МОНИТОРИНГ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1 КЛАССА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
материал по физкультуре по теме

За последние десятилетия в жизни населения планеты резко снизилась доля физического труда в производственной деятельности и в быту. Все это привело к глобальной гиподинамии со всеми вытекающими отсюда неблагоприятными последствиями. Ухудшение  морально-психологического климата общества имеет негативные последствия для взрослых и детей. Среди них: снижение уровня здоровья и физической подготовленности подрастающего поколения. Современный ребенок помещен в такую среду обитания, где главенствует телевизор, компьютер, а в нашей местности негативное влияние определяют климатические условия проживания ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon monitoring_urovnya_razvitiya_1_klassa.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

МОНИТОРИНГ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1 КЛАССА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

За последние десятилетия в жизни населения планеты резко снизилась доля физического труда в производственной деятельности и в быту. Все это привело к глобальной гиподинамии со всеми вытекающими отсюда неблагоприятными последствиями. Ухудшение  морально-психологического климата общества имеет негативные последствия для взрослых и детей. Среди них: снижение уровня здоровья и физической подготовленности подрастающего поколения. Современный ребенок помещен в такую среду обитания, где главенствует телевизор, компьютер, а в нашей местности негативное влияние определяют климатические условия проживания ребенка.

Плотность, насыщенность школьной программы настолько высоки, что ребенку приходится прикладывать значительные усилия, чтобы приспособиться к ней. Дети испытывают психологический дискомфорт. Эти и другие негативные явления отражают объективную необходимость пересмотра существующего физкультурного образования школьников. В настоящее время практически нет полностью здоровых детей. Поступая в первый класс, они изначально уже имеют какие-либо заболевания. С каждым годом дети становятся все слабее. Современные дети уже не могут справиться с теми требованиями и нормативами, с которыми легко раньше справлялись почти все учащиеся.
        Состояние здоровья подрастающего поколения – важный показатель благополучия общества и государства, отражающий не только реальную ситуацию, но и прогноз на будущее. Уровень здоровья и физической подготовленности учащейся молодежи вызывает беспокойство как государственных, так и общественных организаций, самих граждан.

Совершенно ясно, что на всех этапах жизни ребенка необходимо наблюдение, анализ, оценка и прогноз состояния физического развития, изучение динамики показателей физической подготовленности школьников.
Мониторинг технологии учебного процесса – это система сбора, обработки, хранения и использования информации об учебном процессе, это управление его ходом, позволяющее определить состояние учащихся в любой отрезок времени множеством определенных свойств, необходимых и достаточных для вывода адекватной модели обучения и прогнозирования дальнейшего изменения состояния обучающихся.

Одним из компонентов  мониторинга является определения  уровня  физической подготовленности обучающихся, в данном случае 1 класса.

Прежде всего, следует различать два термина – «подготовка» и «подготовленность». Подготовка обозначает процесс. Поэтому когда используется этот термин, то подразумевается выбор средств, методов, форм, организации, системы их использования, ресурсное обеспечение. Подготовленность обозначает результат процесса, то есть что получилось.

Следовательно, сочетание терминов «физическая подготовка» обозначает процесс, направленный на развитие физических (двигательных) качеств человека, а сочетание терминов «физическая подготовленность» - результат этого процесса. В данном разделе речь идет о контроле физической подготовленности как результата физической подготовки.

Уровень физической подготовленности учащихся характеризует эффективность решения одной из задач физического воспитания. Он определяется с помощью двигательных тестов.

В нашей школе оценка уровня развития двигательных качеств обучающихся и оценка их физической подготовленности проводится 2раза  в учебном году (в начале сентября и в конце апреля - начале мая)  с помощью тестов:

- подтягивание на высокой перекладине /м/ и низкой /д/;

- прыжок в длину с места;

- челночный бег /3х10м/;

- наклоны вперед из положения сидя (гибкость);

- 6-минутный бег.

Состав тестов определен исходя из следующих оснований:

        1. Репрезентативность состава тестов для оценивания физической подготовленности. Она, как известно, характеризуется показателями силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости. Следовательно, должны быть представлены тесты, с помощью которых можно оценить уровень всех перечисленных двигательных качеств.

        2. Надежность и информативность отобранных тестов. Это значит, что они должны оценивать именно то качество, которое измеряется. При этом на достижение результата тестирования не должны оказывать существенного влияния сопутствующие для тестирования факторы.

        3. Простота содержания тестов и технологии процедуры тестирования.

Для оценивания  физической подготовленности учащихся предлагается  пять тестов – челночный бег 3х10 м, прыжок в длину с места, подтягивание, 6-минутный бег, тест на гибкость.

        Рассмотрим основания выбора тестов и технику тестирования.

        1. Челночный бег 3х10 м.

         О с н о в а н и е. Тест характеризует ловкость и быстроту. Ловкость проявляется при поворотах. Быстрота проявляется в скорости перемещения. Отрезок 10 м выбран с учетом разметки волейбольной площадки в зале. Количество отрезков определено исходя из того, что меньшее их число (2) не  позволяет в необходимой мере проявиться ловкости, а большее их число приводит к утомлению, которое существенно сказывается на проявлении быстроты.

