Программа курса «Оздоровительная аэробика»
рабочая программа по физкультуре (9 класс) по теме

Среди факторов, обуславливающих малоподвижный образ жизни можно отметить такие как: обучение в школе, ( сидя за партой ), выполнение уроков дома, облегчающие работу по дому бытовые приборы, транспортные средства, неактивные формы досуга- чтение книг, просмотр теле- и видеопрограмм  игры на персональном компьютере и многое другое.

         На занятиях дети учатся не только красиво двигаться, преодолевая трудности образовательного процесса, но и развиваться духовно, эмоционально, физически, интеллектуально, приобретают навыки грациозных движений, участвуют в концертных выступлениях, учатся аккуратности, целеустремлённости.

        Новизна данной программы заключается в том, что она направлена не только на укрепление здоровья, развитие общефизических и спортивных качеств ребёнка, но и развитие творческих способностей детей с разной физической подготовкой.

Наше бурное время предъявляет к человеку очень высокие требования. Напряженный ритм жизни, повышенные требования к качеству труда, конфликтные ситуации в школе и дома, и т.п.

Детям от природы свойственно выражать себя в движении: бегать, прыгать, размахивать руками. И чаще всего, ребёнок только на уроке физической культуры может дать волю энергии заложенной в нём. Но этого, конечно, не достаточно для того, чтобы дети вдоволь могли подвигаться. Вот почему в наше время стали так популярны занятия аэробикой

В условиях научно- технической революции сильные мышцы- это тот резерв, который помогает человеку противостоять натиску нервных и физических перегрузок, неизменно сохранить хорошее самочувствие и быть доброжелательным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pasport_programmy.doc315 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт программы

1.Модифицированная программа  объединения «Атлат»

2.Рецензент – Аладьина Татьяна Евгеньевна, методист ДДТ

3.Организация-исполнитель – МБОУ ДОД  Каменский районный Дом детского творчества

4. Адрес: Каменский район, пос. Глубокий, ул. Чкалова, 14.

5. Тел.: 8(86365)95567

6.Автор – педагог Жукова  Ольга  Ивановна

7. Занятия по программе осуществляется в группах постоянного состава, количество детей в группе 1года обучения – 15 человек. Комплектование группы осуществляется по возрасту обучающихся, по заключению врача. Обучатся могут дети от 10 до 14 лет.

8.Цель программы: содействие физическому развитию обучающихся, воспитание гармоничного развития,  привитие интереса к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Укреплять здоровье и способствовать всестороннему физическому развитию. Заполнение свободного времени тренировками, что отвлекает их от вредных привычек.

9. Направленность программы: занятия оздоровительной аэробикой, способствуют более прочному прикреплению к костям мышечных сухожилий, укрепляют позвоночник и ликвидируют в нём нежелательные искривления, способствуют расширению грудной клетки и выработке хорошей осанки.  

10. Срок реализации программы – 1 год.

11.Вид программы – модифицированная.

12. Уровень усвоения программы –   углубленный

13. Способ освоения содержания программы: групповой, индивидуальный,                                                                               демонстрационный.

14. Краткое содержание программы: методика проведения оздоровительной аэробики предусматривает постепенное увеличение нагрузки, индивидуальный подход, не имеет запрещенных упражнений. Поэтому аэробикой можно заниматься всем, с разным уровнем физической подготовки, и не имеет противопоказаний.  а также внимание к вопросу воспитания здорового образа жизни, всестороннего подхода к воспитанию гармоничного человека. Танцевальные направления способствуют развитию координации движений, выносливости, чувство ритма, музыкального такта, ориентации в пространстве.

Программа курса «Оздоровительная  аэробика»

  1. Пояснительная записка.

        Среди факторов, обуславливающих малоподвижный образ жизни можно отметить такие как: обучение в школе, ( сидя за партой ), выполнение уроков дома, облегчающие работу по дому бытовые приборы, транспортные средства, неактивные формы досуга- чтение книг, просмотр теле- и видеопрограмм  игры на персональном компьютере и многое другое.

        На занятиях дети учатся не только красиво двигаться, преодолевая трудности образовательного процесса, но и развиваться духовно, эмоционально, физически, интеллектуально, приобретают навыки грациозных движений, участвуют в концертных выступлениях, учатся аккуратности, целеустремлённости.

        Новизна данной программы заключается в том, что она направлена не только на укрепление здоровья, развитие общефизических и спортивных качеств ребёнка, но и развитие творческих способностей детей с разной физической подготовкой.

Наше бурное время предъявляет к человеку очень высокие требования. Напряженный ритм жизни, повышенные требования к качеству труда, конфликтные ситуации в школе и дома, и т.п.

Детям от природы свойственно выражать себя в движении: бегать, прыгать, размахивать руками. И чаще всего, ребёнок только на уроке физической культуры может дать волю энергии заложенной в нём. Но этого, конечно, не достаточно для того, чтобы дети вдоволь могли подвигаться. Вот почему в наше время стали так популярны занятия аэробикой

В условиях научно- технической революции сильные мышцы- это тот резерв, который помогает человеку противостоять натиску нервных и физических перегрузок, неизменно сохранить хорошее самочувствие и быть доброжелательным.

Однако такие нагрузки, как и труд в однообразной позе за рабочим столом,  не обеспечивает нужной двигательной активности. Происходит перенапряжение одних и тех же мышц при полном бездействии других. Отсюда деформация фигуры, жировые отложения сначала на поверхности тела, всевозможные недомогания и болезни.

 Красота фигуры и пластика движений  присуща девочке с рождения, однако эти качества утрачиваются, если не получают развития, не совершенствуются. В последствии девочка, становясь девушкой, женщиной теряет способность полноценно (без патологий) выносить и родить здорового ребенка. Мальчикам сложно дается координация движений, разнонаправленные движения.  Контуры тела определяются мышечным рельефом. Слабые мускулы спины, не позволяют сохранять правильную осанку, дети  сутулятся. Это  приводит к уплощению грудной клетки, бездействию грудных мышц, их жировому перерождению. Из-за слабости мускулатуры выпячивается живот, выступают лопатки, затрудняется координация движений и т.д.     Детский организм легко отзывается на атлетические тренировки, потому что дети более гибки, более пластичны и выносливы.  

