Организация и проведение мониторинга уровня физической подготовленности обучающихся
методическая разработка по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
В век глобальной интернетизации количество непрерывно поступающей новой информации превышает человеческие возможности её усвоения. Научный прогресс смещает центр тяжести нагрузки человека с физической сферы на психическую и умственную. Как никогда возрастает роль физической культуры в обеспечении жизнедеятельности человека.
Однако отношение большинства участников образовательного процесса к предмету «физическая культура», единственному, формирующему у учащихся жизненно необходимые физические качества, способствующему через разнообразную двигательную активность гармоничному физическому развитию и, как следствие, профилактике заболеваемости, оставляет желать лучшего. Поэтому одна из основных задач управления системой образования – приведение процесса обучения в соответствие с состоянием здоровья учащихся. А это невозможно сделать без модернизации образования в сфере физической культуры и физического воспитания, без изменения статуса предмета и учителя физической культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_monitoringa_zdorovya_metodicheskaya_razrabotka.doc | 110 КБ |
Предварительный просмотр:
Городское методическое объединение
учителей физической культуры г. Владикавказ
Методическая разработка.
Тема:
«Организация и проведение мониторинга уровня
физической подготовленности
обучающихся»
учитель физической культуры
МБОУ СОШ №22 г.Владикавказ
Джикаева Зарина Алановна
г.Владикавказ
2022 год.
В век глобальной интернетизации количество непрерывно поступающей новой информации превышает человеческие возможности её усвоения. Научный прогресс смещает центр тяжести нагрузки человека с физической сферы на психическую и умственную. Как никогда возрастает роль физической культуры в обеспечении жизнедеятельности человека.
Однако отношение большинства участников образовательного процесса к предмету «физическая культура», единственному, формирующему у учащихся жизненно необходимые физические качества, способствующему через разнообразную двигательную активность гармоничному физическому развитию и, как следствие, профилактике заболеваемости, оставляет желать лучшего. Поэтому одна из основных задач управления системой образования – приведение процесса обучения в соответствие с состоянием здоровья учащихся. А это невозможно сделать без модернизации образования в сфере физической культуры и физического воспитания, без изменения статуса предмета и учителя физической культуры.
Качество образования и здоровье детей
Сегодня в России что ни образовательное учреждение, то инновационная экспериментальная площадка. Однако нигде не обеспечен мониторинговый контроль того, с какими показателями здоровья мы получаем детей в начале года и какими они становятся в результате инноваций.
Длительный 11-летний период школьного образования превращает школу в главное место управления здоровьем учащихся. Если раньше врачи констатировали, что здоровье детей ухудшается из-за неудовлетворительной организации учебного процесса (недостаточная освещённость классных помещений, плохая проветриваемость, неправильная форма и высота школьной мебели, перегрузка учебными занятиями), то в современной школе появились другие факторы риска, влияющие на здоровье (компьютеризация, интенсификация обучения, снижение двигательной активности).
На совершенствование внутришкольной среды, защиту ребёнка от её неблагоприятных факторов, создание комфортных условий для процесса обучения, от которых зависят учебные достижения и здоровье школьников, направлена модернизация системы российского образования, в том числе в сфере физического воспитания детей и подростков. Укрепление и сохранение здоровья – важнейшая задача государственной политики в области обновления образования. В реализации этого положения ведущая роль принадлежит физической культуре. Из всех школьных предметов он прививает ребёнку сознательное и грамотное отношение к своему телу, своему здоровью, стремится к накоплению и развитию практического опыта. Эта учебная дисциплина традиционно входит в базовое содержание образования дошкольников, школьников и студентов.
Цель тестирования – мониторинг показателей здоровья учащихся, рассматриваемый как составная часть (наряду с тестированием уровня знаний) системы оценки качества образования.
Задача тестирования – ответить на вопрос: «Является ли организация учебного процесса в любом образовательном учреждении содействующей здоровью обучающихся?».
Технология тестирования показателей здоровья учащихся включает в себя:
- Подготовку к тестированию – распечатка карт тестирования, знакомство ответственных с картой и методикой тестирования, знакомство с требованиями к выполнению тестовых упражнений и измерений, организация проведения тестирования.
- Проведение тестирования – тестирование проводится в начале и конце учебного года на открытых спортплощадках, стадионах, в спортивных залах; учащиеся тестируются на уроках физической культуры или других физкультурно-спортивных мероприятиях;
- Заполнение карт тестирования – ответственные за тестирование представляют
показатели здоровья на электронных носителях в программе Microsoft Office Excel, которая необходима для обработки результатов, выполнения расчётов и в распечатанном виде. По результатам фактических измерений и расчётов для каждого учащегося, класса в мониторинге отслеживается динамика качественных (показатели физического развития и подготовленности) и количественных характеристик (расчётные величины отдельных физических качеств и общего уровня физической подготовленности). Положительная динамика показателей свидетельствует об организации учебного процесса, содействующего здоровью детей. Её отсутствие или отрицательное направление требует анализа полученных результатов на уровне ученика, класса для выработки научно обоснованных управленческих решений.
В школе мы совместно с учителями физической культуры и классными руководителями разработали следующую систему, которая в разы облегчила нам работу : на общешкольную почту сбрасывается форма по проведению мониторинга, затем классные руководители заполняют ее, вписывая данные своих учеников: ФИО, дата рождения, пол и возраст. После этого мы распечатываем эти бланки и в сентябре проводим у учащихся тестирование. Этот момент очень важен, ведь в школе будет ежегодно проводиться мониторинг здоровья учащихся. Карты тестирования показателей здоровья школьников, заполненные классными руководителями, учителями физической культуры и медицинским работником школы, станут обязательными. Аналогичный мониторинг детей, подростков и молодежи проводится в образовательных учреждениях.
Проведение мониторинговых исследований учащихся
на уроках физической культуры
Тестовый контроль физической подготовленности проводится в начале (сентябре) и конце (мае) учебного года, что позволяет проследить динамику показателей физической подготовленности и проконтролировать индивидуальный рост двигательных качеств. В конце второй четверти я провожу промежуточное тестирование, включающее 4-5 тестов. По их результатам определяю эффективность применяемых методов и средств и ввожу корректировку в учебный процесс. Тестами для оценки развития физических качеств выбираю обязательные, но наиболее простые по исполнению и не требующие специального разучивания упражнения, отражающие развитие основных физических качеств. Для того, чтобы тестирование отвечало поставленным задачам, при его проведении стараюсь соблюдать определённые условия:
- Одинаковый способ выполнения теста;
- Одинаковые условия выполнения теста;
- Одинаковые измерения и одинаковая их точность;
- Примерно одинаковое суточное время проведения теста;
- Примерно одинаковый характер предшествующей деятельности;
- Одинаковая очерёдность тестов на уроке (и по дням).
На результат тестирования могут влиять внешние и внутренние факторы,
которые я как учитель должна учитывать (попутный или встречный ветер, внутреннее состояние и многое другое).
Б.А. Ашмарин [1] утверждает: «Методика тестовых проверок должна обеспечивать минимальные затраты времени на выполнение тестов, органическую связь каждого теста с содержанием урока, объективность результатов тестирования, оперативность обработки и анализа результатов».
«Целью педагогического контроля, - выделяет В.В. Шевцов [14], - является повышение эффективности физического воспитания на основе объективной оценки различных сторон учебно-воспитательного процесса и состояния занимающихся». Я согласна с мнением ведущих специалистов в области физической культуры и спорта и всегда использую их рекомендации при подготовке к занятиям.
На уроках использую общепринятые, рекомендованные учебной программой по физической культуре контрольные упражнения [7]:
- бег 30, 60, 100 м с высокого и низкого старта;
- прыжок в длину с места;
- челночный бег 3х10 м;
- наклоны вперёд;
- подтягивание из виса (мальчики);
- сгибание рук в упоре лёжа (девочки);
- поднимания туловища за 30 сек;
- прыжки через скакалку за 1 мин;
- бег 1000 м.
Тесты подобраны таким образом, что каждый из них помогает определить уровень развития соответствующей двигательной способности.
Результаты тестирования записываю в изготовленные для каждого класса карты двигательной подготовленности, которые позволяют получить целостное представление об уровне развития двигательных качеств, а сопоставление результатов разных проверок – проследить характер динамики физической подготовленности (см. приложения 1-3).
Б.А. Ашмарин [1] предлагает проводить тестовые проверки в виде соревнований с объявлением результатов и выделением лучших. Это побуждает учеников проявлять максимум усилий и, следовательно, позволяет выявить истинный уровень подготовленности учащихся. Данной рекомендацией я пользуюсь на уроках и по окончанию тестового контроля в распечатанном виде представляю лучших учащихся (шесть) по каждому виду тестов в своей параллели. Учащиеся знают свои результаты, могут в любое время ознакомиться с картой двигательной подготовленности, сравнить свои показатели с показателями других и с
нормативными, и поставить перед собой цель: улучшить показатели путём систематических самостоятельных занятий, и, следовательно, повышения уровня своей двигательной подготовленности.
При таком контроле и информативности можно планировать рост показателей двигательной подготовленности индивидуально для каждого ученика, а также производить корректировку программного материала по развитию физических качеств учащихся.
Для исследования уровня двигательной подготовленности и динамики показателей физической подготовленности возьму показатели тестирования учащихся 11 А класса за 2019 – 2020, 2020-2021, 2021-2022 учебные года (см. приложение). На протяжении трёх лет во всех классах, где я веду уроки физической культуры, мной проводится тестовый контроль уровня двигательной подготовленности учащихся, применяется личностно-ориентированное обучение и индивидуальный подход к обучающимся. При оценивании и выставлении отметок, обязательно учитываю уровень физического развития и подготовленности учащихся, их активность на уроке, старание, качественное выполнение заданий. В начале года за результаты тестов отличные отметки выставляю только тем учащимся, которые превысили свои показатели прошедшего учебного года, что является результатом высокой двигательной активности во время длительных летних каникул, а сама отметка стимулирует детей к самостоятельным занятиям летом. В конце года оценка по контрольным тестовым упражнениям выставляется в соответствии с динамикой личных результатов. «5» получают те учащиеся, которые превысили свои осенние показатели, «4» - у кого результаты остались на прежнем уровне или имеют незначительную динамику и «3» выставляется тем учащимся, кто снизил показатели в контрольных упражнениях, а, следовательно, понизил уровень физической подготовленности. Таких учащихся бывает очень мало, это в основном прогульщики и лоботрясы, которые наплевательски относятся как к своим обязанностям, так и к своему здоровью.
Тестовый контроль физического развития и функциональной подготовленности. Тестовый контроль физического развития проводится во время обязательного медицинского осмотра учащихся, поэтому можно воспользоваться готовыми результатами. Но я считаю, что учащиеся должны знать и самостоятельно применять средства и методы самоконтроля, а моя задача их этому научить. Как уже говорилось выше, средствами тестирования физического развития
являются простые приборы, большинство из которых дети могут использовать в домашних условиях. В прошлом учебном году я проводила уроки самоконтроля в 11-х классах (см. приложение). Результат превзошёл мои ожидания: учащиеся так увлеклись различного рода измерениями, проводили их самостоятельно (при контроле учителя), вносили в протокол, обсуждали, сравнивали, делали выводы, а главное, получили теоретические знания по теме «Самоконтроль». Через некоторое время прошёл ещё один увлекательный урок по теме «Функции организма и их готовность к работе». Одиннадцатиклассники познакомились с методами тестирования, изучили прибор для измерения артериального давления, узнали, что такое систолическое и диастолическое давление, самостоятельно проводили измерения, вносили их в карту функциональной подготовленности, изучали показатели, полученные перед нагрузкой, после нагрузки и после небольшого периода восстановления, делали выводы. Учащиеся сравнили результаты функциональной и физической подготовленности тех школьников, которые дополнительно занимаются в спортивных секциях и тех, которые посещают только уроки физической культуры. Вывод был однозначен: юные спортсмены имеют более высокие показатели физической и функциональной подготовленности, а, следовательно, и уровень здоровья. Я считаю, что такие проверки необходимы, они дают ясную картину физического развития и учащимся и учителю, их результаты позволяют показать связь между физическим развитием, физической и функциональной подготовленностью, своевременно внести коррективы в процесс физического воспитания учащихся. Всё это необходимо для повышения работоспособности их организма, расширения функциональных возможностей, и, следовательно, гармоничного физического развития.
