Создание пластических образов Э. Григ «Утро»
план-конспект урока (физкультура и спорт, 5 класс) по теме

Васильева Тамара Александровна

В уроке раскрывается, приём ассоциативного  тренинга по сочинению учащимися пластических образов. Знакомство с классической музыкой Э. Грига  способствует развитию фантазии и воображения детей и их самовыражению через пластику движений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл g.docx23.09 КБ

Предварительный просмотр:

г. Охи Сахалинской области. МБОУ СОШ №7   учитель музыкально- ритмического воспитания Васильева Т. А.

Тема урока:  Э. Григ «Утро»  создание пластических образов Нетрадиционный урок ритмики  в 5 классе с использованием метода ассоциативного тренинга

Цель урока: Знакомство с лучшими образцами классической музыки для детей и формирование навыков самовыражения через пластику движений

Задачи урока:

1. Образовательная

    а) Формирование  навыка восприятия музыкального произведения

    б) Дать  понятие- пластический образ, развитие пластики движений

    в) Объяснить взаимосвязь жеста и музыки

2. Воспитательная. Создать условия для воспитания эстетического вкуса на примере музыкального  произведения Э. Грига «Утро» и развить фантазию и воображение учащихся

3. Оздоровительная.  Развитие двигательной активности детей среднего школьного возраста

Оборудование к уроку:

  1. Музыкальный центр
  2. Интерактивная доска
  3. Портрет композитора Э. Грига
  4. Рисунки учащихся о природе
  5. Карточки с условным изображением лица: с улыбкой, печальное лицо, спокойное лицо (смайлы)
  6. Стены класса оформлены листьями деревьев из цветной бумаги
  7. По периметру класса стоят скамейки

1.

Ход урока.

I. Подготовительная часть.

1. Приветствие. Учитель предлагает учащимся поздороваться. Приветствие исполняется в виде традиционного классического поклона. Ребята занимают свои места на скамейках по периметру классе

2. Исследование эмоционального состояния учащихся на начало урока 

По просьбе учителя один из учеников раздает детям карточки, где изображены условные смайлы трех лиц: ( с улыбкой, огорчением и спокойным лицом). Вместе с карточкой ребята получают карандаш. На начало урока учитель проводит исследование эмоционального состояния детей.

Учитель: Ребята у вас в руках карточки, отметьте карандашом, с каким настроением вы сегодня пришли на урок музыкально-ритмического воспитания?!

Дети отмечают знаком «+; - » свое настроение на начало урока. Карточки с карандашом каждый кладет около своего места.

3. Вступительная беседа. Эмоциональный настрой Учитель читает строки стихотворения А. Фета

Я пришел к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой.

Учитель: На сегодняшнем уроке мы познакомимся с одним из образцов классической музыки для детей (демонстрирует картинку на интерактивной доске), с волшебным увлекательным миром музыкального произведения Э. Грига «Утро» (несколько слов о творчестве Грига, с демонстрацией слайдов о творчестве композитора).

                                                              2

Музыка Э. Грига воссоздает различные музыкальные образы северной природы.

Мы попытаемся создать и оживить картинку раннего утра.

Вслушайтесь в нее, пофантазируйте, представьте себе, что мы оказались в волшебном утреннем лесу. С чего начинается утро ребята?

Дети: С восхода солнца, с рассвета, песни птиц  и т. д.

Учитель: Правильно, всех нас по утрам будит солнышко. Попытайтесь услышать,  как музыкальные звуки описывают тот или иной образ жителей сказочного леса, в который мы войдем. Вникните в характерный мелодический рисунок.

II. Основная часть урока

Учитель: Прослушайте музыкальное  произведение Э. Грига «Утро», а результатом урочной деятельности должно стать создание пластических образов, раскрывающих содержание музыки

1. Слушание и восприятие музыки. (Во время прослушивания учитель меняет картинки, изображающие картины природы, местных пейзажей на интерактивной доске).

Учитель: О чем же рассказала нам музыка Э. Грига «Утро». Что вы представили в своем воображении?

Дети:

Первый учащийся: Я услышал в начале произведения музыкальную тему восхода солнца – звучала музыка величественная, вспыхивающая, яркая, она пульсирующая, как разливающиеся лучи солнца.

Второй учащийся: Я услышал звуки голосов птиц. Это звучит скрипка, она передает пение птиц.

Третий учащийся: В произведении Грига звучат тревожные ноты низкого регистра, это возможно проснулся какой – то хищный зверь.

Учитель: Кто это может быть ребята!

Дети: Медведь, он в лесу самый главный. Медведя называют хозяином леса.

                                                                  3

Учитель: Правильно.  Вы верно восприняли музыкальные темы произведения.

