Из опыта работы
материал по физкультуре по теме

из опыта работы (сокращённый вариант)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teoretich_aspekty_sokrashch.doc124.5 КБ

Предварительный просмотр:

Теоретические аспекты и практические рекомендации

по организации системной работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья школьников в условиях учебно-образовательной среды.

Нам говорит старинная пословица,

Что дети не живут, а жить готовятся.

Но вряд ли в жизни пригодится тот,

Кто, жить готовясь, в детстве не живёт.

                                  С.Я. Маршак.

ВВЕДЕНИЕ

        Проблемы духовного и физического оздоровления подрастающего поколения, личностного развития и закалки сегодня особенно актуальны. Педагоги и родители бьют тревогу: заметно ухудшилось здоровье подрастающего поколения, заметно усилилась жестокость и агрессивность детей, все больше проблем с адаптацией к жизни, в обществе, неумении вести себя адекватно в чрезвычайных ситуациях, противостоять стрессу.

        В связи с данными проблемами и проблемами современности, с которыми приходится сталкиваться обществу, в первую очередь нашей молодёжи, при формировании здорового образа жизни возникает необходимость в организации системной работы по охране и укреплению здоровья в школе, муниципальном районе, в регионе.

Как сформировать у учащихся представления об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих? Как правильно организовать двигательную активность учащихся? Полагаю, такие вопросы встают перед многими учителями физической культуры.

Изучив и проанализировав свой опыт, а также опыт ведущих методистов (Г.И. Погадаева, Н.В. Шаулина), я стал искать пути совершенствования здоровьесберегающих методов и технологий. Возникла необходимость поиска наиболее эффективных, адекватных методов обучения и воспитания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей школьников. Изучив современный антропологический подход в образовании, я выделил следующие цели: интеллектуальное мужество, мировоззренческая честность, нравственное и физическое здоровье. Изменив подходы в обучении учащихся, преследуя важную цель современного образования – формирование активной творческой личности, я преступил к созданию образовательной среды, к поиску форм, приемов и методов, позволяющих сохранить и укрепить здоровье школьников. Как основную форму урока я выбрал урок сотрудничества, на котором все получается и все рождает чувство успеха в учении и желание идти вперёд. Моими законами «продуктивности» стали:

        - создание обстановки доверия;

        - организация активной деятельности (а не поведения);

        - познание собственных сильных и слабых сторон;

        - признание сильных и слабых сторон другого;

        - одобрение, похвала;

        - юмор, шутка, улыбка;

        - вера в своих учеников.

  1. Школа и здоровье

        Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни и, прежде всего, условиями жизни в школе. Именно на годы обучения ребенка в школе приходится период интенсивного развития организма. В последние годы во много раз увеличилось количество школ с углубленным изучением ряда предметов, да и в обычных школах появилось много новых предметов, увеличился объем информационных нагрузок, резко возросли интенсивность и эмоциональное напряжение учебного процесса. Все это неизбежно приводит к нарушению режима дня школьников, сокращению времени сна, отдыха, прогулок, двигательной активности, что отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье учащихся.

Факторы, влияющие на состояние здоровья детей и подростков.

Школьные факторы  риска.

Схема 1

Классификация факторов, влияющих на здоровье школьника.

ФАКТОРЫ

ЭНДОГЕННЫЕ

ЭКЗОГЕННЫЕ

ВОЗРАСТНЫЕ

ПОЛОВЫЕ    

ВНЕШКОЛЬНЫЕ

НАСЛЕДСТВЕННЫЕ

КАТАМНЕЗ

ВНУТРИШКОЛЬНЫЕ

Типологические

Экологические

Педагогические

  1. Абиогенные (природные)
  2. Биогенные
  3. Техногенные
  4. Социогенные

  1. Организация учебного процесса
  2. Учебная нагрузка
  3. Средства и методы обучения и воспитания

4. Качество

Индивидуальные

         дидактических

Экономические

         материалов

Пороки развития

     5. Педагогические

Социальные

          методики

Перенесенные заболевания

  1. Семейные
  2. Культуральные
  3. Социобытовые
  4. Медицинские  

     6. Организация      

         физического

         воспитания      

        

Физиолого-гигиенические

Социопсихологические

  1. Режим дня
  2. Качество оборудования
  3. Организация двигательной активности
  4. Оздоровительные мероприятия

  1. Мотивация учащихся
  2. Взаимоотношения

     ученик – учитель

  1. Взаимоотношения

     ученик – класс

  1. Взаимоотношения

     учитель – родители

 

 Все вышеперечисленные факторы могут быть разделены на три категории:

        - неизбежные – с ними необходимо считаться, но нет способа изменить;

-корректируемые – действия которых можно в некоторых случаях                         регулировать;

          - устранимые – негативное действие которых можно снизить, нейтрализовать, исключить.

