Образовательная программа дополнительного образования детей. «Мяч в ворота» .
рабочая программа по физкультуре (5 класс) по теме

Воробьев Андрей Вадимович

Программа дополнительного образования по футболу  для  учащихся 4 - 6 классов. Рассчитана на 2 года обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon futbol.doc126.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение                                     средняя общеобразовательная школа № 121                                                             Калининского района                                                                                                                Санкт-Петербурга

Программа рассмотрена на педагогическом  совете

Утверждаю

протокол №

Директор ГБОУ СОШ № 121

от  «______» ______________ 2013г.

«______» ________________ 2013г.

_____________ /Л.А. Винокурова/

Образовательная программа

дополнительного

образования детей.

«Мяч в ворота»

Программа для детей с 10 до 13 лет

       Рассчитана на 2 года обучения

Составитель программы

Воробьев А.В.

педагог дополнительного образования

Санкт - Петербург

2013 год

*Интеллектуальная собственность  Воробьев & Воробьева

Пояснительная записка.

Дополнительная образовательная программа «Мяч в ворота» по уровню освоения двигательных качеств, закреплению ранее полученных навыков и получению теоретических знаний относится к физкультурно-спортивной направленности.

Футбол очень популярная игра в нашей стране, в нее играют и взрослые и дети.

Футбол  - командный вид спорта, в котором целью является: забить мяч в ворота соперника ногами или другими частями тела (кроме рук) большее количество раз, чем команда соперника. В настоящее время самый популярный и массовый вид спорта в мире.

Актуальность программы: программа актуальна в связи с возросшей популярностью вида спорта футбол в нашей стране. А также она направлена на удовлетворение потребностей детей в активных формах двигательной деятельности, обеспечивает физическое, психическое и нравственное оздоровление воспитанников.

Педагогическая  целесообразность. 

Принципы, которые положенные в основу данной программы дополнительного образования - развивающее обучение, индивидуальное и дифференцированное обучение, наглядность, доступность подачи информации, последовательность - от простого к сложному, введение игрового элемента в процесс обучения.  Развиваются  основных двигательных качеств.

  

 Цель программы:

- формирование и  развитие основных двигательных навыков.

- развитию интереса учащихся к спортивной игре – футболу.

Задачи программы:

  • Образовательные:

- обучить правилам игры в футбол

- обучить учащихся техническим и тактическим приёмам футбола

  • Развивающие:

- содействие гармоничному физическому развитию

- развивать физические качества  (силу, выносливость, гибкость,

координацию движения,   быстроту реакции);

- укреплять опорно-двигательный аппарат;

- развивать специальные двигательные навыки и психологические качества.  

  • Воспитательные:

- воспитывать потребность к систематическим занятиям физкультурой, спортом.

- воспитывать нравственные и волевые качества

- формировать дружный, сплоченный коллектив, способный решать

поставленные  задачи, воспитывать культуру поведения.

Отличительные особенности программы:

В группе могут занимаются дети с разным уровнем подготовки, что дает возможность более подготовленному ребенку показать и оценить свои возможности, а также занимаясь систематически,  ребенок сможет развить себя физически.

Приём в секцию осуществляется по желанию без специального отбора  детей с основной и подготовительной группой здоровья с приложением медицинской справки от врача.

Возраст учащихся:     1 год обучения - 10 -11 лет;

                                           2 год обучения -  12 -13 лет;

Занятия проводятся на 1 и 2 году обучения 2 раза в неделю по 1 часу, за год — 72 часа.

Количество учащихся в группе:

1год обучения — 15 человек;

2 год обучения — 12 человек;

Формы организации деятельности детей на занятии:

  • групповые
  • индивидуально-групповая
  • фронтальные

Формы организации занятий:

  • теоретические;
  • практические;
  • соревнование
  • тестирование
  • учебная игра
  • открытое занятие

Обучаясь по данной программе учащиеся  получат новую информацию о футболе, об истории развития футбола, а так же изучат технику и тактику игры.

 приобретут: умение самостоятельно совершенствоваться физически,

  навык  общения в коллективе.

                 Учебно-тематический план 

Первый год обучения.

№ п/п

         Наименование тем.

              Количество часов.

       всего

   теория

     практика

1.

Вводное занятие.

2

2

0

2.

Развитие двигательных качеств.

20

4

16

3.

Техника   игры в мини-футбол.

20

4

16

4.

Тактика игры в мини-футбол.

14

4

10

5.

Контрольное тестирование

4

1

3

6.

Игровая подготовка

10

2

8

7.

Итоговое занятие

2

2

0

Итого часов:

72

19

53

Содержание образовательной программы.

                                                 

  1. Вводное занятие.

Теория. Правила игры. Охрана труда на занятиях футболом.