Обозначенные проблемы, протекающие на фоне ухудшения экологической обстановки и несоблюдения режима питания, а также употребления в пищу преимущественно углеводсодержащих продуктов, приводит к образованию большего количества жировых  клеток, которые депонируются и образуют жировые отложений, что в конечном итоге ведет к изменению в сторону ухудшения функционального состояния организма.

Для достижения оздоровительного эффекта при занятиях аэробикой необходимо соблюдение следующих условий:

-участие в работе больших мышечных групп;

-возможность продолжительного выполнения упражнения;

-ритмический характер мышечной деятельности;

-энергообеспечение работы мышц в основном за счет аэробных процессов.

-индивидуальный подход к группе, учащимся;

-эмоциональный фон.

Силовые тренировки направлены на укрепление здоровья, развитие силы выносливости и формирование красивого тела.

Все физические упражнения подразделяются на локальные, региональные и глобальные в зависимости от объема участвующей в них мышечной массы.

К локальным  относятся упражнения, в выполнении которых участвует 1/3 всей мышечной массы тела (отдельные гимнастические упражнения),  к региональным- примерно от 1/3 до ½  всей мышечной массы тела (упражнения, выполняемые только мышцами рук и пояса верхних конечностей, мышцами туловища и т.д.) а в глобальных упражнениях участвует более ½ всей  мышечной массы тела (бег, гребля и т.д.)

Упражнения, выполняемые в оздоровительной аэробике, можно отнести ко всем трем группам. Область их применения соответствует задачам занятия и отдельных его частей. Например, в разминку включаются локальные и региональные упражнения, в основной части занятия выполняются глобальные (общего воздействия) упражнения для достижения оптимальных величин сердечной и дыхательной производительности. Для развития некоторых физических  качеств  (например, силы, выносливости, гибкости) в основной и заключительной частях занятия используется упражнения как локального, так и регионального воздействия.

        В арсенал оздоровительной аэробики входят упражнения с преодолением внешних сил; тяжести, сопротивления воздуха. В качестве внешнего сопротивления используются вес частей собственного тела и оборудование- манжеты, гантели, силовые тренажеры. Танцевальные направления способствуют развитию координации движений, выносливости, чувство ритма, музыкального такта, ориентации в пространстве.

В основу программы положены общепринятые в международном фитнесе принципы, методы и правила построения программы, организации и структуры занятий по различным направлениям аэробики.

1.1 Введение

По данным медосмотров, дети начиная учебную деятельность имеют 56% хронические заболевания,   имеют массу патологии, связанные с дыхательной системой,  сердечно-сосудистой системой и опорно-двигательного аппарата. Основной причиной заболеваний, является недостаток двигательной активности – гиподинамия. Она возникает в связи с активной заменой ручного труда механизированным: развитием бытовой техники, наличием видео аппаратуры, персональных компьютеров. Всё это неблагоприятно сказывается на состоянии всех органов и систем организма, способствует появлению избыточного веса тела, развитию ожирения, атеросклероза, гипертонической болезни.

 Отсутствие двигательной активности мышц, окружающих кости, приводит к нарушению обмена веществ в костной ткани и потере их прочности. Отсюда плохая осанка, узкие плечи, впалая грудь, что отражается на здоровье внутренних органов.

Занятия оздоровительной аэробикой, способствуют более прочному прикреплению к костям мышечных сухожилий, укрепляют позвоночник и ликвидируют в нём нежелательные искривления, способствуют расширению грудной клетки и выработке хорошей осанки. Суставы при систематических занятиях физическими упражнениями и спортом развиваются, повышается эластичность их связок и мышечных сухожилий, увеличивается гибкость. Систематическая физическая тренировка увеличивает силу мышц именно за счёт увеличения количества и утолщения мышечных волокон и за счёт увеличения их эластичности.

Аэробика - это система физических упражнений, энергообеспечение которых осуществляется за счет использования кислорода. Методика проведения оздоровительной аэробики предусматривает постепенное увеличение нагрузки, индивидуальный подход, не имеет запрещенных упражнений. Поэтому аэробикой можно заниматься всем, с разным уровнем физической подготовки, и не имеет противопоказаний.  К аэробным относятся только те циклические упражнения, в которых участвует не менее 2/3 мышечной массы тела. Для достижения положительного эффекта продолжительность выполнения аэробных упражнений должна быть не менее 20-30 мин. Именно для циклических упражнений, направленных на развитие общей выносливости, характерны важнейшие функциональные изменения систем кровообращения и дыхания. Различные направления оздоровительной аэробики способствуют гармоничному развитию ученика.

Одной из задач предмета, является умение напрягать и расслаблять мышцы, слушать (концентрация внимания на  задействованных мышцах) свое тело, одно из условий борьбы со стрессом.


 Цели и задачи программы:

Цель программы: повышение мотивации учащихся к физической культуре и обучение новым видам физической культуры, совершенствование двигательных способностей средствами оздоровительной аэробики, создание условий для развития творческих, физических, художественно-эстетических качеств ребенка посредством занятий оздоровительной аэробикой.

Задачи

1-й год

Обучающие

  • познакомить детей с элементами строевой подготовки;
  • учить детей ритмичным упражнениям  на развитие подвижности рук, ног, шеи;
  • познакомить детей с базовыми шагами аэробики.

Развивающие

  • развивать начальные физические данные детей (осанку, гибкость);
  • развивать чувство ритма, музыкальность

Воспитывающие

  • привитие интереса к регулярным занятиям;
  • воспитывать дисциплинированность, аккуратность, вежливость.

1.3 Условия реализации деятельности по программе.

Программа рассчитана на обучающихся 3-7 классов. Количество часов обучения составляет 4 час в неделю, 136 в год. Занятия проводятся 2 раза в неделю в спортивном зале. Продолжительность занятия 40 минут.

Материально-технические условия

Материально-техническая база

Оборудование: байковые одеяла или коврики для занятий на полу в количестве 15 шт., скакалки, гимнастическая скамья, гантели, гимнастическая палка стереомагнитола, видеомагнитофон, DVD проигрыватель, телевизор.

Музыкальное сопровождение.

Музыка является одним из сильнейших возбудителей эмоций человека. Её воздействие активизирует у занимающихся физиологические и психические функции:

-понижается ЧСС

-повышается обмен веществ и активизируется работа внутренних органов;

-улучшается настроение занимающихся;

-помогает бороться с однообразием;

В сочетании с физическими упражнениями музыка создает положительный эмоциональный фон, диктует темп выполнения упражнения. Музыкальное сопровождение должно быть органично связанно с движениями, и при подборе необходимо учитывать количество акцентов  в минуту (ударных полей такта).

