Урок по теме "Проводники, непроводники и полупроводники электричества"
план-конспект урока по физике (8 класс)

Ольга Валентиновна Баласанова

Разработка содержит сценарий урока физики для 8 класса "Проводники, непроводники и полупроводники электричества"

Цель урока: изучим группы веществ, различающихся по проводимости электрического заряда, их внутренние строение и применение в быту и жизни, познакомимся с правилами техники безопасности при использовании электроприборов.

Задачи:

Образовательные: создать условия для формирования у учащихся понятий о проводниках, непроводниках, полупроводниках, свободных электронах, изоляторах; создать условия для формирования умения извлекать информацию из текста, проводить сравнительный анализ, обобщать полученные данные и делать вывод о проводимости веществ, внутреннем строении кристаллической решетки проводников, диэлектриков и полупроводников; с помощью опытов показать электрическое взаимодействие заряженных тел.

Развивающие: развивать познавательный интерес к окружающему миру, науке и технике путем привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций и фронтального эксперимента; развивать логическое мышление, навыки наблюдения за физическим процессом (явлением), восприятие, речь; осуществлять самоконтроль и самооценку.

Воспитательные: воспитывать желание учиться и делать открытия; воспитывать уважение к себе и окружающим людям; воспитывать умение слушать других.

Планируемые результаты: учащиеся дадут определение проводникам, полупроводникам и непроводникам электричества; изучат их строение; смогут находить примеры и узнают о применении проводников, непроводников и полупроводников в повседневной жизни; понимать цели и задачи учебной деятельности и находить средства и способы их достижения; работать индивидуально, коллективно, оценивать себя и товарищей.

Оборудование: проектор, рабочие листы, материалы для фронтального эксперимента, электрометр и набор палочек для демонстрационного эксперимента.

Универсальные  учебные действия

Предметные: знание формулировки определения проводников, полупроводников и непроводников электричества, их строения; умение находить примеры и применение проводников, непроводников и полупроводников в повседневной жизни.

Метапредметные:

Регулятивныенаучить определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; умение работать по алгоритму и овладение приёмами самоконтроля.

Познавательные: самостоятельно формулировать познавательные цели, умение определять тему урока; умение производить простые логические действия; поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные:

  • Формировать умение слушать и понимать других.
  • Формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свою мысль в устной и речи
  • Формировать и отрабатывать умение согласованно работать в группах и коллективе.

Личностные: формировать интерес к физическим явлением; желание выполнять учебные действия в содружестве, мотивация к учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; самоанализ и самоконтроль результата.

Это урок открытия новых знаний. Он включал в себя 5 этапов: оргмомент, актуализация знаний и мотивация к учебной деятельности с определением темы и цели урока, открытие нового знания, закрепление изученного материала, домашнее задание и рефлексия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл сценарий урока27.08 КБ
PDF icon презентация к уроку759.4 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА «ПРОВОДНИКИ, ПОЛУПРОВОДНИКИ И НЕПРОВОДНИКИ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА»

1 этап Организационный (2 мин)

Приветствие, настрой на урок. Логотип Галилео на слайде. Приветствую вас в программе «Галилео».

Сегодня мы работаем в рабочих листах. Пожалуйста, подпишите их.

Нас ждем много интересных рубрик, поэтому предлагаю начать.

2 этап Актуализация знаний. Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (8 мин)

Добро пожаловать в редакцию программы «Галилео». Наша программа сегодня посвящена теме «Электрические явления». Мы продолжаем изучать природу электричества. И предлагаю вашему вниманию рубрику «Вспомнить всё» - всё, что мы узнали на уроках и выучили дома по теме «Электризация»:

Выполним упражнение «Закончи фразу»

Процесс перераспределения зарядов, при котором электроны от одного тела переходят к другому и электрически нейтральные тела становятся заряженными, называется электризацией.

При электризации алгебраическая сумма отрицательных и положительных зарядов всегда равна нулю. Это утверждение называется законом сохранения заряда.

В электризации участвуют только электроны.

Два тела отталкиваются, если имеют одноименный заряд.

Два тела притягиваются, имеют разноименный заряд.

 На этом принципе основана работа прибора для измерения величины заряда – электрометра.

Объявляю рубрику «Эксперименты». От шеф-редактора поступило задание в конверте.

«Зарядите электрометр эбонитовой палочкой, потертой о шерсть или бумагу. Возьмите в руки стеклянную палочку и прикоснитесь к заряженному электрометру. Пронаблюдайте, что произошло. Затем возьмите в руки медный провод и прикоснитесь к электрометру. Что вы наблюдаете сейчас? Объясните полученный результат»

Демонстрирую, как электрометр разряжается от прикосновения рук.

Предположите, с помощью чего я смогу разрядить электрометр, не касаясь его руками? Стекла или медного стержня? Ученики высказывают свое мнение (с помощью медного стержня)

Провожу эксперимент. Спрашиваю учеников какое объяснение можно дать, прошу сформулировать вывод (стекло не проводит электрический заряд, а медь проводит)

Итак, вещества подобные стеклу называют непроводниками, а подобные меди – проводниками.

