Конспект урока "Электроскоп"
план-конспект урока по физике (8 класс)

Модин Сергей Юрьевич

Конспект урока по теме "Электроскоп", 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon elektroskop_8_klass.zip637.53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме

“Электроскоп. Проводники и диэлектрики.”

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Образовательные ресурсы: презентация Smart Notebook.

Цель урока: познакомить учащихся с назначением и принципом действия электроскопа; дать представление о проводниках и диэлектриках.

Задачи урока:

Образовательная: проверить усвоение учащимися понятий электризация тел, электрический заряд; выявить уровень умений учащихся решать качественные задачи на знание электризации тел; способствовать формированию у учащихся знаний о проводниках и диэлектриках; раскрыть принцип работы электроскопа;  

Коррекционно-развивающие: развитие речи учащихся на этапах актуализации опорных знаний, изучения нового материала, первичной проверки понимания материала; развитие мышления на этапах актуализации опорных знаний, изучения нового материала; развитие познавательного интереса на этапе применения полученных знаний и умений;

Воспитательные: развитие у школьников исследовательской и коммуникативной культуры; воспитание взаимопомощи, ответственности.

Формы работы учащихся: индивидуальная, работа в группах.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, исследовательский.

Средства обучения: словесные (объяснение, работа с учебником), наглядные (мультимедиа, опыт), практические (задачи, задания, тестовая работа).

Формы обучения: устное изложение, работа с книгой, решение задач, демонстрация опыта, тестовая работа.

Предметные результаты:

Знать: назначение и устройство электроскопа; свойства проводников и диэлектриков.

Уметь: объяснять принцип работы электроскопа; разделять вещества на группы по способности передавать электрические заряды.

План урока:

1. Организационный момент – 1 мин.

2. Мотивация учебной деятельности – 2 мин.

3. Актуализация опорных знаний – 6 мин.

4. Подготовка к освоению нового материала – 3 мин.

5. Изучение нового материала – 12 мин.

6. Закрепление изученного материала – 4 мин.

7. Домашнее задание – 2 мин.

8. Контроль знаний учащихся – 6 мин.

9. Применение полученных знаний и умений – 4 мин.

10. Подведение итогов – 5 мин.

Ход урока

Этапы урока

Использование ТСО

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Приветствие учащихся. Проверка учащихся по списку.

Приветствие учителя. Сдача рапорта.

2. Мотивация учебной деятельности

Слайды 1, 2 презентации Smart Notebook

Мотивирует учащихся на учебную деятельность. Знакомит с планом урока.

Сегодня опять попали вы в страну чудесную, интересную и знаниями наполненную, “Физикой” называемой. Как вы знаете, для того, чтобы пройти по данному царству-государству, необходимо знания показать и препятствия разные преодолеть. И опять случилась неприятность с классом, раскидало их, на две группы разделило, каждая из которых путь пройдет тернистый. А в конце урока посмотрим, для кого было это приключением захватывающим, а для кого освобождением из полона страшного.

На уроке прошлом познакомились мы с понятиями электризации тел, электрического заряда, рассмотрели, как взаимодействуют наэлектризованные тела. И сейчас стоит перед нами первоначальная задача: показать свои знания по материалу прошлого урока.

Слушают учителя. Знакомятся с планом урока.

Настраиваются на рабочую атмосферу.

3. Актуализация опорных знаний

Слайд 3 презентации Smart Notebook

Слайд 4 презентации Smart Notebook

Слайд 5 презентации Smart Notebook

Объясняет суть заданий для групп. Формулирует вопросы, задачи. Наблюдает за деятельностью учащихся.

Задание 1 “Продолжи определение”.

Дано определение, в котором пропущены некоторые слова, и задача учащихся состоит в том, чтобы правильно их назвать и вставить в определение.

1 группа: Электризация тел возникает при _______________, в результате _______, _________, _________.

2 группа: Существует ____ рода электрических зарядов __________ и ________.

1 группа: Положительным называется заряд, который возникает ________, потертом о _____.

2 группа: Отрицательным называется заряд, который возникает _______, потертом о ______.

Задание 2 (задача): Определите знак заряда шарика (по рисунку).

Даны две задачи, для решения которых необходимо знать, как взаимодействуют наэлектризованные тела. Только в этом случае можно правильно ответить на поставленные в задачах вопросы.

 

Слушают учителя. Обсуждают вопросы, задачи в группах. После обсуждений отвечают на поставленные вопросы.

Ответы на вопросы:

1 группа: Электризация тел возникает при соприкосновении в результате трения, прижатия, удара.

2 группа: Существует два рода электрических зарядов положительные и отрицательные.

1 группа: Положительным называется заряд, который возникает на стекле, потертом о шелк.

2 группа: Отрицательным называется заряд, который возникает на эбоните, потертом о шерсть.

1 группа: Заряд шарика положительный, т.к. одноименно заряженные тела отталкиваются, что и показано на рисунке.  

2 группа: Заряд шарика отрицательный, т.к. разноименно заряженные тела притягиваются, что и показано на рисунке.

4. Подготовка к освоению нового материала

Слайд 6 презентации Smart Notebook

Слайд 7 презентации Smart Notebook

Демонстрация опыта “Передача заряда при соприкосновении”

Электризация тел может осуществляться при их соприкосновении. Поднесем наэлектризованную эбонитовую палочку к бумажной гильзе, висящей на капроновой нити. Сначала гильза притянется к палочке, а затем, коснувшись ее,  оттолкнется. Почему так происходит?

С помощью подобных опытов можно обнаружить, что тело наэлектризовано, т.е. ему сообщен электрический заряд. На рассмотренном физическом явлении основано действие электроскопа.

Подведение учащихся к формулированию темы урока: “Электроскоп. Проводники и диэлектрики”.

Подведение учащихся к постановке цели урока: познакомиться с назначением, устройством и принципом работы электроскопа; иметь представление о проводниках и диэлектриках.

Слушают учителя, наблюдают за ходом опыта, который служит исходным фактом для экспериментального обоснования электризации при соприкосновении.

Отвечают на поставленный вопрос: При соприкосновении двух тел электрический заряд может частично переходить с заряженного тела к незаряженному.

Вместе с учителем формулируют тему урока.

Ставят вместе с учителем цель урока.

5. Изучение нового материала

Слайд 8 презентации Smart Notebook

Слайды 9, 10 презентации Smart Notebook

Обеспечивает восприятие нового материала.

Электроскоп – (от греч. электрон и скопео – обнаруживать, наблюдать) – простейший прибор для обнаружения электрического заряда.

Для знакомства с конструкцией электроскопа, учащимся предлагается воспользоваться помощью учебника “Физика. 8 класс” (§27).

Демонстрируется принцип действия электроскопа.

Перед учащимися ставится следующие вопросы:

1 группа: Как при помощи листочков бумаги обнаружить, наэлектризовано ли тело?

2 группа: Как по углу расхождения листочков электроскопа судят о его заряде?

Для опытов с электричеством используют и другой, более совершенный прибор – электрометр.

Демонстрируется принцип действия электрометра.

Чем отличается электроскоп и электрометр?

Демонстрация передачи заряда

Если зарядить  один из двух одинаковых электрометров и соединить приборы металлическим стержнем, то окажется, что отклонение стрелки первого электрометра несколько изменится, зато отклонится стрелка второго электрометра. В результате стрелки обоих приборов отклонятся на один и тот же угол. Таким образом,  металл является веществом, по которому электрический заряд может свободно перемещаться. Если электрометры соединить стеклянной палочкой, то никаких изменений не произойдет, т.е.  стекло не позволяет электрическому заряду передаваться от одного тела к другому.