        110-130 акцентов  в минуту – аэробику для начинающих

        140-160 акцентов  в минуту – для подготовленных

        100-120 акцентов  в минуту – для работы в партере

        80-90 акцентов  в минуту – для стрейчинга, расслабления.

 Основной формой организации деятельности является групповое занятие. Для того, чтобы избежать монотонности учебно-воспитательного процесса и для достижения оптимального результата на занятиях используются различная работа с воспитанниками:

•        Фронтальная

•        Работа в парах, тройках, малых группах

•        Индивидуальная

Дидактический материал

Специальная литература.

Средства для реализации программы

Кабинет видеокассеты и DVD-диски «Фитнес», «Аэробика»: аудиокассеты и диски : музыкальные записи разных жанров, стилей , направлений  и стран.

  1. Методики и технологии обучения и воспитания.

Занятие-беседа, занятие-соревнование, репетиции, занятие - концерт, игры на развитие внимания, памяти, подвижные игры, творческие мастерские, просмотр видеофильмов и обучающих программ, совместное посещение смотров и концертов.

Первый год обучения- это знакомство с аэробикой: обучение технике базовых движений, формирование двигательного навыка, развитие выносливости, большое внимание уделено гибкости и координации

Аэробная часть.

Счет

1-4

1-4

1-4

1-4

1-4

1-4

1-4

1-4

Базовые шаги

(Пр)M

(Пр)St

(Пр)М

(Пр)St

(Пр)VSt

(Л)ASt

Вариации.

Прыжки

Подскоки

KnUp

JmJk

Руки

Руки свободные ли на поясе

Направление

 

Партер .

Группа мышц

Упражнение

Количество повторений

Мышцы ног.

В положении стоя махи и приседания- мышцы ног (бедро спереди, сбоку, сзади).

8 повтор.

 3 раза.

Мышцы спины.

В положении лежа- скручивание, подъем корпуса, ног.

8 повтор.

 3 раза

Мышцы брюшного пресса 

В положении лежа- скручивание, подъем корпуса и ног.

8 повтор.

 3 раза

2. Учебно-тематическое планирование и содержание

 

№ темы

Подготовка

Название темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

Теоретическая подготовка

  ТБ и ПДД., введение в образовательную программу.

1

1

Начальная диагностика

1

1

Гигиена спортивных занятий.

1

1

Из истории аэробики

1

1

Общефизическая подготовка

Элементы строевой подготовки

4

36

40

6.

Общеразвивающие упражнения для рук

1

10

11

7.

Общеразвивающие упражнения для ног

1

16

17

8.

Общеразвивающие упражнения для шеи  и спины.

1

10

11

9.

Специальная физическая подготовка

Базовые шаги аэробики

1

22

23

10.

Упражнения на развитие осанки

1

10

11

11.

Упражнения на развитие гибкости

1

10

11

12.

Хореографическая подготовка

Характер музыкального произведения

1

3

4

13.

Знакомство с выразительным значением темпа музыки

1

3

4

14.

Понятие легато(связано), стаккато(отрывисто)

1

3

4

15.

Сдача нормативов

2

2

16.

Участие в мероприятиях

2

2

ВСЕГО :   144

2.1 Содержание программы.

В содержание данной программы можно выделить три этапа подготовки детей: Iэтап – подготовительный;

IIэтап – совершенствование полученных ЗУН;

III этап – творческая работа. Данные этапы соответствуют годам обучения.

 Рассмотрим содержание тем.

Название темы

Содержание

Кол-во часов на тему

Теория

Практика

Теоретическая подготовка (4Ч)

  ТБ и ПДД., введение в образовательную программу.

Правила техники безопасности   нахождения и занятия в зале аэробики, правила поведения на занятиях, Ознакомление обучающихся с планом занятий, пояснение основных понятий аэробики.

1

Начальная диагностика

Начальная диагностика ЗУН по контрольным упражнениям. Диагностика уровня воспитанности (Нормативы ОФП.

Психологические тесты)

1

Гигиена спортивных занятий.

Инструкция для занимающихся аэробикой (требования к местам занятий, оборудованию и инвентарю, к одежде занимающихся, к причёски, правила поведения после занятий).

1

Из истории аэробики

История развития аэробики в мире. Основные направления аэробики. История аэробики в России.

1

Общефизическая подготовка (79 ч)

Элементы строевой подготовки.

Промежуточная аттестация. 

Техника выполнения строевой подготовки

Выполнение элементов строевой подготовки (строй, шеренга ,перестроения и т.д.) (Подробнее см. приложение 2)

40

Общеразвивающие упражнения для рук

Техника выполнения упражнений для рук без предмета.

Упражнения для рук и плечевого пояса в разных направлениях, в разном темпе с разной амплитудой. (Подробнее см. приложение 3)

11

Общеразвивающие упражнения для ног

Техника выполнения упражнений для ног без предмета.

Освоение и закрепление упражнений для ног, в положение сидя, стоя, лёжа на полу.(Подробнее см. приложение 4)

17

Общеразвивающие упражнениядля туловища, шеи  и спины.

Техника выполнения упражненийдля туловища, шеи  и спины.

Освоение и закрепление упражнений длятуловища, шеи  и спины, в положениесидя, стоя, лёжа на полу. ( Подробнее приложение 5)

11

Специальная физическая подготовка (45 ч)

Базовые шаги аэробики

Техника выполнения базовых шагов аэробики.

Изучение, выполнения и закрепление базовых шагов аэробики таких как «неап», «ланч» и т.д. .(Подробнее приложение 6)

23

Упражнения на развитие осанки

Техника выполнения упражнений  на развитие осанки.

