Воспитательный проект.
методическая разработка по физкультуре на тему

Планирование воспитательных задач в работе учителя физической культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitatelnyy_proekt_dlya_1-11_kl.doc319.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Московской области

Педагогическая академия последипломного образования

Кафедра « Человековедение и физическая культура »

Проект на тему:

 « Программа совершенствования собственной воспитательной деятельности учителя преподавания предмета «физическая культура» на учебный год »

Слушатель курса: «Повышение воспитательного              потенциала физической культуры в школе»-

                                                       Королев Александр Владимирович-

                                               учитель физической культуры МОУ-

                                                        Гимназия № 2  г. Клина

                           

Руководитель: Никифоров Ю. Б.

2009 год

УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ

 « Программа совершенствования собственной воспитательной деятельности учителя преподавания предмета «физическая культура» на учебный год »

Методическое представление проекта:

  1. Введение.
  2. Методический паспорт учебного проекта.
  3. Осуществление проекта.
  4. Выводы.
  5. Работа учителя в рамках учебного проекта.

Введение

Тематика проекта была выбрана с учетом учебной ситуации по предмету для последующего углубления знаний учителя.

Проект по типу деятельности - информационный, ознакомительно-ориентировочный; по характеру предметно-содержательной области - культурологический, педагогический монопроект; по характеру координации - с открытой, явной координацией; по характеру контактов - внутренний; малой продолжительности.

Методический паспорт учебного проекта

Адресация: учебный проект адресован учителям физической культуры, работающих в 1-х - 11-х классах для более глубокого ознакомления с темами по воспитанию.  Программой курсов на эти темы отводится 36 часов.

Темы учебно-тематического плана:

-«Планирование общих и частных (конкретных) воспитательных задач на уроках физической культуры в 1-х-3-х классах»;

-«Планирование комплексных воспитательных задач на уроках физической культуры в 4-х-11-х классах»;

-«Методический материал».

Образовательные, развивающие, воспитательные цели и задачи:

-вовлечение учителя в различные виды деятельности;

-самостоятельное приобретение новых знаний;

-постановка и формулировка темы своего доклада, личностная мотивация выбора;

-организация деятельности учителя как индивидуальной, так и групповой.

Результатом являлась сама проектная деятельность.

Осуществление проекта

Работа над проектом позволила более подробно ознакомиться учителю с проблемами воспитания по предмету «физическая культура». Учитель занимался поиском информации для своего доклада с последующим использованием материала проекта для его защиты на итоговой конференции.

Учебный проект позволяет учитывать личные и групповые интересы и через личную мотивацию подойти к решению проблем новаторства и традиций в воспитании на уроках физической культуры.

Прошедшая 17 ноября 2009 года презентация проектов подразумевала самоанализ созданного в ситуации новизны деятельности учителя.

Для подготовки доклада к конференции учитель посещал данные учебные курсы: «Повышение воспитательного потенциала физической культуры в школе».

В ходе работы конференции учился быть терпимым к мнениям своих коллег, если они не совпадали с собственными.

Работа над проектом заняла 1-ю четверть и начало 2-й.

I этап включал в себя постановку проблемы и начало самостоятельной деятельности, выбор темы учителем, поиск и сбор информации, подготовку доклада.

II этап - написание проекта, его анализ и проведение в начале 2-й четверти самой конференции, где были сделаны лучшие сообщения.

На презентации проектов работала группа «критиков», в нее входили руководитель курсов и учителя. Были названы победители в различных номинациях.

Выводы:

1. В процессе физического воспитания необходимо осуществлять воздействие не только на биологическую основу личности, но и на ее биосоциальную целостность. Нельзя судить о физической культуре личности, опираясь лишь на развитие ее физических возможностей, без учета ее мыслей, чувств, ценностных ориентаций, направленности и степени развитости интересов, потребностей, убеждений.

2. В процессе занятий физической культурой и спортом на учащихся нужно оказывать значительное воздействие по формированию духовно-нравственных, волевых и психических качеств, которые становятся постоянными чертами личности. Это позволяет занимающимся проявлять их в учебной, трудовой, общественной и других видах деятельности, а также в быту и в семье. К таким качествам относятся трудолюбие, дисциплинированность, чувство ответственности за результаты своего труда, коллективизм, смелость и решительность, целеустремленность, настойчивость, выдержка и самообладание.

       3. Особое значение приобретает формирование психофизической устойчивости к различным условиям внешней среды: способность проявлять устойчивость внимания, восприятия, памяти, их сосредоточение и переключение в условиях дефицита времени, умственного утомления, нервно- эмоционального напряжения, стресса; использование физической культуры для оптимизации работоспособности, профилактика нервно- эмоционального и психофизического утомления; повышение эффективности учебного труда обучающихся и, в дальнейшем, их профессионального труда.

4. В своей работе учитель физической культуры должен обратить пристальное внимание на постановку, планирование и реализацию целей, задач, средств и методов по воспитанию личности учащихся.

      В целом работа по проекту прошла успешно. В итоговой конференции приняли участие практически все слушатели названных курсов. Каждый был вовлечен в мыслительную деятельность по данной проблематике, приобрел новые знания путем самостоятельной работы. На заключительном этапе были апробированы практические приемы работы, проведен самоанализ в виде презентаций. Учителя были включены в различные виды деятельности как индивидуальной, так и групповой. Метод учебного проекта вошел в арсенал образования и, безусловно, будет использоваться и далее.

Темы воспитания, как правило, невозможно раскрыть в ходе одного или нескольких занятий. Это связано с объективными причинами. Метод проекта позволяет построить работу по изучению тем воспитания в течение продолжительного времени в разнообразной форме: самообразование, посещение курсов, работа над исследованиями и докладами, практическая конференция.

Список литературы:

1.Материалы лекций.

