«Дифференцированный подход в специальных медицинских группах»
статья по физкультуре по теме

 Мулин Валерий Геннадьевич

 

Министерство образования Республики Башкортостан Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4

муниципального района Мелеузовский район

Республики Башкортостан

 

 

             Доклад

 «Дифференцированный подход в специальных медицинских группах»

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовил

учитель физической культуры высшей категории

Мулин В.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Мелеуз 2012

 

 

 

 

 

При систематическом и научно обоснованном врачебно - педагогическом контроле физическое воспитание становится эффективным средством сохранения и укрепления здоровья детей и подростков, улучшения их физического развития. В связи с этим учитель физкультуры должен быть достаточно подготовлен в вопросах влияния физических упражнений на растущий организм, гигиены физических упражнений организации и методики физического воспитания с учетом анатомо-физиологических особенностей организма школьников, в вопросах врачебного и педагогического контроля.

Основными задачами физического воспитания учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, являются:

1. укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма;

2. повышение функционального уровня органов и систем, ослабленных болезнью;

3. повышение физической и умственной работоспособности;

4. повышение иммунологической реактивности и сопротивляемости организма, как средств борьбы с аллергизацией, провоцируемой простудными заболеваниями и наличием очагов хронической инфекции;

5. формирование правильной осанки, а при необходимости - её коррекции;

б. обучение рациональному дыханию;

7. освоение основных умений и навыков;

8. воспитание морально-волевых качеств;

9. воспитание интереса к самостоятельным занятиям физической культурой и внедрение их в режим дня учащихся;

10. создание предпосылок, необходимых для будущей трудовой деятельности учащихся;

Организация и проведение занятий с учащимися специальной медицинской группы, намного сложнее, чем занятий со здоровыми детьми: здесь собраны ребята из разных классов, разного возраста и пола, страдающие различными недугами и психологически не готовые к занятиям физкультурой.

Для обеспечения надлежащего контроля за физическим воспитанием ослабленных детей, необходимо четкое взаимодействия управления образования, здравоохранения и медицинских учреждений (поликлиник и врачебно-физкультурных диспансеров).

Комплектование специальных медицинских групп перед новым учебным годом должно осуществляться с учётом возраста, показателей физической подготовленности, функционального состояния и степени выраженности патологического процёсса (до 1 июня), по данным медицинского обследования, проведённого в апреле - мае текущего года.

Наполняемость групп - не менее 10 человек. Списки детей с указанием диагноза медицинской группы, завизированные врачом школы, с печатью детской поликлиники, передаются директором школ, учителям физкультуры и во врачебно - физкультурные диспансеры.

Директора до 1 сентября должны оформить приказом по школе создание специальной медицинской группы. Учителя физкультуры совместно с медработниками оформляют индивидуальные карты, занимающиеся в специальной группе. В карте отражаются результаты медосмотров, диагноз, рекомендации врача и учителя физкультуры, индивидуальные комплексы упражнений, а так же рекомендации и задания на дом во время каникул.

В течение года школьники специальной и подготовительной групп, а также освобождённые от физкультуры и занимающиеся ЛФК в лечебно - профилактических учреждениях систематически (1 раз в квартал) осматриваются врачами в школе или детской поликлинике.

На основании состояния здоровья, результатов функциональных методов исследования, данных по адаптации к физическим нагрузкам, освоению двигательных навыков и умений учащиеся переводятся в соответствующую медицинскую группу. Перевод осуществляет школьный врач совместно с учителем физкультуры.

Проведение занятий с ослабленными детьми в специальной группе (отдельно от здоровых школьников) позволяет избежать многих методических и педагогических ошибок, щадить психику ребенка, использовать дифференцированные нагрузки и легко контролировать состояние уч-ся и их адаптацию к нагрузке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Башкортостан Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4

муниципального района Мелеузовский район

Республики Башкортостан

             Доклад

 «Дифференцированный подход в специальных медицинских группах»

Подготовил

учитель физической культуры высшей категории

Мулин В.Г.

Мелеуз 2012

При систематическом и научно обоснованном врачебно - педагогическом контроле физическое воспитание становится эффективным средством сохранения и укрепления здоровья детей и подростков, улучшения их физического развития. В связи с этим учитель физкультуры должен быть достаточно подготовлен в вопросах влияния физических упражнений на растущий организм, гигиены физических упражнений организации и методики физического воспитания с учетом анатомо-физиологических особенностей организма школьников, в вопросах врачебного и педагогического контроля.