Добавляю, что есть еще группа веществ, которые называются полупроводниками.

Давайте попробуем сформулировать тему урока: «Проводники, полупроводники и непроводники электричества».

О чем вы хотели бы узнать сегодня? (изучение свойств проводников, полупроводников и непроводников электричества и их применение в жизни)

Записать тему в рабочем листе.

3 этап Открытие нового знания (15 минут)

Рубрика «Хочу всё знать!» Изучим свойства проводников, полупроводников и непроводников.

Проведем исследование информационных источников: откройте параграф 31.

Организую работу по рядам: 1 ряд – определение и примеры проводников; 2 ряд - определение и примеры непроводников; 3 ряд - определение и примеры полупроводников. Предлагаю заполнить таблицу с примерами веществ.

Обращаю внимание на опыт с электроскопом – почему его можно разрядить руками? (тело является проводником)

Демонстрирую плакат с правилами тушения электроприборов. Прошу объяснить почему нельзя тушить водой?

На слайде показаны кристаллические решетки проводника и непроводника. Акцентирую внимание на наличии в проводниках свободных электронов (доске закрепляю «свободные электроны»)

Итак, мы изучили проводники и непроводники. Узнаем, какими свойствами обладают полупроводники. Организую просмотр видеофрагмента. Еще информацию по полупроводникам вы найдете в пар. 31.

Даю время на выполнение задания. Прошу одного-двух учеников дать ответ. Фиксирую на доске «зависимость проводимости от температуры, освещенности и наличии примесей».

Молодцы, ребята, вы успешно справились с заданиями.  Провожу физминутку: встаньте, опустите руки и расслабьте плечи. Покажите, как ведут себя разноименно заряженные султанчики, а теперь – как ведут себя одноименно заряженные. Присаживайтесь.

Сейчас вы сами будете в роли Александра Пушного. Предлагаю провести эксперимент с чаинками.

Задание: Наблюдайте за поведением чаинок в присутствии пластмассовой линейки, потертой о бумагу, а затем – в присутствии металлической линейки, потертой о бумагу. Внимание: чаинок касаться нельзя, достаточно поднести линейки на близкое расстояние!

Цель эксперимента: изучить изоляционные свойства диэлектрика.

Чек-лист:

  • Потрите пластмассовую линейку бумагой
  • Поднесите к емкости с чаинками
  • Объясните результат ____________________________________________________________
  • Потрите металлическую линейку бумагой
  • Поднесите к емкости с чаинками
  • Объясните результат ____________________________________________________________
  • Подумайте, что надо сделать, чтобы металлическая линейка удержала заряд? _____________

             ________________________________________________________________________________

  • Приведите примеры из жизни_____________________________________________________

Сделайте вывод:_____________________________________________________________________

Предлагаю одному-двум ученикам зачитать вывод вслух

Какое ключевое слово можно здесь выделить? (изолятор)

Прикрепляю слово «изолятор» на доске.

4 этап Закрепление изученного материала (7 минут)

1. Вызываю одного ученика и организую выполнение теста по ссылке https://obrazavr.ru/fizika/8-klass/elektricheskie-yavleniya/elektricheskij-tok/provodniki-poluprovodniki-i-dielektriki-test/ 

2. Упражнение «Найди ошибку». Ребята, я тоже сделал таблицу. Посмотрите, всё ли там правильно?

Найдите ошибки

 

Проводники

Диэлектрики

Полупроводники

Проводит или не проводит заряд

Проводят с ростом температура

 Не проводят  

Проводят

Примеры

Металлы, соленая вода, почва, плазма

Кремний, германий, оксиды и сульфиды металлов

Эбонит, бумага, стекло, воздух, резина, фарфор

Применение в быту и технике

Изоляторы

Полупроводниковые приборы: диоды и  светодиоды, полупроводниковые термометры, фотосопротивления

Проводка и электроприборы

На слайде таблица, заполненная с ошибками

Опрашиваю учеников, какие ошибки они нашли. Организую самопроверку.

3. Упражнение «Найди соответствие». После выполнения организую самопроверку.

Упражнение «Найди соответствие»

А) Имеют свободные электроны  

Б) Изолирует электроприборы от контакта с человеком

В) Полупроводниковая иллюминация

1) Воздух в комнате

2) Светодиодная лента

3) Проводники  

А

Б

В

3

1

2

5 этап Домашние задание. Рефлексия (3 мин)

Закрепить основные определения и понятия из пар.30-31,

выполнить упр.22 письменно,

оформить примеры проводников, полупроводников и непроводников по образцу.

Организую обратную связь: Мне сегодня было понятно……. Я сегодня узнал……….. Мне было комфорно….

Поднимите «плюсики» если урок понравился, «минусы» - если нет


Рабочий лист _________________________________________________________________

Тема урока___________________________________________________________________

Рубрика «Вспомнить всё!»

