Малые олимпийские игры в школе
статья по физкультуре по теме

Белова Маргарита Владимировна

Решая задачи физического воспитания, учителю необходимо обратить внимание на такие важные компоненты своей деятельности, как физическое и духовное совершенствование личности, формирование у учащихся потребности и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения. Школьников необходимо учить способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий.

Общешкольные внеклассные спортивно – массовые мероприятия – одна из важнейших составляющих процесса физического воспитания школьников. Это прекрасная форма пропаганды физической культуры, которая создает предпосылки для привлечения школьников к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом. Сюда относятся: внутришкольные соревнования, дни здоровья и спорта, праздники физической культуры. Именно эту составляющую процесса физического воспитания мы решили подвергнуть изменению. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizaciya_vneklassnoy_sportivno.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Малые Олимпийские игры в школе.


Система физического воспитания, объединяющая урочные, внеклассные и внешкольные формы занятий физическими упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для реализации не только физических, но и духовных способностей ребенка, его самоопределения.

Решая задачи физического воспитания, учителю необходимо обратить внимание на такие важные компоненты своей деятельности, как физическое и духовное совершенствование личности, формирование у учащихся потребности и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения. Школьников необходимо учить способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий.

Общешкольные внеклассные спортивно – массовые мероприятия – одна из важнейших составляющих процесса физического воспитания школьников. Это прекрасная форма пропаганды физической культуры, которая создает предпосылки для привлечения школьников к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом. Сюда относятся: внутришкольные соревнования, дни здоровья и спорта, праздники физической культуры. Именно эту составляющую процесса физического воспитания мы решили подвергнуть изменению.

Раньше, мы регулярно проводили отдельные соревнования по различным видам упражнений, которые обычно входят в школьную программу (легкая атлетика, баскетбол, плавание, гимнастика, лыжи) а так же ряд других (шахматы, шашки, настольный теннис, пионербол, футбол). Проводили их на достаточно хорошем организационном уровне, стараясь привлечь при этом как можно большее число учащихся. Затем стали проводить внутришкольную спартакиаду по тем же видам спорта. Но чувствовалось, что соревнования были как бы оторваны друг от друга, не было целостности, коллективной подготовки к ним, заинтересованности всего классного коллектива и классных руководителей. Это было уделом только определенной группы учащихся класса, его спортивного актива. Все это навело нас на мысль о создании и проведении всей этой работы в другой, более совершенной, на наш взгляд, форме и придания ей атмосферы всеобщего праздника и коллективного творчества. Так появился проект Малые олимпийские игры, который вот уже с 1997 года успешно реализуется в школе.

Цель проекта – создать условия для пропаганды здорового образа жизни, приобщение школьников к систематическим занятиям физическими упражнениями и спортом, активизация отдыха учащихся.

В ходе подготовки и реализации проекта Малые олимпийские игры мы поставили перед собой задачи: 

  1. Формирование физической культуры личности учащихся;
  2. Выявление наиболее способных и одаренных учащихся для совершенствования в избранном виде спорта;
  3. Формирование навыков самоуправления учащихся, через организацию работы олимпийского комитета школы;
  4. Воспитание нравственных качеств, таких как чувство долга, ответственности, коллективизма и товарищества, взаимовыручки и взаимоподдержки, честность и правдивость;
  5. Развитие волевых качеств, таких как смелость, решительность, инициативность, целеустремленность и выдержка;
  6. Содействовать эстетическому воспитанию учащихся.

Реализовать этот проект одним учителям физической культуры невозможно, поэтому результативность этой работы обеспечивается совместными усилиями директора школы, его заместителей по учебной и воспитательной работе, физкультурного актива учащихся старших классов, тренеров, спортсменов, шефствующих организаций и родителей.

Малые олимпийские игры проводятся в течении всего учебного года, с обязательным праздничным открытием в начале года и подведением итогов конце (закрытие).

Открытие Малых олимпийских игр это масштабный праздник, перерастающий в грандиозное шоу, праздник грации, души и тела, большое культурное и спортивно-массовое мероприятие, в котором принимает участие вся школа.

