Педагогический эксперимент
статья по физкультуре на тему

Учебный материал, показывающий результативность увеличения учебных часов, отводимых на физическую культуру в учебном плане школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_eksperiment.doc215 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ – Гимназия № 2

Педагогический  эксперимент:

 «Итоги  углубленного  изучения  предмета  «Физическая  культура»  

в  10 - 11  классах  

по  специальной  методике  обучения»

Учитель: Королев А. В.

г. Клин

2007 – 2009 г. г.

        Одной  из  важнейших  задач  модернизации  общего  среднего  образования  в  сфере  физической  культуры  является  понимание  необходимости  увеличения  количества  учебных  занятий  (уроков)  по  физической  культуре  на  основе  осознания  принципиальной  невозможности  полноценного  решения  задач  общего  физического  образования  и  физического  воспитания  учащейся  молодежи  в  условиях  двухразовых  учебных  занятий  в  неделю.

        Решение  этой  задачи  в школе  способствовало  проведение  педагогического  эксперимента:  создание  в  2007  году  10  «В»  класса  с  оборонно-спортивной  направленностью  (4  часа  физкультуры,  3  часа  ОБЖ.  Профильный  уровень).

        Результаты  теоретического  моделирования  позволили  предположить,  что  его  реализация  будет  способствовать  осуществлению  более  сбалансированного  воздействия  на  формирование  интеллектуального  и двигательного  компонента  физической  культуры  личности  учащихся  и  на  этом  основании  повышению  качества  и  результативности  учебно-воспитательного  процесса  в  целом.

        Содержанием  педагогического  эксперимента  явились  анализ и  результаты  работы  с  юношами  в обычном  классе  (2  часа  в  неделю)  и  в    классе  с  оборонно-спортивной  направленностью  (4  часа  в  неделю)  на  протяжении  двух  лет.

        Экспериментальная  группа  (ЭГ)  состояла  из  юношей  10  (11)  «В»  класса.  В  качестве  контрольной  группы  (КГ)  выступили  их  сверстники  из  параллельного  10  (11)  «Б».

        Учебное  занятие  в  контрольной  группе  (КГ)  проводилось  по  общепринятой  методике  на  основе  использования  «Комплексной  программы  физического  воспитания  I-XI  классов»  (М.,  «Просвещение»,  2006  г.).

        Все  занятия  проводились  в  форме  практических  в  количестве  двух  раз  в  неделю.  Освоение  теоретического материала  осуществлялось  в  ходе  этих  занятий.

        Основное  отличие  организации  учебной  работы  в  экспериментальной  группе  (ЭГ)  состояло  в  том,  что  занятия  проводились  по специальной  методике,  предполагающей  проведение  помимо  двух  практических  еще  двух  занятий  теоретического  и  инструктивно-методического  характера.  Всего  за  два  учебных  года  (2007-2008,  2008-2009)  в  экспериментальной  группе  было  проведено  204  практических  и  68  теоретических  и  инструктивно-методических  занятий  (против  136  занятий  в  контрольной  группе).

        Контроль  качества  усвоения  теоретического  и  инструктивно-методического  материала  (помимо  текущего)  осуществлялся  в  соответствии  с  общешкольным  планом  контроля  уровня  знаний  учащихся  (исходный,  промежуточный  и  итоговый  «срезы»  в  форме  тестирования).

        Основное  внимание  в  процессе  сообщения  теоретических  сведений  уделялось  темам,  раскрывающих  роль  физической  культуры  в  жизни  современного  общества,  содержание  основных  понятий  теории  физической  культуры,  общие  основы  тренировки  организма, теории  и  методики  развития  отдельных  физических  качеств,  принципиальные  отличия  методики  оздоровительной  и  спортивной  тренировки  и  другие.

        Основное  содержание  инструктивно-методического  характера  связано  с  освоением  и  практическим  применением  правил  здорового  образа  жизни  (ЗОЖ),  определением  индивидуального  уровня  физического  развития,  индивидуальной  физической  кондиции,  физического  возраста  и  их  динамики,  изучением  и закреплением  на  практике  правил  самостоятельных  занятий  физическими  упражнениями  и другие.