Как вы считаете ребята, можно ли передать услышанную музыку через движения?

Дети: Я считаю, что музыка прозвучавшего произведения подсказывает нам движения.

Например: Танец рассказывает музыку в движениях.

Учитель: Конечно, вы правы. Хореографическое искусство или искусство танца слагается из пластических поз, танцевальных движений, жестов мимики (выражение своих чувств лицом и телодвижением).

В XIX веке французский балетмейстер, основоположник искусства танца, Жак Жорж Новер писал: «Танец, изображающий мелодию, является эхом, повторяющим то, о чём говорит музыка».

Этим эхом в искусстве танца является пластический образ. Он отражает мысли композитора через пластику человеческого тела. Задача танцевального образа не изображать, а выражать свои чувства языком движений.

2. Сочинение и исполнение пластических образов на музыку Грига «Утро».

Учитель: Давайте вместе придумаем опорные слова для нашей дальнейшей работы.

Утро в лесу это …

Дети:

Первый учащийся: Рассвет, восход солнца

Второй учащийся: Легкий ветер

Третий учащийся: Пение птиц

Четвертый учащийся: Просыпающиеся деревья и животные

Учитель: Назовите животных, которых мы поселим в нашем лесу.

Дети: Поселим бельчат, зайчат.

Учитель пишет на доске предложенные детьми слова:

  1. Рассвет и восход солнца
  2. Утренний ветерок
  3. Просыпающиеся деревья и животные
  4. Поют птицы
  5. Потягиваясь, выходит из своей берлоги медведь

Учитель: Кто из вас по данным словам сможет составить небольшой рассказ и описать живую картинку «утро в лесу» согласно прослушанной музыке?

Учащиеся: Над лесом заторопился рассвет. Всходит солнце. Утренний ветерок шумит зеленой листвой. Просыпаются деревья и животные, бельчата и зайчата. Поют утреннюю песню птицы, потягиваясь, выходит из своей берлоги медведь. Все обитатели леса спрятались и затаились, медведь прошел мимо и исчез в лесной чаще.

Учитель: Вот мы с вами и составили либретто – это литературный текст, описывающий содержание нашего дальнейшего действия.

                                                                 

Выберите для себя, из перечисленных либретто, героев, образ солнца, ветра, бельчат, зайчат, медведя.  

Дети определяются в выборе пластических образов. 

4

3. Театрализованная часть урока. Пластическое раскрытие музыкальных образов

Учитель помогает учащимся распределиться по площадке в классе.

Первыми встают ребята, выбравшие для себя создание образов деревьев (врассыпную по классу). Около них встают учащиеся, выбравшие роли зверей и птиц.

В точку 6 встает ребенок, определившийся в образе солнца.

В точке 4 располагается ребенок, демонстрирующий образ ветра.

Учитель определяет  задачу:  Подумайте, проникнитесь атмосферой музыки Грига, пофантазируйте и представьте в своем воображении через какие движения вы оживите, каждый свой пластический образ. Какие движения характерны вашему образу в соответствии с музыкальной темой.

Даётся время (5 мин.) на творческую апробацию и обсуждение задачи учащихся. Учитель может помочь детям, если у них возникают вопросы, но не показом движений, а поправлением мысли ребенка в нужном аспекте.

Учитель: Ребята! Попробуйте самостоятельно раскрыть свои пластические образы. Выразить свое личностное отношение в изображаемом действии к своему образу.

Потом идет творческая апробация двигательного раскрытия пластических образов.

Еще раз прослушивается музыка произведения. Ребята делают свои наброски вместе с музыкой, вслушиваясь каждый в свою музыкальную характеристику образа.

Учитель предлагает показать всю работу полностью с исполнением под музыкальное произведение Э. Грига «Утро».

Первым действием звучит музыкальная тема восхода солнца.

                                                                 5

Учащийся, исполняющий данный образ, медленно поднимаются из позы в Pare - Terre. Плавно поднимаются руки через 2 позицию в 3. Основной ход ребенок придумывает сам. Это могут быть простые шаги с носка, либо шаги русского танцевального хода с выносом рабочей ноги вперед на носок. Руки двигаются в музыкальной теме, описывая круги, либо поочередно полукруги одной и другой рукой. «Солнце» обходит по кругу всю площадку.

В то же время мелким бегом, на полупальцах из точки 4 начинает свое движение ребенок, исполняющий образ ветра. Учащийся двигается легко рисунком змейки среди ребят, раскрывающих образ деревьев.

