Технологическая карта урока по физике в 7 классе "Механическая работа"
план-конспект урока по физике (7 класс)

Вавилова Вера Николаевна

Технологическая карта  урока по физике в 7 классе "Механическая работа" по новым ФГОС ООО. В карте показаны все этапы урока по новым стандартам. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_fizike_7_klass.docx51.38 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по физике в 7 классе «Механическая работа»

ФИО учителя

Вавилова Вера Николаевна

Место работы

МБОУ «СШ №8 г. Ельца»

 

2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс

7

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

Первый урок в разделе 5 «Работа и мощность. Энергия»

 

Тема урока «Механическая работа»

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

Базовый

Тип урока (укажите тип урока):

+ урок освоения новых знаний и умений

 урок-закрепление

 урок-повторение

 урок систематизации знаний и умений

 урок развивающего контроля

 комбинированный урок

 другой (впишите)

Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные: проявление ответственного отношения к учению, саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

 

Метапредметные:

 Познавательные – самостоятельно приобретать новые знания; анализировать информацию, обобщать и делать вывод.

Регулятивные – выделять и осознавать, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; самостоятельно формировать познавательную задачу.

Коммуникативные – организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Предметные: научить вычислять механическую работу; определять условия, необходимые для совершения механической работы; устанавливать зависимость между механической работой, силой и пройденным путем.

Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): работа, джоуль, сила, путь

Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы) учебник, тетрадь, калькулятор, карточки с заданиями

3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Учитель предлагает послушать басню И. А. Крылова «Обезьяна». Предлагает ответить на вопросы.

О чем говорится в басне?

Какая главная мысль басни?

Какое слово является синонимом слова труд?

Вопрос запуска постановки учебной задачи:

Знаете ли вы, что такое работа?

Формирует учебную задачу:

изучить понятие работа.

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Учитель способствует обсуждению мотивационных вопросов.

- Хочу ли я на этом уроке чему – то научиться?

- Каков мой настрой на урок?

- Сумел ли я сосредоточиться для работы на уроке?

- Какова моя личная цель на уроке?

Ученики отвечают на мотивационные вопросы. Создают условия для успешной учебной деятельности.

Этап 1.3. Целеполагание

Учитель сообщает тему урока. Организовывает совместное с учащимися формулирование цели и задач урока.

- Что от вас ожидается сегодня на уроке.

- Чему нужно научиться?

- Какие цели и задачи урока вы бы предложили?

Ученик записывают в тетради тему урока. Участвуют в формировании цели и задач урока.

- осознать сущность понятия «механическая работа»,

- научиться выполнять задания на нахождение значения работы.

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Учитель организует работу в группах.

«Один в поле не воин», современный стиль работы – это работа команды!

Давайте с вами подумаем, какая работа бывает?  Для этого вы поработаем в трех группах с карточками. Задание №1 каждой из трех групп: 1) объедините в группы предложенные фразы, 2) сколько групп у вас получилось? 3) назовите эти группы и прочитайте фразы в них.

Итак, получилось 2 группы: 1) совершается умственная работа? 2) совершается механическая работа. Мы с вами будем изучать механическую работу.

Исторически термин «механическая работа» ввел французский ученый Ж. Понселе. Если раньше работой называли лишь труд человека, то теперь под этим стали понимать еще и определенную физическую величину, обозначаемую буквой А. Для расчета механической работы Понселе предложил формулу:

А = FS, где А – механическая работа,

F – сила,

S – пройденный путь.

За единицу работы принимают работу, совершаемую силой 1Н, на пути 1 м. Единица работы – джоуль (Дж) названа в честь английского ученого Джоуля.

 1Дж = 1 Н м

Используют также и дополнительные единицы измерения:

1 гДж = 100 Дж

1 кДж = 1000Дж

1 МДж = 1000000Дж

Исследуем зависимость механической работы от силы и пройденного пути.

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Работа в группах. Задание: в параграфе учебника найти ответ на вопросы: 1группа - Когда совершается положительная работа? Примеры. 2 группа - Когда совершается отрицательная работа? Примеры. 3 группа - Когда работа тела равна 0? Примеры.

Ученики назначают ответственного для ответа на задание

А> 0, если направление движения тела совпадает с направлением действия силы на него.

А <0, если направление движения тела противоположно направлению действия силы.

