теория и практика - вместе
методическая разработка по физкультуре по теме

Распономарева Татьяна Валерьевна

 

              Благодаря этим практическим моментам на уроке, дети получают представление о механизме движения крови по организму, о нагрузке на сердечно – сосудистую и другие системы, о влиянии физических упражнений на организм.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teoriya_i_praktika_-_vmeste.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Теория и практика - вместе.

 За много лет  работы в школе, выполняя различные физические упражнения, часто у учащихся на уроках возникают вопросы  «Зачем нам надо выполнять это упражнение?», «Нам не пригодится это в жизни», «Давайте без разминки, зачем она нужна?». После объяснения как влияет на организм данное упражнение, учащиеся выполняют его добросовестно. Так, для чего же нужна нам разминка?

Разминка -  в основе разминки лежит физиологическая закономерность - организму трудно без предварительной подготовки перейти от состояния покоя к физическим упражнениям. Период постепенного усиления деятельности систем и органов получил название врабатываемости, что и происходит во время разминки. Организм разогревается, согласуются в своей деятельности все функциональные системы, преодолевается их инертность, создаются условия для включения организма в работу повышенной мощности. Правильно построенная разминка – хорошее средство профилактики травм мышц и суставов.

Разминка создаёт положительный эмоциональный фон, уверенность в своих силах, готовность выполнить предстоящие физические упражнения. Одно из назначений разминки – это подготовка нервной системы к разумному управлению движениями, регулированию вегетативных функций, в первую очередь согласованию функций дыхания, кровообращения, терморегуляции.                                                                                                                                                                                                                                                                             Физические упражнения - естественные и специально подобранные движения, применяемые в физическом воспитании. Их отличие от обычных  движения заключается в том, что они имеют целевую направленность и специально организованы для укрепления здоровья, восстановления нарушенных функций.

Ходьба – незаменимое средство восстановления функций всех органов и систем организма после большой физической нагрузки.

Оздоровительная ходьба – самый доступный вид физических упражнений. При ходьбе тренируются мышцы, сердечно – сосудистая и дыхательная системы.

Оздоровительное воздействие ходьбы заключается в повышении сократительной способности миокарда, увеличения диастолического объёма сердца и венозного возврата крови к сердцу.

Ходьба по гимнастическим снарядам – скамейке, бревне с изменением положения стоп, на одной ноге, с поворотом туловища налево и направо, различные наклоны, а также выполнение упражнений с закрытыми глазами способствуют нормализации рефлекторной регуляции соматических и вегетативных функций и вестибулярного аппарата.

Ходьба на лыжах – относится к циклической работе переменной интенсивности умеренной и большой мощности. Ходьба на лыжах хорошо развивает опорно – двигательный аппарат, сердечно – сосудистую, двигательную и другие системы повышает работоспособность и выносливость организма. У лиц, систематически занимающимися лыжами, отмечаем меньшую частоту пульса, более низкое кровяное давление, хорошо развитую дыхательную систему, более высокую жизненную ёмкость лёгких, размах грудной клетки, меньшую частоту дыхания.

Природа, чистый воздух, ритмичные свободные движения успокаивают нервную систему. Ходьба на лыжах развивает общую и специальную выносливость, быстроту, силу, увеличивает подвижность в суставах туловища и конечностей.

При ходьбе на лыжах по пересечённой местности совершенствуются специальные двигательные навыки, вестибулярные функции, периферическое зрение, ориентировка во времени и пространстве.

В связи с участием большого объёма мышечной массы (более 60%) ходьба на лыжах способствует гармоническому развитию скелетной мускулатуры и уменьшению жировой ткани, в частности, укреплению мышц брюшного пресса.

Бег - предъявляет высокие требования к работе опорно-двигательного аппарата, дыхательной и сердечно – сосудистой системы, резко повышает обмен веществ, способствует развитию выносливости и воспитанию волевых качеств.

Оздоровительный бег – замечательное оздоровительное упражнение, оказывает всестороннее воздействие на все функции организма, на дыхательную и сердечную деятельность, на костно – мышечный аппарат и психику, а также улучшает обмен веществ.

Плавание – оздоровительное значение плавания состоит в том, что оно является одним из эффективных средств закаливания человека, повышающим сопротивление организма воздействию температурных колебаний и простудных заболеваний, вода очищает поры кожи, помогая кожному дыханию. Занятия плаванием устраняют нарушение осанки, плоскостопие, гармонично развивают почти все группы мышц: плечевого пояса, рук, груди, живота, спины и ног.