Основными задачами физического воспитания учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, являются:

1. укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма;

2. повышение функционального уровня органов и систем, ослабленных болезнью;

3. повышение физической и умственной работоспособности;

4. повышение иммунологической реактивности и сопротивляемости организма, как средств борьбы с аллергизацией, провоцируемой простудными заболеваниями и наличием очагов хронической инфекции;

5. формирование правильной осанки, а при необходимости - её коррекции;

б. обучение рациональному дыханию;

7. освоение основных умений и навыков;

8. воспитание морально-волевых качеств;

9. воспитание интереса к самостоятельным занятиям физической культурой и внедрение их в режим дня учащихся;

10. создание предпосылок, необходимых для будущей трудовой деятельности учащихся;

Организация и проведение занятий с учащимися специальной медицинской группы, намного сложнее, чем занятий со здоровыми детьми: здесь собраны ребята из разных классов, разного возраста и пола, страдающие различными недугами и психологически не готовые к занятиям физкультурой.

Для обеспечения надлежащего контроля за физическим воспитанием ослабленных детей, необходимо четкое взаимодействия управления образования, здравоохранения и медицинских учреждений (поликлиник и врачебно-физкультурных диспансеров).

Комплектование специальных медицинских групп перед новым учебным годом должно осуществляться с учётом возраста, показателей физической подготовленности, функционального состояния и степени выраженности патологического процёсса (до 1 июня), по данным медицинского обследования, проведённого в апреле - мае текущего года.

Наполняемость групп - не менее 10 человек. Списки детей с указанием диагноза медицинской группы, завизированные врачом школы, с печатью детской поликлиники, передаются директором школ, учителям физкультуры и во врачебно - физкультурные диспансеры.

Директора до 1 сентября должны оформить приказом по школе создание специальной медицинской группы. Учителя физкультуры совместно с медработниками оформляют индивидуальные карты, занимающиеся в специальной группе. В карте отражаются результаты медосмотров, диагноз, рекомендации врача и учителя физкультуры, индивидуальные комплексы упражнений, а так же рекомендации и задания на дом во время каникул.

В течение года школьники специальной и подготовительной групп, а также освобождённые от физкультуры и занимающиеся ЛФК в лечебно - профилактических учреждениях систематически (1 раз в квартал) осматриваются врачами в школе или детской поликлинике.

На основании состояния здоровья, результатов функциональных методов исследования, данных по адаптации к физическим нагрузкам, освоению двигательных навыков и умений учащиеся переводятся в соответствующую медицинскую группу. Перевод осуществляет школьный врач совместно с учителем физкультуры.

Проведение занятий с ослабленными детьми в специальной группе (отдельно от здоровых школьников) позволяет избежать многих методических и педагогических ошибок, щадить психику ребенка, использовать дифференцированные нагрузки и легко контролировать состояние уч-ся и их адаптацию к нагрузке.

В зависимости от тяжести и характера заболевания учащихся, отнесенных к специальной

медицинской группе, рекомендуется разделять на подгруппы -А и Б, с целью дифференцированного подхода к назначению двигательных режимов.

Подгруппа А - это школьники, имеющие отклонения в состоянии здоровья обратимого характера, ослабленные различными заболеваниями; таких детей большинство.

Подгруппа Б - школьники, имеющие тяжелые, необратимые изменения в деятельности органов и систем (органические поражения сердечнососудистой, мочевыделительной системы, печени; высокая степень нарушения коррекции зрения и изменением глазного дна и др.).

В подгруппе А физические нагрузки постепенно увеличиваются по интенсивности и объёму - согласно адаптационным и функциональным возможностям организма. Двигательные режимы рекомендуется выполнять при частоте пульса 120-140 уд/мин, в начале четверти, постепенно увёличивая интенсивность физических нагрузок в основной части урока и частоту пульса до 140-150 уд/мин, к концу семестра.

        Двигательные режимы при частоте пульса 130-150 уд/мин, являются оптимальными для         кардиореспираторной системы в условиях аэробного дыхания и дают хороший тренирующий эффект.

