Технологическая карта урока физики в 8 классе «Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами»
план-конспект урока по физике (8 класс)
Урок относится к разделу школьного курса физики 8 класса "Электические явления". Роль урока заключается в практической значимости умения расчитывать электроэнергию, потребляемую бытовыми электроприборами, способствует формированию финансовой грамотности, воспитанию бережливости и экономии семейного бюджета.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 74.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока физики в 8 классе по теме
«Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами»
Стародубцева Марина Леонидовна,
учитель физики, информатики
МАОУ СОШ №2 имени Ж. И. Алферова
Место и роль урока в изучаемой теме: Урок относится к разделу школьного курса физики 8 класса «Электрические явления». Роль урока заключается в демонстрации практической значимости изучаемого в данном разделе учебного материала, его значения для формирования бережливости учащихся, заботы о собственном здоровье и здоровье окружающей среды
Предмет: | физика | ||||
Класс: | 8 | ||||
Тема урока: | «Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами» | ||||
Тип урока: | Урок открытия новых знаний, их первичного закрепления и способов деятельности | ||||
Цель урока: | организовать деятельность учащихся по формированию программных знаний и умений для расчета электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами; совершенствовать исследовательские умения, навыки решения качественных и расчетных задач | ||||
Задачи урока | Образовательные: - научить применять знания о работе и мощности тока к объяснению и анализу явлений окружающего мира, к объяснению работы бытовых приборов; -формирование программных знаний и умений для расчета электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами; использование правил по ТБ при работе с электроприборами; - создание условий, для усвоения школьниками знаний и умений, которые помогут сэкономить семейный бюджет. | ||||
Развивающие: - обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать полученные данные; - способствовать развитию умений обобщать полученные знания; - способствовать развитию умений строить рассуждения, умозаключения, делать выводы, устанавливать связи между элементами содержания ранее изученного материала Воспитательные: - способствовать воспитанию бережливости и экономии электроэнергии; - обеспечить условия для воспитания познавательного интереса; - способствовать воспитанию бережного отношения к окружающей природе; - способствовать формированию финансовой грамотности; - способствовать воспитанию здорового образа жизни и реализации его в реальной жизни. | |||||
Ожидаемые результаты | |||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||
- систематизировать знания о работе и мощности электрического тока; - обосновать связь между этими величинами и внесистемной единицей работы (кВт*ч); - сформировать приемы применения полученных знаний при работе с электрическими приборами; - сформировать умение рассчитывать работу электрического тока в быту и стоимость этой работы. -использовать знания об электробытовых приборах в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с ними и техническими устройствами их содержащими. | Регулятивные: формулирование темы, цели урока; - постановка учебной задачи, нацеливание на успешную деятельность; - умение оценивать свою деятельность (самоконтроль); - умение прогнозировать события и развитие процессов. Познавательные: использование знаково-символических средств, создание и преобразование моделей и схем для решения задач; - умение осуществлять анализ, синтез, сравнение, устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. Коммуникативные: совершенствование навыков учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, - проявление инициативы при решении проблемной ситуации; - умение задавать вопросы; - осуществление взаимного контроля и оказание взаимопомощи | - Внутренняя мотивация к учебной деятельности. - Осознание границ собственного знания и незнания. - Умение вести диалог на основе уважения и равноправных отношений. - Потребности в активной жизненной позиции. - Знание основ экологической культуры, бережное отношение к природе, её богатствам. - Формирование финансовой грамотности - Здоровый образ жизни и реализация его в реальности. | |||
Методы обучения: | объяснение, практическая работа, упражнения, инструктаж, демонстрация приемов работы, работа с технической документацией, профориентационная деятельность. | ||||
Формы обучения: | групповая работа, индивидуальная, работа с классом, работа с текстом, лабораторная работа. | ||||
Основные понятия | работа и мощность электрического тока, расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами, расчет стоимости потребленной электроэнергии. | ||||
Технологии: | ИКТ-технология, проблемное обучение, элементы здоровьесберегающих технологий | ||||
УМК: | Физика. 8 кл.: учебник /А.В.Перышкин. - М.: Дрофа, 2019 | ||||
Оборудование |
| ||||
Время этапа урока | Содержание этапа урока | УУД, формируемые на данном этапе урока | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||
1. Организационный этап | |||
2 мин | Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть. Садитесь. Учащиеся, проверили готовность к уроку, настроились на продуктивную работу. | Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку | Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действие смыслообразования. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
2. Этап актуализации субъективного опыта учащихся | |||
5 мин | Мы продолжаем изучать раздел «Электрические явления» и прежде чем перейти к рассмотрению нового материала, вспомним характеристики физических величин, которые в нем встретятся. Выполним небольшое тестирование, вопросы которого вы видите на слайде. На выполнение работы отводится 5 минут. | Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону (операционально-деятельностный этап) | Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. |
Ход урока
Тест «Работа и мощность электрического тока» 1. Прибор для измерения работы тока?
г) счетчик 2. Какой формулой выражается работа тока?
3. По какой формуле рассчитывается мощность тока а) P=A/t б) P =U*I в) А=P*t г) I=U/R 4. В каких единицах измеряется работа тока в системе СИ? а) Вт*с б) В*А*с в) Дж г) кВт*ч 5. Чем больше сила тока на участке цепи, тем……… работа электрического тока? a) больше б) меньше в) не изменяется
За каждый правильный ответ вы заработали 1 балл. Количество правильно набранных баллов запишите под тестом | Выполняют тестирование Выполняют взаимопроверку заданий теста, обмениваясь тетрадями с соседом по парте, количество правильно набранных баллов записывают под тестом | Регулятивные: контроль, коррекция; прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением). | ||||||||||||||||
3. Этап изучения новых знаний и способов деятельности | ||||||||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||||||||||||||
10 мин | Приём - «Проблемная ситуация». Все мы пользуемся в быту разными электроприборами: для приготовления пищи, для гигиены, освещения помещений и т.д. А как рассчитать энергию, которую они потребляют? Какой прибор производит расчет потребленной электроэнергии? В каких единицах измеряется потребляемая энергия? Сегодня на уроке мы попытаемся ответить на эти вопросы. Прочитайте тему урока («Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами»). Запишите её в тетрадях. Давайте сформулируем цели урока, используя опорные слова: ИЗУЧИТЬ… ПОЛУЧИТЬ… ПРИМЕНИТЬ…
Приём - «Вопросы». На слайде представлена квитанция за электроэнергию. Ученикам задается вопрос: Из чего рассчитывается итоговая цена за электричество? Какие параметры используют для расчёта стоимости (от чего зависит эта сумма)? Учитель наводит размышления учеников на способ расчёта стоимости электроэнергии: П1 – показания электросчётчика в начале месяца П2 – показания электросчётчика в конце месяца А = П2 – П1 (расход электроэнергии за месяц) А= 0563 – 0382 = 181 кВт*ч Стоимость=А*Тариф Тариф = 4 руб/кВт*ч С = 181*4 = 724 руб.- стоимость электроэнергии Учитель предлагает решить задачу, которую ученики решают в парах, представляют обсуждение, Решение оформляется на доске одним из учащихся. В кабинете физики установлено 30 потолочных светильников мощностью по 40 Вт каждый. Какова стоимость электроэнергии за время перемен (1 час) при тарифе 4 руб/кВт*ч. Учесть, что в школе 40 классов. Приём - «Проблемная ситуация». Электрическая линия для розеток в кухне оснащена автоматическим выключателем, который размыкает линию, если сила тока в ней превышает 20 А. Напряжение электрической сети 220 В. На кухне работают посудомоечная машина, холодильник и электрическая духовка. Можно ли при этом дополнительно включить электрический чайник? | Отвечают на вопросы учителя по ранее изученному материалу Высказывают свою точку зрения Формулируют цели предстоящей на уроке деятельности В сотрудничестве с учителем изучают новый материал, отвечают на вопросы учителя, строят логические цепочки знаний, производят вывод формул для работы и мощности электрического тока Рассматривают квитанцию, отвечают на вопросы, задают вопросы. Ученики уточняют задание, если не поняли Выполняют задания в парах. Обсуждают полученные ответы. Ищут ответ на проблемный вопрос практического значения, высказывают и обосновывают свою точку зрения | прогнозирование. Познавательные: Постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Общеучебные: знаково- символические– моделирование; выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий. Цель: Создать проблемную ситуацию Коммуникативные: планировании учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. Коммуникативные: управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. |
2 мин | Приём «Лови ошибку». Организация физкультминутки А теперь сели ровно на стуле, спину расслабили, руки положили на колени. Отвечаем на мои вопросы кивком головы – если «да», то движение головой вверх-вниз; если «нет», то вправо-влево: • Для определения силы тока используют амперметр? (Да). • Вольтметр используется для определения времени? (Нет). • Мощность электрического тока измеряют в джоулях? (Нет). • Джоуль – единица измерения работы? (Да). • Вам понятна новая тема? (Да или нет). Немного отдохнули и продолжаем работу | Выполняют движения головой при ответе на вопросы учителя, снимают статическое напряжение в шее и плечевых суставах. | Охрана здоровья и соблюдение техники безопасности |