А = 0, если на тело не действуют силы или перемещение тела равно нулю, а также если направление движения перпендикулярно направлению действия силы.

Ученики получают информацию различными способами:

- работа в группах;

- самостоятельное исследование;

- работа с источниками информации;

- совместная познавательная деятельность с учителем.

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

На этом этапе урока учитель предлагает проверочную работу, чтобы учащиеся проверили полученные знания на практике.

Вариант 1

1. Что называют работой постоянной силы?

2. Как изменяется скорость тела, если работа единственной действующей на него силы положительна?
3. Какую работу по знаку выполняют силы трения и сила тяжести, действующие на грузовой автомобиль во время движения? Почему?

Вариант 2

1. Чем определяется знак работы силы над телом?

2. Как изменяется скорость тела, если работа единственной действующей на него силы отрицательна?
3.
 Будет ли выполнять работу равнодействующая всех сил, действующих на тело, при равномерном движении? Почему?

Вариант 3

1. В каких случаях работа положительна, отрицательна?

2. Как изменяется скорость тела, если работа единственной действующей на него силы равна нулю?
3.
 Тяжелоатлет держит на своих плечах штангу. Совершается ли при этом работа? Почему?

Вариант 4

1. В каких случаях работа равна нулю?

2. Зависит ли работа данной силы над данным телом от выбора системы отсчёта? Почему?

3. Почему работа является скалярной величиной?

После выполнения работы ученики разбирают решения, аргументируя ответ, полученными на уроке знаниями.

Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Задача 1

С какой постоянной скоростью ехал автомобиль массой 1 т, если за 30 минут его двигатель совершил работу 18 МДж, а сила сопротивления движению равна 5% веса автомобиля?

Задача 2

Бочка заполнена водой. Пользуясь ведром, половину воды из бочки вычерпала девочка, оставшуюся часть воды – мальчик. Одинаковую ли работу совершал мальчик и девочка. Ответ обоснуйте.  

Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Задача 1

Брусок равномерно и прямолинейно перемещают по горизонтальной поверхности, прикладывая силу тяги, равную 1,4 Н. Чему по модулю равна работа, совершаемая силой трения, если известно, что брусок переместили по горизонтальной поверхности на расстояние 50 см?

Задача 2

Установите соответствие между формулами для расчёта физических величин, характеризующих прямолинейное движение бруска, и названиями этих величин. В формулах использованы обозначения:
F –– равнодействующая сил, действующих на брусок; s –– путь, пройденный бруском из состояния покоя; m –– масса бруска.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию
из второго столбца и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

  

ФОРМУЛЫ

 

ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ

А) 

F/m

Б) 

Fs

 

   

1) 

работа равнодействующей силы

2) 

модуль ускорения движения бруска

3) 

вектор ускорения

4) 

давление бруска на наклонную плоскость

Задача 3

Для каждого понятия из первого столбца подберите соответствующий пример из второго столбца.

Физические величина

Единица измерения

А) механическая работа

1) 1 Дж

Б) механическая мощность

2) 1 Н

В) сила

3) 1 Н • с

4) 1 Н / м

5) 1 Вт

Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Задача 1

В каких из приведенных примеров тело совершает механическую работу:

1 скалолаз поднимается в гору

2 штангист над головой удерживает штангу

3 человек в руках держит сумку с картофелем

4 девочка скатывается на санках с горы

5 ученик сидит за столом и решает задачу

6 рабочий складывает детали в ящик

7 трактор вспахивает землю?

Задача 2

Какие силы производят работу при выпадении на землю дождя? При остановке автомобиля после выключения двигателя? При перемещении человеком тележки?

Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Задача № 1.  Шар катится по инерции по горизонтальной поверхности. а) Совершается ли при этом работа силой тяжести? б) Совершается ли в этом случае работа какой-либо другой силой?

Задача № 2. Какую работу надо совершить, чтобы положить гантель весом 100 Н на стол высотой 80 см?

Задача № 3.   Какая совершается работа при равномерном перемещении ящика на 25 м, если сила трения 450 Н?

Задача № 4.  Какую работу совершает сила тяжести при падении камня массой 0,5 кг с высоты 12 м?

Задача № 5.  Определите путь, пройденный автомобилем, если при силе тяги 25 кН совершенная работа равна 50 МДж.