        Уровень  физической  подготовленности  и  в  экспериментальной  и  в  контрольной  группах  осуществлялся  на  основе  следующих  батареи  тестов:  сгибание  и  разгибание  рук  в  упоре  лежа;  прыжок  в  длину  с  места;  поднимание  туловища  из  положения,  лежа  на спине;  наклон  вперед  из  положения  сидя;  вис  на  высокой  перекладине;  бег  на  1000  метров.

        Оценка  уровня  физической  кондиции  осуществлена  на  основе  использования  следующей  формулы:

(Р – НВП) : НВП,

где    Р  -  результат  в  соответствующем  тесте;

       НВП  -  норматив,  соответствующий  данному  тесту,  возрасту  и  полу,  

                    определенный  по специальным  таблицам.

        На  основании  полученных  таким  путем  данных  рассчитывался  индивидуальный  для  каждого  испытуемого  общий  уровень  физической  кондиции  (ОУФК)  по  формуле:

ОУФК = (О + П + С + В + Н + Б) : 6,

где  О, П, С, В, Н и Б  -  уровни  кондиции,  рассчитанные  по  отношению  к  каждому  из  перечисленных  выше  тестовых  испытаний.  Оценка  ОУФК  каждого  испытуемого  осуществлена  при  помощи  специальной  таблицы:

Значение  ОУФК

Оценка

от  0,61  и  выше

«Супер»

от  0,60  до  0,21

«Отлично»

от  0,20  до  -0,20

«Хорошо»

от  -0,21  до  -0,60

«Удовлетворительно»

от  -0,61  до  -1,00

«Неудовлетворительно»

от  -1,01  и  ниже

«Опасная  зона»

        Далее  по  таблице  возрастных  оценочных  нормативов  находили  возраст,  соответствующий  личному  результату  в  каждом  тесте,  складывали  все полученные  значения  и делили  их  на  количество  тестов  -  6.  Полученное  таким  образом  значение  характеризует  двигательный  возраст  испытуемого.

         Методы  математической  обработки  результатов  исследования  использовались  для  установления  количественно-качественных  сторон  педагогического  процесса,  объективизации  его  основных  результатов.  При математической  обработке  полученных  данных  в  работе  использовались  общепринятые  статистические  методы,  предусматривающие  получение  следующих  показателей:

        Х  -  средняя  арифметическая  величина;

        G  -  среднее  квадратическое  отклонение;

        m  -  средняя  ошибка  среднего  арифметического;

        Т  -  критерий - достоверность  различий  по  Стьюденту;

        Р  -  уровень  значимости  различий  между  исследуемыми  признаками

        При  оценке  достоверности  различий  были  приняты  5%-ный  и  1%-ный  уровни  значимости  (Р < 0,05  и  Р < 0,01)  как  обеспечивающие  необходимый  (95  и  99%)  уровень  надёжности  в  подобного  рода  исследованиях.

        Математико-статистическая  обработка  полученных  данных  осуществлялась  посредством  использования  стандартных  компьютерных  программ.  Полученные  данные  представлены  в  работе  в виде  таблиц  и рисунков.

Результаты  оценки  интеллектуального  компонента  физической  культуры  личности  учащихся

        Оценка  проводилась  в  баллах  по  специально  разработанной  

Таблице  №  1.

        В  Таблице  №  2  отражена  динамика  средней  величины  уровня  знаний  и  инструктивно-методических  умений  по  физической  культуре  учащихся  10-11-х  классов  в  процессе  педагогического  эксперимента.

        Представленные  в  Таблице  №  2  данные  свидетельствуют  об  отсутствии  значимых  различий  этих  показателей  в  экспериментальной и контрольной  группе  по  результатам  предварительного  регистрационного  обследования.

        Сравнение  результатов  предварительного  и  заключительного  обследования  свидетельствуют  о  наличии  положительной  тенденции  в  изменениях  средней  величины  уровня  знаний  во всех  группах.  Однако  в  экспериментальной  группе  она  является  значительно  более  выраженной.

        В  ЭГ  (юноши)  показатель  прироста  93%,  в  то  время  как  в  КГ  (юноши)  он  составил  только  21%.

        Более  детальная  и  наглядная  картина,  характеризующая  особенности  экспериментальных  воздействий  на  показатели  качества  знаний,  уровня  физкультурной  образованности  учащихся,  находит  свое  отражение  в диаграмме,  представленной  на  рисунке  1.