Этап первичной проверки понимания изученного | |||
4 мин | Работа с паспортами электроприборов, учебником Где же мы можем получить информацию о мощности электрического тока, на которую рассчитано устройство? (В паспорте электроприбора, на самом устройстве). Откройте страницу 146 учебника, рассмотрите таблицу 9 «Мощность, потребляемая некоторыми приборами и устройствами». Какое из указанных устройств, применяемых в быту, технике, или на производстве имеет минимальную мощность, самую большую мощность? | Занимаются самостоятельным поиском информации о мощности приборов из паспортов Работают с текстом учебника, анализируют данные таблицы | Регулятивные планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации Коммуникативные уметь формулировать собственное мнение; слушать собеседника. |
4. Этап закрепления понимания изученного | |||
15 мин | А сейчас организуем работу в группах. Первая группа-экспериментаторов приступает к выполнению экспериментального задания. Задание указано в технологической карте эксперимента. Лаборант группы проводит инструктаж по ТБ при сборке электрической цепи Технологическая карта эксперимента 1. Изобразите схему электрической цепи, в которой последовательно соединены источник питания, лампа, амперметр и ключ. Вольтметр параллельно присоединён к лампе. 2. Соберите электрическую цепь по составленной схеме. 3. Измерьте силу тока в цепи и напряжение на лампе. Показания приборов запишите в тетради. 4. Вычислите мощность тока в электрической лампе. 5. Рассчитайте работу тока в лампе за 2 минуты её горения. Поставьте за каждый правильно выполненный пункт технологической карты – 1 балл. Второй группе-экономистов необходимо рассчитать стоимость затраченной электроэнергии используя паспорта бытовых электроприборов с описанием электрических характеристик приборов (напряжение, сила тока, потребляемая мощность) по предложенной схеме. Командир выставляет количество заработанных баллов – за каждую правильно рассчитанную стоимость использованной электроэнергии от 1- 5 баллов. Задание для третьей группы инструкторов по технике безопасности: Изучив предложенные тексты составьте общие правила пользования электробытовыми приборами и выясните преимущества использования энергосберегающих ламп для экономичного потребления электроэнергии. Командир группы каждому участнику выставляет за участие в работе за 1- 5 баллов. На выполнение работы каждой группе отводится 15 минут. Полученные результаты необходимо оформить на доске. Командиры групп выставляют оценку каждому участнику группы, учитывая их вклад в выполнение задания. | Работают в группах: • выполняют экспериментальное задание; повторяют ТБ при работе с электрическими приборами, анализируют полученные результаты; используя их вычисляют мощность и работу тока в лампе; •выполняют творческое задание– используя данные из паспортов электроприборов, составляют и решают физические задачи; • выполняют практическое задание– решают задачи повышенного уровня сложности по теме урока. Оформляют полученные результаты на доске. Оценивают свою деятельность Командиры оценивают работу товарищей в группе Рассматривают возможные способы экономии электроэнергии, исходя из полученных знаний – как рассчитывается стоимость электроэнергии. Обсуждение альтернативных вариантов, которые могут снизить стоимость. Полученные результаты каждая группа оформляет на доске и представляет всему классу. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; Логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. Коммуникативные: управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. |
Этап информации о домашнем задании | |||
1 мин |
электроэнергию?» | Слушают инструктаж домашнего задания | Коммуникативные: умение слушать. |
5. Этап подведения итогов учебного занятия | |||
2 мин | Подведём итоги урока. Проанализируйте свою работу на уроке и ответьте на вопросы:
| Оценивают собственную работу на уроке, выставляют отметку в лист успеха Анализируют собственную деятельность на уроке, планируют работу на следующем уроке. | Познавательные: общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование. |
Этап рефлексии | |||
1 мин | Попробуйте оценить свое эмоциональное состояние на уроке в виде смайлика. | Оценивают свое эмоциональное состояние | Регулятивные: оценка результатов и саморегуляции для повышения мотивации учебной деятельности. |
Список использованной литературы
1. Программа: Перышкин А.В., Гутник Е.М.
