МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
статья по физкультуре на тему

Этот материал был представлен мной на городской конкурс "Таланты го.Жуковский- 2011". Здесь описана моя педагогическая философия, то есть Тот взгляд на специальность, которя формировалась на протяжении многих лет преподавания физической культуры в школе. Остальные документы посвящены также моему участию в конкурсе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Моя педагогическая философия

Меня уже давно не спрашивают мои родные, куда я иду утром, имея в виду мою работу, я всегда иду в одном направлении – к детям! Вот уже много лет они являются объектами моего служения, предметом моей любви, смыслом моей жизни. Я вхожу в спортивный зал, где меня ожидают ученики, и каждый раз я это делаю по-разному. Постоянна только любовь к этим неравнодушным созданиям, которые ждут от тебя поучительного урока, задумчивой притчи, красивой легенды из архива времени.

 В детстве у меня была мечта стать криминалистом, но судьба дала мне возможность поиска ключей от сотен детских сердец. К каждому  сердцу есть свой ключ и свой код. Если пропуском в историю всегда был «вопросительный знак на компасе вечности», то к душевным вратам учеников можно было подходить только с чувством, коим является любовь, открывающая не только сердца и души детей, но и исторические эпохи со всем духовным богатством разных народов.

Мне вспоминается совет одного старца: «Не потеряйте ни одного ученика и пусть эти слова станут вашей педагогической философией». Чуть позже мне предстояло убедиться в этом самой: «Учитель должен быть больше чем учитель». Тогда и появилась у меня педагогическая формула: «Учитель - это преподаватель плюс воспитатель, а преподаватель - это педагог минус воспитатель». С тех пор я отношусь к своей деятельности как к служению, а не как к работе. Служба, как известно, понятие круглосуточное. Педагогом нельзя быть по понедельникам и пятницам и только на школьном уроке. Учительское попечение, как и любовь, не знает выходных дней и напоминает собой духовное «О3». Вот почему местом моей встречи с учениками является не школа, а сердце.
      Только отдав детям много лет, познав горький вкус ошибок и заметив обилие сорняков на своем педагогическом поле, я поняла философию служения и библейскую мудрость «не многие делайтесь учителями». Да, строитель может зарабатывать деньги на возведении школьного здания. А тебе, педагогу, необходимо знать, что ты строишь в умах и сердцах своих учеников!

Мой предмет – физическая культура, культура облика и образа. Внешнего и внутреннего. Зачем, скажут многие, учителю физкультуры заботиться о внутренней культуре маленького человека? Для этого есть уроки литературы, музыки, искусства… Нет, отвечу я: мои ученики не только участники волейбольной игры, не только соревнующиеся на лыжне или беговой дорожке, - это люди, которым очень тяжело подчас приходится с нами, взрослыми, и мои уроки – это, прежде всего, место, где можно почувствовать себя неодиноким, где учитель – товарищ, который подаст руку, если ты упал. Это в моих уроках главное.
        Видя плачевные результаты либеральных экспериментов над школой,  я начала  глубже понимать, что лежит в основе понятий «образование», «воспитание», «просвещение». В моем понимании образование – это ваяние образа, воспитание – питание духовной оси, а просвещение – поиск света Истины в душе ученика. В наше время и образы поменялись, и ось неоднократно ремонтировалась, и свет постепенно затухал в ученических сердцах. Укоренились образы вырождения, деформированные оси, а свет затмил мрак бездуховности.              Ученик стал похож на нейтральный атом, у которого положительный и отрицательный заряды уравновешены, и он перестал понимать, где добро, а где зло. Нравственная мудрость веков уступила место многознанию, а мудрость, как известно, есть знание немногого, но самого главного.

Я никогда не лгу своим ученикам. Если правда горька и сурова, я все равно говорю ее, ведь Человека всегда воспитывала только правда, а проводником к ней была нежная любовь педагога к предмету и ученику. Еще В.О. Ключевский говорил: «Любите то, что преподаете и тех, кому преподаете».

Быть добрым не значит натаскивать себя на доброделание, а накапливать внутреннее тепло в своем сердце.

 Вспоминаю одну  притчу о царе, который мечтал осчастливить свой народ и обратился за советом к мудрецам. Те задали ему три вопроса: какой час на земле самый главный, какой человек на земле самый главный, какое дело на земле самое главное? Царь не сумел найти ответы на эти вопросы. А они были очень просты: самый главный час - настоящий, тот, который сейчас наступил; самым главным человеком является тот, что сейчас с тобой; дело, которое ты сейчас делаешь, и является самым важным.