        На  нем  видно,  что  в начале  эксперимента  большинство  учащихся  как  контрольной,  так  и  экспериментальной  группы  показали  удовлетворительные  знания  -  ступень  «Б»,  «типовой»  уровень  усвоения,  характеризующийся  показателями  от  3  до  6  баллов.  Результаты  предварительного  педагогического  тестирования  свидетельствуют,  что  этот  уровень  усвоения  знаний  был  характерен  для  65%  юношей  из  КГ  и  73%  юношей  из  ЭГ.

        По  окончании  эксперимента  сравнительная  картина  в  этой  зоне  («типовой  уровень  усвоения,  оценка  «удовлетворительно»)  претерпела  существенные  изменения.  Так  наряду  с  увеличением  с  65  до  75%  представительства  в  этой  зоне  юношей  из КГ  имеет  место  семикратное  (от  73  до  10%)  уменьшение  представительства  в  ней  юношей  из  ЭГ.  В  то  же  время  количество  учащихся,  показавших  хорошие  знания  (степень  «В»  -  эвристический  уровень  усвоения,  оценка  «хорошо»),  значительно  увеличилось:  у  юношей  КГ  -  с  10  до  15%,    у  юношей  из  ЭГ  в  девятикратном  размере  -  с  7  до  72%  (рисунок  1).

        Таким  образом,  в  процессе  педагогического  эксперимента  прошло  коренное  улучшение  качества  знаний,  о  чем  свидетельствует  перемещение  показателей  большинства  учащихся  экспериментальной  группы  (до  70%)  из  зоны  «типового»  уровня  усвоения  (ступень  «Б»  -  аналитико-синтетический,  оценка  «удовлетворительно»)  в зону  эвристического  уровня  усвоения  учебного  материала,  соответствующего  прогностической  ступени  абстракции  (ступень  «В»,  оценка  «хорошо»).  При этом  в ЭГ  по  окончании  эксперимента  20%  учащихся  показали  отличные  знания  (ступень  «Г»  -  творческий  уровень  усвоения, оценка  «отлично»),  которые  до  начал  эксперимента  не  были  выявлены  ни  в  одной  из  групп.

        Регистрационные результаты    обследований  качества  теоретических  и  инструктивно-методических  знаний  школьников  позволили  выявить  высокую  эффективность  экспериментальной  методики  в  деле  формирования  специальных  знаний,  кардинального  повышения  уровня  физической  образованности  старшеклассников,  установить  особенности  их  субъективных  представлений  о  значимости  и  сложности  содержания  учебного  материала  по  основам  специальных  знаний,  их  соответствие  уровням  усвоения  и  ступеням  абстракции.  Благодаря  этому  становится  возможным  на  более  объективной  основе  определение  и  обоснование  минимума  теоретического  и  методического  материала,  отвечающего  требованиям  необходимости  и  достаточности  для  обеспечения  полноценного  общеобразовательного  уровня  в  сфере  физической  культуры.

Результаты  экспериментального  воздействия  

на  совершенствование  двигательного  компонента  физической  культуры  старшеклассников

        Для  определения  характера  влияния  экспериментальной  методики  на  двигательный  компонент  физической  культуры  личности  учащихся  приводились  регистрационные  обследования,  предполагавшие  определение  уровня  двигательной  подготовленности школьников,  на  основе  использования  методики  комплексного  тестирования  индивидуального  уровня  физической  кондиции.

        Контрольные  тестирования  применялись  с  целью  оценки  индивидуального  уровня  двигательной  и  кондиционной  подготовленности,  их  динамики  под  воздействием  экспериментальной  методики  организации  и  проведения  учебной  работы.

        Как  уже  было  отмечено,  за  основу  были  взяты:  «Президентские  тесты»  и  методика  оценивания  полученных  результатов,  рекомендованные  для  использования  в  общеобразовательных  школах  Российской  Федерации  («Проверь  себя»  -  методика  профессора  Ю.Н. Вавилова  с  соавторами  журнала  «Теория  и  практика  физической  культуры»,  №  9,  1997  г.)

        Динамика  средних  показателей  двигательного  тестирования  учащихся  экспериментальной  и  контрольной  группе  по  результатам  предварительного  и  заключительного  обследований  приведена  в  Таблице  №  3  и  на  диаграмме,  изображенной  на  рисунке  2.