Получается, что все вещества делятся на две группы по сособности передавать электрические заряды. Назовите их.

Слушают объяснение учителя. Работают с учебником, анализируют полученную информацию.

Отвечают на вопрос, закрепляют знания, полученные путем работы с параграфом учебника. Называют и показывают основные элементы электроскопа на модели и на слайде презентации Smart.

Основным элементом электроскопа является металлический стержень с шариком на одном конце и  легкими листочками из фольги на другом. Стержень пропущен  через пластмассовую пробку, вставленную в металлический корпус, закрытый с обеих сторон стеклами.

Внимательно наблюдают за учителем.

Отвечают на вопросы:

1 группа: Если поднести к незаряженному электроскопу наэлектризованное тело, то лепестки разойдутся.

2 группа: Чем больше угол, на который расходятся лепестки электроскопа, тем сильнее они наэлектризованы, тем больший заряд сообщается.

Отвечают на поставленные вопросы:

Электроскоп находит заряд (скопео – обнаруживать, находить), а электрометр измеряет силу заряда (метрео – измерять, вычислять).

Отвечают на поставленные вопросы:

По способности передавать электрические заряды вещества делятся на проводники и диэлектрики (непроводники).

6. Закрепление изученного материала

Слайд 11, 12 презентации Smart Notebook

Формулирует задания и объясняет его суть.

Задание 1: Каково устройство электроскопа?

Задание 2: Определить, какие вещества, указанные на картинках, относятся к проводникам, какие к диэлектрикам (первая группа определяет рисунки, где находятся проводники, вторая группа – диэлектрики).

Обсуждают задание в группах. Выходят к доске, выполняют задание.

7. Домашнее задание

Задает домашнее задание в соответствии с тематическим планированием.

§27 (читать), знать назначение и  устройство электроскопа; знать понятие проводников и диэлектриков; уметь объяснять принцип работы электроскопа, уметь отличать вещества по способности передавать электрические заряды.

Записывают задание в дневники.

8. Контроль знаний учащихся

Программа MyTestX

Предлагает учащимся пройти компьютерное тестирование по теме “Электроскоп. Проводники и диэлектрики” в программе MyTestX, которая оценивает результат.

Выполняют тестовую работу.

9. Применение полученных знаний и умений

Слайд 13 презентации Smart Notebook

“Физическая мастерская”. Объясняет суть задания, наблюдает за ходом деятельности учащихся.

Задача учащихся состоит в том, чтобы из подручных средств создать простейший электроскоп и проверить его работу.

Слушают учителя. Выполняют задание в группах.

10. Подведение итогов урока

Подводит вместе с учащимися итог урока.

Вот и прошли все испытания трудные, выпавшие на долю вашу. Повторили знания старые, получили знания новые. Вот и закончилось приключение захватывающее, результатом которого стала оценка заработанная. Давайте еще раз вспомним, что изучено нами сегодня.

На следующем уроке продолжим изучать понятие электризации тел и рассмотрим взаимодействие электрических зарядов.

По результатам работы учащихся на уроке, выставляются оценки.

Вместе с учителем подводят итог урока.

На уроке познакомились с назначением и устройством электроскопа.

Изучили принцип его работы.

Рассмотрели, на какие группы делятся вещества по способности передавать электрические заряды.

Учащиеся подают дневники для выставления оценок.

Используемая литература:

А. В. Шевцов: “Физика. 8 класс. Поурочные планы”

С. Е. Полянский: “Поурочные разработки по физике: 8 класс”

А. В. Перышкин: “Физика”, 8 класс. Учебник.

В. Касьянов, В. Дмитриева: “Физика”. 8 класс. Рабочая тетрадь.

А. В. Чеботарева: “Тесты по физике. 8 класс: к учебнику А.В. Перышкина “Физика. 8 кл.”

Перечень ЭОР, используемых на уроке:

Электронное приложение к учебнику “Физика. 8 класс” УМК "Сфера".

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...