Психологические, физиологические, социальные предпосылки развития одаренности детей.
методическая разработка по физкультуре по теме

Проблема одаренности в  настоящее  время  становится  все  более актуальной.  Это,  прежде  всего,  связано   с   потребностью     общества   в неординарной творческой личности.       

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odarennost_1.docx24.02 КБ

Предварительный просмотр:

Психологические, физиологические, социальные предпосылки развития одаренности детей.

Филиппова Н.Н. учитель физической культуры высшей квалификационной категории, МБОУ гимназии №10 г. Гуково.

Проблема одаренности в  настоящее  время  становится  все  более актуальной.  Это,  прежде  всего,  связано   с   потребностью     общества   в неординарной творческой личности.        

Своеобразие понятия "одаренность" заключается в том, что свойства человека рассматриваются в ней с точки зрения тех требований, которые ему предъявляет та или другая практическая деятельность.

Детская и школьная одаренность неоднократно становилась предметом дискуссий ученых и учителей. А.В. Петровский подчеркивал, что, как правило, одаренные дети легко переносят ускоренное, бурное развитие своих способностей, и, объясняется это тем, что на решение задач, стоящих перед ними они затрачивают меньше сил.

Н. Лейтес, который исследовал одаренных интеллектуалов, отмечал, что истоки этого феномена надо искать в возможностях детства. Так, отмечает Н. Лейтес, что все малыши очень чутки к иностранным языкам. Для детства характерна также удивительная сила воображения. К сожалению, по мере взросления большинство одаренных детей позволяют догнать себя в развитии. Но бывает, что столь необычный жизненный старт как бы продолжается в больших успехах и достижениях. Поэтому надо стремиться, чтобы каждый ребенок проявил себя как можно ярче в раннем детстве. Н. Лейтес заметил одно важное обстоятельство в развитии одаренности - потребность реализовать себя. Побудительная сила такой потребности отличает истинно одаренного и талантливого, и это важно поощрять.

Л. Венгер, в развитии одаренности многое связывал с возможностями формирования личности каждого ребенка, а генетическую предопределенность видел только в темпах усвоения умений, знаний.

Одаренность диагностируют по темпу умственного развития. Раньше других можно обнаружить художественную одаренность детей, в области науки быстрее всего проявляется одаренность к математике. Становление индивидуально-психологических особенностей зависит от врожденных задатков, окружающей среды и от характера деятельности.  Особенности психического развития ярко проявляются в одаренности, успешности. Итак, один ребенок сразу запоминает длинное стихотворение, другой - легко складывает в уме пятизначные числа, третий - высказывает мысли, достойные философа.

Феноменальные  экстраординарные способности, яркая одаренность, талант, основываются на особой организации мозга, предрасположенность к теоретическому или художественному мышлению, образного и двигательных навыков руки, специфическом взаимодействии слуха, воображения, чувствительной и остро реагирующей нервной системы, взаимосвязи конституции организма и органов координации движения тела. Подобные редкие проявления заслуживают особого внимания.

Одаренность по своей сущности является целостной и многосторонней. Она имеет анатомо – физиологические основания, определенную организацию и строения мозга, всех его функциональных систем. В возникновении и развитии одаренности существенную роль играют нервно психические образования, определяющие возможности ребенка к особенному, оригинальному восприятию мира, к воспитуемости и обучаемости,  к осмыслению и творчеству, самовыражению и самоутверждению.

Одаренные дети,  демонстрирующие  выдающиеся  способности  в  какой-то одной области, иногда ничем не  отличаются  от  своих  сверстников  во  всех прочих отношениях.  Однако,  как  правило,  одаренность  охватывает  широкий спектр  индивидуально-психологических  особенностей.  Большинству  одаренных детей присущи особые черты, отличающие их от  большинства  сверстников.   Одаренных детей отличает  высокая  любознательность  и исследовательская активность.  Психофизиологические  исследования  показали, что у таких детей повышена биохимическая и электрическая  активность  мозга. Недостаток информации, которую можно усвоить и переработать, одаренные дети воспринимают болезненно.  Поэтому  ограничение  их  активности  чревато негативными реакциями невротического характера.   Одаренных  детей  в  раннем возрасте отличает способность  прослеживать  причинно-следственные  связи  и делать  соответствующие  выводы;   они   особенно   увлекаются   построением  альтернативных моделей и систем.  Для них характерна более  быстрая  передача нейронной   информации.   Чаще всего  внимание  к одаренным  детям  привлекает   их большой  словарный      запас,       сопровождающийся        сложными синтаксическими конструкциями, а также   умение  ставить  вопросы.    Многие одаренные дети с удовольствием  читают словари  и  энциклопедии,  предпочитают игры,  требующие  активизации  умственных способностей.