Применительно к моей педагогической философии и моему учительскому счастью отвечу на эти вопросы так. Любой урок – самый главный, ибо завтра будут уже другие уроки. Давать их ученикам – вот мое первое педагогическое кредо. Главный человек для меня - мой ученик. Важно найти для каждого именно то слово, в котором он сейчас нуждается, именно то умение, которое он сможет выполнить лучше остальных. В этом заключается мое второе педагогическое кредо. Именно сейчас, в данный конкретный момент,  я могу зажигать свет в их сердцах, звать к добру, задавать цель видеть смысл в победе, научить радоваться чужим удачам и помогать друг другу. Вот мое третье кредо.
      Я счастлива, потому что я нужна моим ученикам. 



Предварительный просмотр:

ЛЕКЦИЯ ПО ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ

МОДЕРНИЗАЦИЯ и Я

«Ответственность за жизнь и здоровье обучающихся несет образовательное учреждение» — так говорится в 32-й статье Закона Российской Федерации «Об образовании». Закон требует безусловного выполнения, но для эффективной работы по сохранению и укреплению детского здоровья школе нужна — это очевидно — многоуровневая поддержка. Еще более сложна задача формирования у детей основ культуры здорового и безопасного образа жизни, соответствующих поведенческих стереотипов. Решение этой задачи не может осуществляться мгновенно, оно предполагает последовательную и системную работу по разным направлениям. Такая работа уже началась. Свои усилия объединяют органы исполнительной и законодательной власти, научные и общественные организации, педагогические коллективы и родители. В этом уверена как учитель физической культуры.
Значительную часть времени ребенок проводит в школе, и потому очень важно, чтобы все виды деятельности ребенка, обеспечивающие его интеллектуальное, физическое, духовно-нравственное развитие, выстраивались без потерь для его здоровья. Здоровьесберегающими технологиями в современной школе должен владеть каждый педагог. Энтузиазмом героев-одиночек многомерную глубокую работу по формированию основ культуры здорового и безопасного образа жизни в каждой школе не выстроить.
 Многие факторы мешают этой работе. Один из них — катастрофический объем нагрузок на детей, особенно на средней и старшей ступенях. Вдумайтесь только: старшеклассники проводят до 11 часов без движения, ученики начальной школы — более чем 5 астрономических часов в день! Такая низкая двигательная активность сопрягается еще и со стрессом! Мы ведь уже на ступени начальной школы формируем в детях установку на успешность, а это предполагает ответственное отношение ко всему, что связано с их деятельностью в школе. В итоге — психологический стресс как одна из главных причин проблем со здоровьем школьников. Учитывая отрицательное воздействие названных факторов на здоровье школьников, мы с коллегами из Института возрастной физиологии РАО и школьными педагогами работаем над тем, чтобы через новый стандарт (требования к основным образовательным программам, условиям их реализации и результатам их освоения) минимизировать влияние этих факторов.
Работая над новым поколением программ по оздоровлению, мы исходим из того, что наша стратегическая задача — формирование основ культуры здорового и безопасного образа жизни и у детей, и у педагогов, и у родителей. Ребенок должен выходить из школы с укоренившимися привычками здорового образа жизни. В школе необходимо обеспечить условия для формирования основ культуры умственного и физического труда, культуры тела, культуры питания и культуры отдыха выпускника. В 76 субъектах Российской Федерации реализуются региональные программы совершенствования организации школьного питания. Очень важно, что к этой работе привлекается семья: если в семье ребенка обсуждаемым проблемам не уделяется никакого внимания, то добиться заметных результатов только усилиями школы будет сложно. Кроме того, выпускники школ также когда-то станут родителями, и от того, насколько они будут привержены принципам здорового и безопасного образа жизни, будет зависеть и состояние здоровья их детей, и состояние здоровья нашего общества в целом. Именно поэтому одно из направлений, которое может заинтересовать меня как учителя физкультуры в школе, - это проект «Школьное питание» , и последовательная работа с родителями. Конечно, учитель, который подчас является для ребенка большим авторитетом, чем папы и мамы, влияет личным примером на все аспекты этого сложного процесса.
