Начальный этап спортивно-ориентированного физического воспитания
методическая разработка по физкультуре по теме

Эффективность решения проблем физического воспитания подрастающего поколения, поиск способов решения злободневных вопросов, связанных со снижением уровня физической подготовленности школьников, ухудшением здоровья, падением нравственности, нарушением правил здорового стиля жизни во многом зависит от способности преподавателя к творческому переносу элементов спорта в сферу физического воспитания, умения научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_marina_eksperiment.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                               

Введено в действие                                                                        Принято на педсовете

Приказом № 151/5                                                                          протокол № 1

От 12.11.2005 г.                                                                               от 27.08.2005 г.

Директор ГОУ «СОШ № 28»

_____________ М.В.Сафина

ПРОГРАММА

«Начальный этап спортивно-ориентированного физического воспитания»

на 2005-2009 учебные годы

 

Автор программы:

учитель первой категории

ГОУ «СОШ № 28»

М.А. Дюжикова

Научный руководитель программы:

 к.п.н. М.Н. Савосина

ГОУ «СОШ № 28»

г. Набережные Челны, 2005    

ПРОГРАММА

«Начальный этап спортивно-ориентированного физического воспитания»

ПАСПОРТ

Программы «Начальный этап спортивно-ориентированного физического воспитания»

Наименование программы

- «Начальный этап спортивно-ориентированного физического воспитания»

Основные разработчики Программы

- к.п.н., доцент Савосина М.Н., преподаватель-методист МОУ «СОШ № 28» Дюжикова М.А.

Цель Программы

- совершенствование процесса здоровьесбережения в начальной школе через развитие познавательного и деятельностного компонентов физической и спортивной культуры личности учащегося

Срок реализации программы

- 2005-2009 годы

Руководитель Программы

- к.п.н., доцент Савосина Марина Николаевна

Исполнители мероприятий Программы

учитель 1 квалификационной категории МОУ «СОШ № 28» Дюжикова Марина Анатольевна

Объёмы и источники финансирования Программы

за счет средств бюджета муниципального образовательного учреждения и учреждений дополнительного образования

Ожидаемые  конечные результаты реализации Программы

снижение уровня заболеваемости детей, рост уровней их физического развития, функциональных возможностей организма, умений в сфере физической культуры и переход их в устойчивые навыки, улучшение физической подготовленности на основе развития основных физических качеств, повышение уровня знаний учащихся по вопросам здоровьесбережения и физической культуры личности, повышение уровня активности и самостоятельности детей в деятельности по сохранению и укреплению своего здоровья, повышение заинтересованности родителей в деле сохранения и укрепления здоровья детей и их содействие школе в этом процессе.

Итогом программы должна стать «стыковка» с концепцией научно-методического проекта «Наш спорт – мое здоровье», осуществляемого под руководством д.п.н., профессора Л.И. Лубышевой и д.б.н., професора В.К. Бальсевича.

   

                                                                                               

                                                                  - 2 -

                                                                                                                                                                                                          ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Эффективность решения проблем физического воспитания подрастающего поколения, поиск способов решения злободневных вопросов, связанных со снижением уровня физической подготовленности школьников, ухудшением здоровья, падением нравственности, нарушением правил здорового стиля жизни во многом зависит от способности преподавателя к творческому переносу элементов спорта в сферу физического воспитания, умения научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье.

Цель программы – совершенствование процесса здоровьесбережения в начальной школе через развитие познавательного и деятельностного компонентов физической и спортивной культуры личности учащегося.

Задачи программы:

  1. Создание благоприятных условий для сбережения здоровья школьников.
  2. Улучшение качества физического воспитания детей для повышения уровней развития познавательного и деятельностного компонентов физической и спортивной культуры личности ребенка на основе формирования навыков здорового образа жизни и устойчивого интереса и потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом в условиях спортивно-оздоровительной направленности этого процесса.
  3. Укрепление материально-технической базы школы для занятий физической культурой и спортом.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Данная учебная программа составлена на основании временного государственного образовательного стандарта.

Содержательная сторона представляет собой интегрированный комплекс обязательного минимума содержания образования по физической культуре и учебный материал для детско-юношеских спортивных школ по видам спорта.

В отличие от ранее разработанных и ныне действующих программ по физической культуре общая направленность физического воспитания в 1 и 2 классах характеризуется:

вооружением учащихся специальными знаниями по следующим видам спорта: базовая часть – гимнастика, легкая атлетика, лыжная подготовка, плавание, подвижные игры; вариативная часть – настольный теннис, баскетбол, каратэ, бадминтон;

углубленным овладением школьниками физическими упражнениями, ориентированными на использование в самостоятельных формах организации физической культуры;

интенсификацией физической подготовки школьников средствами изучаемых видов спорта как из базовой части программы, так и вариативной;

расширением фонда двигательных умений и навыков, занимающихся благодаря технической подготовке по вышеуказанным видам спорта;

сохранение и укрепление здоровья детей на основе строго индивидуализированной нагрузки при использовании средств вариативной части программы в сочетании с рекомендациями врача о допуске к учебно-тренировочным занятиям.