Освоение и закрепление упражнений на развитие правильной осанки у станка, в партере и т.д.(Подробнее приложение 7)

11

Упражнения на развитие гибкости

Техника выполнения упражнений  на развитие гибкости

Освоение и закрепление упражнений на развитие гибкости станка, в партере и т.д.(Подробнее приложение 8)

11

Хореографическая подготовка (12 ч)

Характер музыкального произведения

 Пояснение понятия «характер музыкального произведения»

Прослушивание музыки и выяснение характера музыки  (весёлый, грустный, спокойный, энергичный, торжнственный)

4

Знакомство с выразительным значением темпа музыки

Пояснение понятия «темп музыки»

Определение темпа музыки (очень медленно, умеренно, быстро, очень быстро), хлопки в темпе музыки

4

Понятие легато(связано), стаккато(отрывисто)

Пояснение понятие легато(связано), стаккато(отрывисто

Выполнение движений рук, головы, ногами плавно или отрывисто в зависимости от музыки

4

Сдача нормативов

Выполнение контрольных упражнений.

2

Участие в мероприятиях

Участие в оздоровительных мероприятиях.

2

ВСЕГО144

2.2 Задачи занятий :

        -Тренировка кардиоспособности, гибкости, координации, аэробной выносливости организма.

-Содействовать гармоничному физическому развитию.

-Нагрузить основные группы мышц ( бедра, пресса, спины, рук).

-Получение занимающимися положительного эмоционального заряда от физической нагрузки.

3.Ожидаемые результаты обучения.

Обучающийся должен знать, что:

  • на занятия надо приходить во время, в чистой, аккуратной форме, с аккуратно причёсанными волосами;
  • заходя, надо здороваться и спрашивать разрешения; по окончанию – прощаться с педагогом и другими детьми;
  • ребята знакомы с элементами строевой подготовки и базовыми шагами аэробики.
  • Порядок занятия;
  • Базовые шаги аэробики отдельно и в связках;
  • Понятие танцевального рисунка;
  • Различные стили танцевальной аэробики.

Должен уметь:

  • Красиво выполнять элементы  строевой подготовки;
  • Правильно выполнять ритмичным упражнениям  на развитие подвижности рук, ног, шеи;
  • Правильно выполнять базовые шаги аэробики;
  • Справляться с заданиями, которые развивают осанку, гибкость;
  • Различать характер музыки, темп, ритм;
  • Чётко выполнять элементы строевой подготовки один и в группе, отдельно и в связках.
  • Управлять движениями рук, ног, головы в различных направлениях и в различных темпах;
  • Чётко выполнять базовые шаги аэробики отдельно и в связках.
  • Справляться с заданиями, которые развивают специальную физическую подготовку (выносливость, осанку, гибкость, быстроту, уверенность);
  • Быть самокритичным и критичным;
  • Тактично выражать своё мнение по отношению к другим;

Формы проверки знаний.

Сдача нормативов для оценки уровня физической подготовленности (в начале и конце учебного года).

Оценка уровня развития двигательных способностей осуществляется на основании тестирования

  1. сила мышц брюшного пресса- число подъемов корпуса из положения лежа;
  2. гибкости позвоночника- степень наклона вперед из положения сидя;
  3. сила мышц рук, плечевого пояса- по числу отжиманий от пола из упора лежа.

 Контрольное занятие в конце учебного года

Составление комплекса упражнений для основных групп мышц (мышцы рук, ног, пресса, спины)

Составление несложной связки с использованием базовых шагов, комплекса упражнений для основных групп мышц (мышцы рук, ног, пресса, спины)

Критерии результативности.

- рост техники исполнения упражнений;

- умение самостоятельно провести разминку и заминку.

- умение самостоятельно составить и разучить с группой комплекс упражнений на силу, гибкость;

- рост уровня физической подготовленности.

Оценка контрольных упражнений по общей и специальной физической подготовке (сила, скоростно-силовые качества).

Упражнения

Баллы

10

9.5

9.0

8.5

8.0

7.5

7.0

6.5

6.0

5.5

5.0

4.5

4.0

3.5

3.0

Прыжок в длину с места: толчком двумя ногами(см)

200

195

190

185

180

175

170

165

160

155

150

145

140

135

130

Прыжок вверх без взмаха руками.

42

41-40

39-38

37-36

35-34

33-32

31-30

29-28

27-26

25-24

23-22

21-20

19-18

17-16

15-14

Прыжок вверх со взмахом руками.

50

49-48

47-46

45-44

43-42

41-40

39-38

37-36

35-34

33-32

31-30

29-28

27-26

25-24

23-22

Поднимание ног в вис углом на гимнастической стенке

30

28

26

24

22

20

18

16

14

13

12

11

10

9

8

Вис углом на гимнастической стенке (держать).(сек)

34

32

30

28

26

24

22

20

18

16

14

12

10

8

6

Жим на одной ноге (правой и левой). (кол-во раз)

20

18

16

15

14

13

12

11

10

9

8

7

6

5

4

Сгибание разгибание рук в упоре лёжа. (кол-во раз)

30

28

26

24

22

20

18

16

14

12

11

10

9

8

7

Стойка на руках у опоры. (время)

1м 54с

1м 48с

1м 42с

1м 36с

1м 30с

1м 24с

1м 18с

1м 12с

1м 6с

54с

48с

42с

36с

Прыжки со скакалкой.(кол-во раз за 20 сек)

60

55

50

45

40

35

30

25

20

18

16

14

12

10

8

Прыжки на гимнастическую скамейку толчком двумя(кол-во раз за мин)

60

55

50

45

40

35

30

25

20

17

15

14

13

12

11

Оценка данных

Средний балл

Уровень

3.9 и ниже.

Низкий

4.0-4.9

Ниже среднего

5.0-7.0

Средний

7.1-7.9

Выше среднего

8.0-9.0

Высокий

4. Правила безопасности.

Вводный инструктаж по технике безопасности работы в зале аэробики. Ознакомление с правилами внутреннего распорядка, правилами эксплуатации зала, противопожарными правилами, с работой медпункта, ознакомление с  правилами поведения в зале.

Правила техники безопасности на занятиях оздоровительной аэробикой.

Разбор правил техники безопасности выполнения базовых шагов, используемых в аэробике. Не рекомендуемые движения в аэробике. Значение правильной техники выполнения упражнений, движений для профилактики травматизма. Требования к спортивной одежде и обуви на занятиях аэробики.

Практика: демонстрация и разбор не рекомендуемых упражнений.

Расчет индивидуального пульса во время тренировки. Самоконтроль пульса.

Понятие интенсивности. Низкая, средняя, высокая интенсивность. Физиологическая кривая занятий. Процент изменения ЧСС по сравнению с исходной величиной в зависимости от структуры занятия. Расчет индивидуального оптимального пульса во время тренировки по формуле Лусфорда. Самоконтроль пульса.