Учитывая, что большинство детей в специальной медицинской группе страдают гипоксией и неадекватны к интенсивным физическим нагрузкам, двигательные режимы при частоте пульса 150 уд/мин, не целесообразны.

Режимы физ. нагрузок при частоте пульса 150-170 уд/мин, являются переходным рубежом от аэробного к аэробно - анаэробному дыханию.

В подгруппе Б двигательные режимы выполняются при частоте пульса не более 120 - 130 уд/мин, в течение всего учебного года, т. к. но данным физиологов, при данной ЧСС они способствуют гармонической деятельности сердечнососудистой, дыхательной и нервной систем, опорно-двигательного аппарата и других органов и систем организма: увеличивается минутный объем крови (за счет систолического объема), улучшается внешнее и тканевое дыхание. При таких двигательных режимах формируются жизненно необходимые навыки и умения, не предъявляя к ослабленному организму повышенных требований.

частота пульса уд/мин.

мин.         сред.         макс.

1. Построение                                         77         91         112

2. Ходьба в медленном темпе                         86         105         119

3. Ходьба в среднем темпе                         104         118         151

4. Бег трусцой в медленном темпе                 112        129         152

5. Дыхательные упражнения                         90         100         118

6. Элементы 6/6:                                 120         132         146

передача мяча на месте

7. при малой интенсивности                         120         154         176

Частота пульса определяется пальпаторно (на лучевой или сонной артерии) сразу после выполнения упражнений и телеметрическим - методом записи радио ЭКГ.

Урок в специальной медицинской группе строится по стандартной схеме (подготовительная, основная и заключительная части), однако в отличие от обычных уроков имеет свои принципиальные особенности.

В подготовительной части урока (до 20’) выполняются О.Р.У. (в медленном и среднем темпе), чередуясь с дыхательными. Нагрузка повышается постепенно; применяются такие упражнения, которые обеспечивают подготовку всех органов и систем к выполнению основной части урока. В этой части урока не следует использовать много новых упражнений, а так же интенсивные нагрузки.

В основной части урока (20 - 22’),  занимающиеся  овладевают основными навыками, получают определенную для них максимальную физическую нагрузку, испытывают эмоциональное напряжение. Подбор упражнений в этой части урока предусматривает решение ряда задач: овладение простейшими двигательными навыками, разностороннее развитие основных (в пределах возможностей занимающихся) физических качеств: быстроты, силы, выносливости, ловкости. Большое внимание уделяется развитию гибкости и улучшению координации движений. С этой целью применяется бег (отрезки по 20-30 м) чередующийся с ускоренной ходьбой, метание, прыжки, эстафеты, упражнения на равновесие.

В заключительной части урока (3-5’) используются упражнения, восстанавливающие организм после физической нагрузки (ходьба, дыхательные упражнения, упражнения на расслабление).

Чтобы контролировать правильность распределения нагрузки в процессе урока, учащиеся должны уметь самостоятельно измерять частоту пульса, которую по сигналу преподавателя они определяют в течение 10 секундного интервала времени. Такой подсчет производится 4 раза: до занятия, в середине его - после наиболее утомительного упражнения основной части (в первые 10 сек), после занятия и через 5 мин. восстановительного периода.

Практические разделы программы по физическому воспитанию для учащихся основной и специальной медицинской групп различны. Учащиеся специальной подготовительной группы освобождены от выполнения каких-либо практических нормативов. Но к числу обязательных для них требований по отдельным видам спорта относятся:

- гимнастика - выполнение строевых упражнений, упражнений на осанку, основных движений руками, туловищем, танцевальных шагов, акробатических элементов, равновесия, опорных прыжков, поднимание и переноска небольших тяжестей, упражнения на гимнастических снарядах и со снарядами;

- легкая атлетика - техника бега на короткие и средние дистанции, способы метания мяча, гранаты, прыжки в высоту или в длину;

- лыжная подготовка - техника владения отдельными способами передвижения на лыжах, подъемов и спусков с гор, поворотов на месте и в движении;

- плавание - правильное выполнение движений руками, ногами умение держаться на воде проплывать по заданию преподавателя отрезок дистанции изученным способом, умение сочетать движения рук и ног с дыханием при изучении техники плавания одним из способов.

