поднимите руку, кто заработал «5»?

3 мин.

11.Домашнее задание.

1.Составьте и запишите в тетрадь, используя карточку №2 вопросы-суждения .

2.Составьте отношения между понятиями темы и оформите в виде кругов Эйлера.

3. Составьте логическую цепочку по теме урока.

 2 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...