2.Максименко А.М., Теория и методика физической культуры: учебник для вузов.- М.: «Физическая культура»,2005.- 533с

3.Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта.- 2-е изд.- М.: «Советский спорт», 2006.- 294с

4.Белорусова В.В. Воспитание в спорте.- М.: «Физкультура и спорт», 1974.- 181с

5.Шуркова Н.Е. Беседы с тренером о воспитании.- М.: «Физкультура и спорт», 1973.- 112 с

Работа учителя в рамках учебного проекта:


УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ

« « Программа совершенствования собственной воспитательной деятельности учителя преподавания предмета «физическая культура» на учебный год » »

Планирование общих и частных воспитательных задач на уроках физической культуры в 1 – 3 классах

       В результате педагогических исследований установлено, что в силу возрастных особенностей младших школьников, духовно-нравственное воспитание надо начинать с формирования у них навыков дисциплинированного, организованного поведения, чувства коллективизма, умения дружно работать в классном коллективе.

Дисциплинированность - важное нравственное качество и необходимое условие успешной работы на уроке. При воспитании этого качества существенную роль играют предъявляемые к поведению учащихся требования. В них учитель как бы программирует педагогически целесообразную деятельность учащихся в организуемой на уроке деятельности. При этом необходимо соблюдать принцип последовательности и постепенности. Определенные требования предъявляются каждый раз, как только создается для этого благоприятная ситуация.

Коллективизм - наиболее характерная черта нравственности, опреде-ляющей всю систему отношения человека к действительности, всё его поведение. Любые качества личности принимают разный характер в зависимости от того, в системе каких нравственных отношений они формируются и на достижение каких духовных ценностей направлены: общественных, коллективистских или эгоистических, индивидуальных. Для решения задач нравственного воспитания педагогический процесс важно рассматривать и с точки зрения тех отношений, которые складываются в учебной деятельности между ее участниками. Учебная деятельность, если ее не организовать соответствующим образом, нередко формирует у детей индивидуалистические тенденции. Внешне протекая как труд совместный, коллективный, обучение на уроках часто осуществляется как деятельность личностно-ориентированная.

Только в коллективе можно воспитать преданность общественным интересам, заинтересованность каждого в благополучии других людей. На уроке физической культуры можно помочь товарищу быстро переодеться, аккуратно сложить форму, завязать шнурки, напомнить нужное правило, найти место в строю, помочь выполнить задание и др. Подобные действия учащихся при соответствующей мотивации и оценке поступка вырабатывают привычку быть внимательным, вглядываться в действия окружающих, искать самому возможность приносить им пользу и радость. Подобные отношения сближают детей, приводят к взаимной привязанности, а потом перерастают в дружбу.

Почти на каждом уроке возможна совместная деятельность детей, которая позволит формировать отношения взаимной поддержки, помощи и требовательности, умение подчиняться уполномоченным коллектива и руководить группой одноклассников, действовать сообща при выполнении задания, коллективные интересы ставить выше личных, оценивать успехи и неудачи коллектива, товарищей и свои личные. Практическая деятельность учащихся организуется с учетом сознательного выполнения «Правил поведения при коллективной работе».

Привожу возможную постановку общих и частных задач по воспитанию дисциплинированности и коллективизма у школьников I - III классов.

Дисциплинированность

1класс.

Общая задача: формировать у детей навыки дисциплинированного поведения при переходе из классной комнаты в гимнастический зал и в процессе занятий на уроке физической культуры.

Частные задачи.

1. Познакомить с правилом «По звонку быстро стройся в классе, найдя свое место в строю».

     2. Учить построению в колонну по одному, определив место каждого в строю. Упражнять в построении по отделениям, затем всем классом.

     3. Познакомить с правилами: идти из класса в колонне по одному вдоль стены, бесшумно наступая на каждую ступеньку; не разговаривать, не смотреть по сторонам; не размахивать руками (чтобы не задевать

рядом идущих).

     4. Закреплять навыки дисциплинированного поведения при передвижении по школе.

     5. Познакомить с правилом: при встрече с учителями, другими работниками школы, взрослыми приветствовать их наклоном головы. Показать образец действия.

     6. Закреплять навыки и привычки дисциплинированного поведения при передвижении по школе в соответствии с «Правилами поведения при переходе из классной комнаты в гимнастический зал». Воспитывать стремление поступать в соответствии с названным правилом.

  1.  Проверить знание этих правил и умение действовать в соответствии с ними. Если окажутся ученики, которые не смогли усвоить названные правила (как и другие в дальнейшем), наметить индивидуальные задачи.
  2.  Учить учащихся быстро переодеваться и аккуратно складывать одежду.
  3.  Воспитывать у детей стремление своевременно готовиться к уроку, до звонка переодеваться и быть готовым к построению.
  1.  Познакомить с правилом: в гимнастический зал входить по звонку строем, с дневником, в чистой спортивной форме и обуви. Напомнить: чистота - залог здоровья. Показать образцы действий учащихся.
  2.  Воспитывать стремление действовать в соответствии с этим правилом. Формировать опыт поведения в соответствии с ним.
  3. Проверить знание правила и умение действовать в соответствии с названным правилом.
  1.  Познакомить с правилом «Если ты опоздал и входишь в зал после звонка, спроси вежливо разрешение учителя». Показать образец действия в соответствии с этим правилом.
  2.  Формировать опыт поведения в соответствии с названным правилом.
  3.  Проверить знание правила и умение действовать в соответствии с ним.
  1.  Познакомить с правилом «Помни, что запрещается подходить к  снарядам и устанавливать их без разрешения учителя. Помни, что это может привести к несчастному случаю». Показать образцы действий учащихся  при установке и уборке гимнастических снарядов (скамеек, стоек, матов) для выполнения учебных заданий на уроке.
  2.  Формировать навыки правильных организованных действий при установке и уборке спортивного инвентаря и оборудования.
  3.  Проверить знание правила и умение действовать в соответствии с ним.
  4.  Познакомить с правилом «Аккуратно и бережно относись к спортивному инвентарю и оборудованию, это позволит пользоваться им долгое время». Показать образец действий при пользовании инвентарем и снарядами, обращая внимание на правильное, аккуратное и бережное отношение к ним.
  5.  Воспитывать положительное отношение к правилу, стремление действовать в соответствии с ним, формировать соответствующие навыки и умения.
  6.  Проверить знание правила и умение правильно пользоваться инвентарем и оборудованием в гимнастическом зале.

22. Познакомить с правилом «Внимательно слушай и точно выполняй все команды и распоряжения учителя и уполномоченных коллектива». Показать образцы действий учащихся по распоряжению учителя (построиться, принять исходное положение др.).

23. Воспитывать положительное отношение к правилу, стремление действовать в соответствии с ним, формировать умение внимательно слушать и точно выполнять распоряжения, команды, задания учителя.

24. Проверить знание правила и умение внимательно слушать учителя и правильно выполнять его задания, распоряжения.

25. Формировать умение сдерживать себя, не начинать и не заканчивать упражнения, задания без разрешения или команды учителя.

26. Учить организованно брать и сдавать мелкий спортивный инвентарь. Показать образцы действий.

2 класс.

Общая задача: закреплять навыки дисциплинированного поведения при переходе из классной комнаты в гимнастический зал под руководством уполномоченных коллектива и в процессе занятий на уроке.

Частные задачи.

1. Проверить знание «Правил поведения при переходе из классной ком-наты в гимнастический зал». Если есть необходимость, напомнить правила. Показать или напомнить путь следования.

2. Формировать навыки дисциплинированного поведения при переходе из классной комнаты в гимнастический зал под руководством уполномоченных коллектива. Учить взаимному контролю и взаимной оценке поведения при этом.

3. Закреплять навыки быстрого переодевания и аккуратного складывания одежды под руководством уполномоченных коллектива.

4. Воспитывать стремление своевременно готовиться к уроку.

  1.  Проверить знание «Правил поведения в гимнастическом зале» и умение действовать в соответствии с ними. В зависимости от результатов проверки дифференцированное воспитание положительного отношения к названным правилам и стремления действовать в соответствии с ними, дифференцированное формирование навыков поведения на уроке.
  2.  Формировать навыки взаимоконтроля и взаимооценки поведения на уроке.
  3.  Проверить знание «Правил поведения в гимнастическом зале» и умения действовать в соответствии с ними.

3 класс.

Общая задача: закрепить навыки дисциплинированного поведения учащихся при переходе из классной комнаты в гимнастический зал под руководством уполномоченных коллектива и самостоятельно в процессе занятий на уроке.

Частные задачи.

1. Проверить знание «Правил поведения при переходе из классной комнаты в гимнастический зал» и умение выполнять их при переходе. Напомнить отдельные правила.

  1.  Воспитывать навыки самоконтроля и самооценки поведения при переходе из классной комнаты в гимнастический зал.
  2.  Воспитывать (дифференцированно) положительное отношение к «Правилам поведения при переходе из классной комнаты в гимнастический зал» и стремление действовать в соответствии с ними.

      4. Воспитывать стремление своевременно готовиться к уроку, быстро и аккуратно одеваться и складывать одежду в раздевалке под руководством уполномоченных коллектива.

  1.  Проверить знание «Правил поведения в гимнастическом зале» и умение выполнять их. Напомнить отдельные правила и показать образцы действий в соответствии с ними.

6. Воспитывать (дифференцированно) положительное отношение к «Правилам поведения в гимнастическом зале» и стремление действовать в соответствии с ними.

  1.  Закреплять навыки дисциплинированного поведения на уроке в соответствии с названными правилами под руководством уполномоченных коллектива.
  2.  Формировать навыки самоконтроля за поведением при выполнении упражнений, заданий в игровой и соревновательной обстановке.

9. Воспитывать умение сдерживать себя, действовать по команде (распоряжению) учителя или уполномоченного коллектива.

10. Проверить знание названных правил и умение поступать, действовать в соответствии с ними.

Коллективизм.

1 класс.

Общая задача: формировать навыки дружной, согласованной работы при выполнении учебных заданий на уроке на основе «Правил поведения при коллективной работе».

Частные задачи.

1. Познакомить с правилом «Будь вежлив с товарищами; разговаривая, не кричи; обращаясь к ребятам, помни о том, что существуют вежливые слова». Показать образцы действия учащихся.

  1.  Воспитывать уважительное отношение к названному правилу и стремление действовать в соответствии с ним.
  2.   Формировать навыки и привычки вежливого отношения к одноклассникам при выполнении учебных заданий, в играх и соревнованиях.
  3.  Проверить знание правила « Будь вежлив с товарищами» и умение вежливого обращения с одноклассниками.
  4.  Познакомить с правилом «Не ссорься с товарищами, старайся выполнять задания и играть всегда дружно и согласованно». Показать образцы действий учащихся.
  5.  Воспитывать положительное отношение к названному правилу и стремление поступать в соответствии с ним.
  6.  Формировать навыки дружной, согласованной работы на уроке в соответствии с правилом « Не ссорься с товарищами ».
  7.  Проверить знание этого правила и умение дружно и согласованно работать при выполнении учебных заданий.

9. Учить детей начинать и заканчивать упражнение, задание строго по слову (команде) учителя.

10. Воспитывать внимательное, заботливое отношение к товарищам, умение и стремление прийти товарищу на помощь.

11. Познакомить учащихся с обязанностями физорга. Показать образец действия.

12. Воспитывать положительное отношение к исполнению роли физорга и стремление активно выполнять обязанности физорга.

13. Формировать и закреплять навыки выполнения обязанностей физорга.

14. Формировать навыки подчинения и выполнения указаний уполномоченных коллектива.

     15. Воспитывать положительное отношение к ученикам, выполняющим обязанности уполномоченных коллектива.

     16. Учить умению внимательно слушать товарищей, вести общую беседу.

     17. Воспитывать любовь к классному коллективу.

2 класс.

Общая задача: формировать навыки и привычки дружной, согласованной работы в процессе урока под руководством учителя и уполномоченных коллектива.

Частные задачи.

1. Проверить знание правил, перечисленных в I классе, и умение действовать в соответствии с ними. Напомнить отдельные правила, показать образцы действий, воспитывать стремление действовать в соответствии с этими правилами.

2. Формировать навыки дружной, согласованной работы при выполнении учебных заданий в играх в соответствии с правилами вежливого поведения.

  1.  Познакомить с правилом «Будь внимателен к товарищам; помогай тем, кому трудно, причем старайся сам увидеть, кто нуждается в  помощи». Показать образцы действий.

4 .Воспитывать положительное отношение к этому правилу

и стремление действовать в соответствии с ним, быть внимательными друг к другу, приходить друг другу на помощь в учебной деятельности.

     5. Формировать навыки внимательного отношения друг к другу и взаимной помощи.

     6. Проверить знание правила « Будь внимателен к товарищам» и умение действовать в соответствии с ним.

7. Познакомить с правилом «Не жалуйся учителю на товарища. Если он в чем-то неправ, останови его и скажи сразу сам  ему об этом».  Показать образцы действий.

  1.  Воспитывать положительное отношение к названному правилу, стремление действовать в соответствии с ним.
  2.  Формировать навыки гуманных взаимоотношений между одноклассниками.
  1.  Проверить знание правила «Не жалуйся учителю...» и навыки действий в соответствии с названным правилом.
  2.  Познакомить учащихся с обязанностями групповода. Показать образцы действий.
  3.  Воспитывать у учащихся положительное отношение к роли групповода и стремление активно выполнять его обязанности.

13. Формировать и закреплять навыки ответственного выполнения обязанностей групповода.

      14. Воспитывать ответственное отношение к общественным поручениям, заданиям учителя, коллектива и стремление выполнять их как можно лучше.

      15. Воспитывать положительное отношение к ученикам, выполняющим обязанности уполномоченных коллектива.

 16. Учить работать дружно, согласованно действуя с одноклассниками в парах, тройках, небольших командах под руководством уполномоченных коллектива.

 17. Воспитывать умение спокойно ожидать свою очередь при выполнении упражнения, задания, в играх, не мешая товарищам.

      18. Воспитывать чувство любви к классному коллективу.

3 класс.

Общая задача: закреплять и расширять навыки дружной, согласованной работы в процессе урока под руководством уполномоченных коллектива.

Частные задачи.

1. Проверить знание правил, названных во II классе, и умение действовать в соответствии с ними.

      2. Наметить индивидуальные задачи воспитания, исходя из результатов проверки.

3. Формировать навыки и привычки дружной, согласованной работы учащихся при выполнении заданий и в играх в соответствии с правилами поведения в коллективе.

     4. Познакомить с правилом «Не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается; не сердись и не падай духом, если сегодня что-то не получилось. Помни, что товарищи обязательно помогут тебе». Показать образцы действий.

     5. Воспитывать положительное отношение к названному правилу и стремление действовать в соответствии с ним, быть тактичным, уважать товарищей и приходить друг другу на помощь в учебной деятельности.

6. Формировать навыки внимательного, уважительного отношения Друг к другу.

      7. Проверить знание правила «Не зазнавайся...» и умение действовать в соответствии с ним.

      8. Познакомить с правилом «Умей принять советы, замечания и помощь от других ребят, при этом не забудь обязательно поблагодарить за помощь или совет». Показать образцы действий.

       9. Воспитывать положительное отношение к названному правилу и стремление действовать в соответствии с ним.

  1.  Формировать навыки и привычки доброго, тактичного отношения друг к другу, умение и стремление помогать товарищам и делать это с большим уважением к однокласснику.

 11. Проверить знание названного правила и умение действовать в соответствии с ним.

12. Закреплять навыки дружной, согласованной работы в коллективе под руководством уполномоченных коллектива.

      13. Воспитывать ответственное, заинтересованное отношение к выполнению обязанностей уполномоченных коллектива и заданий учителя и класса.

 14. Воспитывать положительное отношение к учащимся, выполняющим обязанности уполномоченных коллектива, формировать умение выполнять их распоряжения, требования.

 15. Формировать общественное мнение класса по вопросам взаимоотношений между учащимися, выполнения общественных поручений и заданий, поведения в процессе коллективной работы.

 16. Воспитывать чувство любви к классному коллективу.

Планирование комплексных воспитательных задач

на уроках физической культуры в 4-11 классах.

 Каждому специалисту известно, как это сложно осуществить, особенно имея в виду не общие задачи, а конкретные, которые действительно можно решать на серии уроков. Воспитательные цели должны органически увязываться с содержанием занятий. Исходя из этого, были определены ведущие воспитательные задачи по формированию личных качеств каждого ученика и коллектива в целом, по организации воспитания и самовоспитания.

В связи с этим особое внимание в каждом классе было уделено следующим воспитательным проблемам:

IV класс. Воспитание товарищеской взаимопомощи, умения сочетать личное и общественное. Формирование критериев оценки и самооценки. Объективная самооценка личных достоинств и недостатков.

V класс. Воспитание организаторских качеств, умения руководить и подчиняться. Организация взаимного воспитания и ознакомление с методикой самовоспитания. Воспитание требовательности к себе и к товарищу. Обучение приёмам и методам работы над собой.

  1.  класс. Развитие самокритики. Самовоспитание воли  (самодисциплины, самообладания). Воспитание чувства ответственности за себя и коллектив. Развитие критики. Преодоление личных недостатков через самовоспитание.
  2.  класс. Формирование общественного мнения по вопросам внутриколлективных отношений. Формирование самосознания и организации нравственного самовоспитания. Формирование общественного мнения по основным вопросам жизни коллектива. Организация самопознания на основе психологической подготовки школьников.