Подготовка к открытию начинается заблаговременно, как минимум за две недели. Сначала собирается организационный комитет Малых олимпийских игр во главе с директором школы, который является его председателем, и в который входят заместители по учебной и воспитательной работе, учитель физической культуры, представитель физкультурного актива учащихся. На первом заседании утверждается положение о играх (см. приложение 1) план подготовки и проведения игр, проговариваются основные моменты открытия (его форма), материально-техническое обеспечение, функциональные обязанности каждого члена комитета.

Заместитель директора по воспитательной работе, совместно с ученическим активом школы, разрабатывает сценарий открытия игр (см. приложение 2), который по своей форме, ритуалу близок к открытию настоящих Олимпийских игр с его культурной программой (песни, танцы), с показательными выступлениями спортсменов, зажжением олимпийского огня. Они же продумывают оформление и украшение самого стадиона. Так к открытию первых игр были подготовлены разноцветные флаги, которые устанавливаются в ,,костры” по периметру стадиона и в центре, приобретаются разноцветные шары, которыми украшается центральная сцена, сшит большой олимпийский флаг. Вся эта атрибутика используется в дальнейшем нами при проведении спортивных соревнований в рамках Малых олимпийских игр.

Учитель физической культуры составляет положение о соревнованиях, готовит материальное обеспечение этого праздника. Это и подготовка постамента с олимпийской чашей, пьедестал, олимпийский факел, помощь в изготовлении необходимого оборудования и украшение стадиона. На плечи учителя ложится разработка спортивной программы, которая следует вслед за открытием Малых олимпийских игр, организация их и проведение, подготовка наградного материала (дипломы, грамоты, медали, которые изготавливаются по заказу) и всей технической документации.

Надо сказать, что организационный комитет Малых олимпийских игр собирается не только непосредственно перед открытием, но и перед каждым видом соревнований, входящим в программу игр и которые проходят в течении всего учебного года. Так же обсуждает сценарий, вносит коррективы, если это необходимо, контролирует ход подготовки.

Открытие начинается с парада учащихся 5 – 11 классов, во главе которых идет ровный строй барабанщиц в красивых, расшитых золотом костюмах с аксельбантами и которые под барабанный марш входят на стадион и выстраиваются по периметру спортивной площадке, лицом к импровизированной сцене. Следом за ними на стадионе появляются самые юные участники, учащиеся начальной школы. Затем все приветствуют победителей и призеров соревнований прошлого года. На груди каждого из них медали. Далее ведущий берет слово, где дает информацию из истории олимпийских игр и представляет лучших спортсменов школы, которые выносят олимпийский флаг.

На импровизированной сцене стадиона начинается праздничное действо, где показательные выступления спортсменов  (художественная гимнастика, борцов и др.), чередуются с номерами художественной самодеятельности танцевального коллектива «Улыбка». Затем слово предоставляется, директору школы  Черемушкину Н.П., который приветствует ребят, поздравляет их с открытием. Директор объявляет Малые олимпийские игры открытыми. На флагштоке поднимается олимпийский флаг, звучит гимн Российской федерации, и с напутственными словами к учащимся обращаются приглашенные гости.

После церемонии открытия начинается спортивная программа, в которую входят кросс “Дружная семья”, соревнования по легкой атлетике, баскетболу, пионерболу. Соревнования по легкой атлетике продолжаются затем всю последующую неделю, где каждая параллель, согласно графика соревнуется в беге на 60 метров и в эстафетах.

Каждый вид программы входящий в программу Малых олимпийских игр проводится под девизом. Так соревнования по легкой атлетике проводятся под девизом “Быстрые и смелые”, по плаванию “Золотые рыбки”, баскетболу “Меткие и ловкие”, лыжные гонки “Лыжня зовет”. Для учащихся 1 – 6 классов “Веселые старты” “Папа, мама, я – спортивная семья”. (Приложение 1)

На каждый вид программы (соревнований) составляется и вывешивается положение о соревнованиях, где четко расписаны условия и порядок их проведения. Для проведения соревнований используется спортивная база школы (спортивный зал, спортивная площадка).