 История возникновения футбола. Знания гигиены и основ правильного питания.

2.Развитие двигательных качеств.

Теория. Понятие о двигательных качествах: координация движений, ловкость, быстрота реакции, сила, выносливость, силовая выносливость. Комплексы упражнений, развивающих двигательные качества.

Практика. Выполнение комплексов упражнений для развития физических качеств. Игровые развивающие упражнения. Эстафеты. Подвижные игры:  «Бег – преследование с препятствиями»,  «Опереди прыжок соседа»,  «Встречные старты», «Увернись от мяча»,  «Убегай – догоняй»« Закинь палочку», «Далекий бросок». Выполнение упражнений с набивными мячами.

3.Техника  игры в мини-футбол.

Теория. Техника перемещений. Техника основных приемов и действий. Терминология.

Виды ударов. Техника ударов. Техника остановок мяча. Техника ведения мяча.

Практика. Овладение техникой перемещений игрока:

  • перемещения в нападении
  • перемещение в защите

Овладение техникой ударов

  • удары по мячу ногами
  • удары по мячу головой

Овладение техникой остановок мяча.

Овладение техникой ведения мяча

Овладение техникой отбирание мяча.

Овладение техникой вбрасывание мяча.

Овладение  техническими приёмами и действиями вратаря.

4. Тактика игры в мини-футбол.

Теория. Обязанности игроков, задачи, расположение, зоны действия и основные тактические действия. Тактика команды.

 Практика.  Обязанности игроков, расположение игроков на площадке.

 Зоны действия и основные тактические действия на площадке. Групповые взаимодействия. Групповые действия в защите. Групповые действия в нападении. Игра в защите игроков и команды в целом.                                                                                                                      

5. Контрольное тестирование.

Теория. Техника безопасности при выполнении контрольных упражнений.

 Правила выполнения контрольных упражнений.

Практика: контрольные нормативы на двигательные качества: силу – подтягивание, отжимание, поднимание туловища; на быстроту реакции – бег на короткие дистанции; на прыгучесть – прыжок в длину с места; на прыгучесть и силу ног – прыжки на скакалке за 30 сек.

Контрольные тесты по мини-футболу: различные обводки мяча, удержание мяча в воздухе, удары мяча по воротам.

 6. Игровая подготовка.

Теория: правила игры, жесты судей, ведение судейского протокола игр.

Правила игр и эстафет.

Практика: Игры, подводящие к мини-футболу (развивающие игры):

«Дружно вперёд»;

«Двое против одного в треугольнике»;

«Квадрат»;

«Гонка мячей по кругу»;

игры с ударами мяча в ворота.

Учебные игры.

Учебные игры с заданием.

Игры неполными составами по облегченным правилам.

Игры с полным составом и по правилам.

Соревновательные игры:

 Принимать участие в соревнованиях различного уровня

 7. Контрольные тестирование

  Теория. Техника безопасности при выполнении контрольных упражнений.

   Правила выполнения контрольных упражнений.

  Практика. Проведение контрольных упражнений(приложение №1)

 8. Итоговое занятие.

Теория. Результаты контрольного тестирования. Подведение итогов.

 Награждение воспитанников.  Постановка целей и задач на следующий год.

Ожидаемые результаты.

1 – ый год обучения:

знать:

            - технику безопасности и правила гигиены на занятиях;

           - историю футбола,

           -правила игры в мини-футбол.

уметь:

-применять правила игр и строго соблюдать их;

-выполнять различные удары по мячу ногами;

-выполнять остановку мяча

-выполнять ведение мяча

-применять простейшие технические приёмы вратаря.

Программа 1 года обучения отличается от 2 года обучения распределением часов. Если на первом году обучения больше времени уделялось технической подготовке и развитию двигательных качеств, то на 2 году обучения больше времени уделяется тактической и игровой подготовке учащихся.

Второй год обучения.

№ п/п

         Наименование тем.

              Количество часов.

   всего

теория

практика

1.

Вводное занятие

2

2

0

2.

Развитие двигательных качеств.

14

2

12

3.

Техника  игры в футбол.

14

2

12

4.

Тактика игры в мини-футбол.

16

2

14

5.

Контрольное тестирование

4

0

4

6.

Игровая подготовка

20

3

17

7.

Итоговое занятие

2

2

0

Итого часов:

72

13

59

Содержание образовательной программы.

                                                     

1.Вводное занятие.

Теория: История Российской федерации футбола. Европейская лига. Охрана труда на занятиях футболом. Техника безопасности при самостоятельных занятиях футболом.

2.Развитие двигательных качеств.

Теория: Понятие о двигательных качествах: координация движений, ловкость, быстрота реакции, прыгучесть, сила, выносливость, силовая выносливость.