Анализ результатов тестирования и их интерпретация.
Педагогические исследования в области физического воспитания связаны прежде всего с изучением учебного процесса и направлены на выявление эффективности той или иной методики обучения, развития физических качеств и оздоровительной работы. При этом рост или уменьшение показателей двигательных умений и навыков свидетельствуют о преимуществах и недостатках используемых методов, приёмов, средств и других способов педагогического воздействия на занимающихся. Для оценки результатов исследований широко применяются методы качественного и количественного анализа, основанные на использовании математического аппарата.
Сводные таблицы контроля двигательной подготовленности (на примере учащихся 11 А класса) за 2019 – 2020, 2020-2021, 2021-2022 учебные года позволяют сравнить результаты тестирование в начале и конце каждого учебного года, а также провести анализ динамики показателей на протяжении трёх лет обучения и развития школьников (см. приложение). Прирост показателей во всех тестах указывает на положительную динамику развития физических способностей детей, а это означает, что методы и средства, используемые на уроках, применяются эффективно, и, следовательно, способствуют сохранению и укреплению здоровья учащихся. Анализ результатов позволяет утверждать, что уровень здоровья детей будет выше при трёхчасовой нагрузке в неделю, так как выше прирост показателей их двигательной подготовленности, увеличивается объём двигательной активности учащихся. А движение и мышечное усилие, как известно, являются главными условиями формирования здорового тела и духа. Поддерживая мышцы в тонусе, человек целенаправленно занимается оздоровлением своего организма. Мотивируя учащихся в начале урока на сохранение и укрепление здоровья через развитие основных физических качеств и включая в содержательную часть урока вопросы, связанные со здоровьем, я стараюсь способствовать формированию у учащихся потребности в ведении здорового образа жизни.
Анализируя показатели комплексного контроля состояния здоровья (средние значения) учащихся 11А класса за 2021-2022 учебный год (см. приложение), отмечу: если физическое развитие у всех учащихся соответствует норме, то физическая и функциональная подготовленность отдельных школьников выше. Объяснение этому может быть простым: физическая и функциональная подготовленность выше у тех учащихся, которые дополнительно занимаются в спортивных секциях и самостоятельно дома, постоянно повышая уровень развития своих физических способностей. Ниже приведу фамилии учащихся, которые посещают спортивные секции.
№ | Фамилия, Имя | Вид спорта |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 | ||
6 |
Учащиеся, посещающие спортивные секции имеют более высокий уровень физической подготовленности: у фехтовальщиков и легкоатлетов отмечается хорошая общая выносливость (бег 1000м), волейболисты и баскетболисты более ловкие и самые прыгучие (челночный бег, прыжки через скакалку и прыжки в длину с места). Юные спортсмены имеют лучшую восстанавливаемость после физической нагрузки (тест с приседаниями) по сравнению с учащимися, которые посещают только уроки физической культуры. Отмечается так же более высокий уровень развития силы и быстроты.
Выводы
1. Анализ литературных источников по вопросам организации, содержания физического воспитания, мониторингового контроля, проведение уроков и тестирование школьников позволил выделить следующие положения:
- условием обеспечения физической подготовленности учащихся являются развитие двигательных качеств с учётом сенситивных периодов развития, овладение многообразием двигательных навыков и укрепление их здоровья и тестовый контроль уровня физического развития, физической и функциональной подготовленности;
- основными факторами, определяющими решение задач физического воспитания, являются физические упражнения, соотношение объёма и интенсивности упражнения, характер и длительность отдыха в процессе упражнения и в перерывах между занятиями, а также условия выполнения упражнений;
2. Проведённое тестирование учащихся выявило общий средний уровень физической подготовленности в начале и конце учебного года. На основе сравнительного анализа результатов десяти контрольных испытаний отмечена положительная динамика развития физических качеств. За период наблюдения (три учебных года) повысили уровень своей двигательной подготовленности с низкого до среднего трое школьников, со среднего до высокого уровня – 3 учащихся.