Одаренных детей также отличает   повышенная концентрация  внимания  на чем-либо,  упорство  в  достижении  результата  в  той  сфере,  которая   им интересна. Однако свойственное многим из них разнообразие  интересов  иногда приводит к тому, что  они  начинают  несколько  дел  одновременно,  а  также берутся за слишком сложные  задачи.  У  них  также  есть  расположенность  к четким  схемам  и  классификациям.  Очень важно своевременно уловить, не  упустить  черты   относительного постоянства индивидуальности у детей,  опережающих  в  умственном  отношении свой возраст. Одаренность ребенка — это  достаточно  устойчивые  особенности именно  индивидуальных  проявлений  незаурядного,  растущего   с   возрастом интеллекта. Различия в степени, качестве и направленности одаренности человека  определяются  природой,  генетическим фондом. Генетические предпосылки выступают не сразу и не полностью. Они обнаруживаются в ходе возрастного созревания, в социальной среде в процессе обучения и воспитания.

По мнению Теплова Б.М. к типам нервной системы входит состав природных задатков, развитие психических свойств. Например, от врожденных особенностей зависит та или иная впечатлительность ребенка, скорость и интенсивность психических процессов, его нервная выносливость, динамические характеристики его умственной работы.

Основная трудность диагностирования признаков одаренности в годы детства состоит в том, что и индивидуальное и возрастное проявляются совместно, и симптомы их могут быть одинаковыми. Даже такая значимая особенность ребенка, как необычно высокая умственная активность и нужда в умственной нагрузке, особая готовность к напряжению, может как выражать свойства его типа нервной системы, так и указывать на начавшийся период ускоренного созревания, когда потребность испытывать напряжение ума возрастает. У некоторых детей, в связи со спецификой хода их созревания, возрастные факторы настолько сближаются во времени, что могут как бы суммироваться; это приводит к многократному усилению их действия и может вызвать очень быстрое развитие интеллекта. Таких детей с ранними умственными достоинствами нельзя не заметить, не счесть их выдающимися. Как известно у некоторых детей умственный подъем может идти по-другому: в самом ходе возрастных изменений индивидуальные достоинства интеллекта выступают все более отчетливо, укрепляются и продолжают расти уже устойчиво. Когда речь идет о годах детства, то слово «одаренный» может означать разное. Оно может означать, что ребенок выделяется среди ровесников своими необыкновенными способностями, при прочих равных условиях, и поэтому его можно считать одаренным. Хотелось бы, что бы ребенок, обнаруживающий признаки одаренности мог считаться одаренным не только в данную пору жизни. Однако и при самых благоприятных обстоятельствах жизни только у некоторых детей с признаками одаренностями будет и в пору зрелости обнаруживаться необычный потенциал.

Положение  о  гармоничном   психическом   развитии   одаренных   детей неоднократно подвергалось пересмотру на протяжении всей  истории  психолого-педагогического изучения феномена детской одаренности. Современные исследования  показывают,  что  гармоничность  в  развитии различных  сторон  психики  одаренного   человека   является   относительной редкостью.  Чаще  можно   столкнуться   с   неравномерностью, односторонностью  развития,  которая  зачастую  не  только  сохраняется   на протяжении всей жизни одаренного человека,  но  и  углубляется,  порождая  у него ряд психологических проблем. Реальный  уровень  способностей одаренных детей не понимается окружающими и нормальный  для  такого  ребенка процесс развития рассматривается как аномальная неприспособленность к  жизни в обществе. У таких детей возникают трудности в нахождении близких по   духу друзей, появляются проблемы участия  в  играх  сверстников,  которые  им  не интересны. Дети подстраиваются под других, хотят казаться такими,  как  все.    Учителя  очень  часто  не  распознают  одаренных  учащихся  и   отрицательно оценивают их способности  и  достижения.  Сложность  положения  усугубляется тем, что сами дети осознают свою непохожесть. Социальная изоляция — это  не  следствие  эмоциональных  нарушений,  а результат условий, в которых оказывается ребенок при  отсутствии  группы с которой он мог бы общаться.