Учащиеся, играющие роль деревьев, с появлением солнца потягиваются руками в точку 6 и следуют по его ходу слегка покачиваясь из стороны в сторону в такт музыки и отвечая движениями пробегающему ветру. Бельчата исполняют легкое jete' вперед перепрыгивая навстречу друг другу (меняются местами). Они останавливаются лицом в точку 1, имитируют  умывание зверюшек лапками. jete’ сменяется glissade и повторяются движения умывания.

Движения классического танца и port-de-bras руками проучены в 3-4 классе и входят в изученную двигательную базу учащихся. Дети «зайчата» исполняют придуманные ими различные прыжки в парах со сменой мест. Движения рук имитирую «умывание за ухом» 2 повтора одной рукой и 2 повтора другой рукой.

Дети «птицы» перебегают на носках от одного дерева к другому, плавно машут руками, имитируя взмахи крыльев. Исполняют plie демонстрируя, как птицы купаются в росе. Это могут быть различные полуповороты и полные туры с одновременной работой рук, головы, корпуса.

Учащийся «медведь» на музыкальную тему низкого регистра поднимаются из позы в Pare – Terre. Движения пластического образа медленные неспешные. Шаги, потягивания, покачивания в форме balance, переступаний вперед, назад. Движения исполняются по заворотным позициям. Рисунок движений произвольный.

При появлении образа медведя все герои на площадке замирают в придуманных позах. Медведь продвигается черезвсю площадку и уходит в позу в Pare – Terre в точку 8.

Солнце останавливается в plie, описав круг по классу в начальную точку 6.

                                                                6

Музыка завершается и с ней завершается все действие в классе. Вся картина застывает в придуманных ребятами позах, оправданных пластическим образом.

III. Заключительная часть.

Учитель: Сегодня мы познакомились с классической музыкой Э. Грига «Утро» и попытались самовыразиться через пластику движений, через пластические образы. Мы побывали в волшебном, ожившем лесу и языком движений и жеста описали картину утреннего леса. Мы окунулись в богатейший мир мелодики, подаренной нам великим норвежским композитором Э. Григом. Благодаря музыке пластические образы стали еще ярче и красочней. Они помогли нам лучше понять и проникнуться волшебной мелодией «Утро» Э. Грига. В результате каждый из вас создал свой пластический образ, а в целом мы раскрыли содержание музыки с помощью пластики движений.

Дома вы можете нарисовать в своих альбомах «музыкальную картинку», придуманного нами действия.

Мы встретимся с вами на следующем  уроке и продолжим работу над новыми пластическими образами, которые нам подарит другая мелодия.

Завершение исследование эмоционального состояния учащихся на конец урока.

Учитель:   Возьмите пожалуйста свои карточки и отметьте любым значком (+ ; -) с каким настроением вы уходите с урока.

Дети ставят значок в своих карточках и сдают учителю.

Учитель:   До встречи ребята!

Дети исполняют классический поклон, как на начало урока. Затем,  выстраиваются парами и учитель уводит их в основной учебный кабинет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Работа над развернутой пьесой в старших классах" на примере пьесы Э.Грига Менуэт ("Минувшие дни").

Освоение учащимся музыкального текста, осмысление содержания и формы, характера и художественных образов произведения Э. Грига менуэт "Минувшие дни". Анализ нотной записи произведения, раскрывающий су...

Утро. Из сюиты «Пер Гюнт» Э. Григ

Цель: уметь определять инструментальную песенность.Задачи:Воспитательные-воспитать любовь к музыке  Э. Грига.Развивающие: развивать  мышление, воображение, кругозор.Обучающие-обучать в...

Поэтическое наследие И.С.Тургенева. Триптих «Вариации» /анализ стихотворения И.С.Тургенева «Утро туманное, утро седое…» («В дороге»)/

Цель урока:               –   познакомить обучающихся с поэтическим наследием И.С.Тургенева–   выявить основн...

Т.И.Бурцева.Обучающее видео для занятий. "Эдвард Григ.Утро".

"Эдвард Григ. Утро". Составитель ролика - Бурцева Татьяна Ивановна. Фотограф - Варовин Иван Андреевич.Ролик можно использовать на уроках музыки, внеклассных музыкальных мероприятиях, на занятиях музык...

2010 г. Открытый урок "Работа над художественным образом в произведении Э.Грига "Утро" из симфонической сюиты "Пер Гюнт"

Цель урока:   На примере работы над произведением Э. Грига «Утро» научить способам воссоздания изобразительных эффектов музыкальной ткани. Воспитывать творческую и исполнительскую инициативу. Вос...

Конспект урока по музыке в 3 классе (по ФГОС) «Развитие в музыке «Утро» Э.Грига»

Тип урока: открытие нового знанияЖанр урока: тематическийВид урока: урок  разучивания песни «Утро»Цель:  формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивн...