В поисках эффективных образовательных технологий в процессе преподавания физики в колледже (из опыта исследовательской научно-методической деятельности)
методическая разработка по физике (11 класс)

Чередниченко Евгений Юрьевич

Чередниченко Евгений Юрьевич,

преподаватель физики,

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Колледж Петербургской моды»

В поисках эффективных образовательных технологий в процессе преподавания физики в колледже (из опыта исследовательской научно-методической деятельности)


 

В п

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novaya_statya_vnedrenie_elementov_blochnogo_prepod_.docx21.15 КБ

Предварительный просмотр:

Чередниченко Евгений Юрьевич,

преподаватель физики,

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Колледж Петербургской моды»

В поисках эффективных образовательных технологий в процессе преподавания физики в колледже (из опыта исследовательской научно-методической деятельности)

Образование - одна из важных сфер любого государства, от которой зависит качество жизни подрастающего поколения.

Процесс информатизации общества и ускорение развития технологий ставит сегодня  перед преподавателем задачу обновления форм и методов обучения.

Чтобы быть на уровне времени, современный выпускник колледжа должен не только усвоить основные идеи любой науки, но и приобрести навык самостоятельно пополнять  свои знания с целью их активного использования. Сегодня нужны люди, деятельность которых была бы обдуманной и творческой.

Физика – одна из учебных дисциплин, которая играет большую роль не только  в формировании естественнонаучной картины мира, но и в развитии мышления обучающихся.     Однако, знания по физике ребят, которые приходят к нам учиться,  нередко остаются формальными, многие студенты не умеют в достаточной степени самостоятельно рассуждать, объяснять те или иные физические явления, применять знания при решении задач. На пути же преодоления этой проблемы имеют место и такие недостатки в преподавании физики как ограничение преподавателя во времени и недостаток оборудования. Так, за последние три года прослеживалась тенденция снижения часов на изучение  физики в колледже как учебной дисциплины. К тому же, количество часов, отведенных на изучение одних и тех же программных вопросов в разных группах, также значительно отличается. Следствием же недостатка оборудования является невозможность показа ряда демонстраций и пр. А ведь физика – наука экспериментальная. Поэтому первая задача, которая встает перед преподавателем физики в колледже, – за короткий промежуток времени выявить и заполнить «пробелы» в знаниях школьного курса физики и перейти на преподавание программного материала колледжа по новым ФГОС и ФОП,  прежде всего преследуя задачу  повышения  эффективности процесса обучения, которая  никогда не теряла своей актуальности.

Вот почему я задался целью ознакомиться с разными точками зрения на выбор эффективных образовательных технологий для решения тех или иных задач обучения и попытался внедрить элементы некоторых из них в процессе преподавания физики в колледже.

На пути поиска эффективных технологий обучения заинтересовал меня так называемый блочный метод преподавания. Об эффективности укрупнения знаний говорил еще академик П.М.Эрдниев. В эффективности этой инновационной технологии обучения, особенно когда возникает необходимость за короткий промежуток времени практически параллельно доучить, все, что оказалось недоученным, и выйти на изучение  программного материала, да еще уделить должное внимание развитию умственных способностей обучающихся, убедился и я, попытавшись применить элементы этой технологии при изучении некоторых тем курса.  А сочетание укрупненного подхода с применением элементов других инновационных технологий, например, облачных технологий (наличие старт-доски в кабинете и возможностей и сети Интернет) также позволило  решить целый ряд задач обучения.

При введении учебного материала отобранных тем крупными дозами или блоками, пришлось работать над составлением опорных конспектов и обобщающих таблиц, отражающих основной материал темы; к каждому из них, продумывать и отражать в опорном конспекте  систему  связей между отдельными  элементами знаний; разрабатывать систему занятий по отработке материала блока.  Обязательными типами занятий в этой системе стали лекция, семинар, зачет. Благодаря высвобождению времени при блочной подаче учебного материала, в процессе отработки материала блоков происходит детальное углубление знаний, возникает возможность применить различные приемы, формы и методы работы: решить множество задач – качественных, расчетных, экспериментальных и т.д., а значит, способствовать активизации развития мышления обучающихся.

Результатом работы по использованию элементов блочного преподавания некоторых тем курся физики стала наблюдающаяся  положительная динамика показателя уровня компетентности обучающихся, значительный рост заинтересованности в изучении предмета, получение удовлетворения от  приобретенных знаний. Об этом свидетельствуют мониторинги мотивации обучения, участия обучающихся в олимпиадах и конкурсах и просто сравнение знаний студентов тех групп, в которых использовались элементы блочной системы преподавания, со знаниями студентов других групп, например, перешедших под конец изучения курса физики от одного преподавателя к другому.

Действительно, как отмечают исследователи, применение приемов укрупнения знаний приводит к качественному преобразованию этих знаний от уровня разрозненности к уровню целостности и позволяет облегчить решение ряда задач обучения, и в первую очередь, задачи развития физического мышления вместе с овладением основами науки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД по теме: «Использование информационных технологий в процессе преподавания физики в школе».

Современное информационное общество ставит задачи качественных изменений в деятельности всей школы, придавая особое значение формированию способности ученика к самостоятельному поиску информ...

Поиск эффективных здоровьесберегающих технологий в образовательном учреждении.

Данная статья поможет руководителям и учителям образовательного учреждения в реализации здоровьесберегающих технологий процесса обучения и воспитания...

Практико-значимый проект на тему: «Инновационные образовательные технологии в процессе преподавания математики»

Актуальность данной темы заключается в том, что сегодня в российском образовании провозглашен принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и ко...

Новые образовательные технологии в процессе преподавания русского языка и литературы. (из опыта работы)

Материал содержит описание опыта работы по новым образовательным технологиям....

Доклад на тему: « Современные образовательные технологии в процессе преподавания иностранного языка

Доклад на тему: « Современные образовательные технологии в процессе преподавания иностранного языка...

Особенности применения современных образовательных технологий в процессе преподавания физической культуры в школе

Особенности применения современных образовательных технологий в процессе преподавания физической культуры в школе...