        Т е х н и к а  и з м е р е н и я.  Для Активизации испытуемых  бег проводится в парах. Причем подбираются примерно равные по своим возможностям учащиеся. На линиях, ограничивающих 10 м, устанавливаются набивные мячи. Можно использовать и другие предметы. Однако следует иметь в виду, что надувные мячи при задевании откатываются с линии, и их нужно будет все время возвращать на место. Использование твердых предметов или травмоопасно (если они большие), или  приводит  к нарушению техники поворота (если они небольшие). По сигналу (словом, свистком) испытуемые стартуют одновременно, пробегают отрезок, огибают ориентир, не касаясь его, пробегают следующий отрезок и т.д. Результат фиксируется секундомером с точностью до 0,1 сек. При смещении набивного мяча (или используемого предмета) испытуемым в сторону уменьшения контрольного отрезка попытка не  засчитывается и повторяется.

        2. Прыжок в длину с места.           

        О с н о в а н и е. Тест характеризует скоростно-силовую подготовленность. Его информативность и надежность примерно такие же, как  у многих других тестов, характеризующих этот вид физической подготовленности. Однако его простота, малое время тестирования и привычность позволяют рекомендовать его в первую очередь.

        Т е х н и к а  и з м е р е н и я.  Из двух попыток, выполняемых по правилам соревнований, фиксируется с точностью до 1 см лучший результат.

        3. Сгибание рук в висе (подтягивание). Мальчики – в висе, девочки – в висе лежа.

        О с н о в а н и е. Тест характеризует силовую выносливость и абсолютную силу. По надежности и информативности он мало чем отличается от других тестов подобного рода. Однако привычность и простота позволяют рекомендовать его в первую очередь.

        Т е х н и к а  и з м е р е н и я.  Хватом сверху, сгибая руки, подъем до уровня подбородка. Опускание на прямые руки. Темп произвольный. Не допускается раскачивание и маховые движения ногами (мальчики) или нарушение прямолинейности по линии «туловище – ноги» (девочки).

        4. 6-минутный бег.

        О с н о в а н и е. Тест характеризует выносливость. Он позволяет, не вовлекаясь в экстремальные условия соревновательной деятельности (что характерно для использования в качестве теста на выносливость бега на различные дистанции – 500 м, 1, 2, 3 км и т.п.), определить индивидуально вид перемещения (ходьба, бег) и интенсивность.

        Т е х н и к а  и з м е р е н и я.  По сигналу группа испытуемых (их число определяется возможностями обеспечения тестирования) начинает перемещение по заранее размеченному (50м) и визуально наблюдаемому кругу. Разрешается перемещаться бегом или ходьбой с индивидуально выбираемой скоростью перемещения. По истечении 6мин. подается сигнал, по которому тестируемые должны остановиться. Подсчитывается количество преодоленных метров.

        5. Тест на гибкость.

        О с н о в а н и е. Предлагаемый тест, характеризуется, во-первых, вовлечением в процесс тестирования всех крупных суставов, а во-вторых, в нем отсутствует влияние силового компонента готовности испытуемых. С помощью этого теста измеряется гибкость (комплексная характеристика), а не подвижность отдельно взятых суставов.

Результаты тестирования   обрабатываются, определяя средний уровень физической подготовленности. Сопоставление результатов, достигнутых в начале и в конце учебного года, позволит судить об эффективности процесса обучения, роста технической и физической  подготовленности обучающихся.

Предлагаемые тесты просты, объективны, надёжны, не требуют для проведения специального оборудования, не сложны по технике и доступны для каждого ребенка. Применение одних и тех же тестов в течение всех лет пребывания обучающихся в школе позволяет проследить за динамикой их физической подготовленности с 1 по 11 класс, сравнивать, анализировать показатели каждого ученика и, таким образом, вести систематический  контроль  за уровнем физической подготовленности.        

По  таблице в зависимости от возраста ученика и показанного им результата по каждому тесту  выставляются отметки и определяются уровни физической подготовленности:

«5» - высокий;

«4» - выше среднего;

«3» - средний;

«2» - ниже среднего.

Оценка физической подготовленности ученика определяется как средняя из 5 тестов, определённых по таблице с учетом возраста обучающихся.

Складывая все общие отметки и разделив на количество учеников класса, мы получим оценку физической подготовленности класса; складывая все общие оценки классов и разделив на классы-комплекты, получим оценку физической подготовленности школы.

Контрольные испытания по тестам в конце учебного года /в апреле/ дают возможность мне определить улучшение, величину сдвига /в процентах/ физической подготовленности каждого ученика, сравнивая исходный показатель  на начало учебного года.