Позитивные изменения в показателях двигательной подготовленности учащихся определяют эффективность процесса физического воспитания в течение каждого учебного года.
Но, как бы ни были низки исходные показатели двигательной подготовленности учащихся, важно иметь ввиду, что успех процесса физического воспитания определяется не уровнем подготовленности, а положительной динамикой изменений этих показателей в процессе систематических занятий, увлечённостью занимающихся, их заинтересованностью в развитии своего организма.
3. Таким образом, организация и проведение уроков физической культуры на основе мониторинга развития физических качеств, способствуют в целом положительной динамике показателей, характеризующих физическую подготовленность школьников, но двух уроков физической культуры, которые предусмотрены учебным планом, не достаточно для эффективного двигательного развития учащихся. Дети должны дополнительно заниматься в спортивных секциях и выполнять физические упражнения самостоятельно. Чтобы мотивировать учащихся к занятиям физическими упражнениями, учить здоровому образу жизни, воспитывать культуру здоровья посредством физических упражнений учитель должен сам быть примером, увлекать детей за собой, применять на уроках разнообразные методы и средства, владеть инновационными технологиями.
Факт низкого уровня физической подготовленности детей можно объяснить излишней опекой родителей (в младших классах), ограждением своих чад от посильного физического труда, недостаточной физической активностью детей вследствие компьютеризации и механизации нашей жизни, а также слабым здоровьем и отсутствием заинтересованности родителей в здоровом образе жизни.
Практические рекомендации
Результаты мониторинга физического развития, физической и функциональной подготовленности учащихся позволяют дать следующие рекомендации учителям физической культуры:
- в планировании учебного процесса необходимо учитывать сенситивные периоды развития физических способностей детей и строго соблюдать объём нагрузки и отдыха;
- использовать дифференцированный подход в обучении и развитии;
- учитывать индивидуальные особенности детей и применять в учебном процессе личностно-ориентированное обучение;
- мотивировать учащихся на укрепление здоровья, как в начале урока, так и в содержательную его часть включать вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни;
- в организации летнего отдыха детей особое внимание уделять физкультурно-массовой работе: увеличению двигательной активности школьников и развитию их физических качеств;
- систематически проводить комплексный мониторинговый контроль над физическим развитием, физической и функциональной подготовленностью учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МОНИТОРИНГ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1 КЛАССА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
За последние десятилетия в жизни населения планеты резко снизилась доля физического труда в производственной деятельности и в быту. Все это привело к глобальной гиподинамии со всеми вытекающими отсюда...
Мониторинг уровня физического развития как одна из форм систем оценки и прогнозирования физической подготовленности обучающихся с учетом их индивидуальных возможностей
Методика позволяет на основании итоговых данных тестирования детей оценить их физическую подготовленность, разработать для них рекомендации по разработке индивидуального физкультурно-оздоровительного ...
мониторинг уровня физической подготовленности.
мониторинг уфп...
[17] п 3.2 Мониторинг уровня физической и танцевальной подготовленности
КОМПЛЕКСНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОТДЕЛЕНИЯ СПОРТИВНОЙ АЭРОБИКИ Тестирование обучающихся отделения спортивной аэробики осуществляется 2 раза в год: в начале и в конце учебного года. Проводится...
Мониторинг уровня физической подготовленности обучающихся
Мониторинг уровня физической подготовленности обучающихся2 класса за 2017-2018 учебный год и 3 класса за 2018-2019 учебный год (в сравнении)...
Мониторинг уровня физической подготовленности учащихся
Один из компонентов мониторинга является определения уровня физической подготовленности обучающихся с 5 по 11 класс. Оценка уровня развития двигательных качеств обучающихся и о...