Комплексы упражнений, развивающих двигательные качества.

Практика:Выполнение комплексов упражнений для развития физических качеств. Игровые упражнения, выполняемые индивидуально, в группах, командах, подвижные игры и занятия с мячом . Игровые упражнения. Эстафеты. Подвижные игры: «Живая цель», «Салки мячом», «Ведение восьмеркой», «Пятнашки в парах с ведением мяча», «Десять передач», «Длинные прыжки с мячом», «Бег с препятствиями». 

                                                                                 

3.Техника  игры в мини-футбол.

Теория. Техника владения мячом. Техника ударов и остановок мяча. Техника ведения мяча. Техника ударов по воротам.

Практика. 

Освоение техники владения мячом

-на уровне финтов (обманных движений).

Совершенствование техники ударов и остановок мяча

-с сопротивлением защитника.

Совершенствование техники ведения мяча

-с пассивным сопротивлением защитника.

Овладение техники ударов мяча по воротам.

Совершенствование техники вбрасывания мяча.

Освоение техники отбора мяча.

Освоение тактики взаимодействий игроков одной команды. Освоение тактики позиционного нападении и тактики защиты. Освоение тактики вратаря.

               

4. Тактика игры в мини-футбол.

Теория. Тактика команды. Тактика взаимодействия игроков. Тактика позиционного нападения. Тактика защиты. Тактика вратаря.

 Практика. 

 Групповые взаимодействия.

Групповые действия в защите.

Групповые действия в нападении.

Командные действия.

Тактика защиты.

Индивидуальные действия -  выбор места

Игра в нападении игроков и команды в целом.

 5.Контрольные тестирование.

Теория. Техника безопасности при выполнении контрольных упражнений.

 Правила выполнения контрольных упражнений.

Практика: контрольные нормативы и тесты на двигательные качества: силу – подтягивание, отжимание, поднимание туловища; на быстроту реакции – бег на короткие дистанции; на прыгучесть – прыжок в длину с места; на прыгучесть и силу ног – прыжки на скакалке за 30 сек.;

Контрольные тесты по мини-футболу:

различные обводки мяча, удержание мяча в воздухе, удары мяча по воротам.                                                                                                                 

6.Игровая подготовка.

Теория. Самостоятельное судейство игр, ведение судейского протокола.

Правила игр и эстафет. Организация и проведение игр в футбол.

Практика: Игры, подводящие к мини-футболу (развивающие игры):

Игры с мячом;

игры  с элементами сопротивления, с прыжками, с метанием;

эстафеты встречные и круговые с преодолением полосы препятствий из гимнастических снарядов, переноской, расстановкой и собиранием предметов, переноской груза, метанием в цель, бросками и ловлей мяча, прыжками и бегом в различных сочетаниях перечисленных элементов.

 Учебно — тренировочные  игры:

 Учебная игра с заданием.

Игра неполными составами по облегченным правилам.

 Игры полными составами и по правилам игр.

Организация и проведение игр со сверстниками.

 Соревновательные игры.

 Принимать участие в соревнованиях различного уровня.                                                                                                                        

 7. Итоговое занятие.

Теория. Результаты контрольного тестирования. Подведение итогов.

 Награждение воспитанников.  Постановка целей и задач на следующий год.

Ожидаемые результаты.

2 – ый год обучения:

знать:

- историю возникновения и развития футбола;

 - основы знаний по теории и методике занятии по физической культуре и спорту;

- упрощенные правила игры в футбол;

 -ведение протокола игры.

уметь:

 - применять правила игр

 - организовать проведение игр.

 -выполнять удары по мячу головой

             -выполнять остановку мяча грудью;

             -вбрасывать мяч из-за боковой линии с места;

            -применять в игре простейшие игровые комбинации;

            -применять технические приёмы вратаря.

Формы и способы  проверки  результативности

Для проверки освоения программы  в конце каждого года учащиеся выполняют контрольные упражнения, показывающие степень освоения учащимися программного материала.

Участие в соревнованиях, контрольных играх.

Материально – техническое обеспечение.

  • Футбольные мячи — 15 шт.
  • Ворота для мини — футбола — 2 шт.
  • Переносные стойки — 10 шт.
  • Гимнастическую стенку,перекладины;
  • Гимнастические маты;
  • Мячи набивные — 15 шт.
  • Мячи резиновые — 5 шт.
  • Мячи теннисные — 15 шт.
  •  Мячи волейбольные — 5 шт.
  •  Мячи баскетбольные — 5 шт.
  • Секундомеры — 1 шт
  •  Скакалки — 15 шт.
  • Гимнастические палки — 15 шт.
  • Цветные ленты - 5 шт.
  • Флажки — 10 шт.
  • Кегли — 10 шт.
  • Конусы — 10 шт.
  • Спортзал — 1
  • Раздевалка - 2


Методическое обеспечение образовательной программы.

Тема

Форма проведения занятий

Методы и приёмы

Использованные материалы

Форма подведения итогов

1

Вводное занятие

Инструктаж, беседа

Методы: словесный, наглядный.

Приемы: объяснение.

Методические материалы.

Обобщение знаний

2

Развитие двигательных качеств

Теоретическое, практическое

Методы:практический, словесный, наглядный.

Приемы:объяснение,показ, повторение, упражнения

 Спортивный инвентарь.

Обобщение знаний и умений.

3

Техника игры в мини-футбол

Теоретическое, практическое

Методы:практический, словесный,наглядный

Приемы:объяснение,показ, практические задания

 Спортивный инвентарь.

Учебная игра, соревнование.

Обобщение знаний и умений.

Контрольные игры.

4

Тактика игры в мини-футбол

Теоретическое, практическое

Методы:практический, словесный.

Приемы:объяснение,показ,  практические задания.

Учебная игра.

 Спортивный инвентарь.

Учебная игра, соревнование.

Обобщение знаний и умений.

Контрольные игры.

5

Контрольное тестирование

Тестирование

Методы:словесный,

практический.

Приемы:объяснение,практические задания.

 Спортивный инвентарь.

Обобщение знаний и умений.

Контрольные игры.

6

Игровая подготовка

Учебная игра, соревнования

Методы:практический, словесный.

Приемы:объяснение, практические задания.

Учебная игра.

 Спортивный инвентарь.

Учебная игра,

соревнование.

Обобщение знаний и умений.

Контрольные игры.

7

Итоговое занятие

Беседа

Методы: словесный, наглядный

Приемы: объяснение,

Методические материалы.

     Обобщение знаний.


Список литературы для педагогов:

1.Андреев С.Н., Алиев Э.Г. Мини-футбол в школе. М.: Советский спорт, 2008.

2.Богин М.М. Обучение двигательным действиям. – М.: Физкультура и спорт, 1985.

3.Юный футболист: Учеб.пособие для тренеров / Под ред. А.П. Лаптева и А.А. Сучилина. – М.: Физкультура и спорт, 1983.

4.Лях В.И., Зданевич А.А. Программы общеобразовательных учреждений. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. – М.: «Просвещение», 2011.

5.«Физическое воспитание учащихся 5-7 классов», под ред. В.И.Ляха и Г.Б.Мейксона, М., «Просвещение» 2009г.

6.«Физическая культура 5-7классы», под ред. Г.Б.Мейксона, Л.Е.Любомирского, М., «Просвещение» 2009 г.

7.«Физическая культура 5-7классы», под ред. Виленского, М., «Просвещение» 2009г.

8. «Развивающие игры на уроках физической культуры 5-11 классы», Ю.Г.Коджаспиров, М., «Дрофа», 2003г.

9.  Физическая подготовка футболистов. М.А. Годик «Олимпия. Пресс», 2008г.

  1. Футбольный тренер. «Терра-Спорт», Сассо Э., 2003г.

Список литературы для учащихся:

1. Сто одно упражнение для юных футболистов. Малькольм Кук, А.С.Т. Астрель.  

          Москва 2003 г.

2. Физические упражнения и подвижные игры. Методическое пособие В.С. Кузнецов,    

      Г.А. Колодгницкий, Н.Ц. Эпас, 2006г.

3. Футбол в школе. Швыдов И.А. «Терра-Спорт», 2002г.

4. Футбол. Основы игры. Денни Милке. «Астрель», 2007г.

5.  Футбол для начинающих. Ричард Дангворд, Дж. Миллер. «Астрель», 2006г.

6.  Энциклопедия физических упражнений, Ежи Талага «Физкультура и спорт», 1998г.

7.  Мой друг физкультура В.И. Лях «Просвящение», 2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психологические аспекты использования информационных технологий в образовательной деятельности детей с ОВЗ.»

«Психологические аспекты использования информационных технологий в образовательной деятельности детей с ОВЗ.» Преимущества, аспекты влияния,санит.гигиен.нормы и правила,задачи использования инф.технол...

Конспект организации непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей во 2 младшей группе «Путешествие в страну игрушек».

Занятие в стихах по физкультуре в игровой форме. 2 младшая группа. Автор - Кудряшова Ольга Валерьевна....

Организация образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья на основе применения дистанционных технологий на уроках русского языка.

Необходимо, чтобы целью общего образования признавалось достижение всеми учащимися определенного общественного статуса и утверждение своей социальной значимости. Основной проблемой в рамках модернизац...