 Играют важную роль в улучшении функций дыхания и сердечно – сосудистой системы. Горизонтальное положение тела в воде, эффективное действие  мышечного насоса в сочетании с глубоким дыханием облегчает венозный возврат, что ведёт к увеличению систолического объёма крови.

Плавание является эффективным средством развития дыхательной мускулатуры. При плавании дыхание глубокое и согласованное с ритмом движений. Дыхательный аппарат работает с большим напряжением, преодолевая при вдохе давление воды на грудную клетку, а при выдохе – сопротивление воды.

Плавание имеет психогигиеническое значение, устраняя бессонницу и другие признаки различных нервных напряжений, снижая чрезмерную возбудимость, укрепляя нервную систему. Массирующее и очищающее действие воды  делает кожу более эластичной, способствует нормальному выполнению её функций.

При прыжках в воду больше всего развивается вестибулярная устойчивость.

Прыжки- способствуют укреплению мышц ног, развивают координацию движений. Вызывая лёгкое ритмическое сотрясение органов брюшной полости, они тем самым оказывают положительное влияние  на функции желудка, печени, кишечника.

Прыжки через скакалку – укрепляют сердечно – сосудистую и дыхательную системы, они способствуют развитию силы и выносливости мышц ног.

Метание – скоростно-силовые упражнения, вовлекающие в работу мышцы рук, плечевого пояса, туловища и ног. Требующие максимальных кратковременных нервно – мышечных усилий и развивающие мускулатуру всего тела, силу, быстроту и согласованность движений.

Метание теннисных, волейбольных, баскетбольных, набивных мячей, гранаты укрепляют силу мышц, увеличивают подвижность почти во всех суставах, влияют на совершенствование координации движений и быстроту реакций.

Лазанье – на гимнастической стенке с помощью рук и ног, перелезание через снаряды, барьеры увеличивают подвижность суставов, укрепляют силу мышц. Развивают смелость. Решительность, умение владеть своим телом.

Ползание – по-пластунски и на четвереньках увеличивают подвижность позвоночника, благоприятно влияют на функции желудочно-кишечного тракта, способствуют укреплению и нормализации функций женских половых органов.

Баскетбол – командный вид спорта с нестандартными движениями и работой переменной мощности. Для спортивно – технического мастерства характерна автоматизация двигательных навыков, подвижность нервных процессов, совершенная деятельность анализаторов.  При игре в баскетбол зрительный анализатор высоко развивается в связи с быстро меняющимися игровыми ситуациями, мгновенными передачами мяча, бросками по корзине с близкого и дальнего расстояния. Большое значение в игре имеет проприоцептивная и тактильная чувствительность кистей рук.

Волейбол – отличается динамической скоростно-силовой  работой переменной мощности. При выполнении точных подач и передач мяча, обманных и атакующих ударов происходит развитие зрительного, кинестезического и тактильных анализаторов.

Футбол – вид спорта с ситуационными нестандартными движениями. В иге развивается пространственная точность движений и быстрота двигательной реакции.

После обычной тренировки со средней нагрузкой увеличивается поле зрения, причём в наибольшей степени на зеленый цвет. При утомлении снижается электрическая чувствительность глаза.

Передачи мяча – волейбольного, баскетбольного, теннисного, набивного различными способами (от груди, из-за головы, в мишень и др.) являются специальными упражнениями для укрепления цилиарной мышцы глаз (профилактика близорукости).

Гимнастические упражнения – оказывают воздействие на все мышцы, повышают их возбудимость и функциональные возможности вестибулярного анализатора, в высокой степени способствует координации движений. Укрепляются мышцы спины, шеи, брюшного пресса. Развивается гибкость, пластичность, грация.

     Да, действительно на уроках детям приходится объяснять более подробно, доступно и наглядно о том или ином упражнении, проводя некоторые эксперименты. Необходимость в разминке объясняется следующим образом: берём брусочек пластилина, предварительно его охладив, и сгибаем пополам.  Пластилин ломается – так «рвутся» наши мышцы, если их не разогревать.

Второй брусочек пластилина разминаем в присутствии учащихся, и тоже сгибаем его пополам. Пластилин становится эластичным и не ломается – такими становятся наши мышцы после физической нагрузки. Делаем выводы: разминка нам необходима.

             Ходьба на лыжах, катание на коньках – укрепляют сердечно- сосудистую и другие системы. В практике это выглядит так: учащиеся измеряют пульс в покое (он примерно 80 ударов в минуту). После этого по моему сигналу выполняют 12 приседаний, под счёт, а затем снова измеряют пульс (становится примерно 110 ударов в минуту).

 Выходя на лыжню, мы также измеряем пульс до катания на лыжах и после, сравниваем результат и делаем выводы: во время физических упражнений усиленно работают все мышцы тела, им требуется больше питательных веществ и  кислорода. Кроме того, в них образуется больше углекислого газа и других веществ. Чтобы мышцы получили необходимые вещества и избавились от ненужных, сердце бьется быстрее.

Оценка особенностей пульса – древнейший способ врачебной помощи, сохраняющий своё значение и в наши дни. Чтобы сердце надёжно работало, необходимо укреплять сердечную мышцу, поэтому нельзя забывать про физические нагрузки.

        Многие во время бега ощущают боль в правом или левом боку. Отсюда не желание заниматься на уроках, чувствуют дискомфорт. Это происходит не из – за того, что большая нагрузка на организм, а из – за того, что организм плохо приспособлен к таким ситуациям (не тренирован). В организме взрослого человека около 5 литров крови, у детей младшего школьного возраста около 3 литров. Половина крови циркулирует по организму, а вторая половина находится в «депо» - селезёнке, печени и коже. Так, когда организм получает физическую нагрузку, активно работают все мышцы, организму требуется усиленное снабжение органов кислородом. Чтобы помочь организму, «кровяные депо» выбрасывают дополнительные порции крови, и нормальная деятельность восстанавливается. Когда физическая нагрузка прекращается, часть крови вновь заполняет сосуды печени, селезёнки, кожи.

В зависимости от изучаемого раздела, учащимся даются домашние задания на укрепление общего физического состояния.

            В обычной ситуации кровь, которая циркулирует в кровеносных сосудах, строго распределяется между органами, получающими разное количество крови.  Особенно много получает работающий орган. Это хорошо видно на следующем примере. Поднимем правую руку вверх, а левую опустим вниз и выполним круговые движения в луче – запястном суставе. Через минуту, выпрямив руки вперёд, сравним цвет кожи на обеих руках. От правой руки кровь «отхлынула», кожа посветлела, а к левой «прилила», кожа покраснела.

              Благодаря этим практическим моментам на уроке, дети получают представление о механизме движения крови по организму, о нагрузке на сердечно – сосудистую и другие системы, о влиянии физических упражнений на организм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Теория и практика подготовки к ЕГЭ по русскому языку"

Программа подготовки к ЕГЭ рассчитана на учащихся 10-11 классов из расчёта 3 часа в неделю....

Дистанционный курс: "Готовимся к ГИА по русскому языку(теория и практика)"

Здесь учащиеся найдут таблицы и схемы, которые помогут сдать экзамен....

Дистанционный курс:"Решаем тесты ЕГЭ (часть А)"(теория и практика)

Дорогие друзья!  Приглашаю вас принять участие в изучении нового дистанционного курса. Он содержит учебный материал для фундаментальной подготовки к экзаменам. Курс поможет вам самостоятельно по...

Программа элективного курса "Теория и практика сочинений разных жанров"

Программа элективного курса «Теория и практика сочинений разных жанров». 34 часа. Пояснительная записка.   Элективный курс «Теория и практика сочинений разных жанров» предложена д...

Образовательная программа дополнительного образования учащихся "Сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста: теория и практика""

Программа дополнительного образования по русскому языку для учащихся 10-11 классов смешанной возрастной группы...

Теория и практика создания человеческого капитала в системе А.С. Макаренко и в современной воспитательной практике

Исследовательское эссе, посвященное творчеству и педагогическому опыту А.С. Макаренко...

Успешные практики реализации дополнительных общеразвивающих программ ("Теория и практика журналистики")

На протяжении 6 лет автор данной статьи реализует на базе МБУДО "Дом детского творчества" г. Заинск Республики Татарстан свою авторскую программу "Теория и практика журналистики" для обучающихся 14-18...