Главные вкладки

    Здоровьесберегающая среда на уроках физической культуры
    статья по физкультуре по теме

    Шевченко Ольга Владимировна

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл shevchenko-statya.docx20.31 КБ

    Предварительный просмотр:

    Создание здоровьесберегающей среды на уроках физической культуры и во внеурочное время в МБОУ «Начальная школа-детский сад № 44» г. Белгорода

    На сегодняшний день вопрос о сохранении и укреплении здоровья младших школьников в образовательных учреждениях является одним из актуальных в системе современного образования.

            Его актуальность заключается в том, что по данным многочисленных исследований,  именно образовательная среда является одним из наиболее сильных факторов отклонений в здоровье и развитии детей.

    В связи с этим, введение в действие нового Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, оказало на содержание теоретической и практической части урока физической культуры особое влияние. В учебниках увеличилось число заданий теоретического и практического характера, появилось большое разнообразие упражнений для развития силы, ловкости, быстроты, увеличилось число упражнений, пробуждающих и развивающих интерес учащихся к данному предмету, активнее стали использоваться здоровьесберегающие технологии.

    В нашем образовательном учреждении на уроках по физической культуре мы стараемся не только решить проблему организации физической активности учащихся, но и профилактику возникновения гиподинамии и различных заболеваний, так как поддержание и укрепление физического здоровья напрямую связано с их двигательной активностью.

    В связи с увеличение количества уроков физической культуры (3 часа в неделю) и изменением содержания уроков (каждый урок стал новой «тропинкой здоровья»), мы активно реализуем такие здоровьесбергающие технологии,  как  физкультурно-оздоровительные технологии.

    К ним относятся: закаливание, тренировка силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного ученикаот  физически слабого.

            По характеру действия различают следующие технологии:

     1. Стимулирующие: они позволяют активизировать собственные силы организма, использовать его ресурсы для выхода  из нежелательного состояния (температурное закаливание, физические нагрузки);

    2. Защитно-профилактические технологии: выполнение санитарно-гигиенических норм и требований;ограничение предельной нагрузки, исключающей переутомление; использование страховочных средств и защитных приспособлений в спортзалах, исключающих  травматизма.

    3. Компенсаторно-нейтрализующие технологии: физкультминутки, физкультпаузы, которые нейтрализуют неблагоприятное воздействие статичности уроков.

    4. Информационно-обучающие технологии обеспечивают обучающимся уровень грамотности, необходимый для эффективной заботы о здоровье [1].

    «Физкультура без освобожденных» - это принцип, которым руководствуются в нашем образовательном учреждении, поэтому физическая активность организуется  двумя направлениями:

    1) Занятия больших форм - уроки физической культуры и работы в спортивных секциях во внеурочное время.

    2) Занятия малых форм, вводимые в структуру учебного дня (вводная гимнастика до учебных занятий, физкультминутки и физкультпаузы, физические упражнения на удлинённой перемене).

    Двигательная активность наших обучающихся складывается из ежедневной утренней зарядки в 8.20, ходьбы, подвижных перемен, пауз в режиме дня.

    Важным моментом здоровьесберегающей деятельности является проблема внеурочной занятости детей, организации досуга, дополнительного образования. Наше учреждение является школой полного дня, поэтому у нас есть все условия для того чтобы сохранять и укреплять здоровье детей не только в урочное время, но и во внеурочное.

    К основным мероприятиям здоровьесберегающей деятельности, которые мы реализуем, относятся:

    - физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия;

    - просветительской работы с учениками по формированию культуры отношения к своему здоровью;

    - формирование у школьников устойчивого интереса и потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом и навыков здорового образа жизни;

    - развитие и саморазвитие личности ребёнка через интегрированное и проектное обучение основам здорового образа жизни.

    В методике обучения физической культуре основной задачей является: сделать обязательным использование на уроках игр и занимательных упражнений, оказывающих стимулирующее воздействие на развитие познавательного интереса и уровня физической подготовленности учащихся [2].

    Поэтому на уроках физической культуры особое место мы отводим формированию физического развития младших школьников. Интерес к ней в начальных классах поддерживается применением на уроках игр, общеразвивающих упражнений, вопросов, заданий. Интересные игры и практические задания, проведение соревнований привлекают внимание детей, усиливают и развивают их физически, служат основой для занятий спортом.

    К основным принципам, которым мы придерживаемся в рамках организации здоровьесберегающей среды для детей, относятся:

    1. Учет индивидуальных особенностей и возможностей каждого учащегося (подбирается такой уровень учебной нагрузки, который соответствует тренирующему режиму и является щадящим (ниже утомляющего). Для каждого ученика составляется  оптимальный уровень нагрузки.

    2. Помнить о формировании ответственности учащихся за свое здоровье. Способствовать формированию собственного отношения учащихся к проблеме сохранения и защиты здоровья, культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья [3].

    Как показывает практика, здоровье детей во многом зависит от среды в образовательном учреждении, поэтому применение нами здоровьесберегающих технологий способствуют  сохранению и укреплению здоровья детей младшего школьного возраста. Поэтому в нашем учреждении мы стареемся создать такие условия, чтобы каждый ученик чувствовал себя психологически и физически комфортно.

    Литература:

    1.Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // «Начальная школа», 2005. - № 11. С. 75.

    2. Касаткин В.Н., Щеплягина Л.А. «Здоровье. Учебно - методическое пособие для учителей 1 - 11 классов, Москва, 2011. - 444 с.

    3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПК и ПРО, 2012.-121с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Общая физическая подготовка,как условие реализации здоровьесберегающего подхода на уроках физической культуры.

    }Качественное обучение физическим упражнениям, умениям и навыкам;}Обучение обрабатыванию и обобщению полученной информации при проведении тестов по уровню физической подготовленности;}Обучение с...

    Конспект урока по теме :Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры "Профилактика плоскостопия"

    В уроке использованы  множество упражнений для профилактики плоскостопия , а также для коррекции начальных форм плоскостопия....

    Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры для формирования осознанного отношения обучающихся начальной школы к своему физическому и психическому здоровью.

    Основная задача школы и педагогов заключается. в том, чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, сформировать успешную личность, готовую полноценно жить, работать, растить свое будущее поколен...

    Представление педагогического опыта "Новые здоровьесберегающие подходы на уроках физической культуры и во внеурочное время" учителя физической культуры Кваскова Германа Вячеславовича

    Состояние здоровья Российских детей вызывает тревогу. Так, диспансеризация детского населения  показала, что за 4 года, прошедших от предыдущей диспансеризации, показатели состояния здоровья дете...

    Презентация к уроку: здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры

    За время моей работы накоплен опыт педагогической деятельности, апробировано много методик, сложилась своя методическая система. Ключевая идея моей методики:  каждый урок физкультуры должен...

    Конспект урока «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС»

    Актуальность данной работы вытекает из того  что, по мнению специалистов - медиков 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Доказано, что существующая система школьного образования спо...