На начало 2011-2012 уч.года  выявлен следующий уровень физической подготовленности первоклассников:

Оценка и уровень физической подготовленности на начало учебного года

Таблица 1

Класс

Оценка физической подготовленности( по среднему баллу)

Уровень физической подготовлен-

ности

гибкость

подтягивание

прыжок

в длину

челночный бег(3х10)

6 минут

бег

Итого

1

4,0

2,5

3,0

3,1

3,3

3,18

средний

Показатели физической подготовленности ( % выполнения нормативов)

(на начало учебного года)

Таблица2

Класс

% выполнения нормативов

гибкость

подтягивание

прыжок

в длину

челночный бег

6 минутн. бег

Итого

1

80

50

60

62

66

64

Анализируя  таблицы 1и 2  можно сделать вывод, что с выполнением всех нормативов в 1 классе есть определенные трудности в выполнении отдельных нормативов.  Самый низкий процент выполнения по подтягиванию (50%) и прыжках в длину с места(60%).  Исходя из чего,  можно сделать вывод, что у детей недостаточно развиты такие качества как сила и скоростно-силовые  качества. Да и такие показатели как ловкость, быстрота, общая выносливость далеки от совершенства.

Вывод: на начало 2011-2012 учебного года физическая подготовленность 1 класса соответствовала среднему уровню развития.

Обучающиеся 1 классов недостаточно развиты физически,  у ряда обучающихся есть отклонения в состоянии здоровья.

        Проанализировав результаты состояния физического развития первоклассников на начало учебного года, мною были предприняты меры по повышению уровня физической подготовленности учащихся. В частности, в планирование были внесены упражнения, способствующие повышению  уровня развития школьников. Так в разделе легкая атлетика, в I четверти, учащиеся выполняли комплекс упражнений и подвижных игр на развитие ловкости, быстроты, скоростно-силовых качеств.

Во II четверти, в разделе «гимнастика», были подобраны упражнения на развитие силы, выносливости. В III четверти, в разделе «подвижные игры», подобраны упражнения на развитие ловкости, быстроты, выносливости.

Большое значение в развитии детей играет система дополнительного образования. В частности спортивно-оздоровительного направления. Дополнительные 3 часа в неделю занятия спортом приносят неоспоримую пользу, как в профилактике гиподинамии, так и общем развитии учеников.

В результате принятых мер наметились положительные сдвиги в повышении уровня физического развития учащихся 1 класса. На начало II полугодия уровень развития отдельных физических качеств имеет тенденцию к повышению и приближается к уровню физического развития выше среднего    (см.Табл. 3, 4)

Оценка и уровень физической подготовленности на начало II полугодия

Таблица 3

Класс

Оценка физической подготовленности( по среднему баллу)

Уровень физической подготовлен-

ности

гибкость

подтягивание

прыжок

в длину

челночный бег(3х10)

6 минут

бег

Итого

1

4,2

3.0

3,4

3,2

3,6

3,48

средний

Показатели физической подготовленности ( % выполнения нормативов)

(на начало II полугодия)

Таблица4

Класс

% выполнения нормативов

гибкость

подтягивание

прыжок

в длину

челночный бег

6 минутный бег

Итого

1

84

60

68

64

72

69,6

Из данных результатов видно, что  в дальнейшей работе, необходимо обратить внимание на развитие силовых качеств и развитию ловкости и быстроты.

Необходимо разработать комплексы упражнений для развития физических качеств  в процессе самостоятельных занятий и выполнения домашних заданий.

Таким образом, комплексная оценка физического здоровья  и физической подготовленности позволила выявить слабые звенья в развитии детей для  дальнейшего целенаправленного воздействия на них,  для определения целей учебной деятельности и составления   программы оздоровительных занятий и определения их эффективности.

Муниципальная  казенная общеобразовательная школа-интернат

«Мыскаменская школа-интернат

среднего (полного) общего образования»

   

Доклад на тему:

«МОНИТОРИНГ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1 КЛАССА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

                                                                                                        Подготовил

                                                                                                        учитель физической культуры

                                                                                                        Кондратюк Ю.Ю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность в 1 классе в рамках реализации ФГОС НОО

Внеурочная работа понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном ...

Урок русского языка в 5 классе в рамках реализации ФГОС.

Урок русского языка в 5 классе.Знакомство с новой темой....

Мастер-класс по теме “Регионоведение на уроках немецкого языка с целью духовно-нравственного воспитания учащихся 6-8 классов в рамках реализации ФГОС ОО" (авторская работа)

С данным материалом я выступала перед учителями немецкого языка на региональном уровне. Вопросом краеведения я занимаюсь уже достаточное время. Это очень интересный и важный вопрос, особенно в наше сл...

Мониторинг уровня физической подготовленности обучающихся

Мониторинг уровня физической подготовленности обучающихся2 класса за 2017-2018 учебный год  и 3 класса за 2018-2019 учебный год (в сравнении)...

Мониторинг уровня физической подготовленности учащихся

Один из компонентов  мониторинга является определения  уровня  физической подготовленности обучающихся с 5 по 11 класс. Оценка уровня развития двигательных качеств обучающихся и о...

Организация и проведение мониторинга уровня физической подготовленности обучающихся

В век глобальной интернетизации количество непрерывно поступающей новой информации превышает человеческие возможности её усвоения. Научный прогресс смещает центр тяжести нагрузки человека с физической...