2. Учебник: Перышкин А.В. Физика. 8 класс. – М. :Дрофа, 2019
3. Качественные задачи по физике для 7-9 классов. / Кирик Л.А. — М.: ИЛЕКСА, 2020. — 240 с.
4. Сборник задач по физике. 7-9 классы: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / В.И.Лукашик, Е.В.Иванова. – М.: Просвещение, 2020
5. Диагностические работы к учебнику А.В.Перышкина «Физика. 8 класс»: учебно-методическое пособие / В.В.Шахматова, О.Р.Шефер. – М.: Дрофа, 2020.
6. Квитанции за оплату ЖКХ
7. РЭШ https://resh.edu.ru/subject/lesson/2588/start/ физика 8 класс. Тема: «Мощность электрического тока. нагревательные приборы».
8. Учительский портал http://www.uchportal.ru
9. Российский общеобразовательный портал www.school.edu.ru
Практическая работа
«Расчет стоимости электроэнергии бытовых приборов»
Задания
- Найдите в технических паспортах или на корпусе прибора мощность предложенных вам электрических приборов.
- Определите работу, совершенную током в этих приборах за указанное время, за сутки и за месяц
(30 дней).
- Рассчитайте стоимость затраченной электроэнергии за месяц по формуле:
С=А* Тариф.
- Полученные данные занесите в таблицу.
Мощность, работа и стоимость затраченной энергии
Электроприбор | Мощность, Вт, кВт | Время работы в сутки, ч | Работа тока за сутки, кВт*ч | Работа тока за 30 суток, кВт*ч | Тариф, руб. | Стоимость, руб. |
Лампа (пример) | 40Вт=0,04кВт | 5 | 0,04*5=0,3 | 0,2*30=6 | 4 | 24 |
Ультразвуковой увлажнитель воздуха | 5 | 4 | ||||
Утюг | 0,5 | 4 | ||||
Электрический чайник | 0,5 | 4 | ||||
Электроплитка | 2 | 4 |
Преимущества энергосберегающих ламп
Задание: прочитать статью и выделить 3-5 главных преимуществ энергосберегающих ламп
Экономия электроэнергии. Коэффициент полезного действия у энергосберегающей лампы очень высокий и световая отдача примерно в 5 раз больше чем у традиционной лампочки накаливания. Например, энергосберегающая лампочка мощностью 20 Вт создает световой поток равный световому потоку обычной лампы накаливания 100 Вт. Благодаря такому соотношению энергосберегающие лампы позволяют экономить экономию на 80% при этом без потерь освещенности комнаты привычного для вас. Причем, в процессе долгой эксплуатации от обычной лампочки накаливания световой поток со временем уменьшается из-за выгорания вольфрамовой нити накаливания, и она хуже освещает комнату, а у энергосберегающих ламп такого недостатка нет.
Долгий срок службы. По сравнению с традиционными лампами накаливания, энергосберегающие лампы служат в несколько раз дольше. Обычные лампочки накаливания выходят из строя по причине перегорания вольфрамовой нити. Энергосберегающие лампы, имея другую конструкцию и принципиально иной принцип работы, служат гораздо дольше ламп накаливания в среднем 5-15 раз. Это примерно от 5 до 12 тысяч часов работы лампы (обычно ресурс работы лампы определяется производителем и указывается на упаковке). Благодаря тому, что энергосберегающие лампы служат долго и не требуют частой замены, их очень удобно применять в тех местах, где затруднен процесс замены лампочек, например в помещениях с высокими потолками или в люстрах со сложными конструкциями, где для замены лампочки приходится разбирать корпус самой люстры.
Низкая теплоотдача. Благодаря высокому коэффициенту полезного действия у энергосберегающих ламп, вся затраченная электроэнергия преобразуется в световой поток, при этом энергосберегающие лампы выделяют очень мало тепла. В некоторых люстрах и светильниках опасно использовать обычные лампочки накаливания, из-за того, что они выделяя большое количества тепла могут расплавить пластмассовую часть патрона, прилегающие провода или сам корпус, что в свою очередь может привести к пожару. Поэтому энергосберегающие лампы просто необходимо использовать в светильниках, люстрах и бра с ограничением уровня температуры.
Большая светоотдача. В обычной лампе накаливания свет идет только от вольфрамовой спирали. Энергосберегающая лампа светится по всей своей площади. Благодаря чему свет от энергосберегающей лампы получается мягкий и равномерный, более приятен для глаз и лучше распространяется по помещению.
Выбор желаемого цвета. Благодаря различным оттенкам люминофора покрывающего корпус лампочки, энергосберегающие лампы имеют различные цвета светового потока, это может быть мягкий белый свет, холодный белый, дневной свет, и т.д.
Правила безопасного использования электроприборов в быту
Задание: прочитать статью и выделить 5-7 правил безопасного использования электроприборов в быту
Не засовывайте в розетку посторонние предметы! Как вы уже знаете, розетка предназначена для включения электроприборов в сеть, а вовсе не для ваших пальцев. Однако в розетку опасно засовывать не только пальцы, но и посторонние предметы, особенно металлические: гвозди, проволоку, вязальные спицы, шпильки. Эти предметы — хорошие проводники электрического тока! Ток по ним, как по мостику, моментально переберется на вашу руку, и ударит так, как будто вы сунули в розетку палец.
Не касайтесь руками оголенных проводов! Провода, через которые к приборам поступает электрический ток, имеют изоляционную защиту. Это значит, что металлический провод, где течет электричество, помещен в другой провод, пластмассовый, резиновый, с тканевой обмоткой. И резина, и пластмасса, и ткань являются изоляторами, через которые ток не проходит и не сможет никому причинить вреда. Но бывает, что изоляционная оболочка провода повреждается, и опасный металлический провод оголяется. Это очень опасно. Если задеть оголенный провод включенного прибора, можно получить удар током.
Не трогайте включенные приборы мокрыми руками! Помните о том, что вода является проводником электрического тока. Она, как и металлические предметы, является мостом, через который электричество перебирается на человека. Если вы прикасаетесь к включенному электроприбору мокрыми руками, то рискуете получить удар током.
Нельзя протирать включенные электроприборы влажной тряпкой! Вода, которая находится во влажной тряпке, служит таким же проводником для электрического тока, как и вода на мокрых руках. Если вам захочется, например, протереть включенный телевизор, то сначала выключите прибор, а потом уже вытирайте с него пыль.
Нельзя пользоваться электроприборами, касаясь воды! Как вы уже знаете, вода — отличный проводник-мост для электрического тока, поэтому никогда не касайтесь одновременно воды и включенного электроприбора!
Нельзя одну руку держать под струей воды, а другой включать электроплиту или стиральную машину. Ни в коем случае не пользуйтесь электроприборами, лежа в ванной! Не оставляйте включенные электроприборы без присмотра!
Уходя из дома, всегда проверяйте, потушен ли свет, выключены ли телевизор, магнитофон, электрообогреватель, утюг и другие электроприборы. Оставленные без присмотра электроприборы часто становятся причиной пожара.
Не засыпайте при включенных телевизоре, магнитофоне, электрообогревателе и других бытовых электроприборах! Не включайте в одну розетку больше трех электроприборов!
Не обертывайте электролампы горючими материалами (тканью, бумагой, клеенкой и т.д.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока физики 7 класс " Инерция"
Составлена и готова к использованию,технологическая капта урока физики в 7 классе по теме " Инерция"...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ФИЗИКИ 8 КЛАСС " АМПЕРМЕТР. ИЗМЕРЕНИЕ СИЛЫ ТОКА."
Технологическая карта урока по физике "Амперметр. Измерение силы тока" 8 класс уч. Перышкина...
Технологическая карта урока. Физика 9 класс.
Образец технологической карты урока. Технологическая карта урока физики 9 класс по теме: "Законы сохранения в механике". Анализ технологической карты....
Технологическая карта урока физики 9 класса «Источники звука. Звуковые колебания и их характеристики»
Технологическая карта урока физика 9 класс «Источники звука. Звуковые колебания и их характеристики» с межпредметными связями по биологии....

Технологическая карта урока физики 8 класса на тему: "Тепловые двигатели. КПД теплового двигателя. Пути совершенствования тепловых двигателей. Холодильник"
Технологическая карта урока физики 8 класса на тему: "Тепловые двигатели. КПД теплового двигателя. Пути совершенствования тепловых двигателей. Холодильник"...

Технологическая карта урока физики 7 класс
Технологическая карта урока физики 7 класс по теме: "Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля"...
Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами
Технологическая карта урока Место и роль урока в изучаемой теме: Урок относится к разделу школьного курса физики 8 класса «Электрические явления». Роль урока заключается в демонстраци...