Ведущий принцип в работе с учащимися СМГ - дифференцированный подход, учет индивидуальных особенностей, дозирование нагрузок. Этот принцип можно успешно реализовывать на практике, соблюдая следующие условия:

1 .Построение на уроке не по росту, а по уровню физической подготовленности: на правом фланге - более подготовленные дети, на левом - более слабые.

2.Перед каждым уроком у школьников определяется частота сердечных сокращений. дети, у которых ЧСС выше 80 уд/мин, должны быть на левом фланге.

3.При проведении эстафет более подготовленные школьники стоят в начале колонны, начинают и. заканчивают эстафеты, при необходимости сделав два повторения, менее подготовленные - одно.

4.При проведении игр слабо подготовленные дети заменяются через каждые 2 минуты.

5.В первом семестре предлагается 5-7мин. основной части урока уделять выполнению индивидуальных заданий, состоящих из упражнений, которые согласуются с врачом в связи с диагнозом заболевания.

В самостоятельную работу по формированию предусмотренных программой двигательных навыков и умений включаются те физические упражнения, которые не могут быть выполнены на уроке из-за отсутствия у учащихся необходимой подготовки или времени.

Чаще всего в домашние задания включается освоение таких двигательных навыков, как:

1 .Ходьба на месте с правильной осанкой, высоким подниманием бедер и движением рук (у зеркала).

2.Прыжки на месте (Ь-20-ЗО ем) с мягким приземлением.

3.Сохранение равновесия согнутой и выпрямленной ноги.

4,Упражнения из исходного положением лежа на животе и т. д.

При выполнении и подборе упражнений обязательно учитывается диагноз заболевания.

Школьникам с заболеванием органов дыхания (хронический бронхит, пневмония, бронхиальная астма и т.д. р.) противопоказаны упражнения, вызывающие задержку дыхания, натуживание. Необходимо больше внимания уделять дыхательным упражнениям, которые способствуют тренировке полного дыхания, особенно удлиненному выдоху. Удлинению фазы вьдоха помогают упражнения, выполняемые на выдохе через рот с одновременным произнесением гласных звуков а, у, е, и, о и согласных р, ж, ш, с, з или их сочетаний (например брс-, бры-,бру-, и т. д. ). Эти упражнения надо рекомендовать для выполнения дома по 3 - 5 раз

в день, дозировка одного упражнения 2-3 раза, количество упражнений 3-4. Целесообразно также после 2-3 месяцев систематических занятий физическими упражнениями занятия плаванием, лыжами.

Для школьников с нарушениями нервной системы ограничиваются упражнения вызывающие нервное напряжение (в равновесии на повышенной опоре), сокращается время игр пт. д.

При заболеваниях органов зрения исключаются прыжки, кувырки, упражнения с натуживанием, стойки на руках и голове.

При хроническом заболевании Ж.К.Т, желчного пузыря, печени, уменьшается нагрузка на мышцы брюшного пресса, ограничиваются прыжки. Как показывает опыт, для детей младшей возрастной группы в уроки целесообразно включать прыжки , для старшей - элементы танцев.

Педагогический контроль за интенсивностью нагрузок и соответствием их плану ведется по внешним признакам в процессе постоянного контакта учителя и учеников, а так же путем определения пульсовой кривой урока. При дозировании нагрузки важно учитывать не только ее объем, но и интенсивность.

Эффективность любого урока обусловлена многими факторами, среди которых: чистота зала, обеспеченность инвентарем и оборудованием, внешний вид ребят, состояние их спортивной одежды и обуви. Очень много зависит от стиля ведения занятий учителем. От него требуется чуткое, внимательное, доброжелательное отношение к учащимся, высокое профессиональное мастерство, умение увлечь ребят, заинтересовать их, привить интерес к регулярным занятиям физкультурой. Любой срыв, грубость или просто бестактность учителя оказывают негативное воздействие, создают нервно-психическую и физическую напряженность.

Логическим продолжением учебной работы на уроке являются домашние задания, которые помогут повысить объем двигательной активности учащегося, улучшить их физическую подготовленность, укрепить здоровье, внедрить физкультуру в быт. Учитель обязан предварительно показать задаваемые на дом упражнения, уточнить нагрузки. Общее время выполнения домашних заданий не должно превышать 15-20’.

