Презентация здоровьесберегающей деятельности учителя
презентация к уроку по физкультуре (5 класс) по теме

Васильева Тамара Александровна

Рассматривается проблема здоровьесберегающей деятельности учителя. Раскрываются иследования влияния уроков музыкально-ритмического воспитания н здоровье детей. Определены принципы, методы и приемы эффективной реализации двигательных уроков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Презентация здоровьесберегающей деятельности учителя

МБОУ СОШ  №7 г. Оха Сахалинской области учитель  музыкально- ритмического воспитания Т.А.Васильева.

Тема:     «Музыкально-ритмическое воспитание, как фактор здоровьесбережения в образовательном пространстве школы».

1.Актуальность темы: Изменения социально-экономического состояния  современного общества привели к смене ценностных ориентаций в образовании. Цель современной школы - подготовить детей к жизни. На сегодняшний день особо актуальна проблема  здоровьесбережения учащихся.   Достижение названной цели  не возможно осуществить  без реализации  технологий  здоровьесберегающей  педагогики. Одно лишь  интеллектуальное развитие детей не обеспечивает в полной мере всестороннего гармонического развития личности школьников, сохранения и укрепления их здоровья.

                     На современном этапе инновационного образования внедрения образовательных стандартов второго поколения роль «здоровьесберегающих технологий» обучения рассматривается, как совокупность приёмов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов.  Данное понятие объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся. Цели здоровьесберегающих образовательных технологий обучения:

а) обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе,

б) сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни,

в) научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

                                                                                                                           

2.          Музыкально-ритмическое воспитание, как фактор реализации здоровьесбережения в образовательном пространстве художественно-эстетических дисциплин. 

                                                                                                                Музыкально-ритмическое воспитание в образовательном пространстве школы являются эффективным средством реализации идеи здоровье- сбережения учащихся. Художественно-эстетические дисциплины дают широкую возможность применения арттерапевтических видов деятельности для сохранения и укрепления здоровья детей и подростков. Сами художественно-эстетические дисциплины в это самостоятельные предметные курсы  педагогической науки, формирующие в процессе обучения воспитания и развития учащихся знания, умения и навыки в образовательной области «искусство» средствами искусства. Такими как, музыкальная деятельность, танцевально-двигательная, художественно-творческая, музыкально-ритмическая деятельность мхк и другие. Современная школа должна создать такие условия воспитания каждой личности, при которых бы исчезла самая возможность диспропорции между интеллектуально-теоретическим, нравственным, физическим и эмоциональным развитием личности учащегося. Однако не во всех образовательных учреждениях области в учебном плане отводится достаточное внимание данной проблеме.

И это при том, что именно эти предметы  непосредственно направлены на физическое, эмоционально-нравственное, художественно-эстетическое  

развитие школьника. Одним из элементов реализации здоровьесберегающих технологий в инновационном направлении является такая  образовательная дисциплина художественно-эстетического цикла как «МРВ - музыкально-ритмическое воспитание и танец».

 

3.       Особенно велико значение музыкально-ритмического воспитания в оздоровлении детей и подростков их физическом, художественно-эстетическом развитии. Ставя задачу обучить и воспитать всесторонне развитую личность, многие педагоги приходят к выводу:  Не достаточно развить человека интеллектуально, надо заботиться о физическом и нравственном здоровье будущего гражданина нашего общества. Имея проблему гиподинамии, сегодняшняя школа может и должна наполнять учебный процесс двигательной активностью не только за счёт уроков физической культуры, но и музыкально-ритмической деятельности  и хореографии.

Танцу обучают в школах крайне редко, в основном ограничиваясь введением уроков ритмики в начальном звене.  Чаще всего в коррекционных классах.

 

4.         (Из личного опыта)     Поскольку предметом ритмики - является специальная двигательная деятельность в соответствии с особенностями музыки, то этот факт позволяет широко использовать различные педагогические принципы, методы средства и приёмы в обучении данной дисциплине, для оздоровления организма ребёнка. Танец – это вид искусства, в котором основным средством создания художественного образа являются специальные движения и выразительные позы тела танцовщика. Значит и через танцевальные движения, мы можем восполнять двигательный «голод», развивать и укреплять здоровье учащихся.  В общеобразовательной школе №7 г. Охи ведётся предмет «Ритмика»- в начальном звене и «Танец»- с 5 по7 класс. Реализуя внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс школы, я основываю свою деятельность как на общепедагогических принципах и методах обучения, так и на здоровьесберегающих, развивающих, методах  педагогической науки и специфических методах ритмической деятельности. Организация учебного процесса по ритмике это умелое сочетание учебного материала трёх образовательных дисциплин. Физической культуры, музыки и хореографии. Обучение ритмике это прежде всего образовательный процесс и строится он на реализации дидактических принципов: сознательности и активности.  Я добиваюсь осознанного понимания каждым ребёнком ценности своего здоровья. Доступно объясняю, что мы развиваем тем или иным упражнением, для чего мы его выполняем с точки зрения пользы для собственного здоровья. Осознавая оздоровительное воздействие движений на организм, ребёнок учится самостоятельно и творчески решать задачи познавательного характера. Принцип - систематичности и последовательности. Использую, как систему подготовительных, подводящих движений позволяющих перейти к освоению новых элементов движений и опираясь на них  к изучению последующего более сложного материала. Например: изучив классическое пор-де-бра руками ввести его в комбинацию вальсовых движений. Применяю принцип повторения умений и навыков. В  результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы у каждого учащегося. Например: классический экзерсис, формирует двигательную основу разнообразных движений. Вырабатывает правильную осанку, формирует так называемый мышечный корсет, укрепляет различные группы мышц тела ребёнка, т.е. работает на укрепление здоровья учащегося.  Принцип индивидуализации имеет свои особенности в оздоровительной направленности здоровьесберегающих образовательных технологий. Опираясь на индивидуальные особенности ребёнка я планирую и прогнозирую его развитие. Например: дети не имеющие природных хореографических данных (шаг, выворотность, музыкальность, пластичность, пропорции тела) могут быть успешными в игровом виде деятельности.  (Подбираю муз. задания доступные их возможностям). Выручает работа в парах, группах с консультантом наиболее успешным учеником. Иной раз показ сверстника оказывается более эффективным для обучаемого ребёнка. В уроке обучает ученик ученика. Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса. С переходом из класса в класс учащиеся непрерывно развивают свою двигательную базу. В уроке я сочетаю высокую активность в упражнениях с отдыхом в разных формах деятельности. Например: интенсивные движения в разминке, танце, подвижной музыкальной игре с отдыхом в плавных движениях por de bras на месте, музыкальных заданиях в медленном, спокойном характере музыки. Переходя от простых форм движения к наиболее сложным, не прерывается координационное совершенствование движений, закрепляется умение двигаться гармонично с музыкой. Принцип всестороннего гармонического развития личности, имеет большое значение в развитии психофизических способностей, двигательных умений и навыков, физического интеллектуально-духовного нравственного эстетического -  развития личности ребёнка. При этом непосредственно развивается нервно-мышечная, опорно-двигательная  системы, зрительная, слуховая, двигательная память, мышление и воображение учащихся,и т.д. Например: получив двигательную базу во 2-3 классе, учащийся самостоятельно может составить ритмическую или танцевальную комбинацию, сам активно участвовать в творческом процессе. Находясь в материале ребёнок всё усваивает быстрее и прочнее. Принцип формирования ответственности у учащихся за своё здоровье и окружающих людей, связи теории с практикой приучает учащихся применять свои знания на практике. Решаю через словесный метод, беседы, рассказы, инструктаж, объяснение, обсуждение, словесное сопровождение движений под музыку, (проговаривание детских стихов в ритме маршевой музыки),  демонстрацию наглядности, использование технических средств и непосредственно музыкально-двигательную деятельность.

Многообразие задействованных принципов и методов обучения, позволяет мне эффективно решать проблему здоровьесбережения учащихся. Это  методы наглядного восприятия, практический показ упражнений, движений, демонстрация картин, рисунков, прослушивание и анализ музыки различного характера, стилей, ритма, темпа, использования звучащих предметов и спортивного инвентаря при выполнении музыкальных движений. Всё это работает на физическое, эстетическое развитие детей и подростков, укрепление общего здоровья. Широко использую в своей практической деятельности метод целостного освоения упражнений, фрагментарный показ, проблемный метод, ассоциативный, деятельностный метод, метод проекта, (5класс проект-«танцуйте на здоровье»). Ведущим видом  деятельности в начальной школе является игровая деятельность. Здесь не возможно обойтись без использования игрового метода, который воспитывает творческое мышление, основан на элементах соперничества учащихся между собой и повышении ответственности каждого за достижение общего результата. Такие условия повышают эмоциональность обучения. Основными средствами курса музыкально-ритмического воспитания являются специально разработанные двигательные действия, выполняемые в соответствии с особенностями музыки. Средства данного курса можно разделить на следующие основные группы:

  1. Элементарные основы музыкальной грамоты.
  2. Упражнения на согласование движений и музыки
  3. Музыкальные игры
  4. Основы хореографии, Элементы классического, народно-сценического, бального, историко-бытового танцев.
  5. Общеразвивающие упражнения (ОРУ) ходьба, бег, упр. разминки.
  6. Упражнения с предметами (шумовые, ударные, мяч, лента, обруч т.д.)

Упражнения ритмической гимнастики. (при наличии достаточной

материальной базы).

5. Педагогические приёмы нацеленные на здоровьесбережение учащихся  выработаны в процессе многолетнего взаимодействия с детьми и подростками. В первую очередь это изучение классного коллектива и каждого учащегося,  Наблюдение за динамикой его роста и контроля степени усвоения изученного материала. Экспресс диагностики различного характера на начало и конец года по четвертям, полугодию, тестирование, мониторинги. Психологические тренинги, приёмы педагогики сотрудничества. Толерантность в отношениях с учащимися. Работая по принципу «НЕ навреди» я системно преследую цель: на каждом уроке создавать условия для укрепления и сохранения здоровья детей и подростков посредством музыкально-ритмической деятельности и нетрадиционных уроков, которые способствуют внедрению инновационных идей. Как пример- раскрытие идеи нетрадиционного урока ритмики в 4а классе на тему: «Ритмы северного моря» с использованием НРК.(Демонстрация слайдов урока).

Заключение:  

Используя уроки ритмики, как фактор  здоровьесберегающей технологии в образовательном пространстве нашей школы создаются условия для физического и психофизиологического развития учащихся, что способствует сохранению и укреплению здоровья детей.

Исследование     развития психофизических качеств учащихся показало:  

на начало года (2011-12г.)

                                                                       

Внимание (устойчивость, переключаемость, распределение)

На конец года (2011-12г.)

На начало года

На конец года

Исследование  музыкально-двигательной  деятельности.

Выполняли двигательные действия

На начало года

2а               3а               4а

На конец года

2а             3а                 4а

Неуверенно

53,8%      24%        16%

7,7%       16%           8%

Односложно

26,9%      40%        32%

15,4%     24%          20%

Творчески

19,2%      36%        72%

67,9%     60%          92%

Показатели физического развития. (По итогам исследования уровня физической работоспособности и выносливости по индексу Гарвардского степ-теста 2007-08 год).

Начало года            4б класс

 Кол-во  уч-ся

Результат %

       Оценка

2человека из 26

7,7%

     Отлично

3человека    из 26

11,5%

     Хорошо

7 человек     из 26

27%

     Средняя

11 человек   из 26

42,3%

     Ниже среднего

3 человека    из 26

11,5%

     Плохая

Конец года               4б класс

Кол-во    уч-ся

Результат %

         Оценка

5 человек   из 26

19,2%

Отлично

7 чел.          из 26

27,0%

Хорошо

10 чел.        из 26

38,5%

Средняя

 3 чел.          из 26

11,5%

Ниже среднего

 1 чел.          из 26

3,8%

Плохая

График динамики уровня хореографической подготовленности в выполнении двигательных действий сложной координации. (С 4-го по 7-й классы на начало 2011-12г.)


На конец года(2011-12г)
                        

Заключение:    Использование уроков ритмики, как фактора здоровьесбережения в образовательном пространстве школы, обеспечивает условия для физического, психофизиологического развития учащихся  и способствует сохранению и укреплению здоровья школьников,  удовлетворению образовательных потребностей, всестороннего  развития,  личностного  роста  детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающая деятельность учителя в современной школе

Статья о применении здоровьесберегающих технологий на уроках. Практическое занятие с учителями....

Презентация "Профессиональная деятельность учителя-логопеда"

Электронная презентация "Профессиональная деятельность учителя-логопеда" (материал к аттестации)...

Публичная презентация результатов деятельности учителя русского языка и литературы Горестовой Ольги Юрьевны. Система работы.

Презентация к публичному выступлению перед профессиональным сообществом учителей русского языка и литературы. В презентации отражены результаты работы за три последних года....

Презентация "Специфика деятельности учителя-дефектолога ЦПМПК"

В презентации определены направления работы, отражено содержание деятельности учителя-дефектолога центральной психолого-медико-педагогической комиссии. Представлены методы педагогического обследования...

Организация здоровьесберегающей деятельности учителя-предметника в рамках работы Городского центра оздоровления школьников

Первым и самым главным направлением работы учителя  является защита, сохранение, развитие здоровья школьника....

Методическая разработка. "Создаём презентацию: правила, приёмы, советы. Презентация профессиональной деятельности учителя"

Создаем презентацию.Правила, приемы и советы. Создание презентации включает в себя две основные задачи: формирование содержания и его оформление.Доступность и лаконичность. То, что увидит зритель...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ...