"Организация спортивно-массовой работы в учреждениях сферы молодежной политики"
учебно-методический материал по физкультуре по теме

«Спортивные игры – как один из методов организации досуга детей, подростков и молодежи в учреждении сферы молодежной политики»

Методические рекомендации обучения спортивным играм (из практики работы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_obedinenie.docx145.57 КБ

Предварительный просмотр:

                

Управление по делам семьи и молодежи

Администрации города Ноябрьска

Муниципальное бюджетное  учреждение

«Центр по работе с детьми, подростками и молодежью «Прометей»

 «Спортивные игры – как один из методов организации досуга детей, подростков и молодежи в учреждении сферы молодежной политики»

Составитель:                        методист                                МБУ ЦРДПиМ «Прометей»       Л.Р. Маннапова

Ноябрьск 2013г

«Спортивные игры – как один из методов организации досуга детей, подростков и молодежи в учреждении сферы молодежной политики»

Методические рекомендации обучения спортивным играм (из практики работы)

Интерес к спортивным играм возникает у детей довольно рано. Такое раннее проявление интереса к спортивным играм позволяет начать обучение им  несколько раньше, чем другим видам, а именно, в младшем школьном возрасте.

К числу особо важных задач, решению которых подчинено обучение детей и подростков спортивным играм, относятся следующие:

1) воспитание высоких моральных и волевых качеств;

2)  укрепление здоровья и достижения физической подготовленности;

3) привитие любви к систематическим занятиям физической культурой и спортом;

4)  приобретение специальных знаний и навыков, необходимых для участия в соревнованиях;

5) воспитание судьи по спортивным играм.

Главная задача начальной тренировки заключается в создании и последующих совершенствованиях широкой моторной базы и координационных возможностей, технических приёмов, освоение тактики игры. Тренировки должны носить разносторонний характер и должны быть направлены на приобретение комплекса необходимых качеств: физических, технических, тактических, психических и морально-волевых. В работе с детьми нельзя стремиться к быстрому достижению результатов. Ступенчатое повышение нагрузки, сочетающееся его всё более глубоким изучением техники и тактики игры, и приобретением соревновательного опыта является самым важным условием успешной работы с детьми. Одна из главных задач обучения и тренировки заключается в правильном сочетании всесторонней физической подготовки со спортивной специализацией, также на тренировках должен быть учёт возрастных особенностей детей.

Почти на всём протяжении занятий с детьми младшего и среднего школьного возраста ведущее место отводится комплексному игровому методу: игра→обучение→игра. И лишь когда возраст детей достигает 13-14 лет, на смену игровому методу постепенно приходит аналитико-синтетический метод: упражнение→игра→упражнение.

Особое значение в работе с детьми имеет высокая эмоциональность процесса обучения. Однообразные, скучные занятия не дают хороших результатов и являются главной  причиной большого отсева занимающихся. Чем младше возраст детей, тем больше потребность в эмоциональности занятий. Высокая эмоциональность может быть результатом : 1). разнообразия средств, методов и форм работы; 2). использования игровой соревновательной формы упражнений; 3). большого количества игр; 4).создания дружеских отношений в коллективе между занимающимися и преподавателем; 5).постановки конкретных целей, доступных возможностям занимающихся; 6).чередования регламентированной и свободной деятельности динамического характера;

Физическая подготовка

Во всесторонней физической подготовке детей младшего возраста главный упор делается на развитие быстроты и ловкости, и особенно быстроты реакции и сообразительности. В то же время параллельно следует развивать силу и общую выносливость. Организм детей младшего возраста нужно готовить к специфической нагрузке постепенно. Упражнения на развитие быстроты лучше проводить с достаточными паузами отдыха. Повышать нагрузку нужно незаметно для занимающихся.

Развитие быстроты и ловкости остается главной задачей и в среднем возрасте. Но оно  должно осуществляться посредством упражнений с мячом, что позволяет приобрести специальные качества, необходимые при объединении движений с техникой владения мячом. Развитие силы и выносливости проводится в форме силовых и комбинированных

упражнений, одновременно с развитием ловкости и быстроты. Наиболее подходящим для этого является метод круговой тренировки.

В старшем возрасте начинается углубленная работа над развитием специальных двигательных качеств, особенно силы и выносливости.

Быстрота движений без мяча и с мячом всё более объединяется с техническими навыками. В подготовительном периоде большое внимание уделяется силовым упражнениям. Выносливость развивается с учётом физической подготовленности занимающихся. При этом реализуется принцип большей частоты при сравнительно меньшей интенсивности нагрузок. В отдельные периоды нагрузка приближается к соревновательной. С этой целью может быть использован интервальный метод. Самое большое увеличение нагрузки должно падать на последнюю треть занятий. В старшем возрасте целесообразно использовать высокие нагрузки.