Интенсификация физической подготовки учащихся начальных классов средствами изучаемых видов спорта как базовой части программы, так и вариативной достигается не за

                                                        - 3 -

счет увеличения объема и интенсивности нагрузки на занятиях, а за счет включения детей в каждодневные занятия физической культурой и спортом.

Далее, исходя из предварительной подготовки учащихся на этапе 1-2 классов и результатов диагностики динамики развития физических качеств и двигательных навыков, общая направленность физического воспитания в 3-4 классах состоит в ориентировке учащихся на тот или иной вид спортивной деятельности, согласно их функциональной и двигательной предрасположенности.

Итогом программы должна стать «стыковка» с концепцией научно-методического проекта «Наш спорт – мое здоровье», осуществляемого под руководством д.п.н., профессора Л.И. Лубышевой и д.б.н., професора В.К. Бальсевича.

Учебная программа является информационной моделью педагогической системы, представляющей собой организованную совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания целенаправленного педагогического воздействия на формирование личности и развития практики включения учащихся с раннего возраста в ситуацию выбора, самостоятельного принятия решений, вариативного обучения.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:

снизить уровень заболеваемости детей;

повысить уровни физического развития, функциональных возможностей организма детей, их умений в сфере физической культуры и обеспечить переход их в устойчивые навыки;

улучшить физическую подготовленность учащихся на основе развития основных физических качеств;

повысить уровни знаний учащихся по вопросам здоровьесбережения, физической и спортивной культуры личности, активности и самостоятельности детей в деятельности по сохранению и укреплению своего здоровья;

повысить заинтересованность родителей в деле сохранения и укрепления здоровья детей и их содействие школе в этом процессе.

                                                                        - 4 -                                                                Приложение                                                                                                                                                                                                                                                                              

к программе «Начальный

этап спортивно-ориентированного

физического воспитания»

Мероприятия по реализации программы

«Начальный этап спортивно-ориентированного физического воспитания»

(2005-2009 годы)

Мероприятия

Исполнитель

Сроки

Ожидаемый результат

Физкультурно-спортивные мероприятия

Организация и проведение спортивных праздников

учитель физкультуры

2005-2009 гг.

Развитие физической культуры личности детей, укрепление здоровья, сохранение традиций

Организация и проведение спортивных соревнований, турниров, пробегов

учитель физкультуры

2005-2009 гг.

Развитие физической культуры личности детей, укрепление здоровья, сохранение традиций, повышение уровня спортивной подготовки

Организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий во внеучебное время

классный руководитель, родители учащихся

2005-2009 гг.

полезное проведение досуга

Оздоровительные мероприятия

Организация и проведение профилактических медицинских осмотров

фельдшер и оздоровительный центр СОШ №28

сентябрь, май

2005-2009 гг.

обследование детей, ведение и анализ паспорта здоровья

Прием контрольных нормативов для оценки физического развития и состояния детей

учитель физкультуры

сентябрь, май

2005-2009 гг.

обследование детей, ведение и анализ паспорта здоровья

Внедрение современных методик оздоровления детей и профилактики заболеваний

учитель физкультуры, классный руководитель

2005-2009 гг.

снижение заболеваемости детей

Оказание детям лечебно-профилактической и консультативной помощи

фельдшер и оздоровительный центр СОШ №28, учитель физкультуры, классный руководитель

2005-2009 гг.

снижение заболеваемости детей

Проведение массовых оздоровительных и профилактических мероприятий: витаминизация, фито-профилактика, прививки

фельдшер и оздоровительный центр СОШ №28

2005-2009 гг.

снижение заболеваемости детей

Учебная деятельность

Базовая часть – овладение умениями и навыками базового компонента общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры: гимнастика, легкая атлетика, лыжная подготовка, плавание, подвижные игры

учитель физкультуры

2005-2009 гг.

улучшение физической подготовленности учащихся на основе развития основных физических качеств

Вариативная часть - расширение фонда двигательных умений и навыков, занимающихся благодаря технической подготовке по следующим видам спорта: настольный теннис, баскетбол, каратэ, бадминтон, шахматы

учитель физкультуры, тренеры ДЮСШ, секций, педагоги доп. образования

2005-2009 гг.