        Из  представленных  в  них  данных  видно,  что  в предварительном  обследовании  средние  показатели  в  контрольной  и  экспериментальной  группах  во всех  тестовых  испытаниях  не  имели  существенных  различий.  Вместе  с  тем  заключительное  обследование  позволило  выявить  заметные  отличия  этих  показателей.

        В  целом  к  концу  эксперимента  имело  место  положительная  тенденция  динамики средних показателей  во всех  группах.  Однако  степень  этих  сдвигов  в  экспериментальной  группе  оказалась  существенно  выше.

        В  Таблице  №  3  представлена  обобщенная  сравнительная характеристика  средних  результатов  физической  подготовленности,  выраженных  в  показателях,  характеризующих  уровень  физической  кондиции  учащихся  экспериментальной  и  контрольной  групп.  Приведенные  в  ней  данные  свидетельствуют  о  том,  что  в результате  осуществления  экспериментальных  воздействий  показатели  ОУФК  учащихся  экспериментальной  группы  значительной  превышают  показанные  учащимися  контрольной  группы.  Так  в ЭГ  прирост  этого  показателя  составил  55%,  в   то  время  как  в  КГ  прирост  показателя  ОУФК  оказался  ниже  10%  уровня.

        Более  наглядно  и  подробно  результаты  качественного  анализа  показателей  физической  подготовленности  и  их  динамики  под  воздействием  экспериментальной  методики  представлены  на  рисунке  2,  отражающем  сравнительные  результаты  предварительного  и  заключительного  тестирования,  в  котором  приняли  участие  юноши  КГ  и  ЭГ.

        Представленные  диаграммы  свидетельствуют  о  том,  что  в  «опасной  зоне»  (ОУФК  от  -1,01  и  ниже)  в  ЭГ  после  эксперимента  не  осталось  учащихся  по  сравнению  с  6%  до  эксперимента;  в  зоне  «неудовлетворительно»  осталось  5%  вместо  13%  юношей.

        Абсолютное  большинство  учащихся  ЭГ  стали  иметь  уровень  физической  кондиции,  соответствующий  оценкам  «хорошо»  и  «отлично».  Так  в  ЭГ  хороший  уровень  физической  кондиции  (0,20  до  -0,20)  по  окончании эксперимента  показали  44%  по  сравнению  с  17%  до  его  начала.  На  этом  фоне  положительным  выглядит  значительное  уменьшение  удовлетворительных  оценок  с 56% до 23%  и  появление  оценки «супер» - 6%.

        Результаты  тестирования  в  контрольной  группе  показали,  что  положительная  тенденция  при  сравнении  показателей  предварительного  и  заключительного  испытаний  также  имеет  место,  но  выражена  в  меньших величинах.  Так,  по  окончании  эксперимента,  число  учащихся,  получивших  оценку  «неудовлетворительно»,  в  КГ  уменьшилось  с  17%  до  10%,  а  оценку  «удовлетворительно»  увеличилось  с  51%  до  55%.

Обсуждение  результатов  педагогического  эксперимента

        1.  Результаты  эксперимента  позволили  доказать  необходимость  и  высокую  эффективность  более  рационального  использования  учебного  времени  на  основе  включении  в  систему  уроков,  наряду  с  практическими,  теоретических  и  инструктивно-методических  занятий.  Это  особенно  важно  в  условиях  перспективы  увеличения  количества  уроков  физической  культуры.

        2.  Проведение  эксперимента  способствовало  решению  образовательных  задач  в  области  физической  культуры,  не  умоляя  вместе  с  тем  важности  решения  других  задач  образовательного  процесса.

        3.  Решение  проблемы  дифференциации  и  индивидуализации  обучения  в  экспериментальном  классе  осуществлялось  на  основе  вооружения  учащихся  необходимыми  теоретическими  знаниями,  а  также  предоставления  возможностей  для  изучения  и  определения  своих  индивидуальных  особенностей  и  самостоятельной  разработки  (в  процессе  инструктивно-методических  занятий)  на  основе  их  учета  индивидуальных  программ  физического  самосовершенствования  (при  консультативной  помощи учителя).  Проведение  уроков  инструктивно-методической  направленности  обеспечивает  внесение элементов  творчества,  исследовательской  деятельности  в  учебный  процесс,  что  тоже  способствует повышению  его  эффективности.

        4.  Одним  из  наиболее  значимых  результатов  эксперимента  явилось  значительное  повышение  эффективности  учебно-воспитательного  процесса,  выразившееся,  прежде  всего  в  резком  повышении  его  качества,  позволяющее  говорить  о  достижении  более  высокого  передового  уровня  образованности  старшеклассников  в  области  физической  культуры.

        5.  Проведение  эксперимента  способствовало  увеличению  показателей  физической  кондиции  учащихся.

Т А Б Л И Ц А   №  1

Оценка  уровня  знаний  и  инструктивно-методических  умений

Ступени  абстракций

Уровень  усвоения

Баллы

Оценка  успеваемости

1  ступень  «А»

феноменологическая

Ученический

от  1  до  3

«неудовлетворительно»

2  ступень  «Б»  аналитико-синтетическая

Типовой

от  3  до  6

«удовлетворительно»

3  ступень  «В»  прогностическая

Эвристический

от  6  до  9

«хорошо»

4  ступень  «Г»  аксиоматическая

Творческий

от  9  до  12

«отлично»

Т А Б Л И Ц А  №  2

Сравнительная  динамика  средней  величины  уровня  знаний  

и  инструктивно-методических  умений  по  физической  культуре  учащихся  10-11  классов  за период  исследования

Группы

Контрольная  группа

Экспериментальная  группа

Предварит.  обследование

М 1 + m 1

Заключит.  обследование

М 1 + m 1

Прирост

%

Предварит.  обследование

М 2 + m 2

Заключит.  обследование

М 2 + m 2

Прирост

%

Юноши

3,9 + 0,57

4,7 + 1,55

21

4,1 + 0,62

7,9 + 1,12

93

Т А Б Л И Ц А  №  3

Сравнительная  оценка  уровня  кондиции  учащихся  контрольной  и  экспериментальной  групп  10-11  классов

Контрольная  группа

Экспериментальная  группа

Предварит.  обследование

М 1 + m 1

Заключит.  обследование

М 1 + m 1

Прирост

%

Предварит.  обследование

М 2 + m 2

Заключит.  обследование

М 2 + m 2

Прирост

%

-0,43 + 0,12

-0,35 + 0,12

8

-0,39 + 0,11

-0,15 + 0,13

53

Рис.  1.  Изменение  уровня  знаний  и  инструктивно-методических

умений  по  физической  культуре

Рис.  2.  Оценка  уровня  физической  кондиции  юношей  10-11  классов  (по  Ю.Н.  Вавилову)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: МАПГ /Педагогический эксперимент/- 3 часть

Данная программа МАПГ с полным основанием может считаться программой выявления физической подготовленности и творческих способностей у детей как аспекта их воспитания, что подтверждается результ...

Программа педагогического эксперимента по освоению инновационной образовательной технологии СПОРТИВНО - ОРИЕНТИРОВАННОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ " В здоровом теле - здоровый дух"

ПРОГРАММАПедагогического эксперимента поосвоению и внедрению инновационной образовательной технологииСПОРТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННОГОФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ  «В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ – ЗДОРОВЫЙ ДУХ»...

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ

Проблема над которой я работаю: "Применение новых образовательных технологий на уроке физики". Одной из важнейших проблем обучения является снижение учебной мотивации учащихся, что особенно заметно ...

Педагогический эксперимент по выявлению эффективности качества знаний.

Педагогический эксперимент по выявлению эффективности качества знаний....

К знаниям и коммуникативной компетентности через интерес: полифункциональный педагогический эксперимент

Основы успешной учебы в Вузе закладываются в школе. В МАОУ "СОШ № 55" г Перми проводится эксперимент "Основная школа - пространство выбора". Суть эксперимента - создание условий для самостоятельного в...

Педагогический эксперимент "Развитие творческих способностей учащихся методом проектной деятельности на уроках технологии."

Апробация методики преподавания раздела «Творческий проект» проводилась в 7 -9 классах ГОУ ЦО №1085 г. Москвы.Цель педагогического эксперимента – проверить гипотезу, что применение проектной дея...

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ, реализованный учителем географии МБУ школы № 87 г. о. Тольятти

Проблема: использование информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий и технологий проблемно-исследовательского обучения на уроках географии.  Цель: находить и соверше...