VIII класс. Воспитание общественной активности. Воспитание на боевых и трудовых традициях. Обмен опытом самовоспитания в различных областях. Самовоспитание в связи с профессиональным самоопределением.

IX класс. Знакомство учащихся с основами педагогики и психологии. Единство воспитания и самовоспитания. Система психологической и практической подготовки самовоспитанию. Самовоспитание по личной программе, составленной с помощью учителя.

X-ХI класс. Взаимосвязь самовоспитания и самообразования в жизненном самоопределении. Формирование активной жизненной позиции, гражданственности.

С учетом распределения комплексных воспитательных задач соответственно содержанию занятий планируются следующие конкретизированные воспитательные задачи:

IV класс. Оценка действий товарищей в выполнении упражнений по заданию учителя. (Легкая атлетика, I четверть.) Умение помочь товарищу в выполнении заданий. (Баскетбол.)

Привитие навыков самообслуживания. (Гимнастика.) Трудолюбие в подготовке и уборке спортивного оборудования. Преодоление трудностей. (Лыжная подготовка.)

Самооценка движений. (Волейбол.) Решительность в выполнении упражнений на результат. (Прыжки, бег, метания - IV четверть.)

V класс. Положительное отношение к выполнению упражнений. Дисциплинированность в выполнении заданий. (Легкая атлетика.)

Внимание к своим действиям и действиям окружающих. (Игры.)

Дисциплинированность в выполнении упражнений в группе и при страховке. (Гимнастика.)

Привитие умения анализировать действия одноклассников. (Лыжная подготовка.)

  1.  класс. Сознательное отношение к качественному выполнению упражнений. Самостоятельное решение двигательных задач. (Легкая атлетика.) Внимательное отношение к товарищам. Культура общения в игровых ситуациях. (Баскетбол.). Оказание помощи товарищу в выполнении упражнений. Формирование навыков и умений анализировать свои действия. (Лыжная подготовка.)
  2.  класс. Достижение цели общими усилиями в командных действиях. Внимательное отношение к товарищам. (Спортивные игры.) Воспитание уверенности в своих силах. (Упражнения на снарядах.) Формирование способности преодолевать трудности. (Лыжная подготовка.) Воспитание самостоятельности в решении двигательных задач. (Легкая атлетика - I и IV четверти.)

VIII класс. Развитие сознательности в занятиях. (Легкая атлетика - уроки 1-8.)

Оказание помощи товарищам в преодолении трудностей. (Гимнастика - уроки 19-32.)

Подчинение своих действий интересам коллектива. (Волейбол - уроки 9-18; 53-60.)

Преодоление трудностей, контролируя и анализируя свои действия. (Лыжная подготовка - уроки 33-48.)

Преодоление сопротивления соперника, не нарушая правил игры. (Баскетбол - 3чет.- уроки 49-52.)

Развитие самостоятельности в выполнении заданий в группе и индивидуально. (Легкая атлетика - уроки 59-68.)

IX класс. Воспитание самостоятельности в процессе занятий физической культурой и спортом. (Легкая атлетика - уроки 1-8.)

Оказание помощи товарищу в освоении упражнений на уроках и выполнении домашних заданий. (Волейбол - уроки  9-18.)

Воспитание мужества, целеустремленности. (Гимнастика - уроки -18-32.)

Преодоление трудностей в занятиях лыжной подготовкой, выполнении учебных нормативов. (Лыжная  подготовка - уроки 33-48.) Подчинение индивидуальных действий коллективным интересам. (Баскетбол - уроки 49-52.)

Формирование самостоятельного проявления инициативы при занятиях с группой товарищей. (Легкая атлетика - уроки 58-68.)

X-ХI класс. Формирование самостоятельности в выполнении заданий. (Подготовка к основной части занятий по легкой атлетике - уроки 1-8.)

Воспитание воли к победе. (Волейбол - уроки 9-18.)

Формирование самостоятельности: самостоятельное решение в процессе подготовки и выполнения двигательных задач. (Гимнастика - уроки 19-32.)

Подчинение своих действий волевыми усилиями в соответствии с целевой установкой. (Лыжная подготовка - уроки 33-48.)

Организация команды на активные действия. ( Баскетбол - уроки 49-52.)

Организация группы и проведение с нею тренировочного занятия. (Легкая атлетика - уроки 59-68.)

При ознакомлении с записью воспитательных задач нельзя не заметить, что многие из них повторяются. Однако надо учесть, что повторяется лишь конечная цель, конкретные задачи разные. Это не расшифровано в плане, чтобы не занимать много места. Что касается конкретных задач, то они выглядят так: в одних случаях (в  младших классах) это лишь сообщение знания о том, как надо делать, в других - постепенное усложнение - приучение.

Методический материал:

СХЕМА АНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО

АСПЕКТА УРОКА

Предлагаемая ниже схема определения воспитательного потенциала урока может быть использована в работе учителем для анализа своей деятельности.

Схема анализа воспитательного аспекта урока

Содержание

Оценка

1

Умение учителя: а) осознавать;

б) формулировать;

    в) реализовывать воспитательную цель урока

Да

Да

Да

Нет

Нет

Нет

2

Получение учащимися полезной практической информации, необходимой для жизни

ДА

Нет

3

Эмоциональность учителя в подаче учебного материала:

а) речь;

б) мимика и жесты

Образная, интонированная.

Выразительные

Сухая, монотонная.

Невыразительные

4

Обеспечение способов коммуникации учащихся: дискуссия, диспут, работа над проектом, другое

НУЖНОЕ

подчеркнуть

5

Преобладание:

а) коллективных;

б) групповых;

в) индивидуальных методов работы с учащимися

НУЖНОЕ

подчеркнуть

6

Организация:

а) самостоятельной;

б) творческой;

в) исследовательской;

г) проективной деятельности учащихся

НУЖНОЕ

подчеркнуть

7

Использование игровых методов на уроке:

ДА

Нет

8

Построение диалога «учитель-ученики»

ДА

Нет

9

Умение организовывать ситуацию успеха

ДА

Нет

10

Практическое использование здоровьесберегающих приемов и методов

ДА

Нет

11

Акцентирование позитивного ценностно-ориентированного отношения к жизни и к окружающему миру

ДА

Нет

12

Стиль отношений учителя с учащимися:

а) авторитарный;

б) демократический;

в) либеральный

НУЖНОЕ

подчеркнуть

13

Общая психологическая атмосфера, эмоциональный фон урока:

а) доброжелательность;

б) рабочий настрой;

в) творческая обстановка;

г) тревожность;

д) давящая атмосфера;

е) безразличие;

ж) что-то другое.

НУЖНОЕ

подчеркнуть

Королев А.В.,

Гимназия №2 , г. Клин

ОЦЕНКА ВОСПИТАННОСТИ УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕШНЕПОВЕДЕНЧЕСКОМ АСПЕКТЕ

          Уровни воспитанности

Высокий

Хороший   Средний    Средний

Низкий

Проявления

(всегда)

     (в большинстве

(всегда)

случаев)

«5»

«4»                 «3»

«2»

1

Внешний вид, при-

Не раздражающий,

Чаще по         Чаще по

Раздражающий,

ческа, одежда, ук-

не вызывающий, не не

типу               типу

вызывающий, от-

рашения и пр.

отвлекающий.

влекающий от заня-

тий (немыслимые

украшения и т.п.).

2

Общение, речь.

Вежливое, деликат-

Общение грубое,

ное, уважительное

речь крикливая,

употребление руга-

тельств.

3

Отношения с ребя-

Дружелюбное, сопе- сопе-  

Заносчивое, бар-

тами.

реживающее, с сим- ссссссссссссссссссссссссссимсим-

ское, издеватель-

патией

ское.

4

Отношения с учите-

Вежливое, уважи-

Неуважительное с

лями.

тельное, почтитель-ное почтитель-

элементами грубо-

ное.

сти, хамства.

5

Отношения с други-

Вежливое, уважи-

Неуважительное,

ми сотрудниками

тельное.

грубое, хамское.

школы.

6

Дисциплинирован-

Всегда выполняет

В большинстве слу-

ность в плане вы-

(или всегда можно

чаев не выполняет,

полнения указаний

убедить).

стремится отгово-

учителя.

риться, солгать и т.п.

7

Отношение к

Бережное.

Пренебрежи-

школьному имуще-

тельное, портит,

ству, к труду других.

пачкает мебель и пр.

   Общий бал вычисляется так (например) =                                          

     

       5+5+5+4+4+4+3 

--------------------------------------     = 4,3           

                         7

= 4,3

«ДРУЖНЫЕ РЕБЯТА»

Сюжетно-игровой урок для 1 класса

Тип урока. Сюжетно-игровой

Цель урока. Формирование у детей социальных навыков средствами физического воспитания.

Задачи урока:

  1. Отработка форм совместной деятельности посредством игровых упражнений.
  2. Воспитание умения строить совместные действия в подвижных играх.
  3. Формирование правильной осанки, содействие общему укреплению организма ребенка, стимуляция функции дыхания.
  4. Развитие основных движений, внимания, быстроты реакции, умения согласованно действовать в коллективе.

Оборудование и инвентарь: гимнастическая скамейка, палки, канат, набивные мячи.

Часть урока, время

Содержание и дозировка упражнений

Основные методы и приемы, ключевые слова, формы организации

1

3

2

Вводная часть

( 8 – 10 мин.)

Построение, рапорт.

Беседа.

(Вариант приветствия выбирают дети).

« По местам!»

- Посмотрите друг на друга, запомните, кто за кем стоит, какого цвета волосы, глаза у соседа.

- Сейчас проверим, не потеряетесь ли вы в дороге.

   По команде «Разойдись!» все разбегаются по залу. По команде «По местам!»  учащиеся должны как можно быстрее занять свое место в шеренге. (2 мин)

«Поезд»

Под музыку В. Шаинского «Голубой вагон» два «состава» двигаются в обход зала навстречу друг другу. Дети из встречных поездов протягивают друг другу руки, приподнимают воображаемые головные уборы,  кланяются машут руками… Сделав два круга, дети останавливаются в центре зала.

(3 мин)

Учитель.

    - Здравствуйте, ребята!

    - Как еще можно поприветствовать друг друга?

    - А как шутливо можно поздороваться?

    - Кто из вас любит путешествовать? Что такое путешествие?

(Назвать привлекательные стороны путешествия)

    Сегодня мы с вами отправимся в игровое путешествие. Мы будем играть в такие игры, где нужно все делать сообща, дружно, вместе.

   - А что значит «дружно»?

(Уметь согласованно действовать в коллективе, подчиняться правилам игры).

   - А если действовать не дружно, то, что получиться?

    Чтобы отправиться в игровое путешествие, нам необходимо занять места в вагонах.

 

 

Игра способствует совершенст-вованию умений и навыков в беге, развитию внимания.

     Во время бега, занимающиеся по сигналу останавливаются  и закрывают глаза. Стоящему в колонне первым (глаза открыты) учитель показывает место. По второму сигналу дети открывают глаза и бегут строиться в колону туда, где стоит первый игрок. Строиться можно кругами, шеренгами.

Учитель.

- Молодцы! А теперь можно ехать!

- Вот мы и приехали на станцию «Дружная». Мы долго ехали, пора размяться.

- Давайте покажем, как мы умеем делать ритмическую гимнастику.

Основная часть

(25 мин)

ОРУ на гимнастической скамейке под музыку.

(5 – 7 мин)

1. И.п. – о.с. лицом к скамейке.

    1 –     поставить правую ногу

     на    скамейку; 2 – выполнить

     тоже левой ногой.

2. И.п. – о.с. лицом к скамейке.