повышение уровня знаний, расширение физкультурно-спортивных навыков, повышение уровня спортивной подготовки

Работа с родителями учащихся

Лектории, родительские собрания

учитель физкультуры,

классный руководитель

2005-2009 гг.

повышение заинтересованности родителей в деле сохранения и укрепления здоровья детей

Информационно-методическое и научное обеспечение

Разработка программы

разработчики программы

2005 г.

внедрение инновационных форм физического воспитания и оздоровления детей младшего школьного возраста

Разработка и издание научно-методических и информационных материалов, тестов, анкет

руководитель программы, разработчики программы, руководитель оздоровительного центра СОШ №28, психолог

2005-2009 гг.

повышение профессионального мастерства педагогов, ознакомление родителей учащихся

Разработка методических пособий в помощь педагогам и родителям

руководитель программы, разработчики программы

2005-2009 гг.

повышение профессионального мастерства педагогов, ознакомление родителей учащихся

Создание учебно-тематических планов для организации учебного процесса

учитель физкультуры

сентябрь

2005-2009 гг.

работа с учащимися, согласно разработанным планам

Проведение социологических исследований по изучению физического здоровья, взаимоотношений и интересов детей

руководитель программы, учитель физкультуры

сентябрь, май 2005-2009 гг.

корректировка мероприятий программы

Укрепление материально-технической базы

Приобретение инвентаря и оборудования, спортивной формы, в том числе в личное пользование

МОУ «СОШ №28»,

родители учащихся

2005-2009 гг.

оснащение школы и семей учащихся физкультурно-спортивным оборудованием

Использование спортивного оборудования и инвентаря ДЮСШ, учреждений доп. образования

ДЮСШ, учреждения доп. образования

2005-2009 гг.

оснащение школы физкультурно-спортивным оборудованием

Приобретение средств оздоровления и профилактики заболеваний

родители учащихся

2005-2009 гг.

оснащение школы и семей учащихся средствами оздоровления и профилактики заболеваний

Повышение квалификации участников программы

Участие в конференциях, семинарах

учитель физкультуры, тренеры ДЮСШ, секций, педагоги доп. образования

2005-2009 гг.

повышение профессионально мастерства участников программы, распространение и внедрение передовых форм и методов работы с детьми

Прохождение курсов повышения квалификации

ИНПО

2007 г.

свидетельство о прохождении курсов

                                                         - 7 -

                                                  Литература

  1. Абзалов Р.А. и др. Физическая культура: Программа для средних общеобразовательных учреждений. Казань: Магариф, 2005 -55 с.
  2. Амелин А.Н., Пашинин В.А. Настольный теннис. М. «ФиС», 1980-112с.
  3. Бальсевич В.К. Физическая культура в школе: пути модернизации преподавания, Педагогика, 2004, №1, с. 26-33
  4. Кудрявцев М.Д., Копылов Ю.А., Полянская Н.В. Вариативное содержание третьего урока физической культуры с оздоровительной и образовательной направленностью: Учебно-методическое пособие,-Красноярск: РИОГОУВПККГПУ им. В.П.Астафьева, 2005-320 с.
  5. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры, М.: ФиС, 1991-   543 с.
  6. Матвиенко В.П., Матвиенко Т.В. Учебная модернизированная поурочная программа для детско-юношеских спортивных школ по баскетболу. Набережные Челны: ИНПО 1998 -154 с.
  7. Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания М.: Просвещение, 2005 -127 с.
  8. Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития. М.: Терра- Спорт, 2000 -192 с.
  9. Хайрутдинов С.С. Программа физического воспитания учащихся на основе разноуровневого подхода и использование педагогической диагностики: Казань: РИЦ «Школа», 2002 -55 с.                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Спортивно ориентированная направленность физического воспитания школьников как вектор взаимодействия физической культуры и спорта"

Необходимость комплексного решения проблем физического воспитания детей признака главной целью национальных программ в области здравоохранения до 2020. С начала 2000 годов в мире наметилась тенденция ...

Доклад на тему: «Спортивно- ориентированное физическое воспитание -новая педагогическая технология 21 века»

Спортивно- ориентированное физическое воспитание -новая педагогическая технология 21 века...

Спортивное ориентирование для спортивного туризма. Информационные технологии в обеспечении тренировочного процесса в спортивном ориентировании и туризме

Курсы повышения квалификации"Повышение профессиональной компетентности педагогов УДОД, ОДОД туристско-краеведческой направленности"(«Спортивное ориентирование для спортивного туризма. Информационные т...

«Спортивное ориентирование как средство воспитания и развития способностей школьников с 0ВЗ.»

Спортивное ориентирование - один из видов спорта, где участники самостоятельно и ежеминутно решают новые задачи.Установлено, что под воздействием занятий ориентированием значительно развиваются объем ...

Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания.

Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основеинновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания....