Методическая разработка по теме: "Единоборство"
методическая разработка по физкультуре (10 класс) на тему

Правила поведения, соблюдения техники безопасности и предупреждение травматизма на уроках  по изучению единоборств. Организация и методика обучения приёмам освобождения от захватов.Техника освобождения от захватов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ гимназия № 405

Санкт-Петербург

Учитель физической культуры

Рощина Светлана Анатольевна

Правила поведения, соблюдения техники безопасности и предупреждение травматизма на уроках  по изучению единоборств.

«Единоборство» в силу объективных причин: активной двигательной деятельности в процессе обучения, значительных физических и психологических нагрузок, разнообразия условий выполнения приёмов и действий – предрасположено  к возможным травмам и повреждениям занимающихся. В связи с этим, необходимо постоянное внимание учителя к вопросу профилактики травматических повреждений. Для этого необходима высокая организация занятий, правильная методика обучения, качественная подготовка учебных мест и инвентаря, что позволит избежать травматизма.

С этой целью руководитель обязан:

- постоянно поддерживать дисциплину и организованность на занятиях.

- зал для занятий, маты и ковер должны быть чистыми.

- перед проведением основной части занятий или схватки делать разминку.

- учащиеся допускаются на занятия только в чистой спортивной форме.

- строго соблюдать последовательность выполнения упражнений учащимися, как в подготовительной, так и в основной части, их дозировку, темп и амплитуду движений.

- при выполнении приемов и действий устанавливать интервалы и дистанции между учениками, исключающие падения друг на друга, ушибы, травмы.

- не проводить броски, находясь на обкладочных матах.

- не проводить приемы за границей площади ковра, отведенной для занятий данной пары.

- не проводить приемы (особенно недостаточно изученные) без плотного захвата.

- проводить броски так, чтобы партнер не мог упереться рукой или головой в ковёр.

- следить за правильным выполнением приёмов страховки и самостраховки при бросках и падениях.

- добиваться, чтобы приёмы начинались быстро, а заканчивались плавно, без применения большой силы и по первому сигналу партнера.

- удары рукой, ногой, предметами отрабатывать на чучелах, мишенях, а при выполнении с партнером только обозначать.

- не садиться на ковер, если на нем занимаются другие.

- если партнер во время схватки начинает «злиться», то следует подобрать другого партнера.

- не бороться лежа, если рядом проводят схватку в стойке.

- не проводить приемы, которые требуют большой силы или хорошей координации движений в состоянии сильной усталости.

- если при разучивании приемов и проведении схваток невозможно выполнять действия с оптимальной силой (разница в росте и в весе) следует сменить партнера.

Организация и методика обучения приёмам освобождения от захватов.

Приемы освобождения от захватов разучиваются после обучения ударов рукой и ногой, болевых приемов и бросков, так как в основу освобождений от захватов положены болевые воздействия на уязвимые места тела противника.

В связи с многообразием видов захватов способ освобождения будет зависеть от различных обстоятельств (веса, роста, активности противника и т.п.)

Выбор способа освобождения исключительно индивидуален. Защищающийся должен мгновенно оценить ситуацию и провести самый простой, но наиболее эффективный прием быстро, решительно и неожиданно. Поэтому с первых уроков учителю необходимо воспитывать у учеников самостоятельность в выборе отдельных приемов, в том числе и освобождений от захватов.

Обучение проводиться групповым двухсторонним способом.

Пары обучаемых  в шеренгах  располагаются на интервалах 2-4 шага лицом друг к другу или в затылок  в зависимости от конкретного приёма.

Одна шеренга - первые номера - действуют за атакующего противника, другая шеренга – вторые номера - в роли защищающегося (затем смена ролей).

В соответствии с описанием техники приемы освобождения условно делятся на 2-3  самостоятельные части:

- первая часть- это предварительный удар рукой (ногой, головой) или другое болевое воздействие на противника с целью несколько расслабить его захват и рассредоточить внимание;

- вторая часть – сбив захвата выполнением рычагов, бросков;

- третья (заключительная часть) – поражение противника контрударами или проведение связывания и других действий в зависимости от обстоятельств.

Все приемы выполняются в медленном, затем в быстром темпе по команде  руководителя, а потом самостоятельно.

При выполнении в медленном темпе занимающиеся в парах, поочередно проводя прием, должны на себе почувствовать умеренное болевое воздействие, эффективность захватов и других действий, выполняемых партнером. Только в этом случае каждый обучаемый сможет оценить действенность и практическую ценность того или иного приема освобождения.

С целью совершенствования выполнения освобождений от захватов необходимо требовать от обучаемых обязательного выполнения приемов из различных исходных положений, с разными по весу, росту и силе партнерами, в сочетании с другими приемами и действиями.

Учитель должен помочь учащимся найти свои наиболее рациональные способы действий при освобождении от захватов и отработать их выполнение в условиях, близких к реальным.

Обучение защитам от ударов рукой и ногой, а также выполнение ударов рукой и ногой, контрударов необходимо включать в подготовительную часть каждого урока.