Вывод: в общем виде методическая последовательность подготовки детей и подростков сводится к плавному переходу от развития быстроты, ловкости, динамической силы к развитию выносливости с последующим максимальным её совершенствованием на занятиях избранным видом спортивных игр.

Техническая и тактическая подготовка

В младшем школьном возрасте ведущее место должен занимать игровой метод. Игры и игровые упражнения используются при изучении отдельных элементов. Сначала проводятся соревнования на правильность и точность выполнения, и затем на точность и быстроту. Главное место в обучении детей должны занять подвижные игры. Посредством их осуществляется обучение и технике, и тактике. Вначале используются игры, в которых играющие не вступают в непосредственную борьбу друг с другом. Затем предлагаются игры с борьбой за мяч. Изучение отдельных приемов должно проходить с соблюдением такой последовательности:

1)  от движений без мяча к движениям с мячом;

2 ) от упражнения на месте к упражнению во время бега;

3) от простых, одиночных движений к движениям сложным, комбинированным;

4)  от движений ритмичных, медленных к движениям неритмичным, выполняемым с соревновательной скоростью

Особенно полезно самому учителю включаться в игру, показывая  детям образцы правильной техники и тактики.

В работе с детьми 10-12 летнего возраста главный упор делается  на овладение техникой и индивидуальными тактическими действиями. На занятиях очень важно уделять серьёзное внимание развитию зрительной ориентировки.

Специальные упражнения, развивающие этот навык, выполняются как в основной, так и в подготовительной части урока.

Для занятий с подростками 13-15 лет характерна значительно большая глубина технико-тактической подготовки.

Изучение игровых действий проводится аналитико-синтетическим методом, когда определённые игровые положения делятся на типовые комбинации и последовательно изучаются входящие в них индивидуальные и групповые действия, которые затем соединяются.

Для облегчения усвоения материала в урок включается изучение не более одного-двух  технических приёмов.

Важнейшей задачей в занятиях со старшей группой следует считать достижение высокого совершенства в выполнении всех технических приёмов и овладение тактикой командной игры. Поэтому совершенствовать технико-тактическую подготовку в старших классах целесообразно в условиях, максимально приближенных к игровым.

Морально-волевая подготовка

На занятиях с детьми младшего возраста в центре внимания должны находиться вопросы воспитания коллективизма игровых действий и правильного поведения в игре. Хорошим воспитательным средством является привлечение ребят к выполнению ролей капитана, судьи, тренера.

В работе с детьми особое значение имеют похвала и поощрение, причём похвалу следует адресовать всему коллективу.

Особое значение приобретает индивидуальный подход к ученикам.
Участие в соревнованиях нужно использовать для воспитания ответственности перед командой, корректного отношения к противнику. Нужно, как указывал А.С. Макаренко, «вызывать у мальчиков и девочек гордость не только своими личными успехами, а главным образом успехами команды или организации»

Необходимо воспитывать честность в спортивной борьбе, не следует пропускать ни одного случая грубости, неспортивного поведения.

Вывод: сила воздействия личности учителя на подростка исключительно велика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы формирования комплексного программно-методического обеспечения в учреждениях сферы молодежной политики

В статье описаны основные проблемы документационного обеспечения деятельности, с которыми сталкиваются специалисты сферы молодежной политики....

"Формирование толерантности посредством реализации мероприятий гражданско-патриотической направленности в учреждении сферы молодежной политики"

"Толерантность означает уважение, принятие правильного понимания богатого многообразия культур нашего мира, наших  формсамовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантн...

Методические рекомендации по разработке и оформлению технологической карты занятия в учреждении сферы молодежной политики

Планирование занятий в творческих объединениях и спортивных секциях учреждения сферы молодежной политики - это один из элементов управления процессом организации работы. Правильно спланированное занят...

"Организация социально - профилактической работы в учреждениях сферы молодежной политики"

анализ мониторинг социально-профилактической деятельностиитоги работы...

Опыт работы по гражданско-патриотическому воспитанию детей, подростков и молодежи в учреждении сферы молодежной политики

Центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи "Кадет" - это учреждение , направленное на комплексную организацию гражданско-патриотического воспитания детей, подростков и молодежи....

Опыт работы по гражданско-патриотическому воспитанию детей, подростков и молодежи в учреждении сферы молодежной политики

Центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи "Кадет" - это учреждение, направленное на комплексную организацию гражданско-патриотического воспитания детей, подростков и молодежи....

Организация спортивно-массовых мероприятий в образовательных учреждениях

Спорт является органической частью физической культуры и представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей, которые создаются и используются обществом для игровой физической деятельнос...