Чтобы повысить эффективность домашних заданий, полезно проводить собрания, беседы с родителями, приглашать их на уроки, объяснить им, как необходимо стимулировать и поощрять выполнение детьми заданных упражнений.

В целях повышения оздоровления и воспитания значения физической подготовки ослабленных детей не следует ограничиваться только уроками по обязательной программе.

Эти мероприятия в общей сложности соответствуют или даже превышают эффект урока физкультуры. Обязательная утренняя гимнастика до занятий:

- физкультпаузы после второго - третьего урока продолжительностью 2-3 минуты;

- физкультурные паузы во время приготовления домашних заданий;

- индивидуальные комплексы гимнастики, рекомендуемые учителем с учетом медицинских показателей.

Особое значение имеют внеклассные оздоровительные мероприятия, рекомендуемые школьникам: прогулки, катания на коньках, передвижение на лыжах, оздоровительное плавание, а также закаливание (воздушные ванны, обливание).

Работал с ослабленными детьми, учитель физкультуры и врач должны использовать специальную литературу по медицине, физкультуре, методике, психологии.

Продолжительность пребывания учащихся в СМГ разная. Например, дети с искривлением позвоночника, несмотря на то, что их осанка улучшилась, окрепли мышцы, находятся в группах до завершения роста, окостенения позвоночника. Детей с соматическими заболеваниями в подготовительные группы переводят после положительных результатов функциональных исследований, которые проводятся 2 раза в год. Ребята, страдающие заболеваниями глаз, в основном близорукие, в СМГ остаются до окончания школы.

В итоге мы видим, что при каждом заболевании; как бы оно глубоко ни повреждало важнейшие функциональные системы организма, могут быть подобраны специфические средства и методы занятий физическими упражнениями, способы закаливания, существенно улучшающие состояние здоровья.

Вторым важным положением, которое характеризует использование занятий физическими упражнениями и природных факторов учащимися смг, является регулирование величины функционального напряжения на отдельные органы и системы организма занимающихся.

И, наконец, третье, общее положение, соблюдение которого необходимо для достижения максимально здоровых и воспитанных результатов - это комплексность использования различных средств, методов и организационных форм занятий. Нет такого заболевания, после которого можно ограничится каким- либо одним или несколькими оздоровительными воздействиями. Напротив, чем шире комплекс используемых средств, методов и форм организации занятий, тем эффективнее процесс физического воспитания учащихся.

Литература «Настольная книга учителя физической культуры» под ред. Кофмана. Газета

«Спорт в Школе» за 1998 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЧЕТ И ОЦЕНКА УЧАЩИХСЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ специальной медицинской группы

Учет успеваемости по физической культуре, хорошо поставленный и разносторонний, способствует более гибкому управлению учебно-воспитательным процессом....

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА СПОРТИВНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ «ФИТБОЛ-АЭРОБИКА» Программа составлена для школьников, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (СМГ).

Учитывая огромный оздоровительный эффект от упражнений на  фитболах, их большое количество и разнообразие  была разработана программа  «Фитбол - аэробика» предназначенная для школьников, отнесенных по...

Организация и проведения занятий в специальных медицинских группах

Разработанная программа предназначена для занятий с детьми по состоянию здоровья отнесенным к спец. мед группе. Расписаны занятия для детей с различными заболеваниями с учетом индивидуальных особеннос...

Личностно-ориентированный подход к занятиям физической культуры в специальных медицинских группах в школе

личностно-ориентированные технологии в организации занятий в специальной медицинской группе направлены на  укрепление здоровья, улучшение показателей физического развития, воспитание сознат...

Применение системно – деятельностного подхода в обучении на уроках физической культуры с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе»

Системно - деятельностный подход - методологическая основа стандартов общего образования нового поколения. Системно - деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской ид...

Статья «Дифференцированный подход к организации уроков физической культуры с учащимися отнесенных к подготовительной и специальной медицинской группам»

Цель работы: Охарактеризовать основные медицинские группы. Определить условия распределения учащихся по соответствующим медицинским группам. Определить основные задачи физического воспитания учащихся,...

«Методические проблемы индивидуального подхода по физическому воспитанию школьников, отнесенных к специальной медицинской группе»

   Цель: раскрыть необходимость индивидуализации при проведении занятий по физической культуре с учащимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья. Показать основные методические пр...