    1 – шаг левой ногой на ска-

     мейку, согнуть левую руку;

     2 - приставить правую ногу;

     3 – шаг левой ногой назад,

     левую руку опустить вниз;

     4 – и.п.; 5 – то же правой ногой

3. И.п. – о.с. правым боком к

    скамейке. 1 – поставить левую

    ногу скрестно на скамейку,

    руки отвести влево; 2 –

    приставить левую ногу, руки

    вправо. Затем выполнить

    упражнения правой ногой, стоя

    левым боком.

4. И.п. – о.с. лицом к скамейке,

    руки на поясе. 1 – шаг левой

    ногой на скамейку; 2 – мах

    правой ногой в сторону; 3 – шаг

    правой ногой назад; 4 – и.п.; 5 –

    то же с другой ноги.

5. И.п. – о.с. лицом к скамейке,

      руки на поясе. 1 – шаг левой

      ногой на скамейку;

      2 – приставить правую ногу;

      3 -  шаг левой ногой назад;

      4 – и.п.. 5 – 8 тоже с правой

      ноги.

6. Полуприсед  на левой ноге,

    правую ногу – на скамейку,

    руки на правом колене,

    удержание позы.

7. И.п. – сидя на скамейке, ноги

    согнуты в коленях, стопы на

    полу, обхватить руками под

    коленями. 1 – 8 – «натянуть

    спину»; 9 – 12 – поворот

    туловища вправо, руки вправо;

    13 – 16 – поворот туловища

     влево, руки отвести влево.

Дети становятся в две колонны и продолжают свой путь до следующей игровой станции.

(1 мин)

«Иголочка и ниточка»

По сигналу разматывается клубок (игрок не выпускает его из рук), конец шнура передают из рук в руки вдоль колонны. Когда конец шнура достигает первого стоящего в колонне игрока, тот продевает его сквозь ушко иголки (бутафорские иглы длиной 100 – 120 см из гимнастической палки) и возвращает конец шнура вдоль колонны в обратном направлении.

Когда два конца шнура встретятся у последнего игрока, все, держась за «ниточку», быстрым шагом обегают отметку и возвращаются назад.

(3 мин)

Эстафета «Грузовые машины»

Участвуют две команды. Перетягивание больших игрушечных машин с грузом (набивные мячи) на противоположную сторону с помощью веревки. (2 мин)

Эстафета «Погрузка арбузов»

Участвуют две команды. Команды выстраиваются цепочкой по длине зала. Рядом с

первыми игроками стоят детские машины с грузом (по 6 набивных мячей). По сигналу дети начинают передавать по одному мячу друг другу на другую сторону площадки  и складывать их в обруч. Побеждает команда, которая первой передала весь груз. (1 – 1,5 мин)

 

Плетень»

(под музыку)

Играющие строятся в шеренги, лицом друг к другу на расстоянии

10 м и берутся за руки. Опустив их, идут навстречу друг другу со словами:

  «Раз, два, три, четыре, пять.

  Вместе весело играть,

  Нет во всем огромном мире

  Дружбы крепче, чем у нас!»

На середине площадки дети образуют общий круг и выполняют под музыку танцевальные подскоки, шаги. Музыка останавливается, дети должны вернуться на свои места, построиться в шеренги, образовать «плетень». Выигрывает команда, которая быстрее выполнит задание.

(4 мин) 

«Перетягивание каната»

(дети соревнуются с учителем).

Второй вариант. Канат кладут посередине. Обе команды выстраиваются в 15 шагах параллельно канату, поворачиваются к нему спиной и выполняют задание до сигнала. По сигналу все игроки поворачиваются и устремляются к канату. Задача – захватить канат (любым способом) и унести за линию своего «дома». (3 мин) 

 Стэп-аэробика формирует осанку, поддерживает и улучшает физические кондиции.

Учитель.

- Молодцы! Мы делали все движения согласовано, поэтому получилось красиво.

- Наше путешествие продолжается. Прошу занять места в своих вагонах.

  Приехали мы на станцию «Выручалочка». На этой станции мы и проверим, умеете ли вы помогать друг другу.

   Давно замечено, что играть с друзьями интереснее, когда все уважительно относятся друг к другу и не ссорятся.

  Игра способствует развитию ловкости, внимания, сообразительности, умения действовать согласовано.

 Молодцы!

 У вас всё получилось.

 А почему?

 Да, ребята. Мы играли дружно. Спешили помочь друг другу, потому что мы – команда.

  Вы дружно справились с нелегким заданием, и у меня для вас есть еще одна командная игра.

 - А в этой эстафете вам помогала дружба?

 

Игра способствует развитию выносливости, быстроты, согласованности движений.

Учитель.

  - А как вы считаете, вы помогали друг другу в этой нелегкой игре?

Можно ли сказать о нашей игре вот такой поговоркой: «один за всех и все за одного?»

 - Сейчас мы поиграем в русскую народную игру «Плетень».

 - Что такое плетень?

 (Плетень – изгородь из сплетенных прутьев и ветвей).

  - Если вы будете играть слажено, то все у вас получится.

Игра способствует развитию внимания, ловкости, быстроты реакции. Закрепляет навыки техники танцевальных шагов.

 - Ребята, а вы знаете поговорки и пословицы о дружбе?

  «Что одному не под силу, то легко коллективу»

- А давайте это проверим.

Развитие силовой выносливости, воспитание коллективизма, умения действовать по правилам.

Заключительная часть (5 мин)

«Парашют»

Дети встают по кругу, берутся за конец ткани и натягивают полотно так, чтобы поверхность была ровной. В центре круглого полотна находятся два отверстия на расстоянии 30 см друг от друга, отмеченные контурами красного и желтого цвета. Учитель кладет теннисный мячик на край полотна и по его сигналу дети стараются согласованными движениями закатить мяч в отверстие команды-соперницы. Игра продолжается до «трех» голов.

Все дети становятся друг за другом и, изображая «поезд» «отъезжают» под музыку из зала.

   - Ребята, а сейчас поиграем в очень интересную игру, где командные действия помогут вам стать еще дружнее

Формирование согласованности движений в соревновательных упражнениях.

    Молодцы!

   Путешествуя по стране «Дружных игр», вы показали, что вы очень дружный класс. С вами можно отправляться в любое путешествие. А это подошло к концу. Все «пассажиры» могут сесть в один «поезд» и отправиться домой.

Учитель:                                           Королев А.В.


У Т В Е Р Ж Д А Ю:                                                                    РАБОЧИЙ  ПЛАН                                   7  класс                                      I  четверть

Директор  гимназии

1. Правила  поведения  и  техники  безопасности  на  уроках  легкой  атлетики.

2.  Реакция  организма  на различные  физические  нагрузки

Навыки, умения,  развитие  физических  качеств

1

2

3

4

5

6

7

8

Проблемные  задачи

Выполнение  контрольных  тестов

У

У

У

Бег  с  равномерной  скоростью  до  3,5  км

4'

6'

8'

10'

11'

12'

13'

Преодоление  вертикальных  и  горизонтальных  препятствий

Р

З

С

У

Найти  наиболее  приемлемый  индивидуальный  способ  преодоления  препятствий

Прыжки  в  длину  с  разбега  способом  «согнув  ноги»  -  движение  рук  и  ног  в  полете

Р

З

С

У

На  что  влияют  движения  рук  и  ног  в  полете

Метание  малого  мяча  в  цель  из  положения  лежа  и  стоя

Р

З

С

У

Определить  условия  точного  броска

Метание  малого  мяча  на  дальность  с  4-6  шагов  разбега

Р

З

С

У

Как  сохранить  в  разбеге  удобное  положение  для  броска

Бег  60  м  на  результат

Бег 300 м – 500 м

У

У

Бег  1500  м

У

9

10

11

12

13

14

15

16

Домашние  задания

1.  Стоя  руки  за  голову,  приседания  -  

     5х10  раз

2.  Стоя  руки  вверх,  наклоны  вперед,  в  

      стороны  (15  раз)

3.  Сидя  с  опорой  руками  сзади  

     поднимание  прямых  ног  (10  раз)

4.  Сгибание  и  разгибание  рук  в  упоре  

     лежа  (д.: 3х5 раз; м.: 3х15 раз)

5.  Прыжки  из  глубокого  приседа  с  

      отягощением  1 кг (м.:  2х20;  д.:  2х15)

6.  В  наклоне  прогнувшись  ноги  врозь,  

     руки  в  стороны  -  повороты  туловища    

     влево  и  вправо  («мельница»)  - (20-25раз)

1.  Правила  поведения  и

     техники  безопасности  на

     уроках  спортивных игр.

2.  Основные  приемы  самоконтроля

Ведение  мяча  с  изменением  направления  движения  и  скорости

Р

З

С

У

Что  нужно сделать, чтобы изменить направление ведения мяча

Передача  мяча  от  плеча

Р

З

С

У

Определить условия сильной передачи одной рукой

Броски  мяча  в  движении  после  двух  шагов

Р

Р

З

З

С

У

Как сочетать движения рук и ног при  броске в движении

Мини-баскетбол

Р

З

С

У

У

Применять изученные правила и приемы  игры

17    18

7.  Круговые  движения  рук  с  отягощениями  

     1  кг (2х10 раз)

8.  Присед  на  левой,  правую в  сторону,  руки    

     вперед, менять  положение,  перенося  вес  тела  

     с  левой  ноги  на  правую  и обратно  (10 раз)

1.  Правила  поведения  и техники безопасности  на  уроках  гимнастики

2.  Самостраховка  при  выполнении  упражнений

Строевые  упражнения: выполнение  команд «Пол-оборота направо (налево)!», «Короче шаг!», «Полшага!», «Полный шаг!»

Р

З

Акробатика: (м) кувырок вперед в стойку на лопатках

Р

З

Определить  последовательность  движений

(м) Стойка на голове с согнутыми ногами

Р

От  чего  зависит  устойчивость  тела

(д) Кувырок назад в «полушпагат»

Р

Определить  последовательность  движений

Задачи  воспитания:

  I.  Легкая  атлетика  -  сознательное  отношение  к  качественному  выполнению  упражнения,  самостоятельное  решение  двигательных  задач

 II.  Баскетбол  -  внимательное  отношение  к  товарищам,  культура  общения  в  игровых  ситуациях

III.  Гимнастика  -  оказание  помощи  товарищу  в  выполнении  упражнений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий воспитательный проект "Люби жизнь, людей, самого себя".

Творческий проект "Люби жизнь, людей, самого себя!" ...

Воспитательный проект "За здоровый образ жизни"

Данный проект был реализован в школе во время оздоровительной кампании в летнем лагере с дневным пребыванием при школе. Можно проект использовать в своей работе как учителям физической культуры, ...

Воспитательный проект «День воинской славы России – День Бородинского сражения(1812 год)»

Воспитательный проект состоит из трех частей - взаимосвязанных мероприятий, объединенных в цикл « День воинской славы России — День Бородинского сражения (1812 год)».1 часть – непосредственно ур...

Проблемы организации воспитательных проектов в Гуманитарной школе

В статье описаны  особенности организации проектной деятельности в Гуманитарной школе.Гуманитарная школа является школой не только для детей, ведь она служит своеобразной практикой и для студенто...

Воспитательный проект "Ученик и нравственность"

Будучи классным руководителем разработала проект для ребят своего класса, опыт удался, как мне кажется. Сейчас мои ребятишки уже в десятом классе и мы по-прежнему вместе....

Учебно-воспитательный проект «Поиск»

Цель проекта –воспитание у юного поколения патриотизм, т.е. уважение к предкам, любовь к Родине, своему народу, сохранять традиции своей страны, формировать чувство национального самосознания. ос...

Воспитательный проект "Патриот" по гражданскому и патриотическому воспитанию школьников

Основной целью программы является создание системы патриотического и гражданского воспитания учащихся с целью формирования социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национ...