Задача № 6.  Определите работу, совершенную краном при равномерном подъеме тела массой 3 т на высоту 7 м.

Задача № 7.  При равномерном подъеме из шахты нагруженной углем бадьи массой 10,5 т произведена работа 6200 кДж. Какова глубина шахты?

Задача № 8.  Давление воды в цилиндре нагнетательного насоса 1200 кПа. Чему равна работа при перемещении поршня площадью 400 см2 на расстояние 50 см.

БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

ТЕСТ.

1. Какую работу изучают в физике?

А) труд рабочего;

Б) труд инженера;

В) механическую работу

2. Дополните предложение "Механическая работа совершается только

тогда, когда

А) ... на тело действует сила.

Б) ... тело движется.

В) ... на тело действует сила и оно движется под действием этой силы.

3. В каком из перечисленных случаев совершается механическая

работа?

А) Шарик катится по гладкому горизонтальному столу равномерно.

Б) Автопогрузчик поднимает груз

В) Кирпич лежит на земле

4. Как обозначается механическая работа?

А) F

Б) S

В) A

5. Для того, чтобы вычислить механическую работу, надо...

А) силу умножить на путь.

Б) сложить силу и путь

В) путь поделить на силу.

6. В каких единицах измеряется механическая работа?

А) Н

Б) Па

В) Дж

7. В каком случае сила совершает положительную работу?

А). Если направление действия силы совпадает с направлением движения

тела.

Б). Если направление действия силы противоположно направлению

движения тела

В) Работа всегда имеет положительное значение.

8. Может ли сила совершать отрицательную работу?

А). Не может.

Б) Может, если направление силы, действующей на тело, противоположно

направлению движения.

В) Может, если тело не двигается

9. Может ли механическая работа равняться нулю?

А). Не может

Б) Может, если направление силы, действующей на тело, противоположно

направлению движения.

В) Может, если направление силы, действующей на тело, перпендикулярно

направлению движения

10. Вычислите работу, которая совершается при перемещении тела на 4

м под действием силы 12 Н

А)16 Н.

Б)48 Н

В) 4 Н

Критерии оценивания: 9-10 заданий оценка «5», 7-8 заданий оценка «4», 5-6 заданий оценка «3», менее 5 заданий «2».

 

Этап 5.1. Рефлексия

Продолжите фразу:

1. Сегодня я узнал__________________________________________________

____________________________________________________________________

2. Было трудно ______________________________________________________

____________________________________________________________________

3. Было интересно ___________________________________________________

____________________________________________________________________

4. Я понял, что ______________________________________________________

____________________________________________________________________

5. Теперь я могу _____________________________________________________

______________________________________________________________

Этап 5.2. Домашнее задание

Параграф 55, выполнить письменно упр. 30(1,2), творческое задание по желанию на стр. 166 учебника


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока ФГОС. Физика 7 класс тема «Механическая работа. Единицы работы»

Технологическая карта урока ФГОС. Физика 7 класс тема «Механическая работа. Единицы работы»...

Презентация к технологической карте урока ФГОС. Физика 7 класс тема «Механическая работа. Единицы работы»

Презентация к технологической карте урока ФГОС. Физика 7 класс тема «Механическая работа. Единицы работы»...

Проектная работа по теме "Разработка технологических карт уроков по физике"

Разработка структуры  технологических карт уроков по физике в рамках реализации ФГОС ООО второго поколения. Торетическая часть....

Технологическая карта урока по физике в 8 классе по теме "Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания. КПД."

Технологическая карта составлена к уроку в 8 классе по теме "Работа газа и пара при расширении. Двигатели внутреннего сгорания. КПД". Прописана деятельность на уроке учителя  и учащихся с учетом ...

Проектная работа на тему: Проектирование современного урока физики в соответствии с требованиями ФГОС ООО: Технологическая карта урока по физики в 8 классе по теме «Работа и мощность электрического тока».

Тема урока актуальна, имеет важное практическое значение. Для достижения цели использована проблемное обучение. Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельн...

Технологическая карта урока по физике 7 класса по теме "Механическая работа и мощность"

Физика человека в теме «Механическая работа и мощность» с использованием национально-регионального компонента....

Технологическая карта урока по физике "Механическая работа. Единицы работы"

Технологическая карта урока по физике в 7 классе на тему "Механическая работа. Единицы работы"...