ПРИЕМЫ   САМОЗАЩИТЫ:

Техника освобождения от захватов:

  1. При захвате противником двух рук необходимо рывком с вращением в сторону больших пальцев рук противника освободить руки и нанести удар коленом в пах или ударом ребром ладони по шее (ключице, основанию черепа) провести контрприем.
  2. При захвате противником одной руки за кисть потянуть противника в сторону захваченной руки, разворачиваясь к нему боком, нанести удар назад локтем в солнечное сплетение, по печени или тыльной частью кулака в пах. Завершить контрприем можно ударом снизу противоположной рукой. Освободиться от захвата одной из рук можно также натаскиванием противника на себя с нанесением бокового пробивного удара ногой в коленный сустав.
  3. При захвате одноименной руки, натаскивая противника на себя, необходимо выпрямить руку противника и резким разворотом туловища ударить предплечьем свободной руки по локтевому суставу сзади или боковым пробивным ударом ногой в коленный сустав сбоку травмировать ногу противника.
  4. При захвате противником туловища спереди (без захвата рук) ударить коленом снизу в пах и нажимая на глаза противника, освободиться от захвата с последующим выполнением контрприем
  5. При захвате туловища сзади (без захвата рук) нанести удар каблуком по голени или стопе (головой в лицо) и резко нажать на тыльную сторону кисти противника суставами фаланг кулака. Как только противник ослабит захват туловища, захватить двумя руками его левую кисть и, поднимая ее вверх, нырком под руку провести рычаг внутрь. Оказавшись сзади противника произвести толчок его вперед.
  6. Защита от ударов ногой «крестообразный блок» - защита подставкой рук. Выполняется из боевой стойки. На маховый удар противника ногой в пах скрестить руки впереди себя и резко послать их вперед вниз; руки выпрямлены и напряжены. Верхнюю часть туловища чуть наклонить вперед, таз отвести назад, ноги слегка согнуть. Эта защита выполняется шагом вперед или назад, что дает возможность сзади стоящую ногу использовать для контр атаки
  7. Защита от ударов рукой (защита от боковых ударов кулаком в голову) выполняется в основном блоком одного или обоих предплечий с последующими контрударами руками (ногами), или нырком под бьющую руку с ответным ударом (серией ударов).
  8. Освобождение от захвата руки двумя руками сверху. Выполняется различными способами, например: Захватить сверху кулак своей захваченной руки и рывком вверх к себе (в сторону больших пальцев рук противника) освободиться от захвата.

  1. При захвате шеи двумя руками спереди необходимо сбить захват разведенными в сторону локтями, резким ударом между его рук, снизу вверх. Обратным движением сверху вниз ударить противника в лицо.

ПРОВЕДЕНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР С ЭЛЕМЕНТАМИ «ЕДИНОБОРСТВА».

                                       (в парах)

        *                                     *                                      *

  1зона                                               

Х

-----

Х

        *

3 зона

Х

-----

Х

        *

5 зона

Х

-----

Х

       *

        *

2 зона

Х

-----

Х

        *

4 зона

Х

-----

Х

        *

6зона

Х

-----

Х

                           *                                     *                                       *

За победу в каждом этапе участник  получает один балл. По сумме баллов победитель получает оценку «пять» за урок.

1 задание: Первые и вторые номера встают напротив друг друга на правой ноге, заложив правую руку за спину, а левой рукой удерживая голень одноименной ноги. По сигналу, прыгая на одной ноге, пытаются вытолкнуть плечом соперника из своей зоны или заставить его, потеряв равновесие, встать на обе ноги. Победитель в каждой паре получает одно очко.

 2 задание: Оба  играющих, находясь на середине зоны, спиной друг к другу и заложив обе руки за спину, по сигналу учителя стремятся  вытолкнуть спиной соперника из зоны. Вышедший из зоны участник проигрывает. 

3 задание: Оба  играющих, находясь на середине зоны держась за руки противника (захват) по сигналу учителя стремятся перетянуть противника за свою линию. Игрок, перетянувший противника, получает одно очко.

4 задание: (платок закреплен на уровне стопы) Стоя лицом  друг к другу, руки за спиной, по сигналу каждый игрок, используя обманные движения ногами, старается своей ногой прижать платок противника к полу.  Победитель в каждой паре получает одно очко. 

5 задание: (платок закреплен на поясе игрока) Стоя лицом друг к другу по сигналу каждый игрок, используя обманные движения  старается сорвать с пояса платок. Победитель в каждой паре получает одно очко. 

6 задание: (платок закреплен на уровне предплечья) Стоя лицом  друг к другу, рука с платком за спиной, по сигналу каждый игрок, используя обманные движения свободной рукой, старается сорвать платок.  Победитель в каждой паре получает одно очко. 

7 задание: На середину каждой зоны  площадки положить резиновое кольцо, за линии игроков положить по кубику. От середины зоны игроки ухватившись за кольцо одной рукой, пытаются уйти за свою линию и взять другой рукой кубик. Победитель получает одно очко.

8 задание: На середину каждой зоны  площадки положить мяч, 2 номер уходит за свою линию, по сигналу 1 номер пытается забить гол противнику. Затем меняются местами.

Одно очко получает игрок за каждый забитый гол (второй раз забить рукой).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

План-конспект открытого урока по теме «Единоборство»/ 10 класс, девушки.

Тема: Формирование  двигательных навыков применения техники освобождения от захватов, как приема самозащиты. Цель: Повышение уровня физической подготовленности  для овладения техники за...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...