5. Работа с родителями.

Воспитательная работа путем бесед и разговоров с родителями. Главным фактором в работе с родителями является тактичность и доброжелательность, так как общие усилия на благо обучения и воспитания детей - залог успешной работы с родителями. Проводить  индивидуальные беседы с родителями; привлекать родителей к участию в мероприятиях как мастер- класс ; Приветствуется участие приглашенных родителей, родственников. Что усиливает значимость и позитивное отношение к  оздоровительной аэробике. На беседах с родителями обязательна пропаганда здорового образа жизни, о правильном питании, о видах аэробики.

Выступление обучающихся в объединении  с показательными номерами-связками перед родителями.

6. Библиография

Список литературы

1.        Аэробика. Теория и методика проведения занятий: Учебное пособие для студентов вузов физической культуры / Под.ред. Е. Б. Мякинченко, М. П. Шестаковой.  М.: СпортАкадемПресс, 2002.

2.        Базовая аэробика в оздоровительном фитнесе: уч. пособие / Планета фитнес. –  М.: ООО УИЦ ВЕК, 2006. – 72 с.

3. Буц, Л.М. Для вас девочки/ Л.М. Буц – М. Физкультура и спорт. – 1988 г.

4. Довыдов, В.Ю., Коваленко, Т.Г., Краснова, Г.О. Методика преподавания оздоровительной аэробики/Довыдов  В.Ю., Коваленко Т.Г., Краснова Г.О.– Волгоград: Изд-во Волгогр. гос. ун-та. – 2004 г.

5.        Иванова О.А., Дикаревич Л.М. Аэробика плюс сила и гибкость: физкультура для всех // Здоровье.  1993. № 1. С. 42–43.

6.        Крючек, Е.С. Аэробика. Содержание и методика проведения оздоровительных занятий / Е.С. Крючек . – М.: Терра-Спор, Олимпия Пресс, 2001. –  64с.

7. Прокопов, К.М. Клубные танцы: она / К.М. Прокопов – М. Аст. – 2005 г.

8.Рукабер, Н.А. Программа по спортивной аэробике / Н.А.Рукабер – М. Физкультура и спорт. – 1994 г.

8.15.        Юсупова  Л.А., Миронов   В.М. Аэробика: учебно-методическое пособие / БГУФК. – Мн: БГУФК, 2005. – 100 с.

Литература для детей и родителей

  1. Буц, Л.М. Для вас девочки/ Л.М. Буц – М. Физкультура и спорт. – 1988 г.
  2. Иванова О.А., Дикаревич Л.М. Аэробика плюс сила и гибкость: физкультура для всех // Здоровье.  1993. № 1. С. 42–43.
  3. Прокопов, К.М. Клубные танцы: она / К.М. Прокопов – М. Аст. – 2005 г.

Приложения.

Приложение 1.

Для определения результативности используется следующая диагностика, представленная в виде таблицы контрольных упражнений:  

   Контрольные упражнения по ОФП и СФП.

№п/п

Упражнения.

Методические указания.

1

Наклон вперёд из седа ноги вместе, держать 3 сек.

Грудь плотно касается бёдер, спина и ноги прямые, носки оттянуты, держать без излишнего напряжения. Незначительное нарушения каждого из требований – 0.5 балла; значительное – 1.0; недодержка одного счёта – 1.0 балл.

2

Мост держать 3 сек.

Упражнение выполняется с прямыми ногами, плечи перпендикулярны полу. За переступание, нарушение равновесия, неуверенный выход в мост сбавки от 0.5 до 1.0балла.

3

Шпагаты в трёх положениях – правый, левый, прямой( сед с предельно разведенными ногами).

Голени и бёдра должны плотно прилегать к полу, туловище вертикально. За наклоны и скручивания туловища, нарушения равновесия, сгибание ног – сбавки от  0.5 до 1.0 балла.

4

Перевод(выкрут) гимнастической палки назад и вперёд в основной стойке.

Руки прямые, выполнять двумя руками одновременно. Незначительное нарушение каждого требования – 0.5, значительное – 1.0 балл.

5

Стойка на носке одной ноги другая согнута под прямым углом, руки вверх наружу.

Упражнение выполняется с закрытыми глазами. Оценивается по продолжительности стойки. Секундомер останавливается в момент нарушения равновесия (опускание на пятку, схождения с места, подскока и др.).

6

Равновесие на одной, другая назад, руки в стороны (пальцы сжаты в кулаки), голова приподнята.

Равновесие выполняется с закрытыми глазами. Оценивается по продолжительности удерживания равновесия. Секундомер включается в момент закрывания глаз, останавливается в момент нарушения равновесия.  

7

Поднять ногу вперёд, перевести в сторону и назад, держать каждое положение 2 сек.

При выполнение равновесия носок свободной ноги удерживать максимально высоко. За нарушение осанки, отсутствие необходимой выворотности – 0.5 балла.

8

Прыжок в длину с места: толчком двумя ногами.

Выполняются две попытки. Засчитывается лучший результат.

9

Прыжок вверх без взмаха руками.

Высота прыжка измеряется по методу Абалакова с помощью сантиметровой ленты. Выполняется две попытки. Засчитывается лучший результат.

10

Прыжок вверх со взмахом руками.

Высота прыжка измеряется по методу Абалакова с помощью сантиметровой ленты. Выполняется две попытки. Засчитывается лучший результат.

11

Поднимание ног в вис углом на гимнастической стенке.

Упражнение выполняется с прямыми ногами, ноги поднимаются не ниже 90 градусов. Оценивается по числу поднимания   ног.

12

Вис углом на гимнастической стенке (держать).

Упражнение выполняется с прямыми ногами, оценивается по времени удерживания. Секундомер останавливается в момент опускания ног ниже 90 град.

13

Жим на одной ноге (правой и левой)

Свободная нога прямая с оттянутым носком. Выполняется каждой ногой и оценивается по количеству выполненных жимов.

14

Сгибание разгибание рук в упоре лёжа.

Угол сгибания рук в локтевых суставах 90 град., туловище прямое. Оценивается по количеству отжиманий.

15

Стойка на руках у опоры.

Оценивается по времени удерживания данного положения. Руки максимально приближены к опоре, подбородок прижат к груди.

16

Прыжки со скакалкой

Прыжки на двух ногах без промежуточных подскоков, вращая скакалку вперёд, средний темп -  100 прыжков в минуту.