Виды одаренности проявляются по-разному и встречают специфические барьеры на пути своего развития в зависимости от индивидуальных особенностей.      

Внутренне-психологические и физиологические критерии одаренности характеризуются развитостью, своеобразием протекания и проявления всех психических и нервно-физиологических процессов. Глубина, ясность, неординарность теоретического или образного мышления, свобода речевого самовыражения; богатство творческого воображения, прочность и оперативность логической, зрительной, слуховой, эмоциональной, сенсорно-двигательной памяти; быстрота реакции, гибкость нервной и физической организации тела; интеллектуальная раскрепощенность, умение подвергать сомнению и критическому осмыслению устоявшиеся стереотипы. Все эти особенности психики ярко обнаруживаются у детей в процессе повседневной учебной и внеурочной деятельности, в условиях свободы творческого само проявления, необходимой и достаточной материальной базы.

В качестве внешнего психологического критерия одаренности может быть принята внутренняя материально-духовная сила индивида, спонтанно проявляющаяся как интерес, любознательность, увлеченность, желание, настойчивое стремление, духовно-органическая потребность к творчеству" в том или ином виде деятельности. Такое свободное влечение, спонтанное проявление комплекса способностей может оказываться за пределами организованной учебной работы. Одаренный ребенок, пассивный в школе, находит себе приют в домашней мастерской, лаборатории, занимается изобретательством, выпиливанием, рисованием, рукоделием, вышиванием.

Деятельностно-практические критерии одаренности конкретно выражаются в результатах детского творчества. Чем выше качество произведения, изделия, чем более сформировавшимися являются способности, очевиднее талантливость ребенка. Это оригинальность сочинения, логичность решении задач, глубина понимания проблем, практическая значимость технического творчества, эстетичность художественной самодеятельности, добротность материальных продуктов труда, четкость организаторской деятельности, высокий уровень достижений в спорте, мастерство в изобразительном или исполнительском искусстве.

Самый высокий уровень одаренности фиксируется тогда, когда способность к творчеству, обнаруживаясь в конкретной деятельности, сопровождается увлеченностью, твердой волей в стремлении к цели, органично соединена с простыми нормами человеческой красоты и нравственности в поведении, характеризуется успешностью и высоким качеством результатов труда.

           

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество автора

Филиппова Надежда Николаевна

Место работы

МБОУ гимназии №10

Должность

учитель

Ученая степень, ученое звание

-

Название статьи (тезисов доклада)

Психологические, физиологические, социальные предпосылки развития одаренности детей.

Номер и название секции конференции

Секция №1. Одаренность как свойство личности ребенка: современные подходы к развитию детской одаренности.

Почтовый адрес (с индексом)

347871 г. Гуково, ул. Киевская, д. 57 кв.30

Телефон домашний (с индексом междугородной связи)

(863 61) 5-17-69

Телефон мобильный

89514963518

E-mail

pashavirus98765@mail.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ И ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В методическом пособие рассматриваются формы и методы формирования исследовательских навыков обучающихся....

Учебная проектная деятельность как форма развития одаренных детей

При изучении проблемы индивидуализации познавательной деятельности школьников были разработаны рекомендации обоснованного выбора форм работы с учащимися для создания учебного баланса на уроке.Использо...

Мастер-класс "Поиск, выявление и развитие одаренных детей в условиях ОУ""

Разработка мастер-класса для педагогов (текст мастер-класса, презентация). Идея может быть использована при проведении заседаний методических объединений....

Технологии поддержки и развития одаренных детей. Этапы работы с одаренными детьми

В данной статье предалагается рассмотерть основные этапы работы с одаренными детьми в основной школе и памятка по работе с такими обучающимися....

Разработка заседания творческой группы по работе с одаренными детьми на тему: «Педагогические условия развития одаренных детей в современной школе».

Заседание творческой группы по работе с одаренными детьми на тему: «Педагогические условия развития одаренных детей в современной школе».Форма проведения: квест.Девиз квеста: «У твор...

Программа профессионального развития педагога «Система сопровождения и развития одаренных детей» на 2019-2021 год

Цель:Выявление, поддержка и создание условий для оптимального развития одаренных детей, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии спо...