Соревнования проходят в течение всего учебного года, согласно календарного плана. В каждом из них участие принимает весь класс, кроме освобожденных по состоянию здоровья. В командный зачет идет сумма лучших результатов – 10 мальчиков и 10 девочек, а так же учитывается массовость. В соревнованиях по баскетболу участвуют сборные классов.

К каждому соревнованию начинаем готовиться заранее, примерно за две недели. Собирается олимпийский организационный комитет, во главе с его председателем, где опять же утверждается план подготовки и ответственные за его выполнение. Активное участие в подготовке и проведении соревнований принимают сами учащиеся. Готовятся объявления, необходимый инвентарь, выпускаются красочные буклеты, назначаются помощники и судьи. Вместе с ребятами обсуждаем программу и оформление мест проведения соревнований. Этому разделу подготовки придается особое значение. Красиво оформленное место проведения, должно создавать атмосферу праздника, развивать у учащихся эстетические чувства, поднимать настроение, поддерживать положительные эмоции и интерес. Для этого используются флаги разных цветов, плакаты и транспаранты, надувные шары, музыкальное сопровождение, номера художественной самодеятельности, показательные выступления спортсменов. Каждое соревнование начинается с парада участников соревнований и церемонии поднятия олимпийского флага, который поднимается под гимн России. Это придает мероприятиям определенную торжественность и ответственность, а так же способствует воспитанию чувства патриотизма.

После каждого из соревнований подводятся итоги, и проводится награждение, которому мы так же придаем большое значение. Стараемся при этом наградить и отметить как можно большее число участников и команд. Команды, занявшие места с четвертого по шестое, награждаются грамотами, за I – III места дипломами. Все грамоты и дипломы с олимпийской символикой. Родительский комитет каждого класса готовит призы или небольшие подарки каждому из участников. Это может быть или торт, или книга, набор фломастеров или блокнот. В индивидуальных видах спорта (легкая атлетика, плавание, лыжные гонки) участники, за занятое I – III места, награждаются дипломами и медалями. Итоги Малых олимпийских игр подводим в конце года, в мае месяце. Закрытие игр так же стараемся провести в яркой, праздничной атмосфере, с приглашением гостей. При подведении итогов и награждении, кроме учащихся и классных коллективов, награждаем классных руководителей команд призеров, а так же активных участников и помощников..

Реализация этого проекта невозможно было бы без материального обеспечения. В этом большую помощь нам оказывает директор школы, попечительский совет и родительский комитет, а так же сами учащиеся. Без поддержки и понимания со стороны педагогического коллектива, заместителей директора школы, так же было бы очень трудно претворять все идеи и замыслы. Поэтому задача учителя физической культуры, при воплощении своих каких-то проектов, убедить окружающих тебя людей в правильности выбранного пути.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Малые олимпийские игры!

Малые олимпийские игры в детском саду в летний период....

Проект "Малые Олимпийские игры"

Определение актуальности             Физическое воспитание и спорт тесно взаимосвязано с другими сторонами воспитания: умственным, нра...

Малые олимпийские игры в школе

Олимпийские игры в школе...

малые олимпийские игры для детей подготовительной к школе группы.

малые олимпийские игры проводились с детьми подготовительных групп в рамках проекта "Мы - будущие олимпийцы"...

Игра-соревнование между учащимися 4 и 5 классов « Малые олимпийские игры», посвященная зимним олимпийским и параолимпийским играм «Сочи- 2014»

Цели:Познакомить детей с новыми играми, обучать действовать по правилам, слажено дружно.Учить чувству сопереживания , радости за победу команды.Воспитывать здоровый образ жизни....

Спортивно – интеллектуальная игра «МАЛЫЕ ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ» 6-7 классы

Аннотация: Внеклассное мероприятие для учащихся 6-7 классов в форме спортивно – интеллектуальной игры – соревнования.Возможности игры: стимулирует общение детей; способствует созданию друж...

Сценарий игры «Малые олимпийские игры

Учащиеся не только будут сотязаться в эстафетах, но и узнают историю древних Олимпийских игр....