Задание 1. Выполните упражнение «Закончи фразу» (устно)

Процесс перераспределения зарядов, при котором электроны от одного тела переходят к другому и электрически нейтральные тела становятся заряженными, называется ………………………………

- При электризации алгебраическая сумма отрицательных и положительных зарядов всегда равна нулю. Это утверждение называется ……………………………………………….

- В электризации участвуют только отрицательно заряженные ……………………….

- Два тела отталкиваются, если имеют …………………………………………

- Два тела притягиваются, если имеют …………………………………………

- На взаимодействии заряженных тел основан принцип работы прибора для измерения величины заряда – ………………………………….

(слова: одноименный заряд, электрометра, закон сохранения заряда, разноименный заряд, электризацией, электроны)

Задание 2. Рубрика «Эксперименты». Эксперимент от шеф-редактора

«Зарядите электрометр эбонитовой палочкой, потертой о шерсть или бумагу. Возьмите в руки стеклянную палочку и прикоснитесь к заряженному электрометру. Пронаблюдайте, что произошло. Затем возьмите в руки медный провод и прикоснитесь к электрометру. Что вы наблюдаете сейчас? Объясните полученный результат»

1) Наблюдайте, как электрометр разряжается от прикосновения рук.

2) Сформулируйте вывод о видах вещества ______________________________________

____________________________________________________________________________

Задание 2. Рубрика «Хочу всё знать!» В параграфе 31 найдите определения: 1 ряд – для проводников, 2 ряд – непроводников, 3 ряд – полупроводников.

Приведите примеры веществ из жизни или найдите в пар. 30-31

Проводники - это

Непроводники - это

Полупроводники - это

Примеры:

Примеры:

Примеры:

Задание 3. Задание: Наблюдайте за поведением чаинок в присутствии пластмассовой линейки, потертой о бумагу, а затем – в присутствии металлической линейки, потертой о бумагу. Внимание: чаинок касаться нельзя, достаточно поднести линейки на близкое расстояние!

Цель эксперимента: изучить изоляционные свойства диэлектрика, привести примеры из жизни.

Чек-лист:

  • Потрите пластмассовую линейку бумагой
  • Поднесите к емкости с чаинками
  • Объясните результат _____________________________________________________
  • Потрите металлическую линейку бумагой
  • Поднесите к емкости с чаинками
  • Объясните результат ______________________________________________________
  • Подумайте, что надо сделать, чтобы металлическая линейка удержала заряд?

           ________________________________________________________________________

  • Приведите примеры из жизни______________________________________________

Сделайте вывод: ______________________________________________________________

Рубрика «Знайка»

Задание 4. Выполните тест на слайде.

Задание 5. Найдите ошибки в таблице.

 

Проводники

Диэлектрики

Полупроводники

Проводит или не проводит заряд

Проводят с ростом температура

 Не проводят  

Проводят

Примеры

Металлы, соленая вода, почва, плазма

Кремний, германий, оксиды и сульфиды металлов

Эбонит, бумага, стекло, воздух, резина, фарфор

Применение в быту и технике

Изоляторы

Полупроводниковые приборы: диоды и  светодиоды, полупроводниковые термометры, фотосопротивления

Проводка и электроприборы

Задание 6. Найдите соответствие в терминах на слайде. Запишите ответ

А

Б

В


Свободные электроны

Изолятор

Зависимость проводимости от температуры, освещенности и наличии примесей


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок в 8 классе по теме "электричество"

Обобщающий урок "Удивительное электричество" УМК Перышкина...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ФИЗИКЕ 8 КЛАСС ПО ТЕМЕ: "Электроскоп. Проводники и непроводники электричества."

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ФИЗИКЕ 8 КЛАСС ПО ТЕМЕ: "Электроскоп. Проводники и непроводники электричества." Цели: познакомить учащихся с устройством электроскопа, сформировать представления учащихся о...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Электроскоп. Проводники и непроводники электричества» физика 8класс

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Электроскоп. Проводники и непроводники электричества» по учебнику Перышкин А.В. физика 8 класс с презентацией....

Урок-инструктаж по основам безопасности жизнедеятельности «Электричество в быту. 5 класс»

Основные знания по технике безопасности в школе и в быту, учащиеся получают на уроках ОБЖ и классных часах. Проводя подобные уроки-инструктажи, особенно в младших классах, целесообразно максимально ис...

урок физики в 8 классе по теме: Электроскоп. Проводники и непроводники электричества. Электрическое поле.

Цель урока: Познакомить учащихся с устройством электроскопа. Сформировать представления учащихся об электрическом поле и его свойствах.Тип урока: Ознакомление с новым материалом. Применение знаний и у...

Урок по теме "Как получается "атомное" электричество?"

Предмет: физикаКласс: 8Тема урока:Как получается «атомное» электричество?Тип урока:урок открытия нового знания в форме«квеста»Цель  урока: осознать принцип работы и роль а...

Технологическая карта урока французского языка в 7 классе "Электричество".

Урок был проведён в 7 классе гимназии 586 Василеостровского района. Французский - основной иностранный язык со второго класса по углубленной программе. Тема урока: "Опасность электричества. Прово...