17

Прыжки на гимнастическую скамейку толчком двумя.

Выполнять отскок от скамейки с прямыми ногами. Оценивать по количеству прыжков за минуту.

Оценка контрольных упражнений по общей и специальной физической подготовке ( на гибкость, подвижность суставов, устойчивость)

Упражнения

Баллы

10.0

9.0

8.0

7.0

Наклон вперёд из седа ноги вместе, держать 3 сек.

Полная «складка»: все точки туловища и подбородок касаются прямых ног.

Полная складка, но с удерживанием ног руками.

Касание грудью ног с удерживанием прямых ног руками.

Касание головой ног с удерживанием руками, ноги слегка согнуты.

Мост держать 3 сек.

Ноги и руки прямые, плечи перпенди-кулярны полу

Ноги слегка согнуты, плечи перпенди-кулярны полу

Ноги слегка согнуты, плечи незначительно отклонены от вертикали.

Ноги сильно согнуты, плечи отклонены от вертикали на 45 град.

Шпагаты в трёх положениях – правый, левый, прямой( сед с предельно разведенными ногами).

Голени и бёдра плотно прилегают к полу

Голени и бёдра недостаточ-но плотно прилегают к полу

Голени прилегают к полу, ноги разведены на 170 град.

Ноги раздвинуты на 145 град  и касаются пола лодыжками

Перевод(выкрут) гимнастической палки назад и вперёд в основной стойке.(см)

24

28

32

36

Стойка на носке одной ноги другая согнута под прямым углом, руки вверх наружу.(сек)

8.0

6.0

4.0

2.0

Равновесие на одной, другая назад, руки в стороны (пальцы сжаты в кулаки), голова приподнята, глаза закрыты, держать(сек)

20.0

18.0

16.0

14.0

Поднять ногу вперёд, перевести в сторону и назад, держать каждое положение 2 сек.

Носок свободной ноги на уровне подбородка

Носок свободной ноги на уровне груди

Носок свободной ноги поднят на 90 град.

Носок свободной ноги поднят ниже 90 град.

Приложение 2.

Строевые упражнения.

 Понятия: «строй», «шеренга», «колонна», «ряд», «направляющий», «замыкающий», «интервал», «дистанция». Предварительная и исполнительная команды. Повороты направо, налево, кругом, пол-оборота расчёт. Построение в одну шеренгу и перестроение в две шеренги; построение в колонну по одному и перестроение в колонну по два. Движение строевым и походным шагом. Обозначение шага на месте и в движении. С движения вперёд и обозначение шага на месте. Остановка. Движение бегом. Переходы с бега на шаг, с шага на бег. Повороты в движении(налево, направо). Перемена направления, захождение плечом. Граница площадки, углы, середина, центр. Движение в обход. Противоходом налево, направо. Движение по диагонали, змейкой. Перестроение из колонны по одному в несколько колонн поворотом в движении. Размыкание шагами (приставные, шаги галопа), прыжками.

Приложение 3.

Упражнения для рук.

Поднимание и опускание рук вперёд, вверх, назад, в стороны; движение прямыми и согнутыми руками в различном темпе; круги руками в лицевой, боковой, горизонтальной плоскостях(одновременные, поочерёдные, последовательные); сгибание и выпрямление рук из различных положений, в разном темпе, с различными отягощениями, с преодолением сопротивления партнера, сгибание разгибание рук в различных упорах(в упоре на станке, на гимнастической скамейке, в упоре лёжа, но с отведением ноги(поочерёдно правой и левой) назад при сгибании разгибании рук, то же с опорой носками на гимнастическую скамейку или рейку на гимнастической стенки, и в висах(подтягивание в висе лёжа, в различных хватах, в висе). Упражнения с гантелями.

Приложение 4.

Упражнения для ног.

Сгибание и разгибание стоп и круговые движения стопой. Полуприсяды и присяды в быстром и медленном темпе; то же на одной ноге с одновременным подниманием другой ноги вперёд или в сторону ) с опорой и без опоры. Выпады вперёд, назад, в сторону. Пружинистые полуприседания ввыпадами сочетании с поворотом кругом. Прыжки на двух ногах, на одной ноге, с одной ноги на другую, прыжки из приседа, прыжки через гимнастическую скамейку( сериями, слитно, толчком обеими ногами или одной. Махи ногами с опорой руками о гимнастическую стенку и без опоры руками. Движения ногой в горизонтальной плоскости (изи.п. стойка на одной, другая вперёд-книзу) в сторону, назад, в сторону вперёд, (в различном темпе с увеличением амплитуды до 90 град. и более). Поднимание ног в различных положениях: стоя, сидя, лёжа, в висах, упорах. Удерживание ног в различных положениях(вперёд, в сторону, назад). Встряхивание расслабленными ногами. Различные сочетания движений ногами с движениями туловищем, руками(на месте и в движении).

Различные прыжки со скакалкой с постепенным увеличением продолжительности и скорости прыжков; прыжки со скакалкой с постепенным сокращением времени на заданное количество прыжков(20 прыжков за 8сек.). Различные эстафеты и игры с бегом и прыжками, использование скакалки и др. предметы. Пружинный шаг(10-15с.), пружинный бег(20-45с.) Приседания с отягощениями, с партнёром, поднимание на носки(в подходе не более 5 раз, 3-4 подхода, темп быстрый, отдых 1 мин.) Прыжки на месте и с продвижением на одной, двух ногах( высоту прыжка постепенно увеличивать). Прыжки в высоту с места толчком ногами с разбега с доставанием предмета. Прыжки с предметами в руках. Прыжки из глубокого приседа.

Приложение 5.

Упражнения для туловища, шеи, спины.

Наклоны головы вправо, влево, вперёд, назад; поворот головы вправо, влево, одновременно с поворотом наклон головы вверх и вниз.  Наклоны туловища вперёд, назад, в сторону(вправо, влево) с максимальным напряжении(из различных положений – сидя, стоя, без опоры и с опоры), движения по кругу, скручивание вправо, влево, смещение туловища вправо, влево, прогиб вперёд, назад. Упражнения на пресс в различных положениях. Упражнение «кошка»,  «лодочка»: с начало подъём верхний части туловища, затем нижней части и одновременно.

Приложение 6.

Базовые шаги аэробики.