        В настоящее время поднимается ряд вопросов, связанных с организацией системной работы по охране и укреплению здоровья в школе, муниципальном образовании, в регионе.

        Первый – с чего начать? Конечно, необходимо начинать  такую работу с анализа ситуации, который должен показать  и самые острые проблемы (для кого-то  - это отсутствие спортзала, для кого-то - домашние задания на 4-5 ч., для кого-то -  постоянные стрессы учащихся на уроках одного из педагогов), и возможные пути их решения.

        Следующий этап выбор приоритетов  по сохранению и укреплению здоровья. При выборе приоритетов важно помнить, что главным компонентом, определяющим здоровьесберегающий потенциал школы, является адекватность форм и методов обучения, их соответствие возрастным  и индивидуальным возможностям детей, анализ того, как организован учебный процесс и как в связи с этим организован учебный труд и отдых детей.

  1. Определение целей и задач обучения физической культуре

«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» предусматривает создание  условий для повышения качества общего образования и создания условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся за счет:

- реальной разгрузки содержания общего образования;

- использование эффективных методов обучения;

- повышения удельного веса и качества занятий физической культурой;

- организации мониторинга состояния здоровья детей и молодежи;

- улучшения организации питания обучающихся;

- рационализации досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха.  

        Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения физической культуре – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформулировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

  1. Перспективные направления здоровьесберегающей деятельности в образовательном пространстве.
  1. Формирование ценностного отношения к здоровью всех участников педагогического процесса.
  2. Формирование валеологической культуры педагогов, учащихся и их родителей.
  3. Профилактика и коррекция социально вредных привычек (табакокурение, алкоголизма, токсикомании, наркомании).
  4. Отслеживание параметров всех участников педагогического процесса (совместно с психологом и медработником).
  5. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска и детей инвалидов.

  1. Организация здоровьесберагающей двигательной активности школьников.        

        Здоровье человека в значительной мере определяется уровнем его функциональных возможностей. Человек создан для активной деятельности, поэтому для нормального функционирования его организму необходима активность.

Классификация двигательной активности.

        -  игровая двигательная активность – направленная на эмоциональное подкрепление (например, игра во дворе со сверстниками в подвижные игры);

        - учебная двигательная активность – направленная на обучение двигательным действиям и воспитание физических и моральных качеств (например, урок физкультуры);

        - оздоровительная двигательная активность – направленная на профилактику заболеваний и укрепление здоровья (например, утренняя гигиеническая гимнастика);

        - спортивная двигательная активность – направленная на достижение спортивного результата (например, спортивная тренировка в секции);

        - релаксационная двигательная активность – направленная на преодоление утомления (например, активная физкультминутка на уроке математики или литературы, или подвижная перемена между уроками, или гимнастика для глаз при длительной работе за компьютером);

        - досуговая двигательная активность – направленная на активное проведение досуга (например, посещение танцевального кружка или велосипедная прогулка);  

        - бытовая двигательная активность – направленная на реализацию бытовых задач, связанных с каждодневными домашними делами (например, мытье полов или обработка грядок на огороде);

        - реабилитационная двигательная активность – направленная на восстановление временно утраченных или пониженных физических возможностей (например, после перенесенной травмы или болезни)

        Любой из этих видов двигательной активности может быть реализован в различных формах. (Приложение №)

  1. Использование эффективных форм, приема и методов здоровьесберегающей деятельности в образовательной сфере.

        Многообразие форм физического воспитания подрастающего поколения обязывает учителя физической культуры использовать их с возможно большей эффективностью. Метод обучения – это система  последовательных действий учителя, организующая  познавательную и практическую деятельность учащихся, устойчиво  ведущую к усвоению ими содержания образования.

        На уроках  я применяю различные методы обучения в зависимости от вида содержания и характера познавательной деятельности учащихся:

  1. Информационно - рецептивный
  2. Репродуктивный
  3. Эвристический
  4. Исследовательский

        Особой формой физического воспитания учащихся является урок физической культуры.

Формы организации занятий физической культурой:

  1. Урок.
  2. Гигиеническая гимнастика.
  3. Специализированная зарядка.
  4. Самостоятельные занятия.
  5. Индивидуальные занятия с учащимися.
  6. Физкультминутка.
  7. Подвижная перемена.
  8. Спортивный час.
  9. Спортивная секция.
  10. Спортивные соревнования по отдельным видам.
  11. Спортивный праздник.
  12. Туристический поход, слет.
  13.  День здоровья.

На уроках физической культуры я использую следующие формы обучения:

  1. Игры: спортивные, подвижные кубанские, казачьи, военизированные
  2. Спортивные эстафеты.
  3. Комплексы общеразвивающих упражнений: типа зарядки, в движении, в парах, с предметами, корригирующие упражнения.
  4. Праздники и дни здоровья.
  5. Внутришкольные, районные и краевые соревнования.
  6. Элективный курс «Здоровый образ жизни – залог будущего здоровья».
  7. Программа интегрированного курса физической культуры и ОБЖ (7-8 класс)

(Приложение № )

  1. Путь к успеху или 7 шагов к здоровью.

Шаг 1 – «Самопознание».

Дать учащимся знания о их физических возможностях.

Шаг 2 – «Знания».

Знать правила поведения на спортивных сооружениях и рекреационных площадках, методы контроля над состоянием организма.

Шаг 3 – «Планирование».

В зависимости от поставленной цели (для каждого она индивидуальна) планируется компоненты занятий: частота, продолжительность, способы контроля самочувствия.

Шаг 4 – «Двигательные умения».

Обучить школьников навыкам выполнения физических упражнений, использовать эти средства культуры на самостоятельных занятиях.

Шаг 5 – «Организационные умения».

Уметь подготовить место проведения занятия, обеспечить безопасность занятия, подобрать необходимое оборудование.

Шаг 6 – «Методические умения».

Уметь провести занятия физическими упражнениями: выполнение разминки, выполнение основной части занятия, контроль над состоянием организма, самочувствием, подведение итогов занятия.

Шаг 7 – «Гигиенические умения».

Уметь выполнять гигиенические мероприятия (утренняя гимнастика, закаливающие процедуры, прогулки на свежем воздухе, дыхательные упражнения, самомассаж биологически активных точек (БАТ).

                Перечисленные «шаги» школьники должны осваивать в определенной последовательности. Прежде всего необходимо реализовать принцип сознательности.

  1. Психологический аспект уроков физической культуры.

                При проведении контрольных уроков, тестирования, экспресс-диагностики состояния здоровья учащихся, отслеживания основных параметров развития детского организма в динамике (начало – конец учебного года) многие учащиеся начальной школы испытывают страх и тревогу. В своей работе я выделил 4 основных способа переключения негативных чувств детей на социально-приемлемое действие:

  1. Дать возможность выговориться и тем самым перевести переживаемое недовольство в слово.
  2. Добиться четкого обозначения словами своих негативных чувств. После «разбора» и пристального участия в нем негативное обычно исчезает.
  3. Смоделировать выход из ситуации. Лучше совместно.
  4. Регулярно использовать спортивные игры, они прекрасно снимают напряжение «сражений» дома и в школе.

Совместно с психологом школы была создана программа по коррекционно-развивающей работе «Путь к себе». Целями этой программы стали: исследование особенностей формирования эмоциональной сферы школьников; выявление в рамках исследований основных причин проявления страха, тревожности, неуверенности в своих силах; оказание педагогической поддержки.

Заключение.

Здоровье -  это комплексный результат сложного взаимодействия человека с природой и обществом, включая влияние генетических задатков, социальный, культурных, экологических, медицинских и других факторов.

Состояние здоровья – интегральная характеристика роста и развития ребенка, которая во многом определяется условиями его жизни.

        Процесс сохранение здоровья зависит от использования эффективных форм и методов  здоровьесберегающих техник и методик.

        Важным организационно-методическим вопросом является отслеживание результатов эксперимента. Предстоит обобщить опыт его проведения, выявить с помощью мониторинга состояние преподавания физической культуры в школе. На основе анализа и обобщения полученных результатов внести соответствующие уточнения и коррективы в цели и задачи эксперимента. Создать авторскую программу по физической культуре для 5-8 классов.

        Отслеживая результаты своей работы по использованию эффективных приемов обучения физической культуре школьников за последние 3 года, на основе анализа проводимых тестов, срезов, анкетирования родителей и учащихся, я могу сделать следующие выводы:

  1. 33,2% - учащихся нашей школы относится к основной медицинской группе (в эту группу входят школьники, которым разрешено заниматься физическими упражнениями без всяких ограничений)

63,1 % - составляют дети  подготовительной группы (имеющие  незначительные отклонения в  состоянии здоровья, перенесшие недавно  какое-либо заболевание, но  посещающие уроки физической культуры, выполняющие задания с некоторым ограничением и не участвующие в соревнованиях)

10,6 % - школьников отнесены к специальной медицинской группе (это школьники, которые должны заниматься физическими упражнениями пол специальной программе в зависимости от заболевания.)