Что еще должно войти в поведенческий стереотип ребенка на выходе из школы? Это, конечно, культура тела. Урок физкультуры не может быть только, условно говоря, бегом на стометровку под тиканье секундомера. Мало что изменит формальное увеличение количества этих уроков. Физическое развитие ребенка и все «зачетные показатели», достигаемые ребенком по мере его взросления, необходимо соотносить  с индивидуальными особенностями каждого ребенка, состоянием его здоровья и физического развития. Педагог обязан учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Ведь для кого-то отжаться двадцать раз легко, а для кого-то и два раза — победа над собой. Порой комплексы неполноценности у взрослого человека своими корнями уходят в тот урок, когда он на виду у всего класса не смог подняться по канату. Поэтому очень важно, чтобы как на физкультуре, так и на других уроках учитывались индивидуальные достижения развития школьника. Для этого должны быть созданы условия, когда, например, на уроке физкультуры дети могли бы заниматься по разным программам. Текущие показатели их достижений должны соотноситься с теми, с которыми они пришли в школу. Урок физкультуры для ребенка должен быть уроком радости от ощущения себя в развитии: от того, что у него что-то неплохо получается. Сравнение с успехами другого ребенка, у которого другие потенциальные возможности организма, состояние здоровья и уровень физического развития, абсолютно некорректно. Все это, конечно, предполагает новые условия организации проведения урока физкультуры, гораздо большее количество игровых видов спорта. И необходимые изменения в стандарты второго поколения мы уже заложили, потому что уже сегодня задумываемся о том, какой наша школа станет завтра, к чему необходимо стремиться. Наша цель — наличие соответствующих условий, в том числе нескольких спортзалов, большее количество ставок педагогов физической культуры, которые могли бы одновременно работать в разных помещениях, на разном спортивном снаряжении. Причем, учитывая, что в прошлом учебном году в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях в обычных классах обучались более 142 тысяч детей-инвалидов, а в коррекционных классах обычных школ — более 148 тысяч детей, в школах должны быть педагоги, получившие соответствующую подготовку как учителя адаптивной физкультуры. Тенденция обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в обычных школах нарастает. В прошлом учебном году в специальных (коррекционных) учреждениях обучалось детей-инвалидов меньше, чем в общеобразовательных, — около 210 тысяч детей. И для них в учреждениях всех видов должны быть созданы все необходимые условия. Это один из важнейших аспектов государственной политики сегодня. Конечно, адаптивные программы для таких детей должны быть иными, чем для детей, у которых таких ограничений по состоянию здоровья нет, но при этом дети с ограниченными возможностями здоровья обязательно должны быть включены в общую жизнь школы и класса. Спортивные соревнования при продуманной организации могут объединять детей с разными возможностями здоровья. Мы всегда пытались актуализировать идею «команда — класс», когда каждый школьный класс (или почти весь класс) представляет команду. Не все могут быть чемпионами, но школа должна дать каждому ребенку возможность участвовать в соревновании, бороться за победу, ощущать себя востребованным членом команды, почувствовать дух товарищества, лидерства, сопричастности.
 Конечно, все это предполагает серьезные изменения в нормативной базе, кадровом обеспечении…
Необходимо  решать  проблемы кадрового обеспечения и профессиональной подготовки тех, кто еще учится в вузе, и тех, кто уже работает, но нуждается в повышении квалификации. Все эти проблемы — межведомственные, в их решение включены Минобрнауки России, Мин-спорттуризм России, Минздравсоцразвития России, службы занятости.
Еще одной важной проблемой, когда мы говорим о формировании основ культуры здорового и безопасного образа жизни в наших ребятах, является профилактика вредных привычек — табакокурения, алкогольной зависимости, наркомании. В последние годы есть позитив, снижается доля потребляющих алкогольные напитки среди молодежи в возрасте от 11 до 24 лет, но увеличивается доля потребления пива, растет зависимость от энергетических напитков. Эти показатели очень тревожат, но вынуждена признать: как бы мы ни стремились к преодолению роста этих зависимостей, усилиями одной только системы образования с данной проблемой не справиться. Здесь необходимо включение разных ресурсов, в том числе и СМИ, служб практической психологии в школе.
Мы  хотим, чтобы наши дети, выходя из школы во взрослую жизнь, были жизнестойкими, чтобы они могли противостоять самым разным ситуациям, адекватно на них реагировать, верить в свой успех, уметь преодолевать сложности, не бояться жизненных трудностей. Система образования, может быть, более всех ответственна за то, чтобы ребенок окончил школу с показателями здоровья не хуже тех, с какими он туда пришел. А идеально — выпустился более развитым, окрепшим, сильным, с устойчивыми поведенческими стереотипами здорового и безопасного образа жизни. Со стойким жизненным иммунитетом. Это сложная многомерная государственная задача. Она сопряжена с тем, что и учитель должен быть носителем такой жизненной философии. И мы будем двигаться в этом направлении — создавать все условия для воспитания здорового, образованного, успешного, культурного человека, словом, человека, способного быть счастливым!



Предварительный просмотр:

МОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  ОПЫТ

В нынешнем 2011 году исполнится 25 лет моего педагогического стажа. За эти годы подросли дети моих первых учеников, многие из которых учатся у меня.

Мой идеал учителя – Геннадий Матвеевич Осипов. Мне посчастливилось не только учиться у него мастерству, но и побыть его коллегой. Часто на методических объединениях, семинарах и открытых уроках Геннадий Матвеевич устраивал мне мини-экзамен, задавая вопросы о правильности показанных упражнений, структуре урока, методиках, и было приятно слышать, что я правильно мыслю и он гордиться мной. Это настоящий учитель, Учитель с большой буквы.

Конечно, говоря о педагогическом опыте, волей-неволей начинаешь сравнивать преподавание в самом начале профессиональной карьеры и сегодняшнее. Что можно сказать? Какие сделать выводы? Как ни парадоксально в начале творческого пути работать было легче. Дети были крепче физически, выполняли все нормативы Ребята ходили на уроки физкультуры с мыслью, что это необходимо, а сегодня, когда утратился авторитет школы, учителя, предметов, исчезло понятие «необходимо», очень трудно восстановить потерянные позиции. И это не только моя беда, это беда всей русской школы.

Да и если говорить о физическом состоянии современных школьников, то надо отметить, что за последние 10 -15 лет здоровье молодежи сильно изменилось в худшую сторону. Современным детям не хватает ежедневной двигательной активности. И те нормативы, что ребята выполняли легко несколько лет назад, сегодняшнему поколению даются с необыкновенным трудом, а то и вовсе не даются.

Постепенно я пришла к мысли, что двойками проблемы не решить, что необходим новый подход к предмету «Физическая культура». В 2000 году я совместно с другими преподавателями физкультуры  (Диобальд, Барановой и др.) представила инновационную программу, в которой было увеличено количество часов на спортивные игры, мы начали вводить их со 2 класса. Учащийся может выбрать для освоения не одну спортивную игру, а три (в соответствии с государственным стандартом). Это может быть  волейбол,  баскетбол, футбол…

Последние 10 лет наши школьники принимают участие в Спартакиаде по всем трем видам спорта.

Кроме программы, ориентированной на здоровых школьников, я работаю индивидуально  с детьми, у которых слабое здоровье. Записи о результатах веду в личном журнале заболеваний. На уроках даю различную нагрузку для всех детей, учу контролировать самочувствие.

Скажу немного о результатах этой работы:

Ученик, который в 1 классе имели устойчивый диагноз «Бронхиальная астма», будучи сегодня в 10-м, почти не отстает в физическом развитии от одноклассников и чувствует себя превосходно. Другой с таким же диагнозом был освобожден, и сейчас ему сложно выполнять даже средние физические нагрузки.

Ученица 9-го класса с диагнозом «Проляпс митрального клапана». Диагноз поставленный с детства, сейчас снят. Девочка играет в волейбол, баскетбол за школу, ходит тренироваться на легкую атлетику… Примеров еще можно привести множество. Но! Хочу обратить внимание – в тех случаях, когда происходит улучшение здоровья ребенка, имеет место неравнодушное отношение и активная поддержка родителей. Для учителя вообще ОЧЕНЬ ВАЖНО отношение к его труду родителей ученика. Именно на триаде «Учитель –Ученик–Родитель» и строиться вертикаль школьного образования. Сейчас эту вертикаль пытаются разрушить.

Основная проблема в деятельности современного учителя сегодня состоит в том, что ценности семьи, общества в целом, противоречат ценностям школы. Наша российская школа по-прежнему, как и в советские времена) пытается ориентировать ребенка на труд, честность, взаимопомощь, образованность, интеллигентность. Общество же диктует другие законы: Успех любой ценой, лидерство за счет других, жестокость, беспощадность… Между этими системами ценностей, как между Сциллой и Харибдой, находятся наши дети, их здоровье, их дальнейшая судьба, жизнь и здоровье их будущих детей… Я думаю, от каждого учителя сегодня зависит дальнейшая судьба нации. И это не поза, не громкие слова… Это огромная ответственность перед страной, которая находится на грани развала, и перед каждым ребенком в отдельности. Но… Пока горят ребячьи глаза, чувствовать их волю к победе, их радость от постижения нового, хочется жить и творить, как бы трудно нам ни было.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя педагогическая философия

Размышления по поводу......

Моя педагогическая философия

В материале описываются основные педагогические идей и система работы....

"Воспитание успехом. Концепция педагогической философии"

Методическая разработка может быть использована учителями, классными руководителями при организации учебного процесса, основанного на деятельностном подходе...

Эссе «Моя педагогическая философия».

Давным-давно зимой, а может летомИли когда тоскливый дождик моросилСвоей душой всем солнышком согретыйВ мое ты сердце лучик поместил. Учитель! (Гаджаева Айша,  4класс)...

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Мировоззренческая и психолого-педагогическая позиция учителя....

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Педагогическое эссе учителя английского языка "Моя педагогическая философия"...

Педагогическое эссе на тему: «Моя педагогическая философия».

Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает путь.Конфуций...