•        Ходьба: утрированная ходьба, при которой вес тела переносится с одной ноги на другую;

•        Подъём колена: движение выполняется стоя. При этом одна нога сгибается в колене и поднимается, а другая остаётся на полу (неап);

•        Выпад: перенос тяжести тела на ногу, широко выставленную вперёд и согнутую в колене, другая нога прямая, стопа на полу(ланч);

•        Бег при котором вес тела переносится с одной ноги на другую попеременно скачками. Выполняется на месте и с передвижением;

•        Прыжки ноги вместе-врозь;

•        Из основной стойки толчком двумя, прыжок ноги врозь с приземлением и.п.(аэрджек);

•        Изи.п. основная стойка толчком двумя прыжок ноги врозь с приземлением в полуприсяд ноги врозь. Толчком двумя вернуться ви.п. (джек);

•        «скип»: движение начинается с прыжка на одной ноге споследующем скачком на этой же ноге, в то время как сводная нога сгибается и выпрямляется вперёд;

•        Ту-степ: шаг правой вперёд, приставить левую, шаг правой вперёд. Следующий шаг начинать с левой ноги( ритм 1и2 – раз и два).

•        Скоттиш: шаг правой вперёд, шаг левой вперёд, шаг правой вперёд, подскок на правой. Следующий шаг начинается с левой ноги(ритм – раз, два, три, четыре).

•        Полька: шаг правой вперёд, приставить левую, шаг правой вперёд, подскок на правой. Следующий шаг начинается с левой ноги(ритм – раз, два, три, четыре).

•        Подскок: шаг правой вперёд, подскок на правой. Следующий шаг начинается с левой ноги.(ритм раз – и);

•        Скольжение: шаг правой в сторону, приставить левую. Следующий шаг начинается с левой ноги.(Раз – и);

•        Галоп: шагом правой, толчок правой ноги прыжок с приземлением на левую, выполняется вперёд и в сторону(ритм раз – и);

•        Пони: шаг правой вперёд или в сторону, оттолкнуться носком левой ноги и в шаге приставить её к правой. Следующий шаг начинается с левой ноги.(ритм раз – и);

•        Ча-ча-ча: шаг правой вперёд, шаг левой назад, шаг правой на месте, шаг левой на месте, шаг правой на месте. Следующий шаг с левой ноги.(ритм – раз, два, три, четыре)

•        Чарльстон: шаг правой вперёд, приставить левую вперёд, шаг левой назад, приставить правую назад. Следующий шаг с левой ноги(ритм – раз, два, три, четыре).

•        Прыжки на месте и с продвижением в различных направлениях на одной ноге, сгибая другую назад и разгибая вперёд-книзу или в сторону-книзу.

Примерные связки из базовых элементов аэробики

№1.

такты
(восьмерки)

общее название элемента

счеты

движения ног

движения рук

1.

double step touch справой

1

шаг правой вправо

правая вперед

2

приставить левую к правой

руки согнуты перед грудью

3

шаг правой вправо

левая вперед

4

приставить левую к правой

руки согнуты перед грудью

toetap

5

правая вправо на носок

руки в стороны

6

приставить правую

руки вверх

kneeup

7

правое колено вверх

согнутые руки опускаются вниз к коленям, локти направлены в пол

8

правая на пол

руки согнуты перед грудью

№2.

такты
(восьмерки)

общее название элемента

счеты

движения ног

движения рук

1.

начало от
v-step

1

шаг правой в сторону-вперед

правая в сторону-вперед

2

шаг левой в сторону-вперед

левая в сторону-вперед

.

3

приставить правую к левой

руки согнуты в локтях, прижаты к ребрам, локти направлены назад

lowkick

4

мах правой вверх (при движении вверх нога согнута в колене, достигнув уровня параллели с полом нога выпрямляется)

выпрямить руки вперед

.

5

шаг правой назад

свободная работа рук как в марше

marching

6

приставить левую к правой

7

шаг правой на месте

8

шаг левой на месте

Примерные комбинации из базовых элементов аэробики

№1. Исходное положение рук - согнуты в локтях перед грудью

такты
(восьмерки)

общее название элемента

счеты

движения ног

движения рук

1.

pivotturn

1

правая вперед на носок

-

2

поворот на носках на 180°

3

правая вперед на носок

4

поворот на носках на 180° (правая нога осталась сзади)

V-step

5

правая в сторону-вперед

согнуть правую, локоть направлен вниз, ладонь направленв вперед

6

левая в сторону вперед

согнуть левую, локоть направлен вниз, ладонь направленв вперед

7

правая назад в и.п.

хлопок в ладоши

8

левая назад в и.п.

хлопок в ладоши

такты
(восьмерки)

общее название элемента

счеты

движения ног

движения рук

2.

steptouch

1

шаг правой в сторону

согнутые перед грудью руки наклоняются вправо (локти почти на месте, направлены вниз, а предплечье и кисти наклоняются вправо)

2

левую приставить к правой

согнутые перед грудью руки наклоняются влево

3

шаг левой в сторону

согнутые перед грудью руки наклоняются вправо

4

правую приставить к левой

согнутые перед грудью руки наклоняются влево

heeltouch

5

шаг левой вперед

 

6

выставить правую вперед на пятку

хлопок в ладоши

7

шаг правой назад

 

8

приставить левую

хлопок в ладоши

№2.

такты
(восьмерки)

общее название элемента

счеты

движения ног

движения рук

1.

basicstep

1

шаг правой вперед

выпрямить вперед

2

левую приставить к правой

хлопок в ладоши

3

шаг правой назад

выпрямить вперед

4

левую приставить к правой

поставить на пояс

mambo вперед

5

правая нога вперед, перенести на нее вес тела, левая немного приподнимается от пола

круг правой рукой вперед, левая на поясе

6

вес тела переносится на левую ногу (она немного согнута), правая немного отрывается от пола и находится впереди

7

приставить правую ногу к левой

круг правой рукой назад, левая на поясе

8

шаг левой на месте

такты
(восьмерки)

общее название элемента

счеты

движения ног

движения рук

2.

kneeup

1

шаг правой вперед

свободная работа рук как в марше

2

левое колено вверх

3

шаг назад левой

4

приставить правую к левой

stradl

5

левая в сторону

правая выпрямить в сторону

6

правая в сторону

левая в выпрямить сторону

7

левая в исходное положение

руки вверх

8

правая в исходное положение

опустить руки вниз дугами вовнутрь

Приложение 7.

Упражнения на развитие осанки.

Различные виды ходьбы (с носка, на носках, с поворотом кругом, острым перекатным, пружинным шагом) и бега в чередовании с остановками на носках; прыжки толчком двумя с поворотом на 180-360град.

Упр. «Черепаха»

Установка: Сидим на стуле, нас привязали к спинке стула.

И.П. сидя на коврике, ноги вытянуты вперёд, носки вытянуты, руки лежат на коврике по сторонам, спина прямая, плечи расправлены. На 4 счёта плечи собираются вперёд, голова опускается в низ, но спина не наклоняется (черепаха влезла в свой панцирь), на следующие 4 счёта возвращаемся в исходное положение; упражнение «коробочка». Упражнение «кошка»,  «лодочка», «мячик»: с начало подъём верхний части туловища, затем нижней части и одновременно.

Приложение 8.

Упражнения на развития гибкости.

Наклоны вперёд, назад, в сторону(вправо, влево) с максимальным напряжении(из различных положений – сидя, стоя, без опоры и с опоры). Наклоном назад мост на обеих ногах и на одной ноге. Шпагат, шпагат с различным наклонами вперёд, назад, в сторону с различными движениями руками. Движение ногами (махи) в различных направлениях и с максимальной амплитудой; медленными движения ногами с фиксацией конечного положения в течение нескольких секунд. Сед с глубоким наклоном, голова опущена ( держать 20-40 с.), Упражнения на развитие подвижности стопы: И.П. сидя на полу, спина прямая, ноги вытянуты вперёд, 6 поз. На раз – вытянуть носки, пятки прижаты к полу, стремимся пальцами коснуться пола, на два носки на себя (поочерёдно, одновременно, по кругу).

Выполнение упражнений в парах: «лягушка», «бабочка», «складочка», упр. для растяжки мышц ног: И.П. дети в паре сидят друг напротив друга, ноги 1партнёра упираются в щиколотку второго, руки сцеплены. На раз – два первый медленно ложится назад, упираясь в ноги партнёра, на следующие 4 счёта фиксируют положение, на следующие 2 счёта возвращаются в исходное положение.

Приложение 9.

Элементы классического танца.

  • Полуприседание (демиплие) в 1, 2, 4, 5 позициях;
  • Приседание (гран плие) в 1, 2, 4, 5 позициях;
  • Выставление ноги на носок (батман тандю) в различном темпе;
  • Махи ногами на высоту 45 град. (батман тандю жете);
  • Полуприседание с выставлением ноги на носок (батман тандюсутеню);
  • Приседание на одной ноге, другая согнута (прижата) к щиколотке (батман фондю);
  • Нога согнута, колено в сторону, носок у щиколотки опорной ноги (спереди или сзади) – сюрле ку де пьер;
  • Резкое сгибание ноги в положение сюр лек у де пьер и разгибание на 45 градусов (батман фраппе);
  • Круги ногой по полу (рон де жамб портер);
  • Подъём на полупальцы (релеве);
  • Махи ногами на 90 градусов и выше в 3 и 5 позициях ( гран батман жете);
  • Махи ногами вперёд-назад(гран батман жете балансе);
  • Поднимание ноги вперёд, в сторону, назад в 3 и 5 позициях (батман девслопе).

Приложение 10.

Элементы танцевальной аэробики ( стили «hip-hop», «bеllydance», «латино»).

Хип-хоп.

Свободная пластика рук, волнообразные движения корпусом, в результате чего значительная нагрузка ложится наизоляция - движение, осуществляемое одной частью тела в одном суставе при неподвижном положении другой;  из "шагов" аэробики наиболее популярны Step-touch (на месте, с продвижением, с постановкой опорной ноги назад на носок), Touch-front, Kneeup, Grapewine (особенно скрестно спереди), повороты, V-step , Curl прыжком, выпады (в том числе глубокие). Часто используется кач в различных положениях, волнообразные движения корпусом, плечами, руками, переступания, перебежки, повороты из положения ноги скрестно, подъёмы на носки (перекаты с носка на пятку), движения бёдрами. Также характерно соединение ног прыжком и выполнение поворотов из plie. Очень часто выполняются скользящие движения. Активная работа корпуса, рук. Комплекс включает в себя множество прыжков,"шаги" фанка, но они, в том числе и кач, отсутствуют волнообразные фанковские движения. Часто используются соединительные элементы (остановки, сбой ритма). Допускается использование движений брейка.

bеllydance

Основные элементы: «бочка», «волна», «тряска», «тарелочки», «качалка», «удары», «ключ», «проходки». Связки из двух и более танцевальных элементов: «каракатица», «лошадка».

«Латино»

Виск-шаг, выполняемый на два счёта.

1 – шаг в сторону ведущей ногой и шаг опорной ногой с крестно позади ведущей.

2 – шаг ведущей ногой на месте.

Ча-ча-ча, мамбо (и - мах от колена ведущей ногой, 1-шаг ведущей ногой вперёд, и- шаг опорной ногой на месте, 2-шаг ведущей ногой рядом с опорной.), самба (1-шаг ведущей ногой вперёд/назад, и- шаг опорной ногой вперёд/назад и в сторону, 2- приставить ведущую ногу к опорной.), румба-шаг, повороты.

Шаги выполняются в связках


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса по выбору /элективного курса « История простых вещей и открытий »

« История простых вещей и открытий »Предпрофильный элективный курсЦель курса:В период глобализации исчезает умение видеть значимое и прекрасное в том, что окружает нас в повседневной жизни.  В ра...

Программа курса по выбору для учащихся 9 кл. "Способы и методы решения нестандартных задач школьного курса математики"

Данная программа для учащихся 9 класса относится к группе занятий в системе дополнительного образования, которые предназначены как для дополнения знаний учащихся, полученных ими на уроках, так и для и...

Календарно – тематическое планирование по курсу «Введение в биологию» (1 ч. согласно базисному учебному плану) учебник А.А. Плешаков, Э.Л.Введенский Программа курса «Биология» 5-9 классы. Линия «Ракурс»/ - концентрическая, авт.-сост. Н.И. Романова.

Пояснительная запискаКурс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступ...

Рабочая программа курса Математика (I и II курс)

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО / профессии (профессиям) НПО __ Приме...