  1. Распределение предпочитаемых видов спорта у девочек и мальчиков различно. У мальчиков  предпочтение отдано  спортиграм: футболу, баскетболу, волейболу, теннису. На втором месте  единоборства (дзюдо, самбо), на третьем месте легкая атлетика, туризм, хореография и спортивные танцы. У девочек на первом месте гимнастика, танцы, хореография. На втором  спортигры (баскетбол, волейбол), на третьем аэробика, ритмика, туризм.

  1. В ходе  диагностического исследования учащиеся нашей школы выделяется достаточно четкая возрастная динамика, отражающая возрастную потребность  двигательной активности во внеурочное время.

1 – 4 классы

5 – 8 классы

9 – 11 классы

 

  1. С уверенностью можно отметить эффективность проведения уроков физической культуры. За последние 3 года увеличился процент посещаемости  уроков учащимися.

Диаграмма 1.

90

80

70

60

50

40

30

20

10

                     2003- 2004 г                               2004-2005г                                   2005-2006г.

  1. Проводимая работа дает стабильные положительные результаты, о чем свидетельствует степень обученности и качества знаний по предмету.

Таблица 1.

2003-2004г.

2004-2005г.

2005-2006г.

«5»

50,5%

60%

64%

«4»

18,9%

28%

30%

«3»

22%

12,2%

6%

качество знаний

69,4%

74%

94%

степень обученности

100%

100%

100%

  1. Результаты мониторинга еще раз доказали, что рационально организованная двигательная активность в образовательном процессе позволяет снять перенапряжение и переутомление, повышает работоспособность, способствует сохранению здоровья, создает условия для повышения учебной мотивации и влияет на механизм  неспецифического иммунитета.

Занятость учащихся в школьных спортивных  кружках и секциях:

2003-2004г. – 42%;        2004-2005г. – 53%;        2005-2006г. – 62%

Достижения школы в районных соревнованиях:

2003-2004ч. год.

футбол – II место;        волейбол – II место (юноши),  I место (девушки)

турслет II место;        мини-футбол – Iместо;                шахматы – I место

2004-2005 уч. год

футбол – II место;        волейбол –I место (юноши),        III место (девушки)

баскетбол – III место

2005-2006 уч. год

футбол – II место;        мини-футбол – I место

Количество учащихся, выбравших физическую культуру в качестве экзамена

Гистограмма 2

2002-2003










2003-2004

2004-2005

        - общее количество выпускников            -количество учащихся, выбравших                                                                                               экзамен по физической культуре

Вывод

Важнейшим компонентом здоровьесберегающей активности является  рациональная организация  двигательного режима. Многие недостатки физического воспитания  в современной  российской школе обусловлены слабой организацией системной работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья школьников. Главной целью этой работы является повышение  заинтересованности учащихся, усиление их мотивации, обеспечение индивидуального подхода. Это наиболее эффективные пути рационализации двигательной активности, что позволит обеспечить высокую  оздоровительную эффективность организованных форм физической активности среди детей и подростков.

74%

84%

65%

100%

68 чел.

30,9%

21 чел

79,1%

50 чел.

100%

63чел.

79,1%

50 чел.

82%

51 чел.

100%

62чел.

82%

51 чел.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ Л.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 ________________________________________ Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языка Из опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой д

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМЛ.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языкаИз опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т....

Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".

Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры  -  приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у  детей  с  ограниченными  возможностями  ...

Индивидуальные целевые прогулки логопеда с детьми, как средство установления эмоционального контакта, накопления и закрепления сенсорного опыта (фрагмент опыта работы)

Данная статья является фрагментом опыта работы на тему : "Развитие восприятия и речи у детей с органическим поражением ЦНС в условиях дома ребенка". В ней идет речь о такой инновационной форме работы ...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ ГИМНАЗИИ №24 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ КРАСАВИНОЙ ЕЛЕНЫ ПАВЛОВНЫ. ТЕМА ОПЫТА «МОНИТОРИНГ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА».

В последние годы многие крупные эксперименты, проводимые в сфере образования, в области психологии и дидактики, направлены на перестройку и совершенствование существующей образовательной системы с цел...

Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».

 Свой опыт  я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же  полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...

"Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта"( из опыта работы классного руководителя 7"А" класса МОУ СШ №44 г.Волгограда)

Целью моей воспитательной системы является воспитание социально-активной, высоконравственной, интеллектуальной и мобильной личности учащегося. В этом направлении профессиональной